Регистрация Вход
Город
Город
Город

Попса. Истоки.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ

Европа.

В Европе в 16-17 вв. большое распространение получили «баллады-листовки», т. е. напечатанные на бумаге стихи с нотами в верхней части листа. Это уже были первые шаги шоу-бизнеса, массового распространения музыки. Народная музыка распространяется как бы «сама»: кто-то слышит песню, запоминает ее и поет, затем еще кто-то слышит поющего и запоминает и т.д. Это неконтролируемый процесс. А вот тиражирование нот — это уже попытка осознанного, контролируемого распространения музыки.

Современная поп-музыка принадлежит целой индустрии — множеству производственных структур, через которые проходит музыкальная идея, чтобы в итоге стать конкретным продуктом и быть проданной миллионам людей. И «баллады-листовки» были началом складывания этой сложной системы.

В 1650 в Лондоне был выпущен сборник "Учитель танцев", составленный Джоном Плейфордом (1623-1686), в котором были собраны ноты разнообразных сельских танцевальных мелодий Англии, снабженные пояснениями к танцевальным фигурам и движениям.




Плейфорд с друзьями много ездил по стране и собирал фольклор. Сборник оказался очень популярен, и за ним последовало множество других.




Эффектность народных мелодий, веками выверенная точность балладной формы привлекли внимание серьезных композиторов. Так, именно "Учитель танцев" лег в основу "Оперы нищего", одного из ранних произведений т. н. балладной оперы. Композитор Джон Пепуш (1667-1752)




и драматург Джон Гей (1685-1732) 



представили свое произведение лондонской публике в конце января 1728. Успех был настолько велик, что поставил под угрозу популярность Г.Ф.Генделя, чьи оперы доминировали в то время на английской сцене.

С конца 18 в. широко распространяется любительское музицирование и, как один из его главных инструментов, - фортепиано.

"Семья Баха". Художник И.Дж.Иль.




Хорошие фортепиано стоили недешево, но продавались и недорогие невзыскательные образцы. Важно, что само музицирование стало очень популярным. В моду входят фортепьянные пьесы, простые и сентиментальные, которые не трудно было выучить любому желающему.




Эти пьесы были густо украшены различными нехитрыми, но эффектными музыкальными приемами, что делало их на первый взгляд крайне изящными. Похожие приемы использует и современная популярная музыка.

Обеспеченная публика Европы развлекалась салонным музицированием. Появился особый жанр салонной баллады, который был упрощенным подражанием оперному искусству.




Для бедных же людей одним из немногочисленных развлечений стала шарманка, изобретенная в конце 18 в. в Швейцарии. Шарманка могла воспроизвести одну или несколько популярных мелодий, и бродячие шарманщики исполняли различные песни: от сатирических куплетов до печальных баллад.




Росло число музыкальных издательств, выпускавших нотные листовки и книги. К концу 19 в. многомиллионные тиражи нотных листов уже не были чем-то удивительным. Продолжается издание сборников народных песен: сборники песен менестрелей, и такие крупные издания, как "Собрание национальных английских мелодий" и "Популярная музыка нашей старины".

С середины 19 в. начинается активный рост индустрии популярной музыки и индустрии развлечений в целом. Нотные листки и сборники становятся все более доступными по цене, и быстро растет число мест, где можно было бы послушать популярную музыку. В Европе и США возникают так называемые увеселительные парки, в которых постоянно даются различного рода представления и играет музыка. В Англии первый такой парк, «Воксхолл», был основан еще в 1660.

Парк "Воксхолл".




Характер музыки, исполнявшейся в увеселительных парках, например в знаменитом копенгагенском «Тиволи», открытом в 1840, был исключительно развлекательный, увеселительный. Репертуар парков состоял из шуточных песен, комических номеров, фольклорных баллад.

Америка.

«Менестрели». Как и в Европе, в Америке также существовали бродячие цирки и труппы актеров и музыкантов, развлекавшие народ различными представлениями, состоявшими из спектаклей, сценок и песен.




С конца 18 в. в Америке начинает развиваться специфический жанр сатирических представлений, которые стали называть «шоу менестрелей», хотя связи с европейской менестрельной традиции практически не наблюдалось. Специфичным было то, что в этих шоу белые артисты изображали жизнь и нравы чернокожего населения Америки (большая часть которого до 1863 находилась в рабстве), пародируя афроамериканский фольклор. Подчас эти шоу были откровенно расистскими. Артисты красили свои лица сажей. Центральным в таких представлениях был персонаж, называвшийся «куном» (coon): плутоватый афроамериканец, крайне похотливый и склонный к воровству.




