Регистрация Вход
Город
Город
Город

Многоцелевой истребитель Т-50 / ПАК ФА




Чуть более недели назад, 29 января 2010 года около 7 утра по томскому времени на томском сайте "Отечественная военная техника (после 1945 г.)" шла прямая трансляция первого полета новейшего российского истребителя ОКБ им. П.О.Сухого Т-50. Кроме томского military такого же рода трансляция шла еще на нескольких сайтах в России и в мире. Всего не более десятка. И несколько десятков томичей узнали о том, что крылатая машина оторвалась от взлетной полосы через несколько секунд после взлета: 11-19 (время Комсомольск-на-Амуре) - Zёma: ЕСТЬ ВЗЛЕТ!
И мы узнали об этом эпохальном событии раньше всех средств массовой информации! Телеграмма-молния пошла по информационным агентствам в 11-24, когда несколько тысяч человек по всей стране уже ликовали... Так что же это за самолет, что ему уделяется так много внимания?

29 января 2010 г. на аэродроме Дземги авиазавода КнААПО в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет новейшего российского истребителя Т-50 созданного по программе "Перскпективный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА) в ОКБ имени П.О.Сухого. Самолет пилотировал летчик-испытатель Сергей Богдан. Этот полет стал по настоящему эпохальным событием - это первый полет современного военного самолета, который разработан и создан полностью в постсоветскую эпоху. Первый!

Я планировал написать немного, но боюсь, что не получится. И потому постараемся двигаться последовательно. Но прежде, чем начать, я должен сделать одну важную оговорку: материал, который Вы читаете - авторский; я излагаю свою точку зрения, основанную на анализе открытых публикаций; за каждым выводом есть предпосылки, основанные на тех или иных сведениях опубликованных в каких-либо источниках. Точка зрения автора может не соответствовать имейщейся на текущий момент официальной точке зрения. Пишу без черновиков, возможны опечатки, приношу извинения... Итак...

Что за самолет полетел? 29 января совершил свой первый полет самолет-прототип многофункциональной многоцелевой платформы-истребителя. Что значит "многофункциональный"? В будущем это и истребитель для борьбы за завоевание превосходства в воздухе с авиацией возможного противника и ударный самолет, который может наносить точечные удары по объектам потенциального врага. Это же и разведчик. Это же и самолет управления групповыми действиями других более простых самолетов. На базе Т-50  планируется создание целой плеяды разных модификаций - от однодвигательных легкий истребителей до двухместных палубных самолетов. И в том числе и на экспорт. Что значит "многоцелевой"? Идеи, заложенные в проект ПАК ФА, позволяют говорить о том, что Т-50 одинаково эффективно будет поражать воздушные и наземные цели. Скорее всего смена оружия и дополнительного подвесного оборудования  и программное изменение режима работы оборудования будут превращать этот самолет из истребителя-перехватчика в малозаметный бомбардировщик-ракетоносец среднего радиуса действия или разведчик театра военных действий. Платформа во многом уникальна и одинаково хорошо должна вести себя и на малых и на больших скоростях, на любых высотах и в любой ситуации.




Первый полет Т-50 / ПАК ФА  29.01.2010 г. (фото ОКБ им.П.О.Сухого)

5-е поколение? Из средств массовой информации, возможно вы уже знаете о том, что Т-50 это самолет 5-го поколения. что это значит и что это за такое поколение? Общепринято, что самолеты пятого поколения, коих в мире пока очень не много, должны обладать несколькими основными свойствами:
-  малая радиолокационная и прочая заметность - "технология Stealth" ("стелс");
- возможность длительного полета на сверхзвуковой скорости (мало кто это может);
- сверхманевренность (вспоминаем "кобру Пугачева" на Су-27);
- оснащение самолета совершенным интегрированным комплексом бортового электронного оборудования ("умный самолет");
- низкая стоимость эксплуатации (ниже, чем у самолетов предыдущих поколений);
На самом деле можно много всего еще привести - подробный список свойств 5-го поколения займет примерно 1-2 экрана монитора, но, если разобраться, то подавляющее большинство этих свойств является частью перечисленных мною основных пяти пунктов. Разберем по пунктикам?

ЭПР (эффективная площадь рассеивания) - чем меньше ЭПР объекта, тем меньше он на экране локатора противника. Как снизить ЭПР? Первое - форма самолета - засветка на экране локатора будет яркой и сочной, например, от куба и уже менее яркой от тетраэдра такого же размера - потому что часть лучей РЛС будут рассеяны в пространство, а не в сторону РЛС. Второе -  материалы корпуса и специальные покрытия. Да, дополнительное рассеивание лучей РЛС дает композитная обшивка корпуса и специальное покрытие, защищающее от волн РЛС определенного частотного диапазона. Тут же надо отметить, что не радиолокаторами едиными живет противник - общее понимание технологии "стелс" предполагает снижение инфракрасного излучения (двигатели, другие узлы самолета), шумности (двигатели) и визуальной заметности (форма и окраска планера). И третье - внутренние отсеки для вооружения - в ситуациях, когда радиолокационная незаметность будет особо востребована, самолет будет брать ракеты только в закрытые внутренние отсеки - на наружных подвесках бомбы-ракеты очень хорошо засвечиваются РЛС противника. Со всем этим по оценкам специалистов у Т-50 всё хорошо - называется его площадь ЭПР на уровне 0.5 кв.м. Всего самолета. При 20 кв.м у Су-30МКИ...

