Регистрация Вход
Город
Город
Город

Партизаны малой авиации

Партизаны малой авиации
laquo;Основная задача у контролирующих органов — обращаться с пилотом так же, как пилот обращается с самолётом: если взлетел — посадить любой ценой»



Чего стоит содержание личного самолёта для коротких перелётов, где учиться искусству пилотирования и как выбрать одного-единственного железного дракона из множества? На эти вопросы «Частному корреспонденту» ответил страстный любитель авиации.

laquo;Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят, куда хотят. Разве человек хуже птицы?» — подумал Дедал и сделал себе крылья.

Небо — страсть или жизненная необходимость? Аэротрубы, парашюты, дельтапланы и парапланы созданы для того, чтобы хоть как-то удовлетворить желание человека оторваться от земли и воспарить. Но есть те, кому этого мало. Они покупают себе самолёт и взмывают в небо.



Чего стоит содержание личного самолёта для коротких перелётов, где учиться искусству пилотирования и как выбрать одного-единственного железного дракона из множества? На эти вопросы «Частному корреспонденту» ответил страстный любитель авиации и завсегдатай слётов сверхлёгкой авиации, известный в сети под ником AFC-Kordhard.

— Расскажи о самых популярных самолётах для личного пользования
mdash; Чтобы слетать на дачу или просто развеяться, достаточно «ультралайта» — маленького двух-четырёхместного самолёта. Если говорить о цене вопроса, то она начинается где-то от $30 тыс.

В славном городе Владимире группа энтузиастов организовала авиаклуб и наладила на его базе производство лёгких самолётов «Piper». Это вариация на тему аэроплана тридцатых годов, который активно строится по всему миру до сих пор. На российском рынке это самый дешёвый самолёт сегодня. Владимирцы ставят на него автомобильный мотор «Subaru». Самолёт лёгкий, при боковом ветре его очень непросто держать, и вообще трудно назвать совершенством, но он в состоянии дать пилотам то, что они больше не получат нигде, — без современной навигации, сложных систем и технологий с «Piper» каждый может прикоснуться к небу.

Каждый личный самолёт делается на заказ, согласно требованиям и пожеланиям будущего владельца. От этого и зависит цена. Если не хочется покупать готовый агрегат, то есть возможность за сущие копейки (относительно стоимости конструкции в итоге) купить чертежи Piper’а и собрать его дома. Для этого нужны навыки работы с металлом, свободное время и гараж.
Комплектующие найти достаточно легко. Самыми лучшими авиамоторами в пределах 120 л.с. являются австрийские «Rotax». Но они стоят десятки тысяч евро! Для тех, кто не может себе этого позволить, придуман более «бюджетный» вариант с моторами «Subaru», которые стоят всего по 3500 евро с редуктором. А максимальная мощность 130 л.с. — это для «ультралайта» очень круто! Большинство летают на моторах мощностью от 65 до 100 л.с. Из автомобильных двигателей иногда ещё используют мотор от автомобиля «Volkswagen Beetle». Специальное оборудование можно приобрести в магазинах или на форумах. Каркас делается из стальных труб, обшивка — полотняная.



Самолёт "Piper", собранный владимирскими энтузиастами.
— А есть неудобства?
mdash; Самопальный редуктор рассчитан на относительно недолгую работу, самолёт требует перетяжки минимум раз в 5 лет, потому что снег и дождь для полотна губительны.

— Где нужно хранить самолёты?
mdash; Зависит от самолёта, разумеется. Если он цельнометаллический, то можно прятать под чехлом на стоянке. Если самолёт с полотняной обшивкой, то будьте любезны загнать в ангар. Ну а если не хочется платить за постой, самолёт разбирается, как минимум, крылья снимаются, то можно и в гараж, ведь длина его всего 5-6 метров, а ширина без оперения — считанные сантиметры.

— Кроме «Piper», что ещё летает за МКАДом?
mdash; Следующий по цене — SkyRanger. По моему мнению, это самый аэродинамически просчитанный и простой самолёт. Поставляется как набор для сборки — model kit. Два взрослых мужика без водки за 2 недели вполне способны собрать. К вопросу о хранении: крылья снимаются за 20 минут. Самолёт обслуживают по всему миру, так как есть всевозможные сертификаты и документы соответствия.


