Регистрация Вход
Город
Город
Город

Многоцелевой истребитель Т-50 / ПАК ФА (2)




Рисунок Т-50 / ПАК ФА от Planeman (http://militaryphotos.net)

Первая часть

Продолжим? Прежде, чем приступить к продолжению разговора о ПАК ФА, необходимо отметить как минимум еще два момента: во-первых, за прошедшие с момента его первого полета полторы недели информации о Т-50 стало гораздо больше и она с каждым днем всё точнее и точнее...и во-вторых, в первой части мы не отметили то, что создание Т-50 сопровождалось беспрецедентной по успешности (на наш взгляд) операцией наших спецслужб по сокрытию его внешнего вида и тактико-технических характеристик. Да, в наше сложное время в условиях проникновения во все стороны нашего быта интернета и сотовой связи до 29 января 2010 г. (даты первого полета Т-50) ни в одном открытом источнике не было ни одной достоверной фотографии самолета. Рисунки были. С неизвестной степенью достоверности. Сейчас уже можно судить о том, кто из авторов был ближе к истине, а кто просто пытался угадать и у него это почти получилось. Интересная тема, но к самому самолету она особого отношения не имеет...

Уникальный радолокационный комплекс. Нужно отметить, что тут возможны два этапа - промежуточный и идеальный. В промежуточном этапе на самолет будет установлен самый совершенный радиолокационный комплекс РЛС с АФАР (радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой). Подобная станция устанавливается на испытывающийся сейчас американский F-35. На F-22 такую станцию предполагалось поставить в процессе модернизации - сейчас на нём станция попроще. В общем,  самолет Т-50 по своим возможностям как минимум сравняется с самыми современными мировыми образцами. Но это в промежуточном варианте, который технически начнет испытываться уже в 2010 году. Далее следует идеальный вариант для которого по нашему мнению потребуется еще несколько лет доработки - самолет с обзором в 2 х 360 градусов. Что это значит? Мощная РЛС с АФАР в  носу, две РЛС с АФАР бокового обзора в носовой части самолета, две РЛС с АФАР в передней кромке каждого крыла (эти станции работают в другом диапазоне длинн волн) и станция направленная назад в корме центральной балки самолета (см.рисунок выше). Если сюда добавить активную "умную" обшивку (несколько сотен или тысяч единичных модулей АФАР размещенных в разных частях обшивки самолета, добавить мощную быстродействующую ЭВМ для обработки всех потоков информации, и обеспечить вывод этой информации в удобоваримом виде для принятия решений, то мы получим аппарат с практически абсолютно круговым обзором. В этом направлении и идут разработки оборудования по программе ПАК ФА.




Система вооружения. Напомню, что Т-50 - многофункциональный многоцелевой самолет-платформа для выполнения самых разных задач. Одиночная и групповая борьба за завоевание превосходства в воздухе, нанесение ударов в глубине театра военных действий, выполнение огневых задач в составе разведывательно-ударных комплексов (в том числе собственно как разведывательно-ударный комплекс), разведка, противокорабельное применение и т.д. Соответственно, самолет может нести разные комплекты вооружения и к тому же с подвеской разного типа - скрытной внутренней (без нарушения минимальной площади ЭПР) или обычной внешней (ЭПР увеличивается, количество точек подвески возрастает). Например, самолет ведет борьбу за завоевание превосходства в воздухе с сопоставимым либо просто с опасным противником - во внутренние отсеки устанавливается номенклатура ракет "воздух-воздух", самолет сохраняет минимальную площадь ЭПР и остается малозаметным. Второй пример - бомбим склады не защищенные ПВО - во внутренние отсеки бомбы, на все шесть внешних узлов подвески - те же бомбы. Радиолокационная незаметность пострадает, но в этом полете это не критично, а бомб мы возьмем почти в два раза больше. Упрощенное, конечно, описание, но представление наверное дает. Для применения оружия предназначена система управления огнем на базе ЭВМ и разнообразные средства облегчающие прицеливание и позволяющие отобразить обстановку и принять решение - нашлемный прицел, индикатор на лобовом стекле самолета, жидкокристаллические многофункциональные дисплеи на панели управления. Широкая номенклатура возможных к установке на самолет ракет (часть из которых уже производится, часть проходит испытания), бомб и прочих средств поражения позволит решать все описанные выше задачи.

