Регистрация Вход
Город
Город
Город

Князь Владимир Красное Солнышко.




Князь Владимир Красное Солнышко

IX-Х вв. были во многих отношениях переломными в судьбах восточного славянства. В это время восточное славянство распадалось на союзы племен, известных нам по летописным данным как «поляне», «древляне», «полочане», «северяне», «ильменские словене»и др. Военные столкновения являлись характернейшими чертами той эпохи. В результате столкновений устанавливалась власть одних племенных объединений над другими. Ряд экономических и политических факторов привел к тому, что в Приднепровье возвысился племенной союз полян. Полянам, которые первоначально были «обидимы древлями и инеми околними», удалось не только освободиться от подчинения, но и взять верх над соседями.

Киевские князья предпринимают ряд военных походов, вследствие которых оказываются «примученными» другие племена «словенеска языка». Наряду с подчинением родственных племен в сферу влияния Киева попадают племена тюркского, финно-угорского, балтского происхождения и даже такие раннегосударственные образования, как Хазарский каганат и Волжская Булгария. Во второй половине Х в. складывасгся огромный разноэтничный суперсоюз, возглавляемый киевскими князьями.

Чтобы быть точным в истории Владимира начнем ее с гибели Игоря Старого (912-945 годы правления) во время сбора дани в земле древлян в 945 г. У него остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга. Летописи характеризуют княгиню Ольгу как мудрую и энергичную правительницу.

Около 955 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где приняла христианство. Этот визит имел также и большое политическое значение. Вернувшись из Константинополя, Ольга официально передала власть сыну Святославу (957-972).

Святослав, прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях.

Владимир был сын воинственного Святослава, киевского князя, который предпринял поход на хазар, господствовавших в юговосточной России, взял их город Саркел на Дону, победил прикавказских народов: ясов и касогов, завоевал Болгарию на Дунае, но должен был после упорной защиты уступить ее греческому императору. На возвратном пути из Болгарии в Русь он был убит печенегами, народом тюркского племени. Будучи еще в детском возрасте, Владимир был призван новгородцами на княжение и уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрынею, братом его матери Малуши, ключницы его бабки Ольги.

 По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Киевский князь Ярополк убил брата своего, древлянского князя Олега. Владимир со своим дядей убежал к варягам и возвратился в Новгород через два года с наемной ратью. По легенде вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогнеда, которой руки просил Владимир, отказала ему такими словами: «не хочу разуть (разуть жениха — обряд свадебный; разуть — вместо выйти замуж) сына рабы», попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде.  Жестокое  столкновение  между войсками Владимира и Ярополка произошло в 980 г. на Днепре близ города Любеча. Победу одержала дружина Владимира. Овладев Киевом, он убил своего брата Ярополка. Летописцы  изображают вообще Владимира жестоким, кровожадным и женолюбивым; но надо понимать летописец с намерением хочет наложить на Владимира язычника как можно более черных красок, чтобы тем ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представить того же князя в самом светлом виде после принятия христианства.

В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению, признаки распада союза племен  обозначились уже к середине Х в. Естественно, что в Киеве всячески пытались остановить этот процесс. Для этого среди прочего были использованы языческие новшества. Археологические изыскания в Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских укреплений, переносится на место, доступное всем прибывающим в землю полян.

Таким образом, Киев, будучи политической столицей, превращается и в религиозный центр.

Владимир Святославич создал тщательно продуманный пантеон богов. В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились бесам…».

Стоящий во главе всех богов Перун — бог дружинников — знаменовал военную мощь молодого государства. Языческая триада Стрибог — Дажьбог — Макошь была сформирована киевскими жрецами как соответствие христианским Богу-Отцу, Христу и Богородице. Этим сопоставлением языческого и христианского пантеонов киевские волхвы стремились показать византийцам, что исконная вера славян не уступает христианству. Очевидно, что автором этой концепции не мог быть ещё молодой князь Владимир Святославич, такие взгляды могли сформироваться только в среде высшего языческого жречества. Наконец, в пантеон были включены Хор и Семаргл.

