Регистрация Вход
Город
Город
Город

Концепции и школы искусства (часть 2)

Барокко - Своего наивысшего расцвета стиль барокко достиг в начале XVII века в Риме, откуда он затем распространился по всей Европе и просуществовал вплоть до XVIII столетия. Название стиля происходит от итальянского слова barocco - причудливый или потешный. Искусство барокко легко отличить по его избыточному драматизму и открытому эмоциональному обращению к зрителю. Типичная для барокко религиозная композиция показывает святых или Мадонну в окружении ангелов в вихре взметнувшихся драпировок и курчавых облаков. Популярные в эту эпоху сюжеты из классической мифологии изображались в столь же преувеличенной манере. Не все искусство барокко было, однако, пышным и лучезарным - мрачный драматизм художников, подобных Караваджо, также принадлежит этому стилю. 

Уверение Фомы

Святой Фома касается ран прошедшего через распятие Христа, дабы удостовериться в их реальности. Головы Христа итрех апостолов являются фокусом композиции. Представлен
напряженный момент, когда апостолы смотрят на Святого Фому с изборожденным глубокими морщинами челом, в то время как тот влагает перст в тело Христа. Драматизм этой поразительно реалистической подробности усиливается резким светом и глубокими тенями (прием, называемый - светотень); фон отсутствует. Караваджо прославился как яркий реалист, отвергавший идеализацию; такой путь в искусстве был в то время революционным. Он часто использовал грубые крестьянские типы в качестве моделей для
святых и апостолов и, говорят, даже писал одну из своих Мадонн с проститутки-утопленницы, тело которой было извлечено из Тибра. Несмотря на свою сомнительную репутацию как человека (он был частенько не в ладах с властями), Караваджо почти единолично совершил революцию в искусстве.
Даже сегодня его картины обладают поразительной силой и
непосредственностью воздействия.

ДжованниЛоренцоБернини

Экстез Святой Терезы

В видении Святой Терезы Авильской ангел пронзает ее сердце золотым копьем. Экстаз физический и духовный - символ любви Святой Терезы к Богу - демонстрирует силу ее мистического опыта. Эта мраморная группа являет собой совершенный образец барочного духа в скульптуре - она наполнена драматизмом и душевным волнением,(Бернини был выдающимся мастером итальянского барокко. Виртуозность в исполнении и утонченность его скулыптур напоминает одновременно работы Микеланджело и античную пластику, а также сочетает в себе стилистические черты его современников -Караваджо, Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. Превосходный архитектор и скульптор, Бернини на всем протяжении золотого века римского искусства фактически монополизировал папские заказы. Ни один другой художник не внес в римское искусство такого вклада, как Бериини. Одно из величайших архитектурных достижений мастера - площадь перед собором Святого Петра в Риме.

Гверчино

Иаков, получающий одежды Иосифа

На картине - Иаков, получающий одежды своего любимого сына Иосифа, которого его ревнивые братья продали в рабство. Плащ Иосифа братья испачкали кровью козленка, чтобы отец подумал, что его сына растерзал хищный зверь. Иаков поднял свою правую руку и возвел глаза к небу, словно обращаясь к Богу. Плащ лежит на мраморной балюстраде, которая напоминает могильную плиту. Изображенная на фоне сумрачного неба, мощная и монументальная фигура Иакова заполняет все пространство картины. По своему усиленному драматизму эта работа может считаться шедевром барочного духа. Гверчино учился в академии братьев Карраччи в Болонье, но испытал также и влияние реализма Караваджо. В этом произведении, однако, художник смягчил драматичное караваджистское освещение, чтобы усилить колористическое богатство картины.

Франциско де Сурбаран

Святой Франциск Ассизский

Образ Святого Франциска, стоящего в своей могиле, восходит к апокрифическому тексту XIII века. Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле. Сурбаран создал еще более выразительный образ святого, благодаря сильному свету, падающему слева и выхватывающему его темную рясу и экстатическое лицо, оставляя правую часть в глубокой тени. Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных для итальянца Караваджо пламенеющих композиций, Сурбаран наделил свою картину суровой религиозностью, более характерной для живописи испанского барокко того времени. Однако Сурбаран не смог приспособиться к изменениям живописной моды, которую диктовал, например, Бартоломео Мурильо. Не в силах восстановить свою некогда высокую репутацию, он умер в нищете в 1664