Низкая заметность самолета. Как вы должно быть уже поняли, считается, что данная характеристика является на текущий момент времени одной из ключевых. И у нас и в США и во всем остальном мире низкая радиолокационная, инфракрасная и оптическая заметность считаются непременным свойством истребителей 5-го поколения. Радиолокация. Основой низкой радиолокационной заметности являются форма объекта. Форма призвана максимально рассеять излучение РЛС противника. Большое влияние на радиолокационную заметность самолета оказывают сигналы РЛС противника отраженные от лопаток турбин двигателей - для их экранирования применяются так называемые S-образные каналы воздухозаборников (см. первую иллюстрацию). В России они отработаны на экспериментальном самолете С-37. Использование в обшивке углепластика (70% обшивки), особых форм планера, углов стреловидности крыла и вид носового обтекателя, развал и форма килей - всё это определенный компромисс между аэродинамикой и радиолокационной заметностью. Еще нюанс - переднее крыло некоторых модификаций Су-27 трансформировалось в отклоняемую носовую часть крыла так же по причине снижения радиозаметности. Предполагаются и специальные покрытия. На опытном самолете, вероятно, еще не в полной мере реализованы мероприятия по снижению инфра-красной заметности, но веление времени - снижение теплового фона самолетов - тут так же ведутся разработки. Шумность машины (т.е. двигателей по сути) уже снижена даже на первом прототипе. Снижение визуальной заметности достигается сочетанием формы планера и окраски. В общем, после реализации всех задумок это будет не самый незаметный самолет, но самых эффективный из малозаметных - собственно к этому всё и стремится - к компромиссу между эффективностью во всех смыслах и снижеию заметности.

Двигатели. Двигателям мы уделили внимание в первой части. Сейчас я лишь хотел заметить, что вокруг двигателей, судя по всему, продолжается игра в секретность. На самом деле пока даже достоверно не известно, что за двигатели стоят на первом прототипе - есть возражения против любой озвученной по состоянию на вчера версии. Либо это "изделие 117" (более мощный двигатель, который пока ни на чем не летал, кроме Т-50 и самолета-летающей лаборатории Т-10М-10) либо это "изделие 117С", который кроме означенных самолетов летает еще и на Су-35. Нельзя пока исключать и каких-то еще вариантов, хотя они и маловероятны. Нельзя скидывать со счетов и вероятность того, что мы не имеем информации и по той причине, что всё не очень хорошо с разработкой новых двигателей. Для общего понимания надо отметить еще один нюанс - создание двигателей такого класса это задача национального масштаба - 2-3 страны в мире могут похвастать такими собственными разработками. И почти никому и никогда не удавалось создать двигатель такого класса за 5 лет. Но, напомню, самолет может стать машиной №1 в мире и с двигателями поколения 4++.

Что ждать? Сложный вопрос, ибо он на текущий момент кроме как от нашей политико-экономической ситуации мало от чего еще зависит. Будут финансирование и политическая воля - будет самолет как полноценный комплекс вооружения. Нет? Будет совместный российско-индийский проект и не без вопросов. К сожалению,  опыт новейшей истории отечественной военной техники показывает и те и другие примеры. Из хорошего - ракетные комплексы "Искандер" всё же начали производиться и поступать в войка - пусть и по 3-4 штуки в год, но производятся и поступают и даже применялись в грузино-осетинском конфликте строевой частью российской армии. И комплекс полностью соответствует ожиданиям. И даже больше, вероятно, но это уже закрытая информация 8-). Из плохого: все переговоры по поставкам на экспорт новейших неатомных подводных лодок проекта 677 (головная  - "Санкт-Петербург") пока висят в воздухе - лодку уже несколько лет не принимает от промышленности Российский Флот. Даже друг Чавес отказался. А за это время немцы заключили уже несколько контрактов на поставки своих лодок аналогичного класса. И приняли на вооружение у себя, само собой. И вот уже начинаются разговоры о покупке подводных лодок в Германии. Оно, конечно, может оказаться с точки зрения экономики сиюминутно целесообразно, но в итоге это приведет к стагнации одной из самых пока живых в нашей индустрии отраслей - отрасли разработки и производства подводных лодок. Если такой логике следовать дальше, то мы действительно рано или поздно станем конкретным и окончательным  сырьевым придатком. Пока, хотя бы в производстве военной техники мы мировая держава. Но может не остаться и этого. А при грамотном руководстве, думаю, на основе правильного развития оборонки можно многого добиться и в промышленности вцелом.... Конечно, тут нам тему не раскрыть ибо через чур огромна тема... и потому закончим.