Интересно, что со второй половины 19 в. начали появляться группы менестрелей, состоявшие уже из настоящих афроамериканцев. Они также развлекали публику сценами из афроамериканской жизни, а некоторые, соблюдая традицию, поверх своей «черноты» дополнительно красили лица сажей. Но сатира черных менестрелей не была такой грубой и часто направлялась уже на самодовольных белых плантаторов. Из таких трупп профессиональных актеров впоследствии вышли многие замечательные блюзовые и джазовые музыканты: композитор Уильям Хенди,




певица Гертруда Ма’Рейни и многие другие.

Гертруда Ма’Рейни




Музыка, которая традиционно сопровождала менестрельные шоу, легла в основу танцевального стиля рэгтайм.

Рэгтайм был популярен на рубеже 19-20 вв., а самым известным композитором, работавшим в этом жанре, был Скотт Джоплин, сочинивший огромное количество танцевальных мелодий, в том числе знаменитый Рэг кленового листа (Maple Leaf Rag).




Это была энергичная танцевальная музыка с подчеркнутым использованием синкопированного ритма. Главным инструментом рэгтайма было фортепиано.

Музыкальный театр.
Развитие музыкального театра связано с такими жанрами популярной музыки, как оперетта и мюзик-холл. Оперетта возникла в середине 19 в. в Париже.




Она основывалась не столько на фольклорных, сколько на классических образцах, и часто авторами оперетт являлись академические композиторы. От оперы этот жанр отличается отсутствием эпического размаха, речитативов между ариями (которые заменили на диалоги и монологи), а также порой комическим, сатирическим или злободневным содержанием произведений. Арии из оперетты запоминались гораздо легче, чем классические, — фактически они могли существовать в виде отдельных популярных песен, которые можно было напевать, насвистывать себе под нос.

Жак Оффенбах, основавший в 1855 театр «Буфф-Паризьен» считается одним из главных родоначальников жанра оперетты.




Ему принадлежат такие известные произведения, как Прекарасная Елена и Парижская жизнь. Вскоре театры оперетт возникают и в других европейских странах, а в конце 19 в. столицей оперетты становится Вена, где работают такие композиторы, как Ференц Легар, Франц фон Зуппе и Иоганн Штраус-сын (автор знаменитой Летучей мыши). Главными именами английской оперетты были У.Гилберт и А.Салливен, чья популярность вскоре распространилась и на США.

Другим видом музыкального театра стал в середине 19 в. мюзик холл.

Первый мюзик холл в Париже. 




Возникавшие повсеместно музыкальные залы продолжали линию увеселительных парков, только теперь посетители получали возможность смотреть представления, сидя за столиком с едой и выпивкой. Развлекательные программы во Франции получили название «варьете» (то есть «всякая всячина»), и этот термин вскоре широко распространился.




Музыкальные залы оказались очень популярными и прибыльными. Их владельцы начали привлекать профессиональных композиторов-песенников для сочинения программ и музыкальных номеров. В мюзик-холле стали появляться свои «звезды», как в опере и оперетте, только в гораздо большем количестве. Это было уже очень близко к современному состоянию популярной музыки с ее многочисленным и бесконечно обновляющимся запасом «звезд» и «легенд».

Мюзик-холлы вскоре становятся наиболее популярным местом времяпрепровождения горожан-европейцев, местом семейного отдыха. Одним из известнейших музыкальных театров Англии был «Кентерберийский мюзик-холл».




Во Франции одним из обязательных элементов музыкальной программы становится водевиль (первоначально так назывались песни долины реки Вир в Нормандии) — «комедия положений», включавшая в себя куплеты, романсы и баллады. Содержание водевилей могло быть весьма резким и эротичным.

Илья Репин "Водевиль".




Этот термин приживается и в США, где индустрия развлечений развивается не меньшими, а то и большими темпами, чем в Европе.

28-ая улица в Нью-Йорке была сосредоточением музыкальных издательств и своего рода штаб-квартирой американского шоу-бизнеса. Журналист Монро Рознефельд прозвал ее «Аллеей жестяных сковородок» (Tin Pan Ally), из-за грохота и шума, который стоял на этой улице. Это выражение закрепилось, и его часто применяли, когда речь заходила о музыкальном издательском бизнесе США или Англии. В Лондоне тоже была своя «аллея сковородок»: Денмарк-стрит. Централизация музыкального бизнеса в начале 20 в. была еще одним шагом в создании индустрии поп-музыки.

В первых десятилетиях 20 столетия Америка становится законодателем мод в популярной музыке. Рэгтайм, фокстрот, чарлстон, — эти танцы покоряют Европу, а мюзик-холл, вобрав в себя многие черты оперетты, дает жизнь новому популярному жанру: мюзикл.