Крейсерский сверхзвук. Длительный полет на сверхзвуковой скорости возможен, но требует экономичного и мощного двигателя. Крейсерский - это без включения форсажного режима. С учетом массогабаритных данных по Т-50 текущая силовая установка для него является минимально допустимой для достижения крейсерского сверхзвука. Первая машина оснащена двигателями от Су-35 - "изделие 117С" с тягой 14500 кг каждый. Новый двигатель для ПАК ФА еще только разрабатывается - у него тяга будет до 19500 кг на форсаже. Самолет с такими способностями способен совершать длительные скоростные перелеты. речь не о дежурстве в каком-то районе, а о скорости прибытия в какой-то район в пределах радиуса действия самолета. Для машины средней дальности действия очень важное свойство.

Сверхманевренность. Это не для парадов и авиашоу. Для сверхманевренности нужны опять же мощные двигатели, да еще, желательно, с управляемым вектором тяги и развитая аэродинамика. С аэродинамикой у нас традиционно отлично - отклоняемая поверхность носовой подвижной части крыла, цельноповоротные кили и стабилизатор, крыло большой площади и несущий фюзеляж - это потенциально лучше, чем у американского "Раптора" или F-35. Двигатели даже на прототипе стоят с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги. С помощью цифровой бортовой вычислительной машины и электро-дистанционной системы управления с этим самолетом можно будет делать практически то же самое, что и с привычными нам уже сверхманевренна\ыми клонами Су-27. А эти самолеты по своим маневренным характеристикам существенно превосходят всех конкурентов.




Первый полет Т-50 29.01.2010 г., аэродром Дземги, Комсомольск-на-Амуре (фото А.Баранов, http://www.kommersant.ru).
  
Электроника. На самом деле, традиционно слабое наше место и не только в авиации. Но, не знаю какими усилиями, на новом Су стоят две многопроцессорных ЭВМ соединенных оптоволоконной шиной обмена данными. Задачи перед бортовой вычислительной системой простые: контроль параметров полета и управление машиной, управление применением вооружения, контроль воздушного пространства и обмен данными с другими самолетами и удаленными командными пунктами в реальном масштабе времени. Самолет будет оснащен новейшей и достаточно революционной (в том числе и в мире) РЛС с активной фазированной антенной решеткой. первый лётный экземпляр такой РЛС будет готов к лету этого года, сейчас идут испытания прототипа. И это не всё - РЛС с ФАР предполагается установить так же в носках крыльев самолета. широкая база и другой частотный диапазон позволят с большей вероятностью отлавливать вражеские "стелсы". И это не всё - в перспективе по обшивке Т-50 предполагается расположить сотни датчиков ФАР - самолет будет видеть во все стороны. И вот для обработки всего объема информации, который будут выдавать системы наблюдения без скоростной многопроцессорной ЭВМ никак. Итого: быстрые компьютеры, скоростные каналы передачи информации, грамотное (надеюсь) программное обеспечение и мощный радиолокационный комплекс - всё это выводит машину в лидеры.

Стоимость эксплуатации. Вот тут пока туман. Заявления для прессы не считаем. Опыт США в этом вопросе нельзя назвать положительным. Даже из требований к истребителям 5-го поколения там экономический показатель убрали. Дорогое покрытие. баснословно дорогая электроника. Композитные панели с учетом высокой нагрузки вряд ли будут латать - скорее всего их надо будет менять целиком. Двигатели пока относительно недороги и вполне экономичны, но каковы будут новые двигатели пока судить рано. В общем, тут мы пока можем лишь декларировать соблюдение ребований к 5-му поколению. Но нельзя забывать, что нигде в мире не лучше.

Критика. Как и любое громкое событие, первый полет Т-50 вызвал много вопросов и критики. Что только не пишут. Подробный разбор всей критики займет очень много места. На одном из популярнейших форумов уже за неделю наговорили страниц 100 как минимум. Мы коснемся для начала лишь самых распространенных и существенных "наездов": 

Полетела "пустышка". Много разговоров о том, что полетел не полноценный самолет, а просто планер-корпус с двигателями. Нет электроники, нет начинки, нет того, нет сего. Возразить тут сложно что-то так как это чистая правда. Но почему это считается недостатком и даже "очковтирательством"? Совершил первый полет прототип будущей многофункциональной платформы. На первом прототипе Т-50-1 по свидетельствам заводчан оборудование даже ставить некуда - всё утыкано аппаратурой контроля датчиков прочности и снятия параметров полета. Вместо РЛС стоит габаритно-весовой макет. Вместо мощной системы управления стоит некое временное решение. Но так ведь и должно быть! Отлаживается планер, механика, потом поставят электронику и будут "учить" её летать. Так всегда было и так есть. МиГ-29 и Су-27 совершили первый полет в 1977 году, а на вооружение начали поступать только в 1982 г. У самолетов предыдущего поколения дистанция между первым полетом и запуском в серию была не менее 5 лет с редчайшими исключениями. И часто самолет, который шел в серию, заметно отличался от первого летного прототипа - это относится и к МиГ-25 и к МиГ-29 и тем более к Су-27, который от прототипа Т-10 отличить сможет даже не специалист. Да, "пустышка", но так и должно быть.