В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога нижнего мира был сочтён слишком «диким» и простонародным, чтобы равнять его с «княжескими» богами и показывать иноземцам.

С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна — к нему, даже поверженному, Владимир проявил уважение: идол был спущен в Днепр, и эскорт из двенадцати дружинников сопровождал его до порогов в соответствии с одной из форм славянского погребения, когда покойника помещали в ладью и пускали вниз по реке. Так свергнутый бог был похоронен как умерший человек.

Однако языческая реформа, получившая название в истории первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом (поклонение другим богам жестоко преследовалось) и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

 В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождавшие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны изустным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события.

И так. Византия пыталась обратить руссов в христианство с того момента, как стала подвергаться их нападениям. Но первые, как правило варяжские, княжества в Причерноморье не отличались долговечностью, и достижения миссионеров-христиан превращались в ничто вместе с крушением самих княжеств.

Княгиня Ольга, приняв крещение, пыталась учредить в Киеве епископство, но потерпела неудачу. Варяжская дружина признавала авторитет предводителя-единоверца и отказывалась перейти в подчинение князя-христианина. Для князя-воина Святослава мнение дружины было законом, и он решительно отклонил все предложения матери о крещении.

Князю Владимиру пришлось преодолеть большие трудности, прежде чем Русь приняла христианство. Во второй половине 80-х годов X века он стал делать первые, пока еще очень осторожные шаги, ведущие к крещению.

Владимир многим был обязан язычникам. Он щедро отблагодарил их, но чувствовал себя очень стеснительно под контролем языческой верхушки и волхвов. Они препятствовали его созидательной деятельности. Своими военными победами, строительными успехами внутри страны, мудрой дипломатией по отношению к соседним государствам Владимир укрепил роль и значение княжеской власти и более не терпел соперничества. Уже со второй половины 80-х годов язычники потеряли в Киеве свою ведущую роль.

Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях –  мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси.

Отказав по разным причинам первым трем посольствам, Владимир благосклонно выслушал пространную речь православного греческого философа, который, кратко опровергнув учения мусульман, латинян и иудеев, сжато изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и, наконец, перешел к новозаветным событиям. Большое впечатление на князя произвел рассказ о грядущем Втором пришествии, при этом ему была показана и «запона» – некое полотно – с изображением Страшного суда.

Потом, посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде. Пораженные красотой византийского богослужения, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».

Так ли было или не так, но то, что выбор был долгим и обдуманным это точно.

Затянувшийся «выбор вер» был обусловлен сопротивлением влиятельных сил в самом Киеве. Лично для себя Владимир уже принял решение. Он был достаточно знаком с христианством: мать, бабка, их приближенные, позднее его жены, из которых большинство были христианками, – все они так или иначе, исподволь или открыто, благотворно воздействовали на душу князя. Но вопрос о перемене религии не мог быть решен вопреки воле «мужей» из княжеской дружины. Помня о предательстве язычников-киевлян по отношению к Аскольду и брату Ярополку, о нежелании отца принять крещение, чтобы не рассориться с дружиной, Владимир прежде всего своему ближайшему окружению должен был показать политическую, практическую, да и просто утилитарную необходимость принять религию,  завоевавшую уже весь цивилизованный мир, религию, которой, кстати, противостояли далеко не безобидные в смысле нравственности и небезупречные в смысле культуры и даже прогресса верования. Не случайно посланцы Владимира выступали с отчетом прилюдно. Был использован и авторитет княгини Ольги: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка Владимира Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

В конечном счете, Владимир, поддержанный соратниками, решил обратиться в Православие. Тем более, что Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но, прежде всего, давние торговые, политические и даже религиозные контакты.