Джаз в сочетании с фольклорными элементами (кантри), европейскими традициями и установкой на эффектную зрелищность, - вот на этом и строился мюзикл. Особенно свежим было привлечение только что вошедшего в моду джаза.

К середине 20 в. театры мюзикла группируются на нью-йоркском Бродвее, который до сих пор остается главной музыкальной улицей Америки.




Россия.

Городской романс и эстрада. Традиции русской народной песни уходят в глубь веков. Как популярная, так и академическая музыка России основывается на народных традициях. Выразительный диапазон русского фольклора очень широк — от глубоких, печальных песен, выражающих тоску и отчаяние, до крайне «скоромных» (неприличных) частушек.




В 19 в. большое распространение получает жанр романса (от исп. romance) — лирической песни, исполняемой в сопровождении фортепиано или гитары.

Художник Маслов Олег Сергеевич. Русский романс.




Несмотря на сословные барьеры, романс стал достоянием всего русского общества: бывало и так, что одну и ту же песню можно было услышать и в крестьянской избе, и в дворянской усадьбе. Народные песни становились основной для романсов, и наоборот — романсы, написанные на стихи вполне определенных поэтов (Пушкина, Лермонтова, Апухтина) становились народными песнями. Таких примеров множество: 

"Вот мчится тройка удалая" — слегка измененный отрывок их стихотворения Ф.Глинки "Венера",
"Я вновь пред тобою стою очарован" - переработка стихотворения В.Красова "Стансы",
"Что ты жадно глядишь на дорогу?" (песня на стихи Н. Некрасова),
"Когда я на почте служил ямщиком" (переработка стихотворения Л.Трефолева "Ямщик"),
"Степь да степь кругом" (переложение стихотворения В.Сурикова "В степи"и др.

Цыганский романс, русские песни, влияние западноевропейской музыки, все вместе это легло в основу т. н. городского романса, который начал развиваться в России приблизительно с середины 19 в. Одним из первых и наиболее ярких примеров является романс "Две гитары за стеной"… (Эх, раз, еще раз) на стихи Аполлона Григорьева.




Среди других замечательных исполнителей городского романса 20 в.- Изабелла Юрьева и Петр Лещенко, чьи имена также символизируют лучшие достижения русской популярной музыки 20 века.




ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА 20 — НАЧАЛА 21 ВВ.

Большинством направлений популярной музыки 20 и начала 21 в. мы обязаны Новому Свету. Этот бурно развивавшийся континент оказался невероятно богатым в музыкальном отношении — прежде всего за счет пестрого смешения множества народов и культур. Западноевропейская, средиземноморская, африканская, индейская культуры и даже культура юго-востока Азии соединялись и переплетались, образуя новые удивительные стили.

Латинская Америка дала миру танго, самбу, босса-нову, Карибский бассейн — калипсо, ска и рэгги, Северная Америка - блюз, рэгтайм, джаз, рок-н-роллл и т.д. У всех этих направлений была одна общая черта: они родились в «простонародье», бедных слоях общества, и высшие сословия первое время смотрели на эту музыку с презрением, называя ее вульгарной, — привычное обвинение популярной музыки. Но проходило немного времени, и музыка простых людей и бедных кварталов покоряла буквально всех, сметая сословные границы. Характерный пример — история танго. Этот танец, считавшийся в начале 20 в. слишком грубым и чувственным, через некоторое время стал рассматриваться как высокое искусство.




Латиноамериканская популярная музыка основывалась на африканских и средиземноморских ритмах и была очень пестрой в своей мелодике: тут были элементы и французских баллад, и фольклора Пиренейского региона, и африканские, и индейские мелодические линии. В Латинской Америке потомки вывезенных из Африки рабов, местного индейского населения и европейских завоевателей часто смешивались между собой, образуя уникальный этнический сплав. В Северной Америке нравы были жестче, и рабовладельцы старались искоренить всякие африканские традиции в среде рабов. Но музыка выжила, хотя и заметно трансформировалась на Американской земле.

Блюз.
Так, в конце 19 в. в сельских районах Юга США появился блюз, который вскоре стал самой популярной музыкой черного населения страны. Услышав сельский блюз (blues), музыкант и композитор Уильям Хенди, до этого работавший в афроамериканских «менестрельных» оркестрах, пришел в восторг и решил использовать этот стиль в популярных мелодиях, которые он сочинял. Так появился, например, знаменитый Сент Луис блюз (St. Louis Blues) и мн. др. композиции, стоявшие у истоков нового направления, которое получило название джаз (jazz).




