Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Про голод, гражданскую войну и пропаганду.



09.02.2010 | 22:32

Андрей Илларионов, экономист : Про голод, гражданскую войну и пропаганду

Недавние события, произошедшие на глазах всей страны, представляют собой яркий пример фальсификации отечественной истории и попыток мифологизации общественного сознания, как будто бы нарочно взятый из учебника по спецпропаганде.

1. Вброс слогана

Как известно, 16 декабря 2009 г. буквально через несколько минут после появления в СМИ информации о смерти Егора Гайдара (но через несколько часов после нее самой) в созданном накануне личном блоге А.Чубайса появилась первая содержательная запись:

«Огромной удачей для России стало то, что в один из самых тяжелых моментов в ее истории у нее был Егор Гайдар.
В начале 90-х он спас страну от голода, гражданской войны и распада».


Заготовка «спас страну от голода и от гражданской войны» была повторена еще не раз – и в заявлении для прессы:

«Совершенно ясно, что это человек, который спас страну от массового голода.
Это человек, который спас страну от кровавой гражданской войны».


Широко распространенном в тот же день.

И в интервью «Российской газете», вышедшем 18 декабря:

«...тогда, в 1991-1992 годах Гайдар предотвратил гражданскую войну, предотвратил массовый голод»:

2. Раскручивание слогана

Чтобы общество обратило внимание на яркий лозунг, обычно достаточно его произнесения заметным ньюсмейкером в кризисный момент.
Однако первоначальный успех лучше закрепить мощью пропагандистской машины. Упомянутая формула сразу стала воспроизводиться публичными лицами – некоторыми намеренно, некоторыми, не исключено, и неосознанно.

Л.Гозман:
«В начале 90-х Егор Гайдар спас страну от голода, гражданской войны и распада».

В.Новодворская:
«Егор Гайдар спас страну от голода».

А.Дворкович:
«По мнению помощника президента России Аркадия Дворковича, Гайдар своим профессионализмом и знаниями "спас страну от гражданской войны, от голода и других трагических событий».

А.Зорин:
«...по существу, он вдвоем с Борисом Николаевичем Ельциным отвел Россию от края пропасти, предотвратил голод, холод и гражданскую, а, возможно, и мировую войну».

Д.Дондурей:
«...люди впервые с 30-х или с 10-х годов XX века смогли перестать испытывать голод...».

Об успехе запущенного пропагандистского проекта говорит число ссылок по запросу к Гуглу на фразу «Гайдар спас от голода», перевалившее за несколько тысяч менее чем за два месяца.

Иными словами, за короткий срок вброшенный тезис успел стать элементом общественного сознания.
Даже оппоненты в попытках найти контраргументы вынуждены были его повторять, тем самым невольно содействуя закреплению его смысла в сознании слушателей и читателей.

3. Ловушка для пиарщика

Однако удача не приходит одна.
Первоначальный успех обернулся неожиданной неприятностью тогда, когда вброшенную подачу о «спасении страны от голода» подхватили два московских мэра, заявив в своей статье:
«...в Зеленограде наша медицина зафиксировала 36 смертей из-за голода».

В этой фразе Ю.Лужков и Г.Попов лишь повторили то, что за несколько недель до них о Е.Гайдаре уже сообщил А.Чубайс:
«...это человек, который спас страну от массового голода... Взял на себя ответственность в момент, когда тысячи долларов не было у государства, чтобы хлеб купить, мясо купить, инсулин купить не могли в ноябре 91-го. Помирали больные».

Указанным заявлением оба мэра показали себя не меньшими католиками, чем римский папа, не только поддержав предложенный Чубайсом тезис, но даже более того – представив ему конкретное эмпирическое подтверждение.
Голодные смерти, происходившие в январе-феврале 1992 г., то есть до того, как начали давать результат гайдаровские реформы, и отсутствие смертей после того, как реформы заработали, – что может ярче подтвердить вброшенный лозунг о спасении страны от голода?

Однако такие подтверждения слогана показались явно излишними.
Одно дело – пропагандистская кампания, другое – пусть и опосредованное, но обвинение в гибели сограждан.

Продолжение обсуждения содержания статьи мэров и, следовательно, вброшенного лозунга могло обернуться скандалом.
Необходимо было немедленно подавить любые попытки содержательного обсуждения приведенных в статье тезисов.
Тогда появилась установка на «моральное осуждение» Лужкова и Попова:
«Стилистика и уровень статьи не позволяют спорить с авторами по существу... статья эта – не более чем грязная, завистливая и злобная ложь... пасквиль... клевета».

Строго говоря, упомянутая статья дает некоторые основания для такой характеристики, поскольку содержит искажения, передергивания и фальсификации.
Впрочем, у ее авторов их лишь немногим больше, чем у спровоцировавшего ее чубайсовского слогана и последовавшей за ней чубайсовского ответа.

Зато оперативно проведенная кампания «по рассмотрению личных дел тов. Лужкова и тов. Попова» прошла в целом по намеченному сценарию.
На публичном «партийном собрании» – в полном соответствии с неумирающей традицией – были обсуждены и осуждены личные и деловые качества московских мэров, их политические физиономии, наличие у них недвижимости и средств на их счетах, реальные и вымышленные бизнес-сделки, личные увлечения, поведение членов их семей и т.д.
Не обсуждалось лишь одно – пусть крайне неприятные, пусть политически мотивированные, пусть грубо искаженные, но содержательные тезисы их статьи об альтернативах действиям в начале 1990-х. И, конечно же, приведенный ими (фактический или виртуальный – ?) пример смерти людей.

Кампанию «морального перевоспитания» московских мэров чуть было не испортил В.Милов, решившийся «вступиться за Е.Гайдара»:
«Достаточно посмотреть официальную статистику – что, в 1992 году было зафиксировано какое-то заметное число смертей от истощения? Нет, не было. Рост смертности от убийств, алкогольных отравлений – да, был. От голода – нет... можно найти данные о средней суточной калорийности потребленных продуктов питания в среднем на члена домохозяйства в целом по России... В 1992 году она снизилась до 2438 килокалорий. Это голодом называется?..».

Иными словами, «вступившись за Гайдара», В.Милов двумя абзацами опроверг обе спорящие стороны – и Чубайса, и Лужкова вместе с Поповым.
Потому что если, по Чубайсу, Гайдар «спас страну от голода», то следует представить тому фактические подтверждения, и тогда надо благодарить мэров за приведенные данные. А если подтверждений этим фактам нет, то равнозначными фальсификациями оказываются и лужковско-поповская статья и породивший ее чубайсовский тезис.

Такой поворот оказался настолько неожиданным, что популяризация поначалу успешного слогана внезапно прекратилась.

Попробуем разобраться в содержании предложенного тезиса – от каких «массового голода, гражданской войны и распада» была спасена страна?

4. Была ли в России угроза массового голода?

У каждого человека, прожившего рубеж 1980-90-х годов, есть свои собственные воспоминания о том времени, лично для него, возможно, более убедительные, чем любые обобщенные факты.
Но для того, чтобы попытаться объективно ответить на вопросы о массовом голоде и об угрозе массового голода, нет более корректного способа, чем обратиться к статистике.

Медицина определяет голод как нехватку в питании энергии и белков, ведущую к гибели людей и отражаемую в росте числа смертей от истощения.
Под угрозой голода (недоеданием) понимается недостаток минимального питания для поддержания здорового образа жизни и роста человеческого организма, отражаемый двумя показателями:
1) удельным весом недоедающих людей во всем населении
и 2) количеством потребляемых килокалорий на человека в сутки.