Это пародия на "Раптор". Ну не правда ваша... Если уж говорить о каком-то внешнем сходстве, то скорее Т-50 больше похож на конкурента "Раптора" - YF-23. И то лишь общим обликом. У американских машин не настоялько развиты аэродинамические возможности. Возможности их бортовой электроники не лучше. Ну и уж если говорить прямо, то американский F-22 с точки зрения невидимости хорош. Но Т-50 по нашим прикидкам не хуже, а по летным качествам он всё же ближе к Су-27 и его семейству - несущий фюзеляж, аэродинамика. Т.е. в худшем для нас случае это не пародия, а развитие "Раптора" да и не "Раптора" вовсе - опять же от мировых тенденций наверное сложно отказаться и идти проще уже проторенной однажды дорогой.

Нет двигателей 5-го поколения! И что? Знаменитый герой фильма Top Gun - палубный истребитель F-14  полжизни провел с двигателем предыдущего поколения и это не помешало считать F-14 одним из опаснейших противников наших МиГов и Су. А если посмотреть на историю наших легендарных самолетов? МиГ-21 сменил за свою историю как бы не два или три поколения двигателей. И это не помешало стать ему уже в первых сериях лучшим истребителем того времени. И т.д. и т.п. Короче, на самолете стоят двигатели, которые позволяют ему оставаться на уровне или лучше конкурентов. Будет новый двигатель - модернизируют самолет. Это не повод держать ВВС и мировой рынок в томлении.

Зачем тратить деньги, когда есть Су-35? Хороший вопрос. Су-35 принят на вооружение вот только что. Су-35 - самый современный клон Су-27 с выдающимися маневренными качествами, современным оборудованием, мощным вооружением и освоенный в производстве. Да, отличный самолет. Но, посудите сами, если всех устраивают "Тойоты" 1990-х годов, то фирма "Тойота" не должна выпускать новых моделей машин? И потом, планер Су-27 великолепен, но и его нельзя бесконечно модернизировать. Традиционные Су не имеют внетренних отсеков для вооружения (заметность), изготавливаются из  менее революционных материалов (опять заметность) и т.д. Можно возразить - мол, давайте на Су поменяем обшивку, перепроектируем каналы воздухозаборников (одна из основных точек "заметности"), напичкаем всем чем можно, "разломим" в стороны кили и слегка "приплющим". Но это же будет означать создание совершенно нового самолета! Что и было сделано на самом-то деле. И Су-35 место найдется - один-два передовых самолета группы с включенной РЛС передают данные о противнике на Т-50, который используя свои мощные коммуникативные возможности выдает целеуказание остальным Су-35, находящимся в режиме РЛС-молчания - весьма совершенная, на мой взгляд, схема взаимодействия. Опять же, если планам суждено будет сбыться, то один Т-50 заменит по эффективности 2-3 традиционных Су.

... Нет... чувствую я, что на вот тут не удастся остановиться. Тема требует продолжения. Будет!

Подробное описание Т-50 / ПАК ФА http://military.tomsk.ru

Примечание автора:
Товарищи модераторы - ссылки в тексте являются неотъемлемой частью материала и не могут быть удалены кроме как вместе со всем материалом. Если это противоречит каким-то правилам или общепринятым нормам, которые вы не в состоянии изменить или сделать исключение - удаляйте весь материал. Другие варианты мной, как атвором, в принципе не рассматриваются.  

Материал написан эксклюзивно для городского портала GOROD.TOMSK.RU 


Источник: Материал автора, текст автора, иллюстрации КБ им Сухого

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

ПАК ФА самолеты Су Т-50

 

Комментарии:

За эту машинку - плюс!
Хоть здесь и нет самой лучшей его фотки. :(

Ответить

чем меньше ЭПР объекта, тем меньше он на экране локатора противника
.
Натовские локаторщики трут глаза и матерясь пытаются разглядеть ползающие туда-сюда микроскопические отметки на экранах кругового обзора, Пентагоном ставится вопрос о дооборудовании мест операторов азимута встроенными лупами и об усилении ежедневного пайка расчетов киллограммом моркови.
Вот ОНО - сокращение военных кафедр в ВУЗах! Раньше каждый студент в Томске знал, как устроен и работает радиолокатор зенитной установки, и чево у нево на экранах видно если посмотреть!
В войсках ты можешь не служить, но самолет подбить - ОБЯЗАН!
:-))

Ответить

Не, не, я видел в кино, там на экране радара маленькие самолетики рисуются. Синим - наши, а красным - не наши!!!

Ответить

Нашим как раз красные. Все что синее или голубое - враг!

Ответить

Вот чорт, кино-то буржуйское было!
От куда вражья пропаганда добралась.

