Регистрация Вход
Город
Город
Город

Игрушечные самолетики не для игрушек. Что такое БПЛА. Часть 1.

Что такое БПЛА

Н.В. Чистяков


1. БПЛА экономически выгодны и всем нужны?

Существуют два устойчивых мифа относительно гражданского применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА):

·               Применение БПЛА экономически выгодно

·               Области применения БПЛА весьма широки.

Предполагается, что второе утверждение является следствием первого. Мифы возникли в связи с бесплодными попытками разработчиков военных беспилотных авиационных комплексов (БАК) и БПЛА найти своё место в гражданской экономике. Элементарное размышление показывает ложность обоих утверждений. Рассмотрим оба.

2. Примеры первых ударных БПЛА

                  Первоначально БПЛА или беспилотные самолёты служили ударными средствами большой дальности. Не погружаясь в историю дальше второй мировой войны, приведём классический пример первого беспилотного самолёта-снаряда в современном понимании - немецкого самолёта снаряда Фау-1.

                    В качестве второго примера назовём испытанный, но не пошедший в серийное производство по концептуально-политическим мотивам оперативно-стратегический беспилотный ударный самолёт-снаряд С-121 (Ту-121) (он же впоследствии "Ястреб") с ядерной боевой частью (1957.. 1959 гг.). Длина самолёта составляла около 25 м, размах крыла - 8,4 м, стартовая масса 35 т, максимальная дальность полёта почти 4000 км при крейсерской скорости 2,7 тыс. км/час! Это был настоящий беспилотный гигант.

                           Впоследствии, ударные самолёты-снаряды большой дальности стали относить к крылатым ракетам и перестали называть беспилотными самолётами. Основной задачей БПЛА надолго стала тактическая и оперативно-тактическая воздушная разведка, а основным видом воздушной разведки - аэрофотосъёмка.

3. БПЛА-разведчики Туполевского КБ

                         Воздушная разведка по справедливости считается одной из самых опасных боевых задач. Подлежащие разведке цели противная сторона стремится скрыть и защищает их мощной объектовой и войсковой ПВО. Особенно опасна воздушная разведка в начальный период боевых действий, когда ПВО противника ещё не подавлена, а также при отсутствии господства в воздухе. Беспилотные авиационные комплексы воздушной разведки (БАК ВР) с БПЛА порождены стремлением обезопасить лётчика. Лётчик - это наиболее трудно восполнимый элемент пилотируемого авиационного комплекса. Речь идёт именно о временных и ресурсных затратах на подготовку лётчика, а не просто о дороговизне подготовки лётчиков в денежном выражении. Следует отметить, что вопреки расхожему мнению современности, не всё можно измерить в деньгах. Если речь идёт об угрозе военного разгрома, и вопрос стоит о самом существовании нации и государства, то любые деньги, тем более затраченные ранее, теряют своё значение, в то время как такой ресурс, как подготовленный лётный состав приобретает огромную ценность. Беспилотный авиационный разведывательный комплекс и входящие в него БПЛА могут быть очень дорогими, поскольку информация, которую они способны принести, сторицей окупает затраты на разработку и производство БПЛА разведывательного назначения в период подготовки к войне. К тому же, наземная часть БАК, в отличие от БПЛА, угрозе поражения практически не подвергается. Но даже ценная разведывательная информация не оправдывает невосполнимые потери лётного состава. Профессиональный лётчик ценнее любого беспилотного летательного аппарата.

Может быть не сформулированные явно, но именно изложенные выше мысли лежат в основе замысла беспилотных монстров оперативно-тактической и тактической разведки на большой глубине: комплексов и беспилотных самолётов-разведчиков (БСР) "Рейс", "Рейс-Д", "Стриж" разработки КБ им. Туполева.

Не рассматривая подробно все тактико-технические характеристики беспилотных самолётов-разведчиков, остановимся на дальности, скорости и производной от них характристике - продолжительности полёта.

 

Характеристика

"Стриж"

"Рейс"

"Рейс-Д"

Максимальная дальность полёта в авиационном смысле, Д, км

1000

180

360

Скорость полёта, V, км/час

1110

950

850.. 940

Продолжительность полёта, оценка, Д/V, мин

54

11

24

Из приведённых ТТХ видно, что БПЛА летают быстро, далеко, но сравнительно недолго.

Наземное обслуживание и пуск БПЛА сродни таковым у жидкостных оперативно-тактических и стратегических баллистических ракет первого поколения. Плюс дополнительные авиационные хлопоты, связанные с согласованием зон и эшелонов полёта БПЛА. Старт БПЛА "Стриж" или "Рейс" являет собой весьма впечатляющее зрелище, ведь твёрдотопливные реактивные ускорители представляют собой самые настоящие ракеты. Впрочем, на войне всё это вполне уместно и допустимо. На фото показан беспилотный самолёт-разведчик "Стриж" на пусковой установке.

Ни о каком гражданском применении БПЛА такого типа не может быть и речи. Они создавались не для этого. Только угроза жизни высококлассного профессионала-лётчика может служить эквивалентом производственных и эксплуатационных затрат, присущих БАК и БПЛА. Таким образом, можно считать, что, по крайней мере, первое из утверждений, приведённых в начале этой статьи, ложно.

4. БПЛА, как воздушные мишени

Что касается второго утверждения, то кроме воздушной разведки БПЛА "Стриж" и "Рейс" имеют только одну область применения. Это применение БПЛА в качестве воздушных мишеней. Наиболее известный случай, сопутствовавший такому применению - трагическая гибель самолёта Ту-154 над Чёрным морем от ракеты комплекса ПВО С-200, стрелявшего по БПЛА-мишени "Рейс-Д" 4 октября 2001 года. Следует отметить, что этому трагедии способствовало высокое качество БПЛА "Рейс-Д", как беспилотного самолёта-разведчика, конкретно - низкая радиолокационная заметность БПЛА.

Целиком с сайта: http://www.avia.ru/author/20.shtml

 Продолжение следует.

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Я конечно-же сильно не согласен с автором, про многое он не упоминает (умалчивает), про многое он не прав, но из песни (из авторского текста) слов...
Да абвеатуру он использует неправильную.
Во-первых беспилотный - одно слово и по правилам языка должно сокращаться одной буквой
Во-вторых БЛА - звучит креативнее
Хотя БПЛА ходит наравне с БЛА во многих источниках.

Ответить

а абвеатура - это правильное слово?? Вроде аббревиатура....хотя...

Ответить

Может абвеатура может и аббревиатура, но согласитесь, что сокращение БЛА звучит класснее :)

Ответить

угум, класнее, особенно с буквой Я.

Ответить


 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.