Баухауз

Художественная мастерская Баухауз была основана архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 году и стала центром современного дизайна в Германии 1920-х годов. Отражая взгляды социалистических учений своего времени, Гропиус стремился сделать искусство и дизайн частью повседневной жизни. Он считал, что художники и архитекторы должны сделаться ремесленниками, а их произведения быть практичными и доступными. Живописцы, архитекторы, гончары, ткачи, скульпторы и дизайнеры обучались вместе в мастерских Баухауза, как некогда художники и ремесленники эпохи Возрождения. Стиль Баухауза отличался простотой, геометрическими формами и тонким вкусом. В 1933 году художественная школа была закрыта нацистами под предлогом распространения коммунис- тических идей. Хотя физически Баухауз прекратил свое существование, его члены, поки- нув Германию и рассеявшись по всему миру, продолжали проповедовать его идеалы. 
Джозеф Алберс
Посвящается квадрату
Четыре желтых квадрата вставлены один в другой. Несмотря на жесткий формат, они свободно плавают в пространстве картины, создавая оптическую иллюзию третьего измерения. Каждый из участков окрашен одним цветом, пигмент наносился прямо из тюбика мастихином. Это одна из работ самой знаменитой серии Алберса, изображающей квадраты, написанные чистым цветом. Оптическая иллюзия, созданная в этой картине, обнаруживает ее связь с направлением оп-арт, в то время как метод нанесения краски и трактовка цвета роднят ее с движением пост-живописной абстракции. В 1920-1923 годы Альберс учился в знаменитом Баухаузе, в штат которого вошел в 1923 голу. Датчанин по происхождению, Алберс в 1933 году переехал в США, где в Блэк Маунтен Колледже и в Йельском университете обучал многих художников, впоследствии получивших известность. В его популярной книге "Взаимодействие цветов", опубликованной в 1963 году, исследуется восприятие цвета - этой темой художник занимался всю свою жизнь
Пауль Клее
Сенекио
Упрощенное изображение человеческого лица разделено на цветные четырехугольники. Плоские квадратные формы вписаны в круг, представляющий лицо-маску, и напоминают многоцветный костюм арлекина. Будучи портретом комедианта Сенекио, картина может быть истолкована также как символ меняющихся взаимоотношений искусства, иллюзии и театра. Картина демонстрирует принципы живописи Клее, в которой линии рисунка, плоскости цвета и пространство приводятся в движение энергией интеллекта художника. Этими черточками и закорючками, навеянными его воображением, Клее, выражаясь его собственным языком, "приглашает линию на прогулку". С 1921 по 1931 год Клее был одним из самых блестящих преподавателей в школе дизайна в Баухаузе и опубликовал множество сочинений по теории искусства. Два года спустя нацисты выслали его из Германии, а более ста произведений Клее были изъяты из немецких музеев как "дегенеративные".
Ласло Мохой-Надь
СНХ
Иллюэорное парение объектов в пространстве мастерски воссоздано в этой живописи. Художник разместил геометрические формы внутри сужающейся решетки, создающей впечатление трехмерности и перспективной глубины. Значение этой композиции состоит в новооткрытых возможностях света и цвета, которые придают динамический импульс предметам в бесконечном пространстве. В живописи Мохой-Надя, последователя русского конструктивизма, простые, лишенные орнаментики геометрические формы демонстрируют отношения объема и окружающей пустоты. Он работал во многих сферах творчества, активно занимался промышленным дизайном, фотографией, скульптурой, кинематографом, литературой, сценографией. Одно из его наиболее значительных достижений - специальные эффекты для фильма Александра Корда "В ожидании новых явлений" ("More Things to Come"). Венгр по происхождению, Мохой-Надь в 1920-1937 годах жил в Германии, затем переселился в Чикаго, где основал Институт дизайна.

 