Джаз.
Джаз развивался в Новом Орлеане в первые десятилетия 20 в., и вскоре затмил по популярности рэгтайм. Белые американцы были абсолютно невосприимчивы к блюзу, а вот джаз они подхватили мгновенно. Это была жизнерадостная танцевальная музыка, точно соответствовавшая темпу жизни, который начал резко ускоряться после Первой мировой войны.




Главным инструментом рэгтайма было фортепиано, сельского блюза — шестиструнная гитара. Джаз же предполагал наличие целого оркестра музыкантов: духовая секция, ударные, иногда банджо, скрипка и др. Нью-орлеанские оркестры Джо Оливера и Кида Ори были очень популярными коллективами эпохи раннего джаза.

Band Joe Oliver




В 1920-е начинают распространяться так называемые биг-бенды, т. е. большие, укрупненные оркестры. Джаз, который они исполняли, называют свингом.




Собственно свинг (swing) — это музыкальный прием, особый вид синкопы (так же как и «rag» в слове «рэгтайм» означает синкопу). Синкопа — харктерная составляющая черной музыки. Классиками свинга являются Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, а также белые исполнители — Бикс Бейдербек, Бенни Гудмен и др.

В 1930-е свинг становится самой популярной музыкой в мире на тот период. С ним соперничает только эстрадная лирическая песня. У каждой страны есть свои особенности эстрадного жанра, но в 20 в. явно происходит взаимопроникновение фольклорных традиций: в европейские баллады входят элементы афроамериканской музыки, джазовые эстрадные песни обогащаются даже восточноевропейскими, русскими мотивами. Ирвинг Берлин — выходец из России и один из великих джазовых композиторов, умел тонко вплести русские мелодии в джазовую ткань.




Гордость американской культуры, Джордж Гершвин создает в 1935 оперу "Порги и Бесс", классику одновременно и популярной и оперной традиции.




Гершвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, насколько расплывчаты границы популярной и «серьезной» музыки. Он создавал симфонические и фортепьянные пьесы, основанные на джазовой гармонии: "Рапсодия в голубом" (Rhapsody in blue, 1924), сюита "Американец в Париже" (An American in Paris, 1928).

Говоря о развитии российской популярной музыки, нельзя обойти вниманием такую уникальную личность, как Александр Вертинский, певец и автор песен, чье творчество явилось большим вкладом в русскую культуру 20 в.




Эмигрировав после Октябрьской революции, он вернулся в СССР в годы Великой Отечественной войны, добившись у советских начальников разрешения находиться на Родине в эти тяжелые для страны годы. Часто Вертинского неоправданно относят к развлекательному жанру, однако это совсем не так, ведь многие песни Вертинского настолько глубокие и трагические по своему содержанию, что их невозможно поставить в один ряд с певцами, исполняющими легкие песенки.



Он оказал огромное влияние на современную российскую музыку.

Среди других замечательных исполнителей городского романса: Изабелла Юрьева, Петр Лещенко и Алеша Дмитриевич, чьи имена также символизируют лучшие достижения русской популярной музыки 20 в.

Прогресс в звукозаписи.
Новый этап в распространении популярной музыки. Огромную роль для развития популярной музыки сыграло изобретение в конце 19 в. граммофона.




Теперь сотни тысяч людей получали возможность услышать знаменитых исполнителей, даже если эти исполнители никогда не доберутся с концертами до их города или отдаленного поселка. В 1910-х был установлен стандарт двусторонней грампластинки на 78 оборотов в минуту, а в конце 1940-х гг. появилась т. н. долгоиграющая пластинка на 33,3 оборота и т.н. «сорокопятка» — небольшой диск, рассчитанный на скорость 45 оборотов в минуту.

Индустрия распространения песен на нотных листах еще некоторое время конкурировала с грамзаписью, но к середине века виниловые диски вытеснили нотные листы, как впоследствии, в конце 20 в., компакт-диски вытеснили «винил».

Другим важным каналом распространения популярной музыки стало радио. Это было доступное для большинства удовольствие, а владельцы радиостанций быстро нашли общую выгоду с хозяевами звукозаписывающих фирм, как только стало понятно, что радиоэфир - это эффективный способ рекламировать пластинки, а также навязывать публике музыку и вкусы. В 1920 в США открылась первая частная радиостанция, а в 1925 в Лондоне заработала Британская радиовещательная корпорация (ВВС), до сих пор одна из крупнейших в мире.

С момента изобретения звукового кино в конце 1920-х появилась возможность использовать музыку в кино: создавать музыкальные фильмы или просто писать музыку для кинокартин, тогда как ранее музыкальное сопровождение было делом личного вкуса тапера. 

Эстрада. 
1950-е годы были временем триумфа эстрадной песни в популярной музыке. Во Франции появляются такие новые «звезды» шансона, как Жак Брель




Шарль Азнавур,




а в Америке «царит» Фрэнк Синатра.