Самолёт "Skyranger"

В комплект входят алюминиевые и стальные трубы планера самолёта, соединительные элементы и узлы, тросы системы управления и силовой конструкции, тормоза, руль, колёса, обшивка. В общем, всё, кроме двигателя, винта и навигации. Их придется заказывать дополнительно. В итоге, в зависимости от комплектации, такая птичка обойдется в $60-65 тыс. Отличная машина для начинающих!

В Москве есть представительство SkyRanger, где вам помогут разобраться, что к чему. Можно, правда, сразу купить собранный и облётанный вариант, если есть такое желание. Но для сборки этот набор проще всего.

Далее идут агрегаты свыше $100 тыс. — «Cetus» и «Cessna».

laquo;Cessna» — пожалуй, самая именитая фирма. «Cessna 172» — самый массовый самолёт в истории авиации, просто классический летающий автомобиль. Народный бренд, так сказать. Можно взять за $35 тыс., правда, 1970-х годов. Цена нового зависит от комплектации и может доходить до $200 тыс.

— Где-нибудь учат собирать самолёты?
mdash; Специально нигде не учат. Можно научиться, помогая более опытным энтузиастам. Есть самолёты в сборке простые, а есть очень сложные, которые требуют навыков сварщика, столяра, электрика и многих других специальностей. Так что помогут только терпение и инженерное образование.



Проект MD-MAX, Молдова, строитель Николай

— Насколько выгоднее собрать самолёт самому?
mdash; Стоимость кита (сленговое название model kit) примерно на 25-35% дешевле стоимости готового самолёта. Это соотношение актуально для большинства самолётов. Проблема в том, что самой дорогой частью самолёта является мотор, а его самостоятельно никак не собрать.

— Как далеко летают такие самолёты?
mdash; В зависимости от модели и режима полёта — от 300 до 1500 км.

— Сколько уходит на топливо? Каков расход?
mdash; Расход топлива для двигателей «Rotax» примерно 20 л/ч, для «Lycoming» — 30-35л/ч. Расход зависит от того, насколько быстрый у вас самолёт. При одном и том же моторе может быть большая разница в расходе горючего на километр. Например, «SkyRanger» при скорости 120км/ч и «Cetus-200» при скорости 210км/ч на одном и том же моторе и с одинаковым расходом топлива пройдут разное расстояние.

Обычно затраты на бензин у таких самолётов чуть меньше, чем на автомобиле. Это получается за счёт отсутствия пробок и более рационального маршрута. «Rotax» и «Subaru» кушают автомобильный 95-й бензин, а «Lycoming» — 100-й авиационный.



Cetus 200, Cetus 700, Cetus 800, Cetus 1000
-— Нужно ли какое-то разрешение на полеты? Как регистрировать самолёт?
mdash; Есть такая эмблема – первая партизанская эскадрилья. Многие наши пилоты-любители её на самолёты клеят.

Дело в том, что первый официальный полет на самолёте в России произошел 23 мая 1910 года, но пилот решил облетать самолёт перед официальным пуском самостоятельно за два дня до того, так что первый полёт оказался как бы партизанским. Теперь мы отмечаем День малой авиации 21 мая.

Так вот, партизанами зовут тех людей, которые летают без регистрации и разрешения. Летают они низенько-низенько.



Эмблема Первой Партизанской СЛС России.
— А чем это грозит? Могут поймать?
mdash; Теоретически — да. Но дело в том, что наш действующий воздушный кодекс вообще писала девочка-стажёр, удивлению которой не было границ, когда его приняли с первого чтения. Она думала, что это было просто задание для практикантки. Я встречался с нею лично.

В результате у нас сформировалось самое кривое законодательство о частной малой авиации в Европе. По закону, летать теоретически реально, но практически — нет. Потому что система согласований сделана крайне неудобно. В Европе или США вы можете летать где и как захотите, за исключением тех мест, где летать нельзя. А у нас нужно получать разрешение на полёт по заранее заявленному и согласованному со всеми инстанциями маршруту, и нигде, кроме этого маршрута, лететь нельзя. Основная задача у контролирующих органов — обращаться с пилотом так же, как пилот обращается с самолётом: если взлетел — посадить любой ценой.

Допустим, хочет человек полететь из одной области в другую через третью. При этом он пролетит через 6 различных зон контроля. В какие-то из них нужно подавать заявку за сутки, а в какие-то — за 12 часов. И при этом невозможно всё согласовать, потому что они работают в разное время и не 7 дней в неделю. Кроме того, разрешение могут дать, а могут и не дать. Без объяснения причин. Где-то достаточно позвонить по телефону, а куда-то нужно явиться лично. То есть, сначала на машине за разрешением съезди, а потом туда лети.