Братство прерафаэлитов
   Объединение молодых английских художников, основанное в 1848 году. Неудовлетворенные состоянием упадка, в котором находилась современная британская живопись, прерафаэли- ты поставили своей целью возродить искренность раннего итальянского искусства до Ра- фаэля и Высокого Возрождения. Их кумирами были Сандро Боттичелли и Филиппе Липпи. Прерафаэлиты часто изображали литературные, исторические и религиозные сюжеты, а в сценах из современной жизни всегда стремились дать моральный комментарий социальным отношениям. Картины прерафаэлитов демонстрируют все богатство фактуры и красоту де- коративных деталей. среди которых их особенно привлекали ткани и цветы.
Cэр Эдуард Берн-Джонс
Кроль Кофетуа и нищая
Потерянный золотой век рыцарства и романтики вновь оживает в этой изысканной  картине. В ней повествуется о короле,который повсюду искал идеал женского совершенства и наконец нашел его под личиной простой нищей. Нищая является самым светлым персонажем в картине, кажется, что ее фигура
излучает небесное сияние. На Берн-Джонса оказали огромное воздействие художники раннего итальянского Возрождения, такие как Сандро Боттичелли и Андрея Мантенья, а также его современник Данте Габриэль Россетги. Хотя он не был в числе основателей братства прерафаэлитов, работы художника
отражают многие из идей братства. Богатый колорит, поэтичный сюжет, пристальное внимание к деталям сообщают картинам Берн-Джонса мистическое, одухотворенное качество. В это время в Англии широко распространилось движение Союз художеств и ремесел, его влияние чувствуется в картине
в том, как изображена листва, ткани и орнамент на лестнице.
Сэр Джон Эверетт Миллес
Мэриан
Роскошь картины напоминает об окладах средневековых книг, инкрустированных драгоценными камнями. Гипнотическая религиозная атмосфера и все убранство комнаты с витражами и стенами, обитыми бархатом, отражают вкус викторианской эпохи, ценившей тонкое мастерство в предметах декоративного искусства, вдохновленных готическими образцами. Превосходно проработанные детали - от изображения сада за окном до изысканной вышивки на столе, выполненной руками Мэриан, а также сюжет картины, взятый из стихотворения современного поэта Теннисона, - отражают основные особенности движения прерафаэлитов. Среди викторианских живописцев Миллес был, пожалуй, самым известным. Модный художник, блестяще владевший техникой академической живописи, он был одним из основателей движения прерафаэлитов, которое стремилось подражать художникам, работавшим до Рафаэля, олицетворяя стиль Высокого Возрождения. Свою задачу прерафаэлиты видели в возвращении к искренности и чистоте, а также к ясности деталей, отличавших религиозное искусство Раннего Возрождения.
Данте Габриэль Россетти  
Грезы
В картине нет ни намека на причину или содержание того сна наяву, в который погружена прекрасная женщина, однако грезы увлекли ее настолько, что она забыла о книге и цветке, ле-
жащих на коленях.Разнообразные оттенки зеленого цвета, которыми написаны складки платья, и осеняющая женщину листва деревьев усиливают чувственность образа. Клк многие ра-
боты Россетти, картина представляет собой обобщенный образ женственности. Россетти был одним из основателей Братства прерафаэлитов, которые стремились вернуться к искренности и чистоте, присущим итальянскому искусству до Рафаэля, воплощавшего стиль высокого Возрождения.
Их живопись была своеобразной реакцией на стиль современных викторианских художников. В картине Россетти присутствуют некоторые чэрты, характерные для прерафаэлитов, как, например, интенсивно освещенные плоскости яркого цвета, тщательное внимание к деталям и проработка отдельных мотивов картины на пленэре. Россетти также писал стихи, их образы перекликаются с мотивами его живописи.

 

 