FAO, WFP, UNEP, другие международные организации предоставляют обширную информацию по странам, где люди страдают от реального голода и настоящего недоедания.
В качестве рубежного критерия появления проблемы недоедания считается превышение числом недоедающих людей уровня 5% от всего населения страны. Более серьезная угроза голода возникает тогда, когда этот показатель превышает 25%, очень серьезная угроза – когда он превышает 50% населения.
Минимальная суточная потребность в энергии, необходимая для человека (заметно различающаяся по странам) для России 1990-92 гг. была определена в 1920 ккал.

Что означает настоящий голод, можно судить по данным о ситуации в ряде стран третьего мира.
В Эритрее, Демократической Республике Конго, Гаити, Анголе, Мозамбике, Чаде, Никарагуа в последние годы недоедало от 50 до 75% населения при среднем по стране ежедневном получении энергии на одного человека от 1500 до 1830 ккал

На территории бывшего СССР наиболее тяжелая ситуация в 1990-92 гг. сложилась в Грузии и Армении, в которых недоедало 46-47% населения при энергетической ценности продуктов питания на человека в сутки на уровне 1950-1970 ккал.
Немногим от этого отличалось положение в Таджикистане и Азербайджане, где соответствующие показатели составляли 27-34% и 2010-2160 ккал. Чуть лучше была ситуация в Киргизии и Туркменистане с 9-17% населения и 2250-2390 ккал на человека соответственно.

В России значение первого показателя – удельного веса недоедавших людей в общей численности населения за последние два десятилетия ни разу – ни в 1990-92 гг., ни в последующие годы – не превышало 5%.
Поэтому наша страна в последние десятилетия никогда не входила в списки ни одного международного рейтинга стран, находившихся под угрозой голода.

Что же касается второго показателя – суточной энергетической ценности потребляемых продуктов питания на душу населения, то в России в 1990-1992 гг. она составляла 2438-2590 ккал, что более чем на 518-670 ккал (на 27-35%) превышало критерий недоедания, установленный для нашей страны с учетом ее климатических и географических особенностей.

Иными словами, ни массового голода, ни его угрозы в начале 1990-х годов в России не было.

А что было?

Была неэффективная и быстро разваливавшаяся система централизованного снабжения.
Были серьезные проблемы с поставками продовольствия в крупные города. Были пустые полки магазинов. Были многочасовые очереди за продуктами. Были карточки и талоны на многие товары. Было значительное ухудшение структуры рациона питания десятков миллионов людей. Были и возросшие почти в каждой семье продовольственные запасы.

Но вот массового голода – не было.
Это – миф.

Поэтому «спасти страну от голода» не мог ни Гайдар, ни Чубайс, ни даже сам господь Бог.
За отсутствием такой угрозы.

Аргументация, приведенная Чубайсом в качестве обоснования своего тезиса, представляет собой замечательный образец таких важных пропагандистских приемов, как преувеличение и передергивание:
«Я отлично помню совещания еще в Ленгорисполкоме, которые начинались словами: запаса мяса в Ленинграде – на пять суток, на трое суток... Я отлично помню заседания правительства, начинавшиеся с докладов "Росхлебторга" о том, как, из какого порта в какой продвигается корабль с импортным зерном и на сколько его хватит».

О чем идет речь в этой и других подобных цитатах?
Речь идет о развале существовавшей системы снабжения. О внимании властей – региональных и федеральных – к вопросам обеспечения населения продовольствием и их ограниченной способности решить их. В этих цитатах нет ничего ни о фактическом потреблении граждан, ни о калорийности такого потребления, ни о его структуре. Естественно, в них нет ничего ни о массовом голоде, ни о его угрозе.

Настоящая угроза голода возникает и реальный голод наступает либо в бедных странах с низкой производительностью аграрного сектора (как в некоторых африканских странах сегодня или в России 1891 года), либо в автаркичных экономиках с авторитарным (тоталитарным) режимом и эффективным карательным аппаратом (как в Индии при колонизаторах или СССР в 1921-22 гг., в 1932-33 гг., в 1947 г).
Россия 1991-92 годов не относилась ни к первой, ни ко второй категории.

Что действительно сделали реформы 1992 г., к проведению которых имели отношение и Е.Гайдар, и А.Чубайс и многие другие люди, включая и Б.Ельцина, – это запуск рыночных механизмов обеспечения населения продуктами питания.
Легализованный рынок спас не от голода, не от его угрозы и, как мы увидим ниже, даже не от снижения калорийности потребления людей (она и в рыночных условиях продолжала падать еще несколько лет). Рынок спас от крайне неэффективного размещения имевшихся тогда в стране продовольственных ресурсов, от чудовищных потерь времени и сил миллионов людей в бесконечных очередях, от крайне нерационального потребления, от колоссальных потерь при хранении излишних запасов.

Рынок сам по себе новых продовольственных ресурсов не создает и от голода не спасает (ср. с нынешней ситуацией в африканских странах и в России 1891 г.).
Новые продовольственные ресурсы создают и от голода спасают не рыночные отношения сами по себе, а одновременное наличие рынка, свободы и прав собственности.

5. К чему привели реформы?

Возможно, этот вопрос в таком контексте и не возник бы, но формулировкой своего слогана А.Чубайс вынуждает обратиться к анализу того, что произошло не только накануне и во время реформ 1992 г., но и после них.
Естественно, «после» реформ – вовсе не означает, что «вследствие» них. Но именно такую логическую цепочку «после – значит вследствие» предложили не оппоненты Гайдара, а его «друзья и соратники».

Посмотрим на данные об изменении калорийности потребления в России в 1990-2005 гг., предлагаемые Росстатом.

Таблица 1. Калорийность потребленных продуктов питания в среднем на члена домохозяйства за сутки в ккал. в 1990-2005 гг.



Печальная картина получается.

Как бы ни оценивать реформы 1992 года и кому бы их авторство ни приписывать, получается, что и во время их проведения в 1992 г. и после них (подчеркиваю еще раз: «после» – не значит «из-за») – с 1994 по 1996 гг. – происходило значительное сокращение калорийности потребленных продуктов питания.
После краткосрочных подъемов в 1993 г. и в 1997-98 гг. калорийность питания снова падала, пока не начала свой новый подъем лишь в 2000-х годах. Причем абсолютное сокращение потребления в нижней точке (в 1996 г.) оказалось столь значительным (на 15,1% к 1990 г. и на 25,8% к 1980 г.), что предкризисный (или предреформенный – ?) уровень потребления удалось восстановить только к 2005 г. А вот уровень калорийности 1980 года и на сегодняшний день остается по-прежнему недосягаемым.

При том, что формулировка «Гайдар спас страну от голода» оказывается полностью опровергнутой фактами, ее вброс вынуждает обращаться к анализу калорийности питания российских граждан, на основе чего неизбежно появляется другой вывод, более соответствующий фактическим данным: Экономический кризис 1992-98 гг., вызванный в том числе и ошибочной экономической политикой, проводившейся с участием и Е.Гайдара и А.Чубайса, привел к значительному и длительному сокращению калорийности потребленных населением России продуктов питания, значительно усугубил продовольственную ситуацию в стране и максимально приблизил ее к состоянию, пограничному с массовым распространением недоедания.