Каждый самолёт по закону должен быть оборудован специальным пеленговым устройством, чтобы вас опознавали, когда вы в воздухе. Это устройство нужно купить, стоит оно около 500$. Это нужно, чтобы за вами следили. Кроме того, нельзя просто так завестись и полететь. Курс полета должен быть зарегистрирован, и от маршрута отклоняться нельзя. Отклонишься — сочтут за попытку террористического акта или бегства из страны.

Конечно, каждое воздушное судно должно быть зарегистрировано и обязано иметь свой номер. Зарегистрировать самолёт можно, но времени уйдет прилично — уж очень много бумаг, особенно если собрал самолёт в гараже. На месте того, кто готов встать на этот путь, я бы закладывался на пару тысяч долларов и запасался терпением на полгода. И вот потом, если ваш самолёт с бортовым номером сфотографировали, допустим, в неположенном месте, то на вас могут написать жалобу. А кому это надо? Очень часто ребята попросту перекрашивают самолёты в другие цвета и на наклейку сверху пишут ложный номер.

Таким образом, большинство любителей авиации обходятся без государственной регистрации. Летают себе на высоте до 300 метров и не суются к государственным аэродромам и военным. Пока мы на высоте до 300 метров и не зарегистрированы, нас для государства просто нет.



Самолёт "Мир-23"
— А если всё же поймают?
mdash; Вообще полагается штраф, но могут и самолёт отобрать. Проверяют обычно наличие всех устройств — радиостанции, опознавательного блока, GPRS и ещё чего-то. А ребята наши предпочитают пользоваться мобильными телефонами и лепить на скотч навигатор, если нужен. Так что зачастую вопросы решаются взятками.

— Насколько опасно пилотировать самому?
mdash; При соблюдении всех правил безопасности — очень безопасно. Бьются все строго по собственной глупости, от избыточного ухарства и легкомыслия. Поскольку скорости полёта сравнительно небольшие, то даже при жёстких посадках пилоты чаще всего остаются целыми и сравнительно невредимыми.

Примеры несчастных случаев доказывают это правило. Например, один пилот чистил брюхо своей летающей лодки о прибрежные камыши, снижаясь до высоты 1м… Напоролся на сухое дерево и погиб. Другой разбил свою летающую лодку о воду, потому что поленился взять запас высоты. Это известный всем пилотам эффект «зеркала». Ещё один по незнанию ТТХ (тактико-технических данных) своего самолёта выполнил фигуру высшего пилотажа с пассажиром, на которую его самолёт не был рассчитан. Итог: вынужденная посадка, самолёт сильно разбит, пилоту лопнувшим стеклом рассекло лицо, пассажир не пострадал.

— А как эвакуироваться при вынужденной посадке вне аэродрома?
mdash; По-хорошему, у пилота всегда должно быть своё средство транспортировки. «Ультралайт» неплохо помещается в прицеп для катеров. Если нет своего, то лучше вступить в авиаклуб. Там всегда помогут.

— На управление самолётом нужна лицензия?
mdash; Нужна, разумеется. Но, как и регистрация, имеется не у всех. Есть у меня знакомый дед Григорий, который свой самолёт сделал сам. Мне стоять-то рядом с этим самолётом страшно! Дыхни — и он развалится. А дедушка на нём такое вытворяет! Вместо сидения там натянуты ремни, а дед гордо восседает с парашютом за спиной, натянув шапку потуже. Есть у меня подозрение, что он на лицензию не разорялся.

А так, что касается «ультралайтов», самолётов с официальной (!) полётной массой до 500 кг (на практике до 1000 кг), они имеют статус автомобиля. Чтобы получить лицензию на управление подобным средством, нужно пройти соответствующий курс.

— А где это можно сделать?
mdash; В аэроклубе, где есть инструкторы, имеющие лицензию на преподавание.

— Сколько длится курс?
mdash; Официально для «ультралайтов» — 42 часа плюс теоретический курс. Отрабатывают взлёт-посадку в простых метеорологический условиях, полёт по маршруту, использование радиосвязи и так далее. Затем проходят правила руления, сигналы сигнальщиков, правила нахождения на территории аэропортов. 42 часа, это, грубо говоря, для обезьян. Я могу сказать, что толковый человек самостоятельно вылетает через 15 часов, а там и до экзамена рукой подать.

В разрешении будет написан самолёт, на котором вы учились и сдавали экзамены. Если хочется летать на чём-то другом, то 10 часов переподготовки — и пожалуйста.