Сближению Руси и Византии сопутствовали драматические события. Византия потерпела ряд поражений в войне с Болгарией. Кроме того, империю сотрясали мятежи полководцев Варды Склира а затем и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. Наконец в 987 году Варда Фока провозгласил себя императором, и его власть признали провинции в Малой Азии. В то время Византия находилась во враждебных отношениях с Русью. Тем не менее, оказавшись в безвыходном положении, императоры – братья-соправители Василий II и Константин VIII – отправили в Киев послов с просьбой о помощи. Князь Владимир согласился послать войско в Византию, но в награду за военную помощь потребовал, чтобы императоры отдали ему в жены свою сестру царевну Анну, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови, тем более порфирородные, никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Священной Римской империи Оттон Великий, и ему было отказано. Но в данном случае под вопросом было само существование династии, и Константинополь вынужден был согласиться. Василий выдвинул непременным условием, чтобы князь Владимир принял христианство и крестил свою страну. После того, как вопрос о браке был улажен, русское войско в количестве 6000 воинов прибыло в Византию.

Русское войско участвовало в битве у Абидоса 13 апреля 989 года, решившей судьбу династии. Узурпатор Варда Фока был убит, мятеж подавлен. Но войско, прибывшее из Киева, так и не вернулось домой. Служба в императорской армии сулила значительно большие выгоды, чем служба киевскому князю. Византийцы еще в договор с Олегом включили пункт о том, что киевский князь не вправе отзывать воинов из Византии, если они захотят остаться на службе у императора. Такая практика сохранялась до конца X века. Русский отряд, посланный Владимиром, оставался на службе в Византии еще больше десяти лет.

Но византийцы, обрадованные неожиданным избавлением от опасности, не торопились выполнять обещание. Император нарушил договор первым и не прислал на Русь сестру Анну, которую Владимир отправился ожидать у днепровских порогов.

Нарушение договора не было следствием только прихоти или произвола императора Василия II. У князя Владимира было несколько жен и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский престол. Император не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну в Киев только при одном непременном условии: все предыдущие браки князя Владимира должны быть расторгнуты, с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным. Однако славяно-варяжское семейное право оказалось несовместимым с христианским правом Византии. С канонической точки зрения сыновья Владимира, рожденные вне христианского брака, были незаконнорожденными и уж тем более не имели никаких прав на трон. Для Владимира такая точка зрения была неприемлема: старшие сыновья были опорой его власти. Переговоры о брачном контракте, по-видимому, зашли в тупик, после чего союз с империей был разорван.

 Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир в этот критический момент действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в 988 году на центр византийских владений в Крыму – Корсунь (Херсонес). Осада прекрасно укрепленного города, хоть и не ожидавшего нападения со стороны союзного Киева, была очень трудной и продолжалась несколько месяцев. В конце концов Корсунь, благодаря предательству, пала. С крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела с прикрепленной запиской, в которой говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, находившийся за крепостными стенами. Стрела была пущена от имени некоего священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекрыли его. Вскоре изнемогающие от жажды осажденные сдались на милость победителя. Пал неприступный оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем византийским пределам.

Падение главного опорного пункта византийцев в Крыму сделало киевского князя хозяином полуострова. Хазария, сокрушенная еще Святославом, стояла на пороге гибели и не могла противостоять руссам, которые во время длительной осады Корсуни, нанесли ей очередное поражение, о чем свидетельствует «Память и похвала Владимиру» монаха Иакова. Взяв главный опорный пункт византийцев в Крыму, князь подчинил себе также бывшие владения «царя руссов» Олега в Таматархе и Керчи. Таким образом Владимир стал первым русским князем, который стал распоряжаться судьбами русского Тмутараканского княжества и посадил на престол в Тмутаракани одного из своих сыновей.

В завоеванной Корсуни Владимир и принял крещение. С одной стороны, этим он демонстрировал свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. С другой стороны, принятием нового имени – Василий – он подчеркивал свои союзнические и даже патрональные отношения с понуждавшим его к крещению императором. Правда, при выборе имени учитывалось и его номинативное значение: Василий переводится с греческого как «царский». Вместе с князем крестилась и часть его дружины.