6. Кто «спас от голода» другие страны?

Тезис о «спасении страны от голода» указывает однозначно на главного автора такого спасения – Е.Гайдара и ненавязчиво – на его «друга и соратника» А.Чубайса.

Как и любые иные тезисы этот тезис имеет право на существование.
Проверим его – попробуем выяснить, как именно проведенные реформы спасали страну и ее жителей, к каким последствиям они привели.

На входе дано: «реформы».
На выходе: «спасение людей, измеряемое изменением важнейших демографических показателей – общей смертности и ожидаемой продолжительности жизни». Период анализа: «год или два года» (с тем, чтобы не смешивать результаты начатых реформ с последствиями действий других политиков, пришедших позже), то есть год начала реформ (для России – 1992 г., для других стран – соответствующие годы, когда в них были начаты реформы) и первый год, следующий за началом реформ (для России – 1993 г.). Значения обоих демографических показателей сравниваются с их величинами в последний предреформенный год (для России – 1991 г.).

История как будто нарочно поставила сравнительный эксперимент, проведя почти одновременно в чем-то похожие, в чем-то различные экономические реформы в почти трех десятках стран.
Демографические результаты масштабного эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2. Изменение важнейших демографических индикаторов в странах с переходной экономикой в год начала реформ и в год, следующий за ним, по сравнению с последним предреформенным годом.



Независимо от того, какими были реформы в разных странах – более радикальными, чем в России, менее решительными, чем в России, или вообще еле заметными, их демографическая цена в нашей стране оказалась одной из самих высоких – на уровне Таджикистана, Боснии и Герцеговины, Азербайджана, Грузии, т.е. стран, вовлеченных в то время в полномасштабные гражданские войны.
Что произошло в России, какими были действия российских властей, если их итоги оказались сопоставимыми с последствиями полномасштабных военных конфликтов?

Следует еще раз повторить, что рекордный среди переходных стран рост общей смертности и резкое сокращение продолжительности жизни в России – это события, произошедшие «во время и после» реформ, не обязательно означающие «вследствие» них.
И определенный резон в этом утверждении есть.

Можно спорить по поводу того, что именно привело к ухудшению российских демографических показателей, какова в этом роль проводившихся реформ и действий отдельных «спасителей».
Но какими бы ни были возможные объяснения произошедшей демографической катастрофы, упрямые факты роста общей смертности и снижения продолжительности жизни в 1992-93 гг. на фоне заметно иных результатов в большинстве сопоставимых стран в первые два года реформ опровергают тезис о «спасении с их помощью жителей страны». В любом случае у автора вброшенного слогана теперь возникает иная проблема – предложить объяснение, почему реформы, проведенные в том числе и с его участием, не предотвратили рекордное среди переходных стран ухудшение демографических показателей в России.

7. Спасли ли реформы от гражданской войны?

Это не единственная задача, какая теперь перед ним стоит.

Согласно весьма распространенному определению гражданской войны это «война между организованными группами внутри одного государства или между двумя нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе, независимость региона или изменение политики правительства»

С момента начала экономических реформ на рубеже 1991-92 гг. в России произошло несколько событий, подпадающих под определение «гражданских войн»: осетинско-ингушский конфликт в Пригородном районе в октябре-ноябре 1992 г., противостояние между российским президентом и российским парламентом в Москве в октябре 1993 г., первая российско-чеченская война 1994-96 гг., вторая российско-чеченская война, начавшаяся в 1999 г., вооруженные столкновения в Кабардино-Балкарии в октябре 2005 г., идущие в настоящее время гражданские войны в Чечне, Ингушетии, Дагестане.

Иными словами, проведенные реформы – безотносительно к тому, как к ним относиться – не спасли страну от гражданских войн.
Можно спорить по поводу того, могли ли экономические реформы, какими бы замечательными они ни были, могли ли их авторы, какими бы выдающимися они ни являлись, в принципе предотвратить гражданскую войну.

История показывает, что гражданские войны происходили и происходят и в свободных и в несвободных странах, в странах с централизованной и с рыночной экономической системами – в США и Мексике, в России и Испании, в Греции и Шри Ланке, в Югославии и Судане.
Поэтому утверждение «о спасении страны с помощью экономических реформ от гражданской войны» является примером такого пропагандистского приема, как фальсификация.

8. Кто и как «спасал Россию от распада»?

Что же касается утверждения «Гайдар спас страну... от распада», то этот прием является плагиатом.
«Спасением России от распада» называл и называет вот уже в течение десяти лет собственные действия по уничтожению независимости Чечни и жесточайшему подавлению сопротивления чеченцев В.Путин. Насколько известно, Е.Гайдар участия в этих действиях не принимал.

Во-вторых, цинизм приписывания Гайдару чубайсовской собственной позиции («российская армия возрождается в Чечне») особенно очевиден на фоне того, что сам Е.Гайдар не раз публично выступал против ведения, по крайней мере, первой российско-чеченской войны.
В данном случае мы сталкиваемся с пропагандистским приемом под названием приватизация имени ушедшего.

Наконец, Гайдар принимал активное участие в подготовке Беловежских соглашений, официально завершивших процесс роспуска (распада) Советского Союза – страны, гражданами которой и он и А.Чубайс тогда являлись.
Хотя главную роль в мирном роспуске СССР сыграл Б.Ельцин и лидеры других постсоветских государств, заслуги Е.Гайдара в этом деле не следует недооценивать. Попытка же с помощью предложенного слогана вычеркнуть из истории этот эпизод говорит о применении таких пропагандистских приемов, как кража заслуженного и введение общественности в заблуждение.

9. Пропаганда или анализ?

Реформы, начатые на рубеже 1991-92 гг., в жизни нашей страны оказались событиями непростыми и весьма болезненными.
Они действительно во многом создали фундамент нашей нынешней экономической и политической жизни и немало способствовали росту благосостояния многих людей в последние годы. Но в том, что здание, построенное на заложенном тогда фундаменте, оказалось столь уродливым, а возведение всего сооружения сопровождалось столь чудовищными издержками, есть и немалый вклад тех, кто закладывал этот фундамент.

Общественное обсуждение произошедшего, включая анализ действий его главных действующих лиц, предлагавшиеся варианты и возможные альтернативы, требует не примитивных штампов, не пропагандистских слоганов, передергивающих и искажающих нашу историю, преувеличивающих заслуги одних и замалчивающих вклад других.
Оно требует серьезного, спокойного и толерантного разговора с участием всех заинтересованных сторон – независимо от их роли и места в прошедших событиях, занимаемой ими политической позиции и личных взглядов.

Несоблюдение таких базовых условий национального обсуждения, агрессивное навязывание ложных утверждений, фальсификация исторических событий дискредитирует не только занимающихся этим пропагандистов, не только ушедших людей, в защиту которых якобы создаются такие мифы, но и все – без исключения – стороны проведенных реформ.
Такие действия лишь возбуждают в обществе ненависть против фальсификаторов, разжигают в стране идеологическую – и не только – гражданскую войну, подрывают общественную поддержку сил, ассоциирующих себя с либеральным и демократическим выбором для нашей страны.