Ответить

У буржуев всего одно правильное кино про летчиков есть - "Полет узурпатора", остальное пена и вата.

Ответить

"Все что синее или голубое - враг" - Экраны станций НАВЕДЕНИЯ (как правило) - монохромные. А для того, что бы отличить своих, нужно нажать специалную кнопку на пульте. В эфир пойдет специальный кодированный сигнал. Все находящиеся в воздухе объекты, оборудованные системой опознования, пошлют ответ. Точка на экране превратиться в маленький столбик. Это и есть - флаг "Я свой!".

Ответить

Спасибо, я знаю как выглядят такие экраны на трех военных станциях и на двух гражданских, есть опыт :-) "Своя" цель на аналоговом ИКЦ отображается пустым кружком, на ИКО - двойной дужкой, и кнопки не надо, надо включить НРЗ. По крайней мере на "Осе" :-)

Ответить

Нет двигателей, нет РЛС, нет нормальной авионики, а самолет-готов! Смешно. Это в СССР между полетом прототипа до серийного производства была разница в 5 лет. Но зачем сравнивать СССР и современную Россию? Тогда почти вся промышленность была заточена под производство военной техники. В сегодняшних условиях вместо 5 лет скорее всего будет 10-15-20, после которых произведут 1-2 самолета и на этом остановятся.

Ответить

Тигра

ваша фамилия не Фельгенграуэр?)

Ответить

Там не написано "нет", там написано "в разработке". В разработке совместно с Индией, которая уже желает закупить NNN таких истребителей в разных модификациях, и не через 20 лет, а через пять.

Ответить

Тигра

Индия собирается заказать около 200 машин) Кто-то думает что они макеты покупать будут)))

Ответить

Ага, и использовать их, как разведчики.
Невидимые и неуловимые :)

Ответить

Невидимость штука такая! Говорят, что в прошлый раз пиндосы свой бидон с невидимой краской месяц на складе найти не могли, пока на него кот шипеть не начал :-)))

Ответить

Еще грят, что невидимые самолеты в зеркале отражаются.
Так их и ловят!

Ответить

DIMMI

Ну, правды ради (это во второй части будет) Индия не планирует закупать ПАК ФА... Индия планирует вложиться в разработку, с организацией производства у них по лицензии, саолета проектируемого на базе ПАК ФА...

Ответить

Тигра

даже производство по готовым чертежам самолета (почти) пятого поколения, это вам не хрен собачий) слабо верится что в Индии в ближайшее время смогут разработать соответствующий двигатель (наш им могут только продать) и всю номенклатуру вооружения. Скорее будут часть у себя производить, часть покупать. Как сушки. Пока, даже танк не могут сделать нормально (это я про Арджуну).

Ответить

DIMMI

само собой...
как я понимаю - индийский ПАК ФА, исходя из их ситуации - это ударный многоцелевой самолет (поэтому экипаж 2 чел)... + возможно, ведущий группы Су-30... + часть РУК (разведывательно-ударного комплекса).
нести будет БрахМос (совместно созданая ракета)
+ вооружение воздух-воздух нашего производства
электроника - совместная или индийская или третьих стран
ну и т.д.... двигатели - такие же как на ПАК ФА ориджинал... т.е. наши полностью... ну и т.д.

Ответить

Ну и наверняка будет палубный вариант, для ихнего этого.. как его.. "Крокодилья-камарилья"..
Для "Адмирала Горшкова" короче :-)
Про ЭПР - ладно, действительно, не рассказывать же тут про алгоритмы выработки локатором решений о наличии цели в облучаемом объеме. Меньше на экране - так меньше))

Ответить

DIMMI

пока не могу подтвердить или опровергнуть насчет палубного базирования... но как минимум отдельный такой проект вроде есть - Т-50К (корабельный)

Ответить

"Индия собирается заказать около 200 машин) Кто-то думает что они макеты покупать будут)))"
Вообще-то в России в последнее время традиционно закупают не готовые самолеты (лет 30 уже как прошли времена, когда гнали за бугор готовые к бою машины), а планеры. Если вы не знаете, то планер как раз и есть корпус с двигателями - без боевой электроники (за неимением приличной российской) и прочего. А потом навешивают на наш планер израильскую электронику, натовское оружие и т.д. - получается готовый самолет.
Так вот Индия лет через 5 запросто может закупить планеры ПАК ФА - и это никак не будет связано с готовностью самолета внутри России.
Более того, в принципе может так случиться, что в нашем бардаке самолет доделывать будут дольше, чем за рубежом доработают и оснастят наш же планер.

Ответить

DIMMI

Заход верный... но надо подправить:
Не 30 лет... а и 30 лет назад сначала шли поставки, потом налаживалось лицензионное производство и сейчас точно так же. И с Индией и с Китаем. Индия производила по лицензии (собирала) МиГ-21, МиГ-27, Су-30 (в процессе) и т.д. При этом всегда сначала идут поставки и лишь потом налаживается сборка на месте. Ну в общем как с танком Т-90...
А остальное - ну... гадать пока не хочу

Ответить

Лицензия - это другое. Я именно про поставки. Даже первоначальные поставки (те же Су-27 в Индию) сейчас уже идут только в виде планера. Частично потому, что кое-что нежелательно раскрывать по соображениям секретности, но в большей степени потому, что все равно потом выкинут совковую электронику и поставят другую, получше.
А насчет 30 лет - ну это я навскидку прикинул. Когда там последние готовые самолеты перегоняли за бугор - ИМХО еще в советские времена, а позже только штучно, а в основном - планеры.