Эстрадная песня Америки сочетает в себе элементы свинга, европейскую и джазовую мелодику. Это мягкая и лирическая музыка. Американский вариант распространяется во многих странах мира, даже во Франции, хотя позиции шансона, эстрадной и авторской песни, основанной на народных традициях, там очень сильны. Кроме того, во французской эстраде, как и в эстраде других стран существует жанр, который можно определить как просто лирическая и мелодичная песня.

В 1960-х во французской музыке появляется много новых имен. Среди них — певец Сальваторе Адамо




певица Мирей Матье. 




Мирей Матье сравнивают с великой Эдит Пиаф, потрясавшей своим пением Европу в середине 20 в., но музыка Матье гораздо мягче, и в ней нет той степени боли и отчаяния, которая выносит Пиаф за пределы развлекательного искусства.

В 1970-х всемирную известность получает испанский певец Хулио Иглесиас.




В юности он мечтал о карьере футболиста, но получив серьезную травму, которая не позволила ему продолжать заниматься футболом, решил попробовать себя в эстрадной песне. Так он стал одним из популярнейших в мире исполнителей. Одна из особенностей Х.Иглесиаса заключается в том, что он исполняет песни не только на испанском и английском, но и на многих других языках мира, в том числе и на русском.

Во второй половине 1970-х наступает время, когда коммерческий потенциал любой «стадионной» группы начинает сдавать свои позиции по сравнению с исполнителями диско, даже довольно посредственными.

Диско.
Этот стиль был создан на основе фанка (funk), но сильного упрощенного. На протяжении десятилетия, с конца 1960-х фанк был наиболее популярной и прогрессивной музыкой среди черного населения США. Джеймс Браун, Слай Стоун из группы «Слай энд фэмили стоун» («Sly & The Family Stone») и Джордж Клинтон со своими проектами Фанкаделик энд Парламент (Funkadelic и Parliament) были главными идеологами фанка.

Диско-бум не только переориентировал популярную музыку и индустрию на сугубо танцевальное направление, но и вынудил многих известных музыкантов заигрывать с диско, чтобы «остаться на плаву», потому что радиостанции и фирмы грамзаписи одно время требовали исключительно композиции в стиле диско. Но были группы, создававшие в диско-ритмах поразительные вещи, как например, талантливый и невроятно популярный шведский коллектив «АББА» (АВВА).



Хип-хоп. 
Реакцией на диско стал стиль хип-хоп (hip-hop), созданный ди-джеями черных нью-йоркских дискотек, которые не могли смириться с тем, как быстро деградировала популярная музыка в эпоху диско-истерии. Вскоре с хип-хопом соединилась традиция импровизированной уличной поэзии афроамериканских городских гетто (а также элементы ямайского стиля калипсо), и в середине1980-х оформилось доминирующее направление современной черной музыки, которое называют рэп (rap, речитатив) или хип-хоп. Волна хип-хопа вернула к популярности и фанк-музыку, ибо именно фанк лежит в основе этого нового афроамериканского жанра.

Поп-музыка 1980-х.
Особую роль в развитии современной популярной музыки стало возникновение в начале 1980-х ряда музыкальных телеканалов, таких, как VH-1 и MTV. Последний ориентируется исключительно на молодежную аудиторию. Собственно, музыкальное телевидение — главная движущая сила современной популярной музыки. Видеоклипы настойчиво рекламируют певца или группу. Настоящим детищем музыкального телевидения стала певица Мадонна (Madonna).




Весьма обязан MTV и Майкл Джексон (Michael Jackson), также как Принс (Prince) и очень многие популярные певцы и группы.

Популярная музыка 1980-х строилась главным образом на совмещении черного стиля соул и европейских баллад. Поэтому и возникло такое определение, как соул-баллады. Хотя соул (soul) возник еще в 1950-х, до 1980-х он оставался музыкой, которую слушали преимущественно афроамериканцы. Такие музыканты, как Марайя Кэри (Mariah Carey),




Уитни Хьюстон (Whitney Houston),




Пол Янг (Paul Young) и, конечно же Тина Тернер (Tina Turner), выступающая на R&B и соул-сцене с конца 1950-х, сделали этот стиль одним из основных в современной поп-музыке.

Советская и российская эстрада 1980-1990 годы. Истоки российской попсы.
В 1980-х советскую эстраду украшают имена Валерия Леонтьева, Анне Вески, Яака Йоллы, Евгения Мартынова, Валентины Легкоступовой, Александра Малинина, Александра Серова, Владимира Кузьмина, Лаймы Вайкуле, Ирины Понаровской, Ларисы Долиной. ВИА «Земляне» покоряют слушателей своей песней «Трава у дома».

