Регистрация Вход
Город
Город
Город

Итальяно кантаре феличита

С конца 1970-х Италия ассоциировалась у нас с беззаботностью и плейбойским образом жизни. Эксцентричные герои фильмов типа «Невероятные приключения итальянцев в России» не могли не вызывать симпатию — как, впрочем, и Адриано Челентано в «Блефе» и «Укрощении строптивого». Остроумный циничный бабник, он разительно отличался от советских кино-героев и поп-идолов 70–80-х.

Тогда телевизор в поисках развлечений включать было страшно — впрочем, как и сейчас. София Ротару пела про горную лаванду, Пугачева — про айсберг в океане, а Леонтьев — вообще нечто запредельное, кажется, про танец протуберанцев. Дружный дуэт Лещенко — Кобзон пропагандировал эликсир вечной молодости: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

Знаете, что означает слово Кантилена? Это Певучесть на языке музыки. Так вот, именно Италии особенно присущ этот красивый по звучанию и значению термин - Кантилена. Певуча не только мелодия, но и сам итальянский язык.

В России итальянские песни стали популярны еще во времена Советского Союза. Такие авторы и исполнители как Тото Кутуньо /Toto Cutugno/, Адриано Челентано /Adriano Celentano/, Пупо /Pupo/, Рафаэлла Карра /Rafaella Cara/, Рикардо Фольи /Riccardo Fogli/ дуэт Альбано и Ромина Пауэр /Albano e Romina/ группа «Рикки э Повери» /Ricchi e Poveri/ и многие другие уже в начале 80-х годов были известными практически всему СССР.

Знаменитый «Фестиваль Сан-Ремо». Самый главный и самый известный далеко за пределами «Старой Синьоры» фестиваль итальянской эстрады, проходящий каждый год в одноименном небольшом курортном итальянском городке в Лигурии на Берегу Средиземного моря.




Вспоминая фестиваль итальянской поп-музыки в Сан-Ремо в 1980-е, все сходятся на том, что во время его трансляции по телевизору улицы советских городов вымирали. Подобным эффектом могли похвастаться разве что матчи хоккейной суперсерии СССР — Канада, сериал «Семнадцать мгновений весны» и новогодние показы «Иронии судьбы». Нынешнему идейному и стилистическому конкуренту Сан-Ремо —фестивалю «Еврови­дение» — такая популярность даже не снилась. Но почему же сейчас, когда, по единодушному мнению критиков, гламур и попса задушили честный бескомпромиссный рок, народное единение вокруг них оказывается невозможным?

В самом начале 1980-х, аккурат после московской Олимпиады, все ненадолго изменилось. В телепередаче «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» зрителям чуть ли впервые показали несколько номеров из Сан-Ремо. В частности, «Феличиту» супругов Аль Бано и Ромины Пауэр, «Повседневные истории» Рикардо Фольи, песни Пупо и Друпи. Передача шла поздно вечером, и насладиться этим праздником жизни могли далеко не все. Тем не менее это показалось тогда чуть ли не идеологической диверсией. «Правда» тут же огрызнулась разгромной статьей о «дешевых легковесных песенках, заполонивших голубые экраны. И эстрадной оргии загнивающего капитализма».

20 июля 1984 года Центральное телевидение решилось показать фестиваль не фрагментарно, а почти целиком — в течение часа. Тогда миллионы телезрителей увидели Тото Кутуньо, Пупо, Рикардо дель Турко, Аль Бано и Ромину Пауэр, Клаудио Виллу, Флавию Фортунато, Бобби Соло и Рэнди Кроуфорд. Виды Сан-Ремо, неагрессивная музыка, прилизанная картинка, гламур. Театр «Аристон» — многоуровневая сцена, белые ступени винтовых лестниц, по которым, словно с небес, к зрителям вальяжно спускались красавцы-артисты. 










После повторной демонстрации «Сан-Ремо 84» на советском телевидении началось что-то невероятное. В новогоднюю ночь 1985 года фестивальный номер Тото Кутуньо был показан в третий раз за полгода. Несколько раз в неделю на ТВ и радио пели участники Сан-Ремо — и это притом, что в те годы в СССР было всего несколько музыкальных программ. Итальянские песни ставили «на десерт» последним номером в «Утреннюю почту» с Игорем Николаевым, в ночные «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», а по радио — в воскресную «С добрым утром!», в «Музыкальный глобус» и «Поющие меридианы». Причем звучали в основном не студийные записи, а просто фрагменты фестиваля.