Ответить

putnik-ost

хельги, у вас нет понимания проблемы - что значит опытная серия или серия для отправки в войска(теперь - отправка заказчику). Вы не понимаете что такое технологическая платформа и чем она отличается от железнодорожной:). Займитесь ликбезом самостоятельно.

Ответить

Отшельник

Не люблю технику, но третья фотография - понравилась. И статья вполне критическая.

Ответить

Самая главная фотка вот:
http://military.tomsk.ru/forum/download/file.php?id=41&mode=view

Ответить

Отшельник

Она самая большая! Ну и хороша, в опчим-та...

Ответить

Мне тоже хочется верить, что серийное производство начнется через 5 лет. Поживем-посмотрим, может и правда чудо произойдет. Но вот прототип F-22 Raptor полетел в 1990, а на вооружение самолетики поступили в 2006. Статус "в разработке" еще не означает того, что все будет сделано согласно техническому заданию в установленные сроки.

Ответить

"разработке" еще не означает того, что все будет сделано согласно техническому заданию в установленные сроки."
Пока все идет почти по плану, хотя все не верили, что он хотя бы к концу этого года взлетит.
И это уже хорошо.
Вообще, я так понимаю, принципиально новый планер позволит этот самолетик полировать еще лет 30, как су-27.

Ответить

Ну так то Ф-22, а то наши конструктора с КБ Сухого, есть же разница. Наши делают боевые самолеты, которые полмира покупает и эксплуатирует, от полярных широт до пустынь и тропиков, а Ф-22шники - не могут до сих пор Ф-22 толком научить летать над территорией США - то крылья отвалятся, то краска невидимая под дождем облезет, то туалет у летчика засорится в полете - не понос так золотуха. Зато бабло отстегивается - квадрильонами долларов :-) Хороший проект, выгодный )

Ответить

Отшельник

Да авиаторы и их конструкторы в США озолотятся. Надо им советом добрым подсобить - как подольше на Ф-22 зарабатывать...

Ответить

"Наши делают боевые самолеты, которые полмира покупает... а Ф-22шники - не могут до сих пор Ф-22 толком научить летать"
Это, конечно, верно - в штатах срок доработки большой, но есть и обратная сторона: у них хоть и недоработанное, но уже массово производится и эксплуатируется, в то время как у нас десятилетиями дорабатывается, существуя в единичных опытных экземплярах. Вспомните Ка-50/52 - сколько понтов и сколько реально их выпущено? А те же Апачи 20 лет доделывали и переделывали, практически до самого снятия с производства, - но их в войсках сотни.
Оружие все же не предмет искусства - лучше иметь недоработанное, но много и сейчас, чем идеальное, но в одном экземпляре и через 30 лет.

Ответить

putnik-ost

У амеров техника пребывает на этапе НИОКР десятилетиями, потому что так можно денег больше своровать. Исследуешь-исследуешь и всё время требуешь дополнительного финансирования, даёшь откат и всё по новой. Эти орлы 25 лет делали автомат-гранатомет с программируемым боеприпасом, а эффективность оружия никакая - боеприпас размером с фломастер, какая уж тут эффективность. А в концепцию Т50 изначально закладывются широкие возможности модернизации на единой основе. Если это начало - тогда есть надежда.

Ответить

"А в концепцию Т50 изначально закладывются широкие возможности модернизации на единой основе. Если это начало - тогда есть надежда."
Он у нас еще на Марс полетит.
Движок только допилят чуток.

Ответить

Ну а что такого - МиГ-31 способен вести бой в околоземном пространстве, при соответствующем вооружении. А разработан был хрен знает когда. Значит и в ПАКФА такая возможность была заложена, надо только ракеты соответствующие прицепить.

Ответить

putnik-ost

В шутке лишь доля шутки. Мой однокласник на Миге в стратосферу летал, утверждает что, есть ракеты которыми можно ИСЗ на низкой орбите поражать.

Ответить

Ну да, перехватчики же строились в том числе под уничтожение амерских разведчиков, которые высоко летают.

Ответить

DIMMI

Система ПС-1 с носителем МиГ-31 испытывалась в 1980-е годы
Результаты публично не известны
Программа прекращена распоряжением Андропова
Наработки вероятно остались
На вооружении не состоит

Ответить

Майк

Специально для МиГ-31 была разработана противоспутниковая ракета. Испытательный пуск в борта МиГа закончился уничтожением старого, отработавшего свой ресурс, спутника, летящего на низкой орбите на высоте, по-моему, около 400 км. Это для справки. :)

Ответить

Тигра

а кстати, вспомнил, еще в технике молодежи, в 90х, статью читал о противоспутниковом оружии. как наши разрабатывали спутники перехватчики, долго их испытывали и приняли на вооружение. а потом узнали о простом решении американцев - те на ф15 вешали ракету и доставали спутники на низкой орбите. после этого и разработали систему для миг31. интересно, сейчас на вооружении что нибудь такое стоит.