 Готика

Господствующий стиль средневековья (в период приблизительно с 1150 по 1500 год), го- тика была стилем великих соборов Европы. Созданные в эту эпоху алтарные композиции украшались изысканными зубчатыми завершениями, которые повторяли архитектуру соборов. Готическая живопись и скульптура отличаются удлиненными пропорциями фигур и подчиняется строгому канону. Попытки изображения трехмерного пространства в живописи крайне редки, перспектива случайна и неубедительна. В конце XIV века заметно стрем- ление к большей утонченности и элегантности, а также интерес к сюжетам повседневной жизни. Изображенные в мельчайших подробностях растения и животные становятся посто- янной деталью произведений живописи. Стиль позднего средневековья, не связанный с одной страной, получил название интернациональной готики. 
Тадео Гадди
Портрет четы Эндрюс
Мистер и миссис Эндрюс отдыхают после полудня, посвященного охоте. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Снопы пшеницы напоминают о том, что уже наступила осень, а охотничье ружье и собака мистера Эндрюса дают понять, что он только что возвратился с охоты. Возможно, Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, подстреленного этим элегантным английским джентльменом, но картина так и не была доведена до конца. Не закончено великолепно написанное атласное платье миссис Эндрюс - на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы. Роберт Эндрюс и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, и портрет был, вероятно, написан в честь этого события. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета, великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века. Хотя по профессии он был портретистом, истинным его призванием было изображение английской природы.
 Дуччо ди Буонинсенья
Мадонна Ручелаи
Образ Мадонны с младенцем на троне в окружении ангелов, с благоговением взирающих на них, был традиционным сюжетом в алтарных изображениях эпохи Проторенессанса. Но Дуччо придал этому мотиву такую нежность и лирическую теплоту, каких ранее не знала итальянская живопись XIII века. Для сиенских художников того времени характерно особое внимание к линии и цвету. Удлиненные формы тела и золотая кайма плаща Мадонны переданы в произведении Дуччо струящимся ритмом линий. Свойственное мастеру тонкое чувство цвета проявилось, в частности, в колористической трактовке одеяний ангелов. Дуччо был самым выдающимся художником на рубеже ХIII-ХIV веков. Он не имел себе равных в области
станковой живописи, где показал себя и как замечательный рассказчик. Очевидно, именно высокой репутацией, которую Дуччо имел и за пределами его родного города, объясняется тот факт, что несмотря на традиционную вражду между Флоренцией и Сиеной, флорентийские религиозные братства заказывали художнику исполнение икон.
Жан и Поль Лимбурги
Январь
Лист представляет собой прекрасный образец искусства миниатюры, он происходит из одного из величайших манускриптов ссвсросвропеяского искусства. Здесь изображен январь, на что указывают созвездия Козерога и Водолея, помещенные на небесной карте. На праздничном пиру присутствует сам герцог Беррийский, заказчик манускрипта. Он одет в большую меховую шапку и богатые синие с золотом одежды. Большинство миниатюр этой рукописи исполнены тремя братьями Лимбургами, которые работали при дворе герцога около 1410 и умерли в тот же год, что и их покровитель, так и оставив манускрипт незаконченным. Их творчество отмечено исключительным вниманием к будничным деталям и особым чувством повествования. В Средние века часословы использовались как молитвенники для уединенной молитвы. В них был записан цикл годовых монастырских пращников, а в этом роскошном часослове каждая страница отведена определенному месяцу.
 Лоренцо Монако
Коронование Марии
Как обычно в искусстве начала XV века, структура алтаря строится таким образом, что центральную сцену окружают небольшие изображения, вставленные в готическую раму. В своей последовательности композиции, помещенные в нижней части обрамления, создают пределлу на тему Рождества Христова, дополненную эпизодами из жизни святого, в пинаклях представлены Благовещение и Христос во славе, а боковые пространства рамы заполнены фигурами святых. Расположение рядов фигур друг над другом на нейтральном золотом фоне центральной композиции и драгоценное сияние красочной палитры свидетельствуют о том, что алтарь исполнен мастером переходного периода от поздней готики к раннему Ренессансу. Лоренцо был монахом и принял постриг в монастыре, славившимся исполнением иллюстрированных рукописей. Свою художественную деятельность он начинал миниатюристом, но затем стал выполнять и алтари, как, например, этот, написанный для церкви Санта Мария дельи Анджели.
Жан Фуке
Мадонна с младенцем
 Религиозный образ Мадонны с младенцем на троне изображает также и более земной сюжет. Распространено мнение, что Мадонна на самом деле - это портрет Аньес Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Ее поклонником был также и некто Шевалье, первый покровитель Фуке. Эта картина была исполнена в год смерти Аньес, в память о которой она, возможно, и была заказана. Известный своими миниатюрами, Фуке, один из крупнейших французских живописцев XV века, совершил путешествие в Италию, где он должен был видеть работы Пьеро делла Франчески и других ренессансных художников. Его острое внимание к деталям восходит к северным художникам, таким как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.
 