Андрей Илларионов, экономист, Вторник, 09.02.2010 22:32



Источник: www.echomsk.ru

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

У автора статьи - неувязки в логике его рассуждений. Итак, смотрим, что же он сам пишет :
1) "последние десятилетия никогда не входила в списки ни одного международного рейтинга стран, находившихся под угрозой голода."
2) "Были серьезные проблемы с поставками продовольствия в крупные города. Были пустые полки магазинов. Были многочасовые очереди за продуктами. Были карточки и талоны на многие товары. Было значительное ухудшение структуры рациона питания десятков миллионов людей."
3) "ни массового голода, ни его угрозы в начале 1990-х годов в России не было"
4) Забавно... :-) Голода - НЕ БЫЛО. Но существовали "серьезные проблемы с поставками". После начала реформ - голод так и НЕ ПОЯВИЛСЯ. Так куда же делись эти самые СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ?!!! Кашпировский поршептал в телевизор и эти проблемы рассосались ? Как беременность на девятом месяце ? :-)
5) На самом деле, ПРОБЛЕМА была одна - полностью разрушенное денежное обращение. К моменту прихода Гайдара в правительство, рубль был 100% деревянным и потому - никому не нужным. Никакой Кашпировский, сколько бы не печатал этих самых деревянных, не с мог бы наладить снабжение городов. Потому, что существует волшебная формула в экономике, которую придумал еще К. Маркс "товар - деньги - товар". А вот денег у государства не было, просто потому, что рубль уже деньгами не являлся давным-давно... И существовало только два пути решения этой проблемы :
- Продразверстка, продотряды, крестьянские восстания и гражданская война на ВСЕЙ территории России, а не только в Чечне.
- Экономические реформы - создание нормального денежного обращения, нормальной торговли (а не карточной системы) и т.д. в расчете на то, что "РЫНОК ВСЕ РАССТАВИТ ПО МЕСТАМ". Гайдар пошел по пути реформ и, если бы ему дали довести реформы до конца, было бы у нас сейчас нормальное государство. К сожалению, его реформы продолжались всего полгода и Россия опять погрузилась в политический застой. А последние 10 лет - пошел откат в социализм. Вот и живем мы в какой-то странной стране, которая ни социализм и ни капитализм... А гибрид еже и гадюки, как в известном анекдоте. Руководство страны говорит о свободном рынке и т.д. и это при том, что 60% средств производства - в руках государства, земля (с/х назначения) и недра - 100% в руках государства, однопартийная система, запрет выборов и референдумов, возрождение политических преследований и т.д...
Так что, будем ждать, пока новое руководство страны загонит ее в очередной советский тупик, придет очередной Гайдар, может на этот раз ему дадут закончить его реформы. "Жаль только жить в эту пору прекрасную не доведется ни мне, ни тебе" (Я.А. Некрасов)

Ответить

Ptah58

Да вот такая у нас страна! полки пустые были, аГОЛОДА небыло, потому что полки пустые были в магазинах а не в холодильниках.
А проблемы с поставками связаны с ПЕРЕХОДНЫМ периодом, который эта гайдарочубайсовская братва сама и устроила.

Ответить

Диоген

Выручали родственники в деревне, приусадебные участки и "дикие дачи". В 1990-м году ездил в Москву, по краям Ж/д, чуть ли не подъодя к путям, были посажена картошка. ну а в 92-м году даже табак и сахарную свеклу растили. кур держали на балконах, а поросят - в квартире (серьезно).

Ответить

"проблемы с поставками связаны с ПЕРЕХОДНЫМ периодом, который эта гайдарочубайсовская братва сама и устроила." - во времени ориентируетсь ? Когда в магазинах полки стали АБСОЛЮТНО ПУСТЫЕ ? А когда началение России впервые услышало про Гайдара и Чубайса ? Гайдар на машине времени в конец 80-х летал ? Или на велосипеде времени предоставленном лично Вами для него ? :-)

Ответить

"Когда в магазинах полки стали АБСОЛЮТНО ПУСТЫЕ ?" - аккурат перед реформами. 1991г. До этого даже с введением талонов, народ отоваривал их. Пусть, бывало, в очередях. Действительно, скупали про запас продукты, за рубли. сказать что рубль был "деревянным" внутри страны нельзя, другой валюты в магазинах еще не было а на рынке доллар только-только выходил из тени.

Ответить

otello

"Гайдар пошел по пути реформ и, если бы ему дали довести реформы до конца, было бы у нас сейчас нормальное государство." - Если б Хрущеву дали б довести дело до конца, был бы у нас сейчас коммунизм. Уже лет 30. :)

Ответить

"был бы у нас сейчас коммунизм. Уже лет 30. :)" - в сказки я не верю, а примеров вполне себе БЛАГОПОЛУЧНЫХ постсоветских стран вокруг - полно !

Ответить

otello

"в сказки я не верю" - иронию похоже тоже не понимаете. :)

Ответить

otello

"примеров вполне себе БЛАГОПОЛУЧНЫХ постсоветских стран вокруг - полно!" - если это Чехия, Словакия и Венгрия, то им и тогда жилось неплохо. А те что и тогда не процветали, сейчас просто в ж0пе.

Ответить

Ptah58

"в расчете на то, что "РЫНОК ВСЕ РАССТАВИТ ПО МЕСТАМ"" - вы представляете себе этот рынок плохо.А он (благодаря гайдарочубайсам) такой: покупатели-население, продавцы-воры и бандиты. Что такой рынок может расставить по местам???В нем не работаю западно-рыночные механизмы. А кто сделал воров и бандитов проодавцами? Кто дал им возможность захватить все "прилавки"?

Ответить

По моему немного другая ситуация. Высшие чиновники России - воры и бандиты. Мелкие чиновники их вассалы, продавцы - те кто смог чуть получше приспособиться к преступной власти и встроиться в систему, покупатели - те кто не смог встроился в преступную систему.
Ларионов из последних сил пытаетсz привлечь к себе внимание. Разбор фразы растянутый на несколько страниц. Помню моя учительница по литературе и не такое вытворяла, по каждой строчке стихотворения класииков могла часами скрытый смысл раскрывать. :)

Ответить

"В нем не работаю западно-рыночные механизмы." - Почему НЕ РАБОТАЮТ ? Это лично вы им запретили - работать ? :-) Так вот, там, где эти самые рыночные механизмы были допущены к работе - там все быстро и эффективно заработало. Конкретный пример : в начале 90-х Кресс очень беспокоился по поводу приватизации аптек, хлебных магазинов и т.д. Опасался, что новые хозяева бросят торговать хлебом и лекарствами и начнут торговать исключительно водкой. Кресс был (да и остался) коммунистом и он НЕ ПОНИМАЛ, что такое - рыночные механизмы. А теперь - оглянитесь вокруг... Что, у нас в самом деле - все хлебные магазины и аптеки исчезли ?! :-) А вот, куда рыночные механизмы были НЕ ДОПУЩЕНЫ, вот там и начался воровской беспредел : коммунальные услуги, поставки по госзаказу, муниципальный транспорт и т.д... Так что, меньше говорите пафосных фраз, а больше оглядывайтесь на РЕАЛЬНЫЙ мир ! :-) Законы экономики точно такие же, как законы физики - те, кто пытаются их нарушить, получают черенком граблей по лбу ! :-)

Ответить

аптеки очень удачно торговали настойкой боярышника (на спирту), антисептическим раствором (спирт) да кое какими таблеточками, сносящими крышу. А лекарства дешевые пропали, заменившись на дорогущие импортные. О цене хлеба тогда тоже много говорили, цена хлеба росла как на дрожжах, дошло до того что малоимущие хлеб не могли покупать. Рост цен на хлеб ограничила указом администрация.