Экзамен принимает государственная комиссия на вашем родном аэродроме. По требованиям нужно выполнить 2 посадки на незнакомых площадках. Нет медкомиссии, разве что перед экзаменом.



Самолёт И-3
— Цена вопроса?
mdash; Гонорар инструктора составляет в среднем 3500 в час, еще столько же нужно заплатить, если учитесь на самолёте клуба. Б/у машины часто обходятся дешевле. За экзамен тоже нужно платить. Сколько, точно сейчас не скажу, но цена подъёмная.

mdash; Где можно летать?

mdash; Летать над крупными городами, в любом случае, запрещено. Есть масса частных аэродромов, где по заявкам летают «ультралайты». Начальство обычно договаривается (не всегда официально, правда) с начальником зоны, в которой проходят полёты, дабы избежать всяких неприятностей с различными службами. В России я бы не советовал летать над дачами. Особенно в сезон охоты. Самолёты у нас видят редко… Часто ребята привозят дробовые прострелы в крыльях. Вообще при полётах необходимо знать, где проходят транспортные трассы летательных аппаратов (точное местоположение, высоты, ограничивающие коридоры и типы). Расстояние от Москвы, например, должно быть минимум 40-50 км. Кстати, можно арендовать поля у местных организаций: бывших колхозов и т.д. Вскладчину оформлять и наслаждаться.

Неплохи для полетов и озёра. В России очень любят гидросамолёты, особенно почитатели охоты. Из популярных — «Корвет» и «Л-42». «Корвет» — небольшой трёхместный самолётик, мотор ставится один или два. Не очень большая дальность и грузоподъёмность, в связи с чем не очень хорош в качестве компанейского судна. Но если у вас дача на берегу — самое оно. «Л-42» — это «лодка четырёхместная двухмоторная». Стоит «Корвет» около $150 тыс., «Л-42» — около $200-240 тыс.

mdash; Можно ли сразу из Москвы на дачу полететь? Или только на арендованном аэродроме взлетел/сел?

mdash; Из ближнего Подмосковья по-партизански полететь в дальнее можно. Но и на старте, и на финише должны быть нужной длины ровные площадки.

mdash; Где можно купить себе такой самолёт?

mdash; Если интересно, приезжай на слёты-выставки СЛА или МАКС. Там есть, с кем поговорить, и обязательно найдётся желающий вам что-нибудь продать.

Многие фирмы, торгующие самолётами, привозят несколько экземпляров, чтобы сбыть прямо на таких выставках. Иногда бывают неплохие скидки для тех, кто успел.


Источник: ttp://www.chaskor.ru/p.php?id=8661

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

самодельщики. самолеты Самолеты Сла

 

Комментарии:

Артём

Это просто супер! Понимаю людей, которые помешаны на малой авиации, думаю, только в таком самолёте можно почувствовать что такое полёт. В таком или в Миге-29.

Ответить

Сергий

СУ-27. И без вопросос и комментов. Большая жирная ТОЧКА.

Ответить

Ни ГАИ ни качество дорог все пофигу!

Ответить

На самом деле, с регистрацией СЛА дело еще хуже, чем описывает автор. Ну, может, в Москве и просто... А в Западной Сибири только один центр сертификации - в Кемерово. И как туда доставить НЕзарегистрированный СЛА ? А стоимость этого мероприятия. такая же, как для любого другого самолета... :-(

Ответить

70% СЛАшников летает без регистрации на то они и "Первая Партизанская"

Ответить

12-м номере "Популярной механики" замечательная статья про один из СЛА :
"Лично я ни разу в жизни не видел живого арабского шейха, равно как и голливудскую звезду. А вот представительские автомобили по дороге на работу я каждый день встречаю сотнями. Самолет, на котором мне довелось полетать, стоит примерно столько же, сколько дорогая машина, а вовсе не 747-й «Боинг» Траволты. Evektor Eurostar SL позволил мне прикоснуться к мечте о собственной крылатой машине и почувствовать, что она как никогда близка к осуществлению. Разобраться в практических тонкостях владения персональным самолетом, насладиться полетом, испытать ощущения от самостоятельного управления летательным аппаратом - в общем, примерить мечту на себя - мне помогли Сергей Архиповский и Федор Синяков, руководитель и пилот-инструктор компании «Аэротех»." Прочитайте !!!