Ответить


Я хоть и не спец в авиастроение но кое какие замечания хочется сделать!
Во первых – в современных разработках по обнаружению летящих объектов основной упор ставится не на радиолокационную фиксацию самолетов, а на фиксацию теплового потока оставляемого двигателями самолета. Уже сегодня летают спутники, которые способны по тепловому следу определить тип лайнера. В связи с этим актуальность всевозможных композиционных материалов и форм (направленных на отражение, искажение лучей) снижается в разы. А в будущем и вообще потеряет смысл.
Во вторых – указывалось, что самолет оснащен двигателем «117С» давайте не будем забывать, что данные двигатели мы просто скопировали у наших европейских конкурентов, а своих перспективных разработок в этой области мы пока просто не имеем. Печально, но факт!
В третьих – как уже указывал автор слабая электронная начинка. Это наш бич! Мы до сих пор отстаем от конкурентов и я думаю с реализацией проекта самолетов 5-го поколения мы не сильно продвинемся в этой отрасли!
Остается уповать на превосходные аэродинамические качества и профессионализм (граничащий с безрассудством) наших пилотов. Здесь мы не превзойдены не кем!!!!!
А если в целом, то Россия выпустив этот самолет сделала свой первый почти самостоятельный шаг в развитии военной промышленности и это не может нас не радовать! Ура товарищи!

Ответить

DIMMI

> в современных разработках по обнаружению летящих объектов
> основной упор ставится не на радиолокационную фиксацию
> самолетов, а на фиксацию теплового потока оставляемого
> двигателями самолета.
Ну вообще-то очень спорное утверждение... получается что парни за океаном как бы совсем не в курсе... да и наши то же глядя на них... не говоря уже про зенитчиков, систему Иджис и т.д. это получается то же как бы не в теме...
> давайте не будем забывать, что данные двигатели мы просто
> скопировали у наших европейских конкурентов
???... хотя бы кусочек УРЛ первоисточника - я буду первым кто опубликует такую сенсацию!!!!! 50% гонорара - вам...
> как уже указывал автор слабая электронная начинка
Ну, чисто теоретически нет вопросов поставить БЦВМ с самой современной начинкой... вопрос скорее политический, чем технический - ставить или нет технику с западными комплектующими...

Ответить

"вопрос скорее политический, чем технический"
Осмелюсь не согласиться.
Не только политический вопрос - развивать или нет собственную высокотехнологичную продукцию.

Ответить

DIMMI

А..ну в этом-то смысле да, конечно
Я имел ввиду - с точки зрения начинки конкретного самолета

Ответить

DIMMI

Хотя, правды ради, есть вероятность установки чего-то совместно с индусами разработанного...
До изучения прототипов БЦВМ семейства "Соло" я еще не добрался (они предполагается должны устанавливаться на Т-50).

Ответить

Я вообще подозреваю, что разработка "полсотки" неплохо подстегнет самые разные научно-промышленные области. И двигателистов, и электронщиков, и оружейников, и аэродинамистов.
Это ж просто замечательно, когда есть конкретная масштабная задача, когда под нее выделяются деньги, ведется какой-то контроль. В нынешней России - редкость большая.
Вот этот эффект, он может быть даже важнее, чем сам самолет, который поступит на вооружение фиг знает, когда, фиг знает, в каком количестве, и фиг знает, будет ли он применяться где-то.

Ответить

DIMMI

да... если всё сделают правильно, то конечно так
по крайней мере тот же Чемезов именно так и говорит
Посмотрим как слова разойдутся с делами... и разойдутся ли...

Ответить

"и фиг знает, будет ли он применяться где-то" - наконец-то в малышковых коментах появилось что-то путнее....

Ответить

Ставлю десять рублей, что ты, дружок, понял это как-то по-своему.
Типа, что самолет вообще не нужен, или вроде того.

Ответить

Была такая порода людей после войны - когда все боролись за урожай и за производство, искореняли безработицу и безпризорность, строили заводы, ГЭСы, железные дороги, разведывали недра и осваивали север - эти люди "боролись с режимом", который их "душил". Такой породе очень неприятно, когда трудовой народ "страны их проживания" достигает успехов в чем-либо. Время прошло, а порода, всё так же малочисленная - осталась. Отсюда и следствия.

Ответить

"..когда все боролись за урожай и за производство, искореняли безработицу и безпризорность, строили заводы, ГЭСы, железные дороги, разведывали недра и осваивали север.." - а на фига(с)?
во имя рухнувшей империи?...

Ответить

Вот-вот-вот, - характерная, классическая симптоматика!

Ответить

Майк

А для того, что это жизнь - учиться, радоваться, строить, рожать.. Не во имя империи, а потому что это и есть - жизнь!

Ответить

он не нужен, вот это точно...
мне ближе А380...