Ответить

Ptah58

!!! Адекватный анализ гайдаро-чубайсовской деятельности. И еще даже очень-очень мягко, я бы назвал их деятельность ПРЕСТУПНОЙ.
посту ПЛЮС!

Ответить

ballian

Ptah58 - откуда у тебя плюс ? У тебя статус минус 7 :)))

Ответить

Ptah58

У меня статус как статус. А плюсов и минусов на любого БАЛЯНА хватит:)

Ответить

Диоген

1) очереди при Гайдаре – были. Сам стоял за хлебом 2 часа, принес домой, разрезали – а он внутри синий. Американская мука оказалась зараженной.
2) голодные обмороки – были.
3) последствия недоедания детей, росших в то время, можно наблюдать воочию: иного паренька можно коленом перешибить. О девочках-стебельках промолчу.
4) в 1992-1993-их годах цены на продовольственные (и не только) товары были такими, что большинству населения они были не по карману. Кто-нибудь, может быть, припомнит «марши пустых кастрюль»…
5) «С 1988 года начинается медленный, постепенный рост самоубийств с последующим резким скачком в 1992 году (на 17% в России и на 12% в Петербурге). В 1993 году в России уровень самоубийств (38,1) почти достигает "рекордного" показателя 1984 года (38,7), и Россия делит с Эстонией (38,1) 4-5 места в мире (после Латвии - 42,3, Литвы - 42,1 и Венгрии - 39,8). А показатели 1994 и 1995 годов (свыше 40) оказываются экстремальными (выше 40 фиксировался уровень только в Венгрии в 1980-1989 годах). В 1994 году Россия (41,8) выходит на второе место в мире (после Литвы - 45,8) http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0161/analit01.php
(1984-й год - год резкого возрастания потребления алкоголя).
Всего с 1995 по 2003 год в России покончили с собой 500 тыс. человек. http://ru.wikipedia.org/wiki/Самоубийство
Почему-то люди не очень нравится жить в рыночном раю….

Ответить

О, известный марзаматик опять принялся ворошить свою дырявую память. Обожаю такие байки "очевидцев", над ними всегда вволю можно поржать! :)))))))))
Вот только с хлебом г-н Диоген по невежеству переборщил: синим внутри хлеб бывает только от плесени, а не от мифической "зараженной американской муки".
Ну, что с враля взять - так быстро байки сочиняет, что подумать некогда!
:))))))))

Ответить

Диоген

Салажонок, когда ты только учился держать ложку, я уже школу заканчивал.

Ответить

От того, видно, и в маразм впали? :))))))
Да до такой степени что ровесника салажонком считаете?
Лечится вам надо, пока в штаны гадить не начали.

Ответить

Диоген

Геденок, я понимаю, что американские твои хозяева дали тебе указание всячески защищать Америку. Если бы в моем посте не было написано про американскую муку, ты бы промолчал,а? Или ты ко мне неравнодушен?
А еще я напомню про тухлые американские окорочка. Никто не помнит про репортажи, как привозили тухлое мясо из-за границы? Или у всех "память" такая же, как и у Геденка?

Ответить

Э, как вы любите искать хозяев - проецируете свою рабскую натуру на других? :)))))))
А к лжецам и дуракам я действительно неравнодушен - очень люблю поржать над ними!
:)))))))

Ответить

Диоген

Кто ТВОИ хозяева - это понятно по твоим же репликам и немногочисленным постам.
Ну а то, что к "лжецам и дуракам" ты причисляешь тех, кто не подчиняется твоим хозяевам - то пусть будет больше таких "лжецов и дураков". Которые помнят, какое говно валили в Россию под видом продуктов.

Ответить

К лжецам и дуракам я причисляю тех, кого неоднократно ловил на глупостях и лжи. Например, вас :))))))
Ну, а про хозяев - - это старая песня. Совки пологают, что невозможно жить без хозяина - вот так и страдают по Сталину. Соответственно, и на на других переносят свои холопскую психологию - потому, как по глупости совей и представить себе не могут свободу.

Ответить

Диоген

Ну что же, докажите, что из-за границы завозились (и завозятся) исключительно выскококачественные продукты питания.
Докажите, что не было маршей пустых кастрюль.
Что не было голодных обмороков.
Что не было пика самоубийств.
Может, вы жили в учебно-тренировочном лагере ЦРУ или АБН под названием "Россия", где и проходили практику по манипуляции сознанием?
В таком случае не путайте этот лагерь со страной.

Ответить

Глеб Нержин

А до Гайдара Вы в очереди за хлебом не стояли?

Ответить

Диоген

Нет. Городской хлебокомбинат работал неплохо, и снабжение магазинов хлебом было четким. Это что касается хлеба.
По поводу остальных продуктов - бывало, и стояли. Но 2-часовые очереди я пережил именно в 1992-м году.

Ответить

эвон как - я с помощью аргументов должен опровергать ваши дырявые воспоминания? :)))))) А оно мне надо?
Лучшим свидетельством вашего вранья являетесь вы сами - и с голоду не умерший, а вполне пухлый, и ВУЗ окончивший отнюдь не платный.
Так что, не путайти реальность с вашими идеологическими фантазиями.

Ответить

Диоген

***Лучшим свидетельством вашего вранья являетесь вы сами - и с голоду не умерший, а вполне пухлый, и ВУЗ окончивший отнюдь не платный.***
Мы лично встречались? Надо же, а я и не узнал. На ваше же счастье :-)))
Итак, гаденок осмеял мои воспоминания отех временах, но опровернуть их и не пытается. Все на оскорблениях и насмешках. Что ж, будем ждать дальнейших высеров скудоумного юмориста и пошляка...

Ответить

Mus musculus

Буквально вчера отчего-то заитересовалась демографической ситуацией в стране за последние 20 лет. А сегодня практически слово в слово читаю то же самое.
Спасибо реформам, смертность неуклонно превышает рождаемость и убыль населения не прекращается.
Автор статьи хорошо пишет, просто читайте внимательней и спокойней.
Есть четко очерченные понятия - что такое голод в стране, и не надо говорить про пустые полки.
Не забывайте, что цифры везде взяты СРЕДНИЕ, ясен перец, что все жили по-разному.

Ответить

А вы статью сами-то прочли? судя по вашему утверждениею "Спасибо реформам, смертность неуклонно превышает рождаемость и убыль населения не прекращается" - нет.
Илларионов утверждает: "Следует еще раз повторить, что рекордный среди переходных стран рост общей смертности и резкое сокращение продолжительности жизни в России – это события, произошедшие «во время и после» реформ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО означающие «вследствие» них".
:))))))))

Ответить

деиндустриализация общества (развал производства проще говоря), разрушение социальной сферы (соцзащита, медицина, образование, детские сады (!)), реформа ЖКХ (упразднение бесплатного жилья и введение очень дорогого жилья), безработица (следствие развала промышленности), развал сельского хозяйства (тупо цены на топливо завысили), пропаганда свободного безопасного секса, разрушение устоев семьи через СМИ - вот вам и демографический кризис, как следствие реформ.

Ответить

Mus musculus

Я считаю, это он из чувства такта и желания соблюсти объективность так говорит.
Он об этом дважды упоминает, что-то тут недаром.

Ответить

и желания соблюсти объективность так говорит
:))))))
Вот именно - объективности. А вы не желаете быть объективной?