Ответить

Лерц

даааа,видела на МАКСе Eurostar-ы, чудные птахи. представитель на стенде рассказал, что за время кризиса количество продаваемых самолетов нисколько не упало. предположил, что у людей, которые могут себе это позволить, появилось больше времени на увлечения...)

Ответить

Serёga

По запреткам и выше "крыши" нелетай и будет тебе счастье!)))

Ответить

Monstrovsky

эт про самолеты.. а вот автожир куда более популярное и дешовое, а главное - лучшее средство передвижения по воздуху.
халь в Томске их нет почему то

Ответить

PionnieR

што есть автожир? поясни пожалста

Ответить

Monstrovsky

долго рассказывать, проще во внешке вам почитать об этом.
если коротко: это летательный аппарат представляющий собой нечто среднее между вертолетом и дельтопланом - так что ли :)
винт который наверху у негго вращается потоком набегающего воздуха и служит для "руления".
считается более безопасным чем самолет и вертолет, и не требует длинной взлетной полосы, а садится может вертикально.

Ответить

Serёga

очень не хочется вас расстраивать, но действительно забудьте об этом. Стоимость российского ЛЕТАЮЩЕГО автожира, к 15-25 Кбаксов, а если с нормальным, мощным авиадвигателем, который ему на самом деле потребен, то все 30.

Ответить

"жаль в Томске их нет почему то" - прилетали прошлым летом ребята из Кемерова - демонстрировали. :-)

Ответить

Serёga

Даже дороже чем думал...вот:
Автожир ВОРОН-01 EJ-18 (120 л.с.) 24500$
Автожир ЕГЕРЬ EJ-22 (145 л.с.) 33400$

Ответить

Monstrovsky

по цене не знаю, когда я интересовался то по всему выходило что автожир более дешев чем самолетик.
но спорить я не буду, тем более спор беспредметен - и то и то неподъемно дорого для простого смертного.
откровенные самоделки (пусть и действующеи) я не прассматриваю в принципе и всерьез их принимать в рассчет нельзя - по многим причинам.

Ответить

Monstrovsky

http://www.gyroplane.ru/aboutam.htm

Ответить

Serёga

http://gyroplan.narod.ru/raven-1/r_3.htm
цены !!

Ответить

Monstrovsky

можно из фанеры и картона сделать летательный аппарат, но это скажем так - на большого любителя экстремала

Ответить

Monstrovsky

http://www.aero-astra.ru/expo/357/prod_4710_r.htm

Ответить

Monstrovsky

вот отечественные машины, думаю они дешевле:
http://gyroplan.narod.ru/raven-1/r_1.htm

Ответить

Serёga

Посмотри по прайсу

Ответить

А чего все уперлись непременно в самолет? Мотодельтаплан (точнее, дельталет) для небогатого самодельщика - самое оно, летает не хуже дешевого самолетика, а стоит на порядок дешевле и собирается куда легче. К тому же правильный мотодельтаплан в отличие от самолета садится буквально на пятачке.
Ну да, дельталет не для зимних условий (впрочем, как сказать), так при -40 и в буран и самолет не очень-то летает.
Кстати, кому интересно, велкам на томский сайт любителей СЛА http://ofsla.tomsk.ru

Ответить

Hanter

Моя мечта с детства :).

Ответить

Так осуществи детскую мечту-ты взрослый дядя сделай себе подарок в детство

Ответить

Консультирую по "Скаям", могу устроить эхкскурсию в Киев, могу привезти КИТ. Но летать нельзя..... В хохляндии можно.

Ответить

Здравствуйте!
Нет ли для меня работы в вашем коллективе?
Закончил РГП «государственный авиационный центр»
Выдано свидетельство о профессиональном образований по квалификации «техника механика СЛА» Аттестован для выдачи свидетельства техника сверх легкой авиации в Комитете гражданской авиации МТиК РК. ( в связи с задержкой, выдача назначена на 20.01.2012)
Имею 20 часов налета, на ВС типа TL-2000 Sting Carbon.
Опыт работы: с 01.08.2010г. – 10.08.2011г., г. Астана, аэродром « Жоламан»
Основные обязанности: ремонт и обслуживание ВС типа TL-2000 Sting Carbon. С 12.08.2011г. - 15.09.2011г., г. Усть-Каменогорск «агрохимия»
Основные обязанности: ремонт и обслуживание ВС типа Бекас Х32.
Личные качества:
Работа в команде, быстрое выполнение поставленных задач на высоком уровне качества, коммуникабельный, ответственный.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.