В каноническом варианте итальянские хиты появились у нас в эфире лишь после того, как в магазинах стала продаваться лицензионная болгарская пластинка «Сан-Ремо 84». Вскоре она стала таким же дефицитом, как икра, книги из серии «ЖЗЛ», румынские кухни, польская косметика и югославские сапоги.

Тото Кутуньо на гастролях в Москве, 1985




Яркие костюмы, глубокий звук, продуманный свет, десяток телекамер и крупные голливудские планы поющих звезд с килограммами наивного грима. Теперь фрагменты этой имперской роскоши на YouTube невозможно смотреть без слез умиления.




Неподготовленной советской публике огрызки Сан- Ремо казались чуть ли не восьмым чудом света, и даже те, кто вырос на роке и протесте, прилипали к телевизорам — чтобы поругаться всласть. Стране катастрофически не хватало праздников. Пресловутого  «Евровидения» для СССР тогда как бы не существовало. Продвинутые меломаны знали, что шведский квартет ABBA выиграл какой-то фестиваль с песней «Ватерлоо»…  Но что за фестиваль, никто толком не понимал.

Сан-Ремо ни шел ни в какое сравнение ни с польским Сопотом, ни с болгарским «Золотым Орфеем», ни с гэдээровским «Пестрым котлом», где несвободные люди пели несвободные песни о свободе и любви. Бисер Киров, Карел Готт и Мюзик-холл немецкого телевидения на роль суперзвезд и героев-любовников явно не годились.
Поэтому Сан-Ремо в СССР ждали чуть ли не как Олимпиаду. Он был мегасобытием, символом другого мира, где по ночам играют в казино и развлекаются с красивыми мужчинами или женщинами, в зависимости от ориентации. 
Видимо, подсознательно Сан-Ремо воспринимался как сериал — с перерывами на 12 месяцев между сериями. Эдакий предвестник «Санта-Барбары». Это было такое постыдное удовольствие: все его смотрели, но признаться друзьям, воспитанным на прогрессивном роке, что тебе нравится сладкоголосая итальянская эстрада, было неловко. Это была модная музыка для девочек, которая звучала практически везде. Из киосков звукозаписи, на южных дискотеках под открытым небом и, конечно же, в кабаках — на плохом итальянском языке. Под сан-ремовские хиты ресторанные лабухи «ловили карася» — от трех до пяти рублей за песню: «Феличита», «Лашате ми кантаре», «Чи сара» и «Мама-Мария».

Нельзя сказать, что Сан-Ремо в СССР пришелся по вкусу абсолютно всем. Любители рок-музыки и люди с утонченным музыкальном вкусом не воспринимали «итальянское нашествие».

Итальянцы в России без приключений.

1985-й стал годом триумфа квартета «Рикки и Повери», которые получили в Сан-Ремо первое место. Распределение наград в Италии чем-то напоминало советские фестивали в Юрмале и Сочи: их давали всем по очереди, и никому не было обидно.

В 1986 году «Рикки и Повери» были приглашены в СССР и дали 44 аншлаговых концерта в Ленинграде и Москве. На их выступлениях побывало более 780 тыс. человек, а билеты продавались по двойной-тройной цене. Ровно через год мы выслали в Сан-Ремо собственный ,безуспешный десант во главе с Пугачевой и Кузьминым с боевиком «Надо же» («Так неужели, милый мальчик, это был ты?»). 

А потом, на волне перестройки, толпы итальянских артистов ринулись с концертами в СССР. Как правило, их акции проходили на крупнейших концертных площадках и назывались «Концерты лауреатов ежегодного музыкального фестиваля в Сан-Ремо». Там выступали Джанни Моранди, группа Matia Bazar, дочь Адриано Челентано Розалинда и многие другие. Организаторы этих гастролей ничем не рисковали: залы при любой погоде забивали тысячи поклонников. По такому же беспроигрышному принципу сейчас проводятся акции типа «Дискотека 80-х» или «Шлягеры “Ретро FM”».

Алла Пугачева среди итальянцев (участники телеконцерта «Сан-Ремо — Москва», 1986)




Фестиваль песни в Сан-Ремо – один из самых старых музыкальных фестивалей в Европе, проведение которого началось в 1951 году и продолжается ежегодно до сих пор. Этот фестиваль по-прежнему пользуется огромной популярностью и является важным событием не только для Сан-Ремо. В 50-е и 60-е он был очень популярен во всей Европе, однако теперь он представляет огромную культурную ценность только для Италии. 

Доменико Могундо (Domenico Modugno).




Один из последних всплесков интереса к итальянскому фестивалю был связан с появлением перестроечно-кооперативного художественного фильма «Наш человек в Сан-Ремо», снятого в 1990 году по сценарию Сергея Бодрова-старшего. 