«Перестройка» конца 1980-х вносит изменения и в эстрадную музыку. Появляются имена Игоря Талькова, Олега Газманова, группы «Любэ», «Кар-мен». В начале 1990-х скандального успеха добивается коллектив «Мальчишник», из которого вышел известный ныне Дельфин. Богдан Титомир, покинув «Кар-мен», также становится одной из заметных фигур российский поп-музыки начала 1990-х гг. Успех имеет и группа «На-На» под руководством Барри Алибасова, в прошлом участника группы «Интеграл».

Во второй половине 1990-х начинается деятельность таких популярных на территории СНГ коллективов, как «Иванушки International» и «Руки вверх». Перепевщик чужих песен Филипп Киркоров собирает многотысячные концертные залы.

К началу 21 в. российский шоу-бизнес стал весьма мощной структурой: множество звукозаписывающих фирм, два крупных музыкальных телеканала (МТВ и Муз-ТВ), определенная система рекламы и распространения. Количество имен исполнителей, на короткое время возникающих на телеэкранах, неизменно увеличивается, растет и уровень внешнего качества музыкальной продукции при достаточно невысоком уровне содержательной части.

Поп-музыка в 90-х и начале 21 века.
В 1990-х в соул-балладу был привнесен жесткий фанковый (или хип-хоповый) ритм. Его можно услышать у таких певиц, как Тони Брэкстон, Кристина Агилера или Бритни Спирс, групп «Ти-Эл-Си» («TLC»), «Дестиниз чайлд» («Destiny’s Child») и мн.др.

Отличительным знаком середины 1990-х стало появление массы «мальчуковых» и «девичьих» коллективов. Бойз-бенды (boys-bands) начала 1990-х из Британии: «Ист севентин» («East 17») и «Тэйк зет» («Take That») определили стандарт для сотен своих последователей, таких как, «Бэкстрит бойз» («Backstreet Boys»), «Файв» («Five»), «Уэстлайф» («Westlife») и др., а старт девичьим квинтетам, квартетам и трио дали в 1996 британские же «Спайс герлз» («Spice Girls»).

В конце 1990-х началась мода на латиноамериканскую музыку: сначала хит-парады сокрушил Рики Мартин (Ricky Martin), затем знаменитый гитарист Карлос Сантана (Carlos Santana), выпустив невероятно популярный альбом Сврхъестественный (Supernatural) и получил за него 5 наград Американской музыкальной академии «Грэмми», а затем главной фигурой стал Энрике Иглесисас (Enrique Eglesias), сын всемирно известного певца Хулио Иглесиаса.

В 1990-е годы и в начале нового века очень успешно развивается и электронная музыка. Начавшись с техно (techno) и рэйва (rave), это десятилетие дало популярной музыке такие направления, как джангл (jungle), драм’н’бэйс (drum’n’bass), брэйкбит (breakbeat), гоа-транс (goa-trance), изи лисенинг (easy listening), лаундж (lounge), даунтемпо (downtempo) и мн. др.

Большинство пластинок прогрессивной электронной музыки выпускается на небольших фирмах ограниченным тиражом, но есть немало электронщиков, добившихся мировой славы: «Фэтбой Слим» («Fatboy Slim», Norman Cook), «Продиджи» («Prodigy»), «Кемикал бразерс» («Chemical Brothers»), «Ди-джей Санчес» («DJ Sanches»).

Отдельно можно упомянуть исландскую певицу Бьорк (Bjork),




немало сделавшую для популяризации «странной» музыки, а также главных исполнителей направления трип-хоп (trip-hop): «Massive Attack», «Portishead, Tricky», «Morcheeba», невероятно модного в середине 1990-х и по-прежнему притягательного. В начале 21 в. в популярной музыке по-прежнему преобладают направления, рожденные афро- и латиноамериканцами. Имеют место также и азиатские мотивы, как, например, в песнях певицы Шакиры (Shakira). Популярная музыка старается использовать любое яркое достижение музыкальной традиции разных народов, в поисках таких форм, которые могут заинтересовать массового слушателя.

Культурно-социальное влияние.
  Поп-музыка породила такое явление, как поп-звёзды — личности, чья жизнь привлекает внимание прессы вне связи с их музыкальной деятельностью. В поп-музыке популярность зависит не только от способностей исполнителя и композитора, но и таких не связанных с музыкой факторов, как внешность, сексуальная привлекательность, репутация, освещение прессой. Для привлечения внимания прессы и публики многие поп-исполнители и их продюсеры не брезгуют провокацией скандалов, эпатажем. Так, продюсер поп-группы "Тату" Иван Шаповалов сознательно создал своим подопечным репутацию лесбиянок, чтобы вызвать скандал и привлечь внимание. В прессе часто появляются скандальные истории о таких музыкантах, как Мадонна, Бритни Спирс, Майкл Джексон, Алла Пугачёва, Филипп Киркоров, специально создающих скандалы на спаде своей популярности. За это поп-музыка часто критикуется как в прессе, так и сторонниками других музыкальных направлений.