После этого Владимир направил братьям-императорам угрозу, что если Анна не прибудет в Корсунь, то он поведет свое войско на Константинополь.

Решающий довод снова был за князем. Его послы, воевода Олег и зять убитого корсунского стратига варяг Ждьберн, прибыли в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которая отказывалась ехать на Русь, плакала и говорила: «Лучше мне умереть». Братья утешали и уговаривали ее, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства светом Христовой истины и сделать руссов навечно друзьями Ромейской державы.

Вскоре принцесса, ее свита, священники с иконами и церковной утварью прибыли в Корсунь. Не теряя времени, будущий равноапостольный князь Владимир обвенчался с царевной Анной в кафедральном соборе того города, где, казалось, каждый камень помнил апостола Андрея Первозванного, прошедшего с евангельской проповедью через древнюю Тавриду на приднепровские горы. Церемония бракосочетания дала возможность широко оповестить мир о разрыве князя с язычеством. То, что не удалось Ольге в языческом Киеве, удалось Владимиру в христианской Корсуни. К титулам князя прибавился новый, еще более блестящий – цесарь. Надменным императорам пришлось уступить и в этом – поделиться с зятем царскими инсигниями. В некоторых греческих источниках Владимир с того времени именуется «могущественным василевсом». Впоследствии, в Киеве, он стал чеканить монеты по византийским образцам и изображался на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове – императорская корона, в правой руке – скипетр с крестом.

Конечно, Византия не могла допустить того, чтобы руссы закрепились на Крымском полуострове, получив удобные гавани для нападений на империю. Сразу же после венчания Владимир согласился передать Корсунь Византии в качестве вена – выкупа – за невесту, и мир между империей и Русью был восстановлен.

Впрочем, воины Владимира получили богатую добычу. Они изъяли городскую казну, множество всякого скарба, поэтому в Киев русское войско явилось с несметными богатствами. Сам Владимир вывез из Корсуни две античные статуи и четырех медных коней, украшавших городской ипподром. В память о поражении язычника Владимира и рождении христианина Василия он поставил в Корсуни на насыпной горе церковь. Покидая город, он взял с собой помогшего ему при осаде иерея Анастаса и нескольких корсунских священнослужителей, а также иконы и церковную утварь, необходимые для устроения будущих киевских храмов. Взял он и мощи святителя Климента, папы Римского, обретенные в Тавриде за 120 лет до этого равноапостольными Кириллом и Мефодием, первоучителями словенскими.

Фактически Владимир вынудил Византию крестить Русь.

Победоносный поход в Крым упрочил престиж киевского князя. Торжественное браковенчание, которое явилось для Владимира вторым христианским таинством, произвело глубокое впечатление на княжеское окружение. Согласие между дружиной и князем упрочилось. Сопротивление язычников было сломлено. Пока Владимир был молод, многие не скрывали пренебрежения к сыну рабыни-ключницы. Брак с греческой царевной смыл с Владимира клеймо «робичича» и вознес его на недосягаемую высоту над прочими державными властителями.

В обратный путь к Киеву новый цесарь с супругой и сопровождающими отправился через Крым, Тамань и Азовские земли, входившие в состав его обширных владений.

По прибытии в Киев, Владимир первым делом окрестил своих сыновей и освободил от обязанностей супругов своих языческих жен. Рогнеде, например, он отправил предложение выбрать себе в мужья любого из своих знатных приближенных. Но она ответила: «Княгиней я была, княгиней и останусь, и ничьей рабой не буду. А если ты сподобился святого крещения, то и я могу быть невестой Христовой» – и приняла монашеский постриг.

 Жители без явного противодействия крестились в Днепре, отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно распространено было христианство и христиане не составляли там незначительного меньшинства, а более всего оттого, что у русских язычников не было жреческого сословия, которое бы разъяснило народу преступность такого переворота с языческой точки зрения и возбуждало бы толпу к сопротивлению. Самое древнее русскославянское язычество не имело определенного характера, общего для всех, в смысле положительной религии, и состояло из множества суеверий и представлений, которые при невежестве и впоследствии легко уживались с наружным принятием христианства. Большинство вступало в новую веру и совершало обряд крещения, не понимая, что делает. Борьба язычества с христианством выражалась в продолжительном соблюдении языческих приемов жизни и сохранении языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира: но она не мешала русскому народу принять крещение, в котором сначала он не видел ничего противного, потому что не понимал его смысла. Только постепенно и для немногих открывался действительно свет нового учения.