Итак, ждем развития ситуации... Второй летный экземпляр Т-50 уже на стапеле и согласно планам должен выйти на испытания до конца 2010 г. Третий будет уже предсерийным самолетом и должен стартовать в 2011-2012 годах. Если всё будет хорошо. И очень сильно хотелось бы чтобы эта драма не превратилась в фарс...  

Подробное описание Т-50 / ПАК ФА http://military.tomsk.ru

Примечание автора:
Товарищи модераторы - ссылки в тексте являются неотъемлемой частью материала и не могут быть удалены кроме как вместе со всем материалом. Если это противоречит каким-то правилам или общепринятым нормам, которые вы не в состоянии изменить или сделать исключение - удаляйте весь материал. Другие варианты мной, как автором, в принципе не рассматриваются.  

Материал написан эксклюзивно для городского портала GOROD.TOMSK.RU 


Источник: Материал автора, текст автора, иллюстрации КБ им Сухого

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

ПАК ФА самолеты Су Т-50

 

Комментарии:

putnik-ost

Интересно и толково. Дима спасибо. +

Ответить

George

упс... как тоя первую часть просмотрел... можно ссылочку???... ато на собственном опыте знаб, что поиск тут ППЦ просто...

Ответить


>>Пока, хотя бы в производстве военной техники мы мировая держава.
Рискуя навлечь на себя гнев хомячков все же замечу, что кроме оборонки и размера территории мы ни в чем более никогда и не были "мировой державой".

Ответить

George

А как же балет???...)))

Ответить

putnik-ost

Тёма, ответьте, а по каким критериям лично Вы определяете принадлежность того или иного государства к мировым державам.

Ответить

Тёма

Это очень сложная тема. Вряд ли я смогу выразить это в рамках нескольких предложений.
Количество танчиков точно не будет единственным критерием.

Ответить

оборонка необходима для защиты такой огромной территории. я не считаю материальное благополучие - показателем величия государства, это просто показатель разумности правящей верхушка... вот наша верхушка ведет себя крайне неразумно и самоуверенно.

Ответить

Тёма

Печальный опыт советского союза наглядно продемонстрировал, что "материальное благополучие" государства не менее важный фактор, чем военная мощь.
Танчики не помогли союзу, когда советские граждани слили его за колбасу.

Ответить

"мы ни в чем более никогда"
Категорично, а потому - глупо.
Извините.

Ответить


Это должно быть в рубрике смешно. Сказочники)))

Ответить

Хочется конечно верить в сказку.
То что этот самолет доделают я не сомневаюсь, а вот то что он будет лучше F-35 совсем не факт. Уж больно разные затраты на эти самолеты. Чудес не бывеет, но вдруг случится :))

Ответить

Да не факт, что это вообще пойдёт в серию....

Ответить

"а вот то что он будет лучше F-35"
Вы чего это?
F-35 - вообще недосамолет.

Ответить

DIMMI

ну... не стал бы я так опрометчиво называть Ф-35
тут нельзя не учитывать, что Ф-22, а ранее Су-27 создавались в одну эпоху... а Ф-35 (и надеюсь ПАК ФА) самолет другой эпохи... и в этом смысле Ф-35 весьма интересная платформа (это же то же платформа на базе которой создается сразу несколько самолетов заметно отличающихся)

Ответить

Ну, как я понимаю, вертикальный взлет накладывает массу ограничений, и всегда придется чем-то жертвовать ради него.
Или я неправильно понимаю?

Ответить

Это при всем уважении к пятому поколению :)

Ответить

DIMMI

8))) не... все нормально (работы просто много)
с вертикальным взлетом только 1 модель Ф-35... а есть еще 2 или 3... и там не везде и не всё так просто - да, это не Су-27.. но его и не делали "против Су-27"... против Су-27 делали Раптор... а Ф-35 может быть с Су-27 и клонами может никогда и не встретится в бою - это просто максимально современный самолет (глуюже сложно т.к. по западной авиации я только по вершкам в теме)

Ответить

Не, ну с "недосамолетом" я конечно переборщил - штука безусловно крутая, на острие научно-технического прогресса. Но он, как я понимаю, сильно специфичен.
Ну, то есть он крутой, как космический корабль, но сравнивать его с тем же ПАК ФА, на мой взгляд, некорректно. То есть, он наверняка должен сильно проигрывать современным истребителям по боевым возможностям.
По крайней мере, лично у меня не укладывается в голове - чтобы запихать в истребитель пропеллер с отдельным движком и это никак ни на чем не отразилось :)

Ответить

"с вертикальным взлетом только 1 модель Ф-35... а есть еще 2 или 3"
Вон как, а я и не знал.