Эстрада в СССР.
Современная российская эстрада во многом обязана городскому романсу, как, впрочем, и русской народной песне в целом. Но с приходом советской власти начинается истребление всего «буржуазного» в музыке. На несколько десятилетий в культуре воцаряется особый жанр: бодрой песни, помогающей «жить и строить». Но и в этом жанре было создано много замечательных произведений. Они принадлежат композиторам Исааку Дунаевскому, Оскару Фельцману, Василию Соловьеву-Седому и др. Но как правило творчество этих композиторов имеет явное влияние уже известных зарубежных авторов, а часто и элементы явного плагиата.

Благодаря таким исполнителям, как Клавдия Шульженко,




Марк Бернес,




Нина Дорда




в советской песне сохраняются и интимные, лирические интонации.

Несмотря на негативное отношение власти, в стране развивается «советский джаз», центральные фигуры которого — Леонид Утесов,




Олег Лундстрем.




В 1950-60-е годы, время расцвета лирического эстрадного жанра, появляется множество замечательных популярных исполнителей: Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Валерий Ободзинский,




Лев Лещенко, Муслим Магомаев,




Майя Кристалинская,




Лидия Клемент, Анна Герман, Эдита Пьеха, Маргарита Суворова.

В 1970-е в официальной эстраде СССР наступает эпоха «вокально-инструментальных ансамблей», или ВИА. Особенно популярен «народный уклон», стилизация под фольклор: белорусские ВИА «Песняры»,




«Сябры», «Верасы», российские «Ариэль», узбекская «Ялла», азербайджанский «Гюнеш», а также «Самоцветы», «Цветы», «Пламя» и мн. др.

Одной из наиболее популярных певиц страны становится Алла Пугачева.




Очень удачным оказывается ее сотрудничество с латышским композитором Раймондом Паулсом. 

С этого момента и начинается история "особенной" советской и российской попмузыки. Явная деградация выразилась особенно в 90-е года прошлого века.

Появление конвейерных композиторов как И. Николаев, И. Крутой, Меладзе штампующих свои очередные "звездные" однообразные шляггеры-однодневки (часто ворованные) в купе с бездарными и безголосыми исполнителями, опустило культурную планку отечественной поп-музыки до сегодняшнего уровня, когда плодящиеся группы-клоны "Стрелок-Блестящих-Рефлексов". Заполонили эфир и все музыкальное пространство, вытеснив талант, музыкальное образование, культуру и способности.

Кто будет из сегодняшних фанов вспомнит через три года "замечательную" группу "Эпидемия", а кто из участниц прекрасной группы "Стрелки" вспомнит и пропоет хотя бы одну из трех-четырех своих песен! 

Есть среди современных исполнителей популярной музыки и безусловные таланты и одаренные певцы, но, к сожалению пока, запах денег выводит в "лидеры" бездарей. 

Но есть настоящая популярная музыка. И она обязательно будет выше и востребованней попсовой пены.



Источник: http://wapedia.mobi/ru/Поп-музыка, http://www.popmusic.in/index.php?name=Pages&op=page&pid=3, http://es.woodbrass.com/product_info.php?calculport_country_id=195&pro…

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Искусство Попса. Масскультура

 

Комментарии:

В дополнение:
http://lurkmore.ru/попса

Ответить

Alexander

"Эпидемию" попрошу не трогать. Мне нравится :-) Хотя при чём тут попса вообще не понятно. "Эпидемия" это вообще-то power metal. Или может я отстал от жизни ребята? Пост хороший, я приятно за ним время под пиво провёл :-) но иногда как-то нарушена хронологическая последовательность.

Ответить

Bayard

Попса может быть любого стиля. Группа "Звери", например, голимая попса. В помощь Постороннему: попса - это, прежде всего, шаблонная музыка, созданная по отработанным и опробованным схемам. В ней нет ни капли творчества, нацелена исключительно на зарабатывание денег, используя невзыскательный вкус слушателя или отсутствие оного.

Ответить

Посторонний

Полностью согласен. Поэтому речь в данном посте идёт о популярной музыке, а не о ПОПСЕ и её истоках.