Это была типичная перестроечная сказка про Золушку — с участием группы «Мираж», диджея Минаева, Сергея Лисовского и Олега Нестерова. Условная девушка Маша незатейливо пела в провинциальном ресторане, а потом вдруг попала на фестиваль в Сан-Ремо. На пути к триумфу ей пришлось пройти немало испытаний — в частности, выиграть локальный конкурс в Советском Союзе. И пока Маша пела, ее друзья-афганцы вовсю мочили за кулисами крышующих мероприятие бандюков. Как и анонсировалось в афишах, конкурс прошел в честной борьбе. Пытаясь воссоздать атмосферу выступления в Сан-Ремо, наши киношники выезжали в Болгарию — снять море, песок, солнце и нерусские ландшафты. На поездку в Италию денег съемочной группе, естественно, не хватило.

Закат и бронзовые бюсты

В 1990-х и 2000-х годах о Сан-Ремо практически забыли. Мощным конкурентом итальянцам стало «Евровидение», в котором принимали участие российские артисты разной степени успешности. За них и стали болеть наиболее патриотично настроенные граждане.

А Сан-Ремо переживал далеко не лучшие времена. Падали рейтинги, которые не могло спасти даже приглашение звезд — Дэвида Бекхэма, Майка Тайсона, Кайли Миноуг, Пенелопы Круз, Бритни Спирс и Арнольда Шварценеггера. Вместо культовых итальянских артистов стали выступать их родственники — настолько неубедительно, что левая пресса назвала фестиваль «коррупционным отстойником для детей знаменитостей». Обвинение не выглядело голословным: по сообщению информагентства UNCA, размер взятки за право участвовать в конкурсе достиг к 2003 году 50 тыс. евро. Несмотря на то что фестиваль по-прежнему транслировался по первому государственному каналу RAI UNO, ощущался глубокий кризис всей околофестивальной системы.




«Некоторое время в конкурсе на равных участвовали звезды из-за рубежа и итальянские артисты, — говорит ветеран Сан-Ремо Адриано Челентано. — В свое время даже был любопытный эксперимент, когда несколько артистов пели одну и ту же песню. Это было сложно, но зато настоящие артистические качества проявлялись куда ярче. А потом пришли критики и сказали, что артисты такие оригиналы, что не могут исполнять одни и те же песни… Сегодня многое изменилось. Традиции Сан-Ремо остались в прошлом. То, что мы видим, — это всего лишь роскошная кавер-вер­сия. Чудесная мумия, созданная за огромные деньги».

В наши дня, итальянская эстрада, не так популярна не территории пост-советского пространства. Иногда на афишах ностальгического шоу «Звезды 80-х» можно видеть имена тех, кто блистал тогда, был любим и популярен. И несмотря, что сейчас у многих из этих исполнителей выходят новые диски, рождаются отличные хиты, на таких сборных концертах, отдавая должное той эпохе безграничной любви советских слушателей, зрителей и фанов, они как правило, исполняют шлягеры именно 80-х…


Источник: http://www.conociendoitalia.com/festival-de-sanremo-el-concurso-musica…, http://rusrep.ru/2008/11/muzyka/

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Итальянская эстрада феличита

 

Комментарии:

G0dlike

меня всегда интересовало.
чего ж автор все по СССР убивается?)
ностальгия мучает?)

Ответить

Тёма

Ни разу не увидел, чтобы автор особо убивался по СССР.

Ответить

Ленуська

с удовольствием смотрели этот фестиваль!!!

Ответить

А может автор вовсе не убивается, а просто значительная часть его жизни прошла в СССР? Как у меня, например, и у многих других.
Ностальгия, кстати, вполне естественное чувство. У меня она возникает постоянно, особенно от того, что теперь называют музыкой, кино и искусством вообще.
Фестивали в Сан-Ремо тогда на самом деле были событием. И если многие советские песни тех лет вспоминать не хочется, то итальянские всегда слушаются с удовольствием. Пусть себе напевают на своем красивом языке свои беззаботные песни про аморе, маре, феличиту и т.п.
Автору - благодарность!

Ответить

Я приглашаю всех посетить мой сайт www.musicaitaliana.ru - а там...все
альбомы Риккардо Фольи, Тото Кутуньо, Аль Бано, видео - фестивали в Сан-Ремо,
концерты Фольи, Челентано и многих многих других. Всё, что вы безуспешно ищете,
есть у меня! Итак, добро пожаловать в мир итальянской музыки www.musicaitaliana.ru .
Я создал этот рай специально для всех любителей итальянской песни!

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.