 Де Стейл

Журнал и художественное направление под тем же названием были основаны Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом в 1917 году в Голландии. Художники считали, что искусство должно стремиться к абсолютной гармонии, ясности и порядку, достижимым в результате полного очищения. Произведения группы Де Стейл отличаются строгими геометрическими формами, по преимуществу квадратными. Они составлены из простейших элементов: прямых линий и основных цветов. Направление ставило перед собой глубоко философские задачи и основывалось на мысли, что искусство должно в какой-то мере отражать тайну Вселенной и ее универсальную гармонию. Движение прекратило свое существование в 1931 году после смерти Ван Дусбурга. Оно оказало огромное влияние на архитектуру и прикладное искусство Европы.
 Ван Дусбург Тео
Арифметическая композиция
Ощущение движения и перспективы создается чередой пронзительно черных квадратов на белом фоне. В действительности художник использовал простой математический расчет - стороны каждого квадрата и расстояния между ними равны
половине измерений предыдущего квадрата. Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства. Использование законов, заимствованных из точных наук, отвечало его особенному тяготению к архитектуре. Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художника Пита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал журнал "Стиль" ("De Stijl"), знакомивший с идеями и произведениями мастеров одноименного творческого объединения. В числе формальных приемов живописи группы "Стиль" - локальное заполнение геометрических фигур, размещенных на нейтральной плоскости, чистыми цветами, которые составляют основу спектра. Концепция "Стиля" была подробно разработана и описана Ван Дусбургом в многочисленных статьях и лекциях, а стилистические приемы этого искусства нашли широкое применение в архитектуре XX века.
Пит Мондриан  
Композиция
 В этой геометрической композиции черная решетка энергично рассекает фон; отдельные ее ячейки заполнены яркими основными цветами. Мондриан выработал стилевую систему, исключавшую трехмерное пространство и криволинейные очертания. Художник выстраивал свои картины из простейших элементов - прямых линий и основных цветов, которые он передвигал по поверхности полотна, пока не достигал полной композиционной уравновешенности. Его целью было создать строгое, объективное искусство, законы которого отражают строение универсума. Чистые линии и цвета свидетельствуют о принадлежности этой картины направлению "Стиля", ведущим представителем которого был Мондриан. Покинув родную Голландию в 1938 году, он отправился в Лондон, где вскоре его мастерская была разрушена бомбовыми ударами. Через два года Мондриан переехал в Нью-Йорк. Здесь его композиции стали более пестрыми, отражающими беспокойные ритмы жизни в стране Бродвея и буги-вуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

интересная инфа, +1
хотя лично в живописипредпочитаю рубенсовские формы и импрессионизм...

Ответить

HaN

Очень интересный пост, спасибо!
Но все-таки обратите внимание на форматирование - ведь неудобно же читать...

Ответить

Елена

Измените стиль у себя, у меня прекрасный для чтения шрифт

Ответить

Ligr

Нажмите и удерживайте кнопку "Сtrl" одновременно крутите на мыше Skrol! Мне помогло и вам надеюсь поможет:)

Ответить

toni130284

Очень познавательно! Хотя лично мне Средние века как-то не очень, но все равно интересно. Спасибо!

Ответить

Алёнка

Прикольно! только вот ералаш какой-то получился в хронологии
*
ну, кто еще напишет коммент в стиле "ДА, НО...."? )))

Ответить

Ильич

я не буду писать)))
я склонен закрывать глаза на подобное, на что Антон обращает внимание))) у меня у самого таки огрехи были))) скорее всего всё дело в настройках))) причём монитора. У Лены всё отображается нормально, а у нас крупновато)))
теперь по теме))) а что по теме?))) мне такие посты более приятны нежели какие другие))) и мне очень нравится. что есть люди кому это интересно)))
а потому только респект)))

Ответить

Гл.Пингвин

“Господствующий стиль средневековья (в период приблизительно с 1150 по 1500 год),- готика была стилем великих соборов Европы…. В конце XIV века заметно стремление к большей утонченности и элегантности, а также интерес к сюжетам повседневной жизни.”
Но далее: Тадео Гадди .Портрет четы Эндрюс.” Роберт Эндрюс и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, и портрет был, вероятно, написан в честь этого события.”
Тщательнее надо! Хотя бы мотивировать. Интересно,познавательно-но бессистемно. Хронологический ли,ассоциативный ли ряд ‘’повинен быть”,иначе как базар фильтровать? А за попытку-спасибо.

Ответить

Елена

Я представила концепции и школы искусства, а не хронологию событий в живописи практически в алфавитном порядке, чтобы узнать о этих школах совсем не нужно знать какая школа по годам появилась раньше!

Ответить

Гл.Пингвин

Только без обид.Я и не думал ловить Вас на алогизмах.Но принципы композиции применимы к любому процессу и объекту творчества, а ведь Вы, смею думать, стремились творчески осмыслить нечто Вам известное и значимое. А композиционные принципы исходят из принципов физиологического и психического человеческого восприятия. Осмысленная цель и внутренняя связность одни из Композиционных принципов. Потому я и отметил отсутствие, как мне показалось, признаков систематизации. Если это словарь – одни критерии, преемственность и отрицание, единство и противоположность школ и направлений – иные. Как, например, интересующемуся читателю разобраться в модернизме, неомодернизме и пост модернизме (я и сам уже забыл) хотя бы на примере иллюстраций? И кто раньше, а кто позже – тоже не последнее в формировании непротиворечивой картины Мира. Однако, дерзайте, успехов и всех благ!

Ответить

"Венгр по происхождению, Мохой-Надь в 1920-1937 годах жил в Германии, затем переселился в Чикаго, где основал Институт дизайна." Чой-то он в 1937 из германии - в чикаго?... Еврей он. А в германии уже решали еврейский вопрос...

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.