Ответить

Mus musculus

Я не могу. Я субъект. Мне не присуще.

Ответить

ballian

Caracupa -Я не понял - это вы про сегодняшнюю Германию ?.Население Германии уже с 1972 года естественный прирост отрицательный,а с 1946-1971 -был положительный - то есть как только немцы стали жить богато -стали вымирать,а жили плохо - население росло.
В Африке и бедных странах Латинской Америки нищета - а население растет огромными темпами.В самой бедной стране мира Гаити семья с 6-7 детьми обычное дело.
То есть в Гаити сейчас население вымирать,а в Германии рости как в Гаити - но все наоборот.:)))

Ответить

нет, дело не в хорошо или плохо жить, а в таких незаметных правительственных программах и акциях, которые тормозят рост населения... один из способов - деиндустриализация, безработица, развращение молодежи, пропаганда гедонизма и потребления

Ответить

ballian

"...смертность неуклонно превышает рождаемость и убыль населения не прекращается." - а причем здесь те реформы ? У нас сейчас что жизнь тяжелая ?Что мешает делать детей ?Обычная демография урбанизированной страны.
Германия - одна из богатых стран европы -вымирает таким же темпом.

Ответить

maldalik

С каких щей Германия вымирает таким же темпом? У них смертность значительно ниже.

Ответить

оно не убывает, оно на "нулевом росте"... точнее убывает, но убыль пополняют турки и переселенцы из России... наверное, таким же способом был вытеснен коренной этнос в Древнем Риме. Теперь и не встретишь белокурых итальянцев...

Ответить

TITAN

"Теперь и не встретишь белокурых итальянцев..." - А они были?

Ответить

вообще-то были, так же как белокурые греки

Ответить

TITAN

По скульптурам определили?

Ответить

почему в период между 1 и 2 мировой войной населения весьма урбанизированных стран (Германия, Америка, Япония, Великобритания, Франция) не уменьшались?

Ответить

ballian

А у вас и цифры урбанизации есть ? И графики зависимости ?:))

Ответить

да будем вам известно убыль населения на данный момент происходит как раз в пост-индустриальных странах, из которых вся промышленность (включая тяжелую) вывезена в Китай.

Ответить

ballian

То есть сами же признаете что связи между уровнем жизни и количеством детей нет.

Ответить

есть уровень жизни, а есть элементарное негде жить, завести семью, не на что воспитать детей, при этом одному можно жить припеваючи, потреблять наркотики, путешествовать, пить, курить, трахаться, заниматься спортом.... Вы заметили сколько сейчас у нас стоит детская одежда???? Как взрослая, а стоит ли она столько? А образование, а медицина, а работа? Миллионы молодых людей на Западе без работы. Вы думаете это способствует размножению?

Ответить

"очереди при Гайдаре – были. Сам стоял за хлебом 2 часа, принес домой, разрезали – а он внутри синий." - а вот ПЕРЕДЕРГИВАТЬ - не надо ! Я, в свое время, делал специальный пост про пустые прилавки, таллоны и прочее. И даже выкладывал СКАНЫ талонов, на которых отчетлива видна ДАТА ! (http://gorod.tomsk.ru/index-1232041176.php) В 1992 году (летом) талоны потеряли смысл, т.к. по ним УЖЕ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОТОВАРИТЬ. А Гайдар был ИО преьер-министра С 15 июня по 15 декабря 1992 года ! И именно ПОСЛЕ его премьерства очереди и ИСЧЕЗЛИ. А появились они именно при СОВЕТСКОЙ власти... Талоны существовали столько, сколько существовала советская власть. Пустые прилавки в томских магазинах были практически всегда! Чай и туалетную бумагу возили из Москвы....

Ответить

otello

ссылки надо давать, чтобы был "пробел" до и после неё, вот так: http://gorod.tomsk.ru/index-1232041176.php .

Ответить

otello

"Чай и туалетную бумагу возили из Москвы...." - Ну насчет чая не знаю, может хорошие сорта и возили, а туалетную бумагу только из Москвы и возили, но не чтоб использовать, а чтоб поставить на видное место и демонстрировать знакомым: "До чего дошёл прогресс..." (с).

Ответить

Диоген

***"очереди при Гайдаре – были. Сам стоял за хлебом 2 часа, принес домой, разрезали – а он внутри синий." - а вот ПЕРЕДЕРГИВАТЬ - не надо ! ***
Чуть дальше:
***И именно ПОСЛЕ его премьерства очереди и ИСЧЕЗЛИ.***
То есть невольно проболтаж произошел, что очереди были и при Гайдаре.
***В 1992 году (летом) талоны потеряли смысл, т.к. по ним УЖЕ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОТОВАРИТЬ.***
В 1992-м году по талонам нельзя было ничего отоварить по двум причинам: а) прилавки как были, так и остались пустыми; б) покупательская способность населения резко упала из-за гиперинфляции, невыплате зарплат (которые не успевали за ценами), и того, что все сбережения в Сбербанке не выдавались. Так что же вы хвалите реформы-то? Реформы должны приносить пользу основной части населения, а не наоборот.
«И именно ПОСЛЕ его премьерства очереди и ИСЧЕЗЛИ».
Про покупательскую способность я сказал. А знаете, почему исчезли очереди? Потому что только после Гайдара удалось приостановить гиперинфляцию, тогда и произошла некоторая стабилизация в отношениях между поставщиками и «продавцами». А то ведь при гиперинфляции расчеты производились в у.е., и ценники в магазинах переписывали по 2-3 раза в день. А ведь государственные (пока еще не приватизированные) предприятия счета-то имели в рублях…
****А появились они именно при СОВЕТСКОЙ власти... ***
Да вы что???? А вам невдомек, что впервые карточки были введены еще при Николае II в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной?
****Талоны существовали столько, сколько существовала советская власть***
Опять брехня. Ну-ка, покажите мне талоны, скажем, 1970-х годов…
***Пустые прилавки в томских магазинах были практически всегда!***
Вы так долго живете?

Ответить

Г-н Диоген, вы что-то совсем деградировали. Иначе, как удивительной глупостью или потрясающим маразмом назвать ваш коммент нельзя.
"В 1992-м году по талонам нельзя было ничего отоварить по двум причинам: а) прилавки как были, так и остались пустыми"
:)))))))
Вот ведь только с месяц назад вы поддакивали утверждению г-на Отелло, что прям 1 января 1992 г все появилось в магазинах и прилавки были завалены продуктами. У вас настолько отшибло даже краткосрочную память,что вы не помните, о чем врали месяц назад? :)))))
Впрочем, и с долгосрочной памятью у вас хреново: гиперинфляция началась вовсе не при гайдаре, как вы врете, а в конце 1993 и достигла пика в 1994 - когда цены поднялись до миллионов ("лимонов", как тогда говорили). И началась гиперинфляция из-за того, что после ухода Гайдара из правителства увсе проблемы с финансами попытались решать с помощью печатного станка (для особо тупых и диогенов: с помощью печатанья ничем не обеспеченных денег).
Ну, и удивлятся не приходится, что вам бочкотарному "мудрецу" в голову не приходит простая причина того, что при Гайдаре уже нельзя было отоварить талоны - просто потому, что всякая необходимость в них исчезла. Торговля пошла по нормальному: без огромных очередей с записью, без предьявления талонов и выдачи толонных книжек.
=================================
Вы удивительно поглупели последнее время, г-н Диоген. У вас действительно мразам начался или вы наркоманом стали?