Ответить

shrrr

Возможно г-н Alex098 считает себя гражданином мира, а не России. Ничего против не имею, но думаю, что он поторопился родиться лет так на двести - триста. К тому времени, возможно, государств не будет, и воевать будет не кому и не с кем. А пока нужны армии, оружие и прочая, прочая, прочая.

Ответить

Зря он родился, прямо скажем.

Ответить

DIMMI

За стиль прошу не ругать ("чем меньше ЭПР объекта, тем меньше он на экране локатора противника")... если бы я писал на своём языке многим это было бы неинтересно читать... а многим просто непонятно...
Конечно, тут много упрощений, но мы же не на профессиональном сайте...

Ответить

Тигра

эпр вообще дело темное) вот написано 0.5, а с какого ракурса не написано. и вообще достоверных цифр нет, и не будет никогда) а 0.5 это так, чтоб в принципе, порядок осознавать.

Ответить

DIMMI

да, точно так
скорее всего имеется ввиду носовой ракурс
т.к. картинка ЭПР с разных ракурсов сильно отличается

Ответить

Отшельник

Пока искал ролик с ПАК-ФА наткнулся на несколько демонстрашек по МИГ-39. Это новинка? Можно о ней поподробней?

Ответить

DIMMI

Су-47 официально появился на этой неделе (видимо нумерацию под ПАК ФА подгоняют)... до того такого названия официально не было...
возможно, МиГ-39 это аналогичная ситуация... ну, любят любители авиации вперед забегать))) честно не знаю о чем речь - сейчас идут испытания МиГ-35... новее номеров МиГов официально нет...

Ответить

Гугел выдает картинки МиГ 1,44

Ответить

DIMMI

а... ну ясно... 1.44 уже видимо не станет МиГом... в смысле в серию не пойдет - хотя машина для своего времени революционная
но задел разработок по 1.44 использован и в ПАК ФА и будет использоваться еще...

Ответить

Отшельник

На Ютюбе два ролика. В полста-секундном показывается внешний вид МИГ-39, а в семиминутном его полёт.

Ответить

К сожалению ответ только один Миг 1.42 он же 1.44 он же Миг 39 окончательно похоронен. Суховцы очень нехотели чтобы мимо их носа проплыли МИЛЛИАРДЫ, а для этого организовали ТРАВЛЮ микояновского прототипа, под лозунгом "Это старьё двадцатилетней давности, хотя у самих ничего подобного не было. Время прошло появился Т-50, я было обрадовался, но стоило поднять материалы интернета, и выясняется, разработка Су, слизана, и улучшена СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО СЛИЗЫВАНИЮ, СПИСЫВАНИЮ ИЛИ НАЗЫВАЙТЕ САМИ ПО ДРУГОМУ, С МИГ 1.42 Вот и сказочке конец, а кто прочитал, тот молодец. это у них Сухих неудержимое желание стать первыми за счёт государства, и чужих разработок, тьфу как противно и тошнотворно. А ещё Сухие суперумные ведут разработку истребителя 6 поколения с крылом обратной стреловидности!!! На сверхзвуке это очень даже опасно.Упругая дивергенция, не знаешь в какой именно момент могут у этого изобретения отвалиться крылья, ибо никакие усилители внутри крыла, не смогут выдержать чудовищных перегрузок. Но я то абсолютно спокоен за Сухих ведь они все могут все умеют у них всё получается. Нет не всё получается. Тот же су 27 когда его только только подняли летал, хуже табуретки к которой приклеели два крыла, и два двигателя, нахрена табуретке два двигателя? смотрите что такое тяговооружённость!!! А потом переделывали этот су 27 целых 4 года. Подняли в воздух и получили 27 мировых рекордов. Революционная по тем временам машина. Особенно с переделанной аэродинамикой, и двигателями. Так что у сухих не всё получается с первого раза, гениальность не надо им преписывать,это черевато, неприятностями.

Ответить

Тигра

а вот, может кому интересно, о нужности пак-фа, отрывок:
" Федосов Е.А. - директор ГосНИИ Авиационных Систем
о ПАК ФА
...Однако для России ситуация предельно ясная. Самолет F-35, начиная с 2010–2012 годов, начнет вытеснять наши самолеты с рынка боевой авиации, если мы не сумеем противопоставить свою конкретную разработку самолета пятого поколения.
Для нас потеря рынка боевой авиации будет означать закат авиационной промышленности России. Я уже останавливался на том, что мы потеряли внешний рынок гражданской авиации, и вернуться на этот рынок практически невозможно, если не пойти на тесное сотрудничество либо с «Боингом», либо с EADS («Эрбас Индастри») на правах младшего партнера. Даже внутренний рынок гражданской авиации очень трудно сохранить при активной экспансии тех же фирм, особенно если Россия вступит еще и во Всемирное торговое объединение (ВТО). Оборонный заказ ВВС России столь незначителен, что он не позволит сохранить то минимальное промышленное ядро, которое является своеобразной критической массой науки, необходимого объема технологии и производства. Только сохранение России на мировом рынке боевой авиации позволит сохранить критическую массу авиационной промышленности. Таким образом, для нас программа создания российского боевого самолета пятого поколения становится судьбоносной задачей.
Но не на всех уровнях руководства в Министерстве обороны и в правительстве ясно представляют себе складывающуюся ситуацию. "

Ответить

DIMMI

Полностью согласен
Федосов очень умный дядька и, судя по его мемуарам, честный государственник, коих нынче мало.