 В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись. Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время грозы. Праздник Перуна совпал с днём почитания Ильи. Велеса заменил Николай-Угодник — один из наиболее почитаемых на Руси святых, а также св. Георгий. Культ Рожаниц слился с Богородичным, образ Дажьбога — с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Параскева, чьи иконы ставились у источников, прежде посвящённых Макоши. Что же касается низших божеств, то отношение к ним со временем становилось всё более отрицательным, постепенно в народном сознании они превращались в бесов или просто в зловредные существа.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства ее десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в какихнибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже показывает во Владимире истинно великого человека: он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начал новой жизни, которые хотел привить своему  народу; и проводил свое намерение, несмотря на встречаемые затруднения. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в школы, плакали о них, как о мертвых.

Владимир после крещения является в летописях чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев и, хотя сначала согласился было на увещания корсунских духовных, находившихся около него в Киеве, но потом, с совета бояр и городских старцев, установил наказывать преступников только денежною пенею — вирою, по старым обычаям, рассуждая при этом, что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую веселость, Владимир примирял ее с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом — и со старыми и малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей (что в то время было памятным событием). Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и, даже заботясь о тех, которые почемунибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье. Но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать против врагов. Тогда Киевскую Русь беспокоили печенеги, народ кочевой и наезднический. Уже около столетия нападали они на русский край и при отце Владимира, во время его отсутствия, чуть было не взяли Киев. Владимир отразил их с успехом и, заботясь как об умножении ратной силы, так и об увеличении населения в крае, прилежащем Киеву, населял построенные им по берегам рек Сулы, Стугны, Трубежа, Десны города или укрепленные места переселенцами из разных земель не только русскославянских, но и чудских. В 992 году он отнял у польского короля червенские города, нынешнюю Галицию и присоединил к Руси этот край, населенный хорватами, ветвью русскославянского племени.

Перед концом жизни Владимир понес сильное огорчение: сын его Ярослав оказал непослушание отцу, и Владимир готовился идти на него. «Теребите путь и мостите мосты»,— приказывал он; но смерть застигла его в этих сборах. Он умер 15 июля 1015 года в своем подгородном селе Берестове.




Источник: Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы 2-издание, дополненное. Редакционная коллегия: Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А., Костомаров Н. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, http://www.pravoslavie.ru

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

князь крещение

 

Комментарии:

ANKA

Реферат для школьника :)