Ответить

DIMMI

да... в вертикальным взлетом для морской пехоты вариант (замена AV-8)... остальные обычные и все насквозь с АФАР и компьютеризированы и т.д. и т.п. Хотя вроде как уменьшить стоимость эксплуатации у них пока не получается, но стараются. ИНтересная машина на самом деле и у нас пока в широких массах про него мало что известно.

Ответить

putnik-ost

А Вы посмотрите затраты на НИОКР в США. Так всё интересно. Они например создавали в течении 5лет облик перспективного танка с гибридным двигателем - один из агрументов - экологическая читота машины.

Ответить

        бывавший в горах

как я люблю за это наших маленьких американских братьев!! ))

Ответить

почему хвост такой маленкий?

Ответить


DIMMI

угу
да еще и цельноповоротные
нормально по площади с учетом ЭДСУ и цифрового управления (если можно так выразиться)

Ответить

DIMMI

+ двигатели с управляемым вектором тяги

Ответить

Ну зачем пипеть?
Делаем - делаем.....
Зачем пипеть? Что?
Интересно? Пойди американский фильм посмотри. попу подмой!
Ну зачем пипеть то? АФАРЫ - ФигаРЫ... - есть и будет.
ЗАЧЕМ Врать НА ВЕСЬ МИР?

Ответить

DIMMI

Не совсем понял о чем речь и где тут конкретное вранье.
Да, полной информации нет пока.
О чем собственно было сказано и в первой части и в начале второй... да, тут возможно есть инсинуации, но складывается представление о том, что за образец техники перед нами? По-моему складывается. Ставились ли другие задачи автором? Как автор говорю - нет, не ставились.

Ответить

Ты еще документацию добудь полную и на посте выложи.
Например, по конструкции двигателя, или по схемам модулей АФАР?

Ответить

DIMMI

В материале по технике у себя на сайте выложу как добуду.
В рамках дозволенного и открытого.
Так же как уже не раз выкладывал.
Тут и на сайте вся информация дозволенная к публикации и из открытых источников.

Ответить

DIMMI

или вас картинки смутили?
одну нарисовал гражданин кажется США - товарищ Плейнман (публикуется с согласия автора)... другая - источник указан - французский журнал... ИМХО если им там это известно, то почему бы и нам не знать об этом и немного еще в довесок?

Ответить

Отличный пост, спасибо!

Ответить

А еще такой вопрос к автору.
Можно ли где-нибудь найти более-менее точную информацию о том, сколько и чего у нас состоит на вооружении?
Или это все военная тайна? :)

Ответить

DIMMI

ну... вообще тайна
Но есть несколько источников
1) милитари томск ру - сейчас только по некоторым образцам зато самая максимлаьно точная информация (на мой взгляд)))
2) труды товарища Криса Кельвина (ник в интернете) - молодой человек из Москвы, второй год выпускает бюллетени-таблички по количествам вооружений - многие моменты спорны, но общее представление дает - посмотреть можно много где - например на paralay.iboards.ru в теме про состав ВС России или на авантюристе.орг кажется или у нас, когда товарищ Крис разродится высылкой файлов для публикации (мы ему страничку приготовили)
3) если набрать в поиске "СНВ Подвиг" то вы попадете на сайт товарища Подвига (фамилия), который уже много лет издает фолиант про наши стратегические силы. Ошибкок либо мало либо нет, но он не быстро правит информацию... например уже в июне 2009 г. у нас осталось только 13 боевспособных Ту-160 в составе ВВС, но у него это отразилось только в октябре...
4) неплохие подборки бывают в спецвыпусках Коммерсант-Власть и в других СМИ... обычно пишут грамотные товарищи, но иногда бывают казусы
п.с. милитари томск ру сможет что-то такое предложить не раньше чем к концу года с ежемесячным обновлением (надо софт доработать т.к. вручную не хочется)

Ответить

DIMMI

головой подумал
на самом деле не тайна...
по крайней мере не всё... дислокация - тайна и то полно открытых данных даже на сайте минобороны... ну и есть договора по которым мы оглашаем какие-то сведения

Ответить

Ну вот интересно именно про авиацию бы найти, и чтобы сводная табличка: каких-сколько.
Спасибо, поищу, посмотрю.

Ответить

DIMMI

у Криса Кельвина есть именно по родам войск
не подробно, но есть авиация
ну еще большая подборка кажется на milkavkaz.ru или org
это форум, но там есть данные по ВС России по округам и частям с указанием типов и кажется количества техники
только там не очень точно - есть несоответствия

Ответить

Спасибо!
Изучаю, очень интересно.