Ответить

Alexander

Прийдите за полчаса до концерта Арии зайдите в самую толпу металлистов и крикните - "Ария попса!" :-)
Если в песнях группы "Эпидемия" нет творчества можете кинуть в меня вонючим тапочком.
Что тогда не попса? Когда я запишу песню собственного сочинения, выдумаю (как ЧиЖ пел) новый жанр, чтобы не касаться отработаных схем и не быть ни на кого непохожим, и выложу на ютуб, где её посмотрят 2 с половиной человека. Вот тогда наверное это не будет попсой. Оригинально, творчески, не на кого не похоже. Но к сожалению придумать нечто новое нереально, всё будет уже на что-то похоже, главное в степени этой похожести. Более похоже или менее похоже.

Ответить

Hikikomory

Не вижу ничего плохого в популярной музыке, как и в поп-музыке - самый отличный вариант для разного рода вечеринок с плясками. Хотя, конечно, западная поп-музыка, возможно, имея более солидный возраст, давно обскакала российских исполнителей по качеству звучания.

Ответить

 1  1   Посторонний

Крайне спорное мнение!

Ответить

 1  1   Посторонний

Сначала надо разобраться ЧТО ТАКОЕ ПОПСА, а уже потом говорить об её истоках.

Ответить

Ух ты, какая солянка ... )) труднопереваримая ...
Рапсодия Гершвина не "голубая", а "блюзовая"

Ответить

ANKA

"Джаз развивался в Новом Орлеане в первые десятилетия 20 в., и вскоре затмил по популярности рэгтайм."
------------
Жизнеспособным наследием менестрельного театра стала ранняя джазовая музыка — искусство, в котором обнаруживаются признаки общеамериканского художественного мышления. В музыкальном театре менестрелей сложились ранние элементы джаза.
С середины 90-х годов XIX в. получает распространение музыкального исполнения - регтайм. Регтайм был музыкой, всецело предназначенный для фортепиано. Регтайм обобщил в самостоятельной, инструментально-абстрагированной форме музыкальные образы, предварительно найденные на сцене, и зафиксировал эти находки в нотной записи, не оставляющей произвола для исполнителей.
С приходом регтайма открылся новый путь в искусстве, ясно порывающий с основами европейского композиторского творчества и окончательно реализовавшийся в джазе последующих годов.
Это я к тому, что в музыке тех годов не было затмения одного жанра другим. В Америке один стиль строился на предыдущих мотивах прошлого. Они тесно сплетаются между собой, потом вырастая в самостоятельный жанр, при том не утрачивая ноты своих истоков. Джаз, можно сказать, это тот же "плавильный котёл" американской культуры, который сложился путём многонациональности, мультикультурности США. Музыка США 19-нач.20 века. это дух народа, который всегда выражался в музыкальном исполнении. И самое главное, я не считаю джаз истоком попсы. Попса, я считаю, это песня "одного дня", не несущая в себе глубокого смысла, не не сущая в себе какой-то идеи. Песня на "один раз". Магомаева я же включаю часто. И каждый раз нахожу что-то новое для себя, не смотря на то, что это исполнитель другой эпохи, где я ещё не была запланирована даже в перспективе :)
В посте скорее дан короткий экскурс музыкальных жанров и его представителей от средневековья до 21 века, но не истоки явно.

Ответить

CтрЕл=->Ка

Попса- это просто жаргонный темин, сейчас в среде профессиональных музыкантов попсой называют даже серьезные, классические, но слишком часто исполняемые музыкальные произведения. Например, ту же самую колыбельную из "Порги и Бес"
Если же рассматривать развлекательную,а вследствии этого очень часто и популярную музыку, то на мой взгляд истоки ее лежат,как раз таки,в музыке народной, впротивовес серьезной духовной музыке, которую навязывала церковь.В эпоху Средневековья появилась музыка светская,что дало сильный толчек для расспостранения развлекательных жанров. Многие композиторы- классики помимо своих "шедевров" писали оперы на заказ.В театрах ведущие роли занимали певицы без особого таланта, но с чувственной внешностью. На два-три года они становились такими же super star, как сейчас Мадонна. Пока не приходила "молода" гвардия. И думаю качеством постанки эти спектакли не блестали.
Так и в современной поп-культуре... Есть очень талантливые люди, порой открывающие новые жанры в искусстве.Есть откровенный ширпотреб.
Время отсеет зерна от плевел и настоящие таланты остануться в веках. А сложность или легкость музыки не является показателем ее качества. Иногда простота, это сестра таланта. Вот послушаешь душевную, простую композицию и на душе, так хорошо становится! Разве не в этом основное предназаначение музыки?

Ответить

...и драматург Джон Гей (1685-1732)
а все размышляют-откуда их столько на эстраде???

Ответить

ну ABBY то к диско зря причислили, их вообще не поймешь что это, поэтому такой успех.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.