Ответить

ANKA

Историография о крещении и христианизации:
Принятие христианства в культурной и политической традиции неизменно рассматривалось как важнейший поворотный пункт в русской истории. Между тем нет ни местных, ни иностранных записей, современных событию, а позднейшие описания оказываются противоречивыми, часто исключающими друг друга. Разнобой источников не мог не породить разнообразие мнений. Сказывалась и идеологическая острота обсуждавшихся вопрос. Чем серьёзнее политическая значимость события, тем важнее правильно понять его суть и историческое значение. Поэтому вся проблематика, посвящённая истории Русской церкви, и в частности крещению Руси, вызывает особый интерес.
Некоторые современные историки вслед за церковными писателями стремятся всячески очернить и принизить славянское язычество – древнюю народную религию, занимавшую господствующее место в государстве до официального крещения населения Руси. В их трудах крещение Руси трактуется только лишь как положительное событие. Некоторые из историков договариваются до того, что русскую историю предлагают изучать с принятия христианства. Тем самым они полностью обесценивают языческий период истории. В трудах западных учёных в настоящее время можно встретить утверждение, что Русь первоначально приняла христианство не от Византии, а от Рима по католическому образцу.
Однако до сих пор многие аспекты крещения Руси остаются неизученными. Книжники XI – XII вв. не только не ответили на интересующие нас вопросы, но, напротив, основательно запутали. В произведениях авторов XI в. митрополита Иллариона и Иакова Мниха о крещении Руси говориться весьма кратко. Немало материалов по этой теме почерпнули из иностранных источников русские летописцы XVI – XVII вв. и включили их в свои произведения, однако они не были критически осмыслены и нередко противоречат друг другу.
Таким образом, с самого начало историкам было совсем небезразлично, с какого времени христианство становится на Руси преобладающей религией и с каких пор христианская церковь начинает давать религиозное освещение феодальному строю в Восточной Европе.
Поиски новых сведений по истории крещения Руси проводились выдающимся учёным XVIII в. В. Н. Татищевым. Подобного же рода разыскания велись М. В. Ломоносовым и Н. М. Карамзиным. Первая проблема, которая наиболее заметно представлена в историографии, заключается в соотношении христианства и язычества. До середины XIX века этой темы почти не касались, так как церковь не позволяла их сравнивать как нечто равноценное. Внимание к язычеству резко возрастает в связи с подъёмом национального самосознания, в рамках которого начинается собирание народных сказаний, песен, пословиц, обычаев. Неожиданно обнаружилось, что в XIX веке русский крестьянин, особенно где-нибудь на Севере или в Сибири, где меньше сказывался гнёт государственного механизма, оставался в большей степени язычником, чем христианином.
С. М. Соловьёв никак не отреагировал на сообщения греческих источников о массовых обращениях в христианство руссов в IX столетии. Крещение Ольги в Константинополе он склонен был объяснять случайностью.
В. Г. Васильевский – замечательный русский византинист, многие работы не потеряли значение до сего дня. Достоинство исследования В. Г. Васильевского заключается в чёткой градации фактов: достоверные, вероятные, возможные. Он указал и на противоречивость русских источников. Таким образом, он ставил под сомнение летописный рассказ о взятии Корсуня и связанное с этим крещение князя. Дал прочное основание для объяснения условий проникновения византийского христианства на Русь.
Внимание историков XIX – начала XX в. было сосредоточено на следующих основных вопросах: когда в землях восточных славян появились первые христиане? можно ли доверять рассказу «Повести временных лет» о просвещении апостолом Андреем? сколько было крещений руссов в IX столетии и в какие годы они имели место? какова роль латинских миссионеров в христианизации Руси? когда возникла митрополии в Киеве? и ряд других вопросов.
По всем этим вопросам шла серьёзная полемика, но по одному из них историки не пришли к единому мнению.
После Великой Октябрьской социалистической революции исследователи сравнительно мало уделяли внимание вопросам, связанные с христианизацией Руси.
В 1987 – 89 гг. вышел ряд работ, посвящённых истории русской церкви и крещению Руси. Среди них книги: «Введение христианства на Руси». – М., 1987 (А. Г. Кузьмин, О. М. Рапов, Я. Н. Щапов и другие); А. Г. Кузьмин. «Падение Перуна». – М., 1988; К. Е. Гломозда. «Крещение Руси в концепциях современной буржуазной историографии». – К., 1988; Я. Н. Щапов. «Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв.». – М., 1989 и другие.
Авторы этих книг касаются многих вопросов крещения Руси. Филистом изучалось пути проникновения христианства на Русь. Роль Византии и Дунайской Болгарии в христианизации населения исследовал Абрамов. О западных традициях в русском христианстве писал Кузьмин. О двоеверие на Руси после принятия христианства, борьбе русской церкви с языческими пережитками писали Рыбаков, Пилюгина, Чернецов и другие учёные. Этапы христианизации пытался выявить Власов.
Таким образом, проблемой христианизации Руси занималось немало учёных, однако многие вопросы продолжают оставаться неясными: сколько крещений было в IX в.?; каково было положение христиан в Киевском государстве в княжении Игоря и Ольги?