Ответить

DIMMI

а вообще сложный вопрос - про то как мы подбивали количество в ВС России Искандеров можно отдельный рассказ писать... с Крисом не то чтобы спорили, но данные у нас сильно расходились... по-моему он частично поправился по осени (у него было 27 - и понятно мне почему, а у меня 8-18 - и то же есть аргументы)... интересная тема - на трехмерные шахматы похожа)))

Ответить

Уважаю увлеченных людей!
Спасибо за сайт, публикации и посты.
Вполне конкретный вопрос: Ув. DIMMI, разрешите мне опубликовать Ваши интересные посты на другом сайте?
Обещаю клятвенно: укажу ссылки, автора и то, что размещу пост в России.
Благодарю и жду продолжения.

Ответить

DIMMI

Да, конечно!
Нет вопросов...

Ответить

От души СПАСИБО!
Кста, Вас знает (как автора увлекательных постов про оружие, вооружение) ник-SLAINE, читает всегда и имеет в нашем регионе авторитетное мнение и знаток отечественных видов вооружения.
Еще раз, благодарю.
Скину Вам потом ссылку.

Ответить

DIMMI

Да, спасибо большое!

Ответить

Поместил ваш материал на форуме: http://forum.ahtuba.com/
Спасибо

Ответить

|{апрал

Помню давний шухер с "Беркутом" :-)) Тож эксперты понты кидали, в журналах печатали, по телеку крутили, дажэ модельку выпустили. И где "Беркут"? Правильно в ***зде! Сдается мине этот самолет с танковым именем очередная "потёмкинская деревня".

Ответить

DIMMI

Ну не знаю
Достаточно чуть чуть знать историю авиации чтобы понять, что "Беркут" не мог не вызвать вопросов (я про американский Х-29). Изначально было известно (специалистам) что это просто экспериментальная машина. Если бы его приняли на вооружение то это было бы просто удивительно...

Ответить

Тигра

немного оффтопа, в Грузии же Точки применяли, а не Искандеры? какая-нибудь информация об эффективности есть? мало что найти удалось.

Ответить

DIMMI

И то и другое применяли
Есть свидетельства (фотографии). Не знаю что писали в лайвджорналах и прочих СМИ, но согласно мнению специалистов (анализ фотографий) применялись и Точки и Искандеры и в том числе и с кассетными БЧ.
Подробно тут (в рамках дозволенного, в принципе есть и свидетельства более точные, но не для публикаций):
Искандеры - http://military.tomsk.ru/blog/topic-185.html
Точки - http://military.tomsk.ru/blog/topic-191.html
Внизу статей есть раздел Статус - там хронология в том числе применения

Ответить

DIMMI

По эффективности данных нет. Точнее если они и есть, то сокрыты ворохом прочей трепотни - искать тяжело и достоверность низкая. Официальных данных само собой нет.

Ответить

Тигра

спасибо, посмотрю)

Ответить

я непонял про fa2 я услышал в игре про вторую мировую там говарится у амереканцев ядерная боба у немцев fa2 и у китайцев чтота далжно быть наверника если его ставят рядом с ядерной бомбой то это нечто более глобальное чем какойто самалётик)))

Ответить

Как можно утверждать, что у него всё БРЭО передовое? Тут с цифирками в ручках своих можно доказать: Хреновина однако получается. У Ф 35 радар "сопровождает" до 100 целей, и до 20 целей обстреливает одновременно, Т-50 Суховского происхождения "сопровождает" до 60 целей, и только 16 целей обстреливает. Это лирика. Теперь судя по "инсайдерской" информации во внутренние отсеки можно "запихнуть" не более 2 ракет, остальные нужно размещать под крылом, а ЭПР? Она же вырастет? А кого это..... Или ещё в 2006 году макетная комиссия написала своё заключение: Недоработок столько что описание этих недоработок в 5 раз толще самого ТТЗ. Это анекдот: А чего ещё нам ждать от Путинской России? Насчёт летных характеристик. Тут Погосян чуть до потолка не прыгал от радости: Угол атаки на который вышел ПАК ФА 27 градусов, а угол атаки у "Раптора" 60 градусов, и кто там лучше???. Да можно "Записать" в актив Т-50 "сверхдальнобойные" КС 172 но толку от них. АФАР "светануть" может, не более. Тот же Sierra оставил сообщение:
"Место Т-50 в музее, рядом с Беркутом" это не боевая машина. Демонстратор. Демонстратор нашего развала??? Нет Демонстратор Путинской России.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.