Ответить

Все они понимают, просто им пофиг

Ответить

putnik-ost

Полтораста лет назад американцы построили Монитор - корабль ознаменовавший начало броненосной эпохи в военном судостроении. У них были передовые инженеры и самые современные технологии и ещё у них была способность создавать передовые идеи. А потом они ничего нового не строили почти 25 лет, и их боевые корабли стали неуклюжими и технически отсталыми. Только заказы для русского флота, по русским чертежам и русским технологиям, оживили американское судостроение. Надеюсь рулевые нашей экономики хоть немного думают о подобных вещах.

Ответить

gRIP

Димми спасибо! Рад за наш авиапром! МОжем еще и надеюсь насытим им наши ВВС!

Ответить

Надо к этому проекту бурановцев подключить - тогда не ВВС а ВКС насытим )) авиабазы в лагранжевых точках, орбитальные бомбардировщики, геостационарные ударные батареи, баллистические шахты на обратной стороне Луны, высокоатмосферная спасательно-эвакуационная служба... И никакие пиндосы бы не посмели начать очередную мировую войну за нефть :-)

Ответить


Все успееем если захотим!
DIMMI - респект!

Ответить

Я точно знаю, что двигатели этого аппарата не доведены до приемлемого уровня, электроника СЫРАЯ!!! То есть глюки может выдавать!!! А больше всего удивило, то что куча датчиков, регистрирующей аппаратуры, и ни хрена больше!!! Ни тебе прицельно навигационной аппаратуры, ни РЭП, Ни РЭБ, ни РЭР, так на нём вообще нет ни хрена. Испытывать нужно!!! Нет базара, Но чем же тогда занимались когда на земле стояли?! В ЦАГИ не только продувают прототоп, но ещё и на прочность проверяют. Или авионику на земле не тестируют??? Ещё как тестируют!!! И поверьте еще КБ Су с этим прототипом намучается,штука очень сложная (5 тонн авионики на борту), обязательно "повылезают" проблемы. А если этих проблем не 10 и не 20, а больше.Нужен запасной вариант. Миг 5 поколения. Ходят слухи что где то может быть, а может и не быть после 2015 поднимется Миг 5 поколения.

Ответить

Больше всего раздражает то, что с Мига 1.44 слизали всё самое лучшее, взяли улучшили АФАР, теперь он видит в 3 раза больше целей чем микояновский прототип,обстеливает цели, чуть ли не в 3 раза больше, и вообще Су это супер, супер, супер, а микояновцы чуть ли не в пьяном бреду сообразили прототип 1.44. Враньё наглое, ничем не прикрытое. Умеют чужие технологии улучшать и в совершенно другой оболочке преподносить, а мы простаки рты поразинули, на это чудо смотрим, а чудо то на других технологиях построено!!! Чё же вы Сухие и полправды из себя выдавить не можете? Ну в общем здесь подковёрная борьба, и Су используя самые грязные технологии инизил Миг, выбросив последнего на задворки истории, зато сам Су теперь на коне, только конь то(технологии),позаимствованые то есть... Сами додумывайте.Неужели мы все такие глупые что нам лапшу так можно на уши тоннами вешать,неужели Погосян и компания самые умные, а мы дураки, неужели КБ Су всерьёз рассчитывают,что люди забудут, что в начале был 1.44, всё самое ценное с него слизали, улучшили обернули, в другую упаковку, назвали Т-50. Ну бог вам судья, и ваша совесть если она ещё осталась, но Т-50 ещё покажет вам испытателям чужих технологий свой нешуточный нрав...

Ответить

Подтверждаются доводы знающих людей о том,что Т-50 штука недоделанная, не до конца проработанная!!! Как бы все эти испытания не обернулись пшыком!!! Сколько рекламы, возгласов, обещаний, а как там сложится, кто же его знает?! Не верите сходите на сайт: milconskam.com, там много чего написано, но суть одна, пока что Т-50, не дотягивает до результатов полученных при испытаниях YF_22, в 1990 году!!! Стыд и позор КБ СУХОГО, так вам и надо, чтоб меньше рекламы раздавали, чтоб больше работали и помалкивали.

Ответить

Насмешили, чувствую нотки зависти. И что же вы в своём окб МиГ сразу не сделали правильную оболочку для 1.44.Самолёты Су всегда были красивее и имели в конструкции инновационные технические решения, а МиГи всегда были консервативными на вид, только схемы разные использовались. Кто вам не даёт мыслить не традиционно, а не просто прыгать с одной схемы на другую. МиГ-29 по аналогии F-15 слизывали, но Су-27 менее на него похож и более индивидуален, а ведь одновременно делали. Т-50 эволюция форм Су-27 -35 и с 1.44 ничего общего. Мне нравятся многие МиГи и Сухие, но завидуйте молча успехам пытливых конкурентов, а лучше не завидовать вовсе!

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.