Ответить

otello

"гиперинфляция началась вовсе не при гайдаре" - это вы в пролёте. Именно летом 92-го года я впервые получил получку 5-тысячной купюрой, т.е моя ЗП за полгода изменилась с 250 до 5000 рублей. Итого годовая инфляция - 40%. Очень грубо конечно.

Ответить

otello

в 40 раз конечно, т.е. 4000%

Ответить

Диоген

График 11.
МЕСЯЧНАЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ В ГОДОВОМ ВЫРАЖЕНИИ, декабрь 1991 г. — октябрь 1998 г. (представлена в логарифмической шкале)*
http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/recep/1998/4/rcpb199840000infl/rcp b199840000infl060.htm
Самые пики инфляции были в 1992-м году.
Соси свой яд, гадюка!
****Вот ведь только с месяц назад вы поддакивали утверждению г-на Отелло, что прям 1 января 1992 г все появилось в магазинах и прилавки были завалены продуктами. ****
А ссылочку не кинете? Такой чуши я просто не мог написать.

Ответить

otello

Вообще-то я написал что 31 декабря прилавки были пусты, а 2 января были полны продуктами, вынутыми из-под прилавка. Но про 3 января я уже ничего не говорил. На самом деле более-менее продукты появились только к лету. И то: если банка кофе стоит 250 руб, а зарплата 500 руб, что удивительного в том что кофе было неспособно покинуть стены магазинов. Наш народ терпелив, но не до мазохизма же.

Ответить

Мда, ни Чубайс не прав, ни Лужков-Попов не правы - всем всыпал Илларионов :)))))
Соглашусь с г-ном svl - у автора статьи логика рассуждений самая причудливая. И не только в том. что касается голода.
Вот, например, Илларионов рассматривает вопрос "Спасли ли реформы от гражданской войны?" и прибегает к довольно таки странному аргументу "История показывает, что гражданские войны происходили и происходят и в свободных и в несвободных странах, в странах с централизованной и с рыночной экономической системами". Все верно, как верно и то, что в многих других странах с точно такими же политическими и экономическими системами гражданских войн не происходило (даже если под гражданскими войнами понимать даже конфликты типа осетинско-ингушский конфликта в Пригородном районе). Ну, и что?
От конретных фактов Илларионов перешел к самым общим обощениям, которые ничего не доказывают: где-то случаются гражданские войны, где-то нет. Почему случаются - из данных "аргументов" не понятно, надо копать глубже, рассматривать коретные события в конретной стране. Однако, именно этого Илларионов и не делает!
Та же самая картина и с вопросом "Кто и как «спасал Россию от распада»?" Неужто Илларионов не помнит "парад суверинететов" начала 90-х, как суверинетет требовали даже такие, "вросшие в Россию", республики, как Татарстан, Калмыкия, Якутия? Почему же они не ушли из России? Илларионов об этом даже не упоминает, а, почему-то, вспоминает о Беловежских соглашениях. А какое отношение Беловежские соглашения имеют к распаду России, если в них рассматривалось разделение СССР, а вовсе не России?
Так что подходя к последнему вопросу, заданному Илларионовым: "Пропаганда или анализ?" можно уверенно утверждать - данная статья совсем не анализ. Не может быть анализом ответ в три абзаца общими словами на сложнейший исторический вопрос.

Ответить

otello

"Почему же они не ушли из России?" - Неужто и тут Гайдар? :)

Ответить

Вполне возможно, что и Гайдар. очень может быть, что на решение властей нац.республик повлияла улучившаяся экономическая ситуация и новые экономические связи, установленные рынком - оказалось выгоднее оставаться в составе России, чем строить суверенную экономику.
Точный ответ может дать полноценное исследование, но никак не спекулятивные рассуждения в трех абзацах, как у Илларионова.

Ответить

otello

"на решение властей нац.республик повлияла улучившаяся экономическая ситуация" - Э? Т.е. счас мы снова на грани распада?

Ответить

Э? В спекулятивных выводах вы перещеголяли Илларионова.
:)))))

Ответить

otello

Успокойтесь, перещеголять Вас мне не удастся. Здесь Вы далеко в отрыве. :)

Ответить

а это тот илларионов, который был советником у ельцина или другой?

Ответить

otello

Советник президента
С апреля 2000 по 27 декабря 2005 — советник Президента России В. В. Путина по экономической политике. В мае 2000 — январе 2005 — представитель президента России по делам группы ведущих индустриально развитых государств и связям с представителями лидеров стран, входящих в «Группу семи», а также председателем Межведомственной комиссии по участию РФ в «восьмерке».
Является противником ратификации Россией Киотского протокола. Неоднократно негативно оценивал экономический, а затем и политический курс российской власти. В декабре 2003 заявил, что возможные последствия «дела ЮКОСа» выглядят весьма негативно и носят скорее всего не краткосрочный, а долгосрочный характер. В ноябре 2004 назвал «дело ЮКОСа» политическим и заявил: «Дело ЮКОСа надо прекращать, если мы хотим остановить экономический спад. Избиение лучшей национальной нефтяной компании начинает иметь экономические последствия». В декабре 2004 назвал продажу «Юганскнефтегаза» (который в результате достался «Роснефти») «экспроприацией частной собственности». В декабре 2005 назвал «аферой года» крупные займы, которые брали государственные компании, а также «поглощение госкорпорациями частных компаний» (покупку «Роснефтью» «Юганскнефтегаза», РАО «ЕЭС России» — «Силовых машин»).
[править] Отставка и последующая деятельность
Подал в отставку 27 декабря 2005, заявив:
Я не работаю с таким государством, которое мы имеем сегодня, и работать не буду… Когда я заступал на эту должность, это было одно государство, были возможности и надежды для его эволюции… произошло глубокое перерождение самого государства, сформировалась экономическая модель государственного корпоративизма.
Через несколько часов В. В. Путин принял отставку А. Н. Илларионова и освободил своим указом его от занимаемой должности.

Ответить

otello

Илларионов - человек, который привык говорить то что думает, и этим мне симпатичен. По этой же причине он видимо не сработался с Вертикалью.

Ответить

Ptah58 11 февраля 2010 г. 09:12 #
!!! Адекватный анализ гайдаро-чубайсовской деятельности.
:))))))))
Очередной малышок даже не удосужился прочитать статью, которую хвалит.
:)))))))

Ответить

автор баран , угроза голода была не в нехватке продовольствия как таковом , а в разрушении механизма товарообмена - в итоге могло получиться так ( как во многих других областях ) - что области производящие продукты питания с избытком ихх товаров и нехваткой допустим газа , а томск с газом но без продуктов питания , для решения данной проблемы сталин в своё время начал раскулачивание и тд ..
не факт конечно , что гайдар нас спас от голода , но факт - голод мог случиться .

Ответить

да тупо товар из складов в магазин перестали поставлять... Невзоров же показывал свои репортажи со складов заваленными сигаретами, когда весь Ленинград за куревом в очередях стоял... Искусттвенные все это меры и кризисы были, чтобы дестабилизировать обстановку в стране.

Ответить

именно так, искусственные...

Ответить

Жирик же говорил, что "голод" у нас случился, когда все наши азиатские республики были завалены продовольствием, тупо пришел приказ не отгружать продовольствие

Ответить

ballian

"Жирик же говорил" - ну раз сам Жирик говорил - тогда конечно :)))))))))))))))

Ответить

между прочим Жирик у нас доктор наук и еще специалист по Ближнему Востоку, он херню не говорит

Ответить

"Новые продовольственные ресурсы создают и от голода спасают не рыночные отношения сами по себе, а одновременное наличие рынка, свободы и прав собственности" - это очевидно, это понимал и Егор Тимурович...
но...
не дали завершить начатое, а зря....

Ответить

не зря, а только потому что незавершил и живы...

Ответить

otello

"сформировалась экономическая модель государственного корпоративизма" (с) Илларионов - при этом в формуле "наличие рынка, свободы и прав собственности" остаётся только первая составляющая. Понимал ли это Гайдар, заложивший основы этой модели? А это важно? Важно что получилось, а не что хотел.

Ответить

putnik-ost

Состояние финансовой системы СССР в конце80 - это отдельная песня. Страна рушилась, это было очевидно. Госзаказ сокращался, конверсия не работала и ею государство не занималось, был дефицит абсолютно всего. Парадоксище. Покупательная способность населения огромная, а предприятия ничего не выпускают. Гайдар для начала просто разрешил челночную торговлю. И насытил потребительский рынок. Но параллельно новое государство отказало в финансировании здрвоохранению, образованию,включая высшее; оборонной отрасли всей целиком и перераспределило промышленные обьекты. В каментах вы валите два процесса в одну кучу. Отказ государства от соц.сферы и передача промышленности в кормление наиболее верным приспешникам-олигархам и привели к теперешней ситуации.

Ответить

otello

"Покупательная способность населения огромная, а предприятия ничего не выпускают." - Здесь всё неправда: во-первых, предприятия продолжали выпускать продукцию, не меньше чем при Брежневе; во-вторых - огромная покупательная способность не населения, а малой части этого населения, в основном их тех, кто организовывал липовые кооперативы при крупных предприятиях и перекачивал безналичные деньги в наличку, подрывая этим сбалансированность пары "товар - деньги" в условиях фиксированных цен.

Ответить

putnik-ost

Отелло, у меня была возможность сравнить - в 1988г работал в Вост. Европе(по обмену). В СССР в обилии были лишь пустые прилавки. Промышленность чего-то выпускала, но купить приличную одежду и обувь было невозможно. Всякие детские вещи для дочки нам присылали друзья из Болгарии. Мы тогда были студентами, подрабатывали конечно, но комерцией не занимались. Так что Вы чего-то насочиняли.

Ответить

otello

Почему-то постоянно приходится разжёвывать вам написанное, сами вы видимо осилить не в состоянии: "предприятия продолжали выпускать продукцию, не меньше чем при Брежневе". Здесь есть хоть слово про то, что товаров было завались? Впрочем при Брежневе вы ещё были маленький, просто не помните и не можете сравнить.

Ответить

"предприятия продолжали выпускать продукцию, не меньше чем при Брежневе". Здесь есть хоть слово про то, что товаров было завались?
:)))))))
Г-н Отлло, ваши наивные уверки не спасут - вы вас поймали на вранье.

Ответить

otello

Свою тупость вы выдаёте за моё враньё? Это конгениально!

Ответить

putnik-ost

Откуда такая уверенность? Я помню отрывочно с 1967г, когда мы жили в военном городке Бердской бригады ВДВ. А с пяти отчётливо помню все важные события, случившиеся с нашей семьей.

Ответить

otello

Тогда тем более должны понимать что "как при Брежневе" не равно "товаров завались", но и не означает их полного отсутствия.

Ответить

Но параллельно новое государство отказало в финансировании здрвоохранению, образованию,включая высшее;
:))))))
О еще один очевидец с дырявой памятью. Что, в 90-х все школы, детские сады и ВУЗы позакрывались или начали принимать на обучение исключительно за плату?
чтож так врать-то в наглую.
Действительно, Гадаровское правительство ресзко урезало расходы. Потому, как платить было нечем - доходов не было.
Можно было получить деньги за счет продажи госимущества иностранным компаниям - но и сечас все совки назовут это продажей Родины, а тогда и вовсе этого не возможно было сделать без введения военого положения для усмирения бунтов.
можно было начать печатать деньги и превратить их в фантики - учителя и врачи все равно бы ничего не получили, но зато у них было бы огромное количество раскрашенных бумажек для обклеивания стен. А инфляция была бы как в веймаровской Германии или большевисткой России в начале 20-х.
И можно было жестко "поджаться" в расходах, удержав страну и от инфляции, и от подчинения иностранным компаниям. Что было и сделано Гайдаром.

Ответить

otello

"удержав страну и от инфляции. Что было и сделано Гайдаром." - У вас склероз? Именно Гайдар и запустил гиперинфляцию. Боролись с ней уже другие.

Ответить

Диоген

У Геда не склероз. У него задание: искажение истории.

Ответить

" удержав страну и от инфляции"
богиня, вы жжоте! :-))))))))))))))))

Ответить

otello

"в 90-х все школы, детские сады и ВУЗы позакрывались" - детсады - да. Впрочем вы ловко (как и полагается наперсточнику) увернулись от судьбы фундаментальной и прочей науки. Да, её никто не закрывл, но и не финансировал. Такая вот свобода выбора по Гайдару (типа либерал, на самом деле необольшевик): можешь кушать, а можешь не кушать. Кто выберет второе - я не виноват. Люди с подобной инфантильной идеологией (а я здесь ни причём) - кто угодно, но не государственные мужи.

Ответить

Да, её никто не закрывл, но и не финансировал.
:))))))
В очередной раз ловлю вас на вранье. Какой из томскийх ВУЗов закрылся из-за прекращения финансирования7 ни одного. Да и детсады все так же работали - ни один детсад в моем районе не прекратил работать.
Пейте табюлетки от алцгеймера.

Ответить

otello

ВУЗ - это высшее УЧЕБНОЕ заведение, при всём уважении к ним, наукой в СССР занимались в основном в других местах.

Ответить

otello

Собственно то, что вы не в курсе, где следует заниматься наукой, говорит о том, что при вступлении во взрослую жизнь вашего поколения, наука в этой стране уже приказала долго жить.

Ответить

otello

"ни один детсад в моем районе не прекратил работать." - А в моём - все.

Ответить

otello

Правда некоторые теперь снова работают.

Ответить

Если назовете свой район - поймаю вас на вранье документально :))))))

Ответить

otello

Это в Северске - от площади до "Современника".

Ответить

район вы приравняли к паре кварталов? :))) Уж у вас в Северске д/садов всегда была куча и все работали - поскольку ЗАТО кроме всего прочего их подпитывало. Малинка, Малыш, Ласточка, Ландыш, Рябинка, Космонавт - кто из этих и прочих д/садов закрывался в 90-е? Да ни один.
Не надоело врать?

Ответить

otello

Ни одно из этих названий мне неизвестно, значит где-то на окраине города. В центре (где сказал) закрылись все, а это четверть города. Но вы правы в том, что в Северске садов было всегда много, возможно часть из них закрылась из-за отсутствия клиентуры.

Ответить

Ну, назовите хоть один - закрывшийся. Позвоню в северскую мэрию и узнаю.

Ответить

otello

Ну позвоните да узнайте. Спрашивайте про 92-93 года.

Ответить

 
Комментарии 1—100   из   187 следующие
Комментарии: 1 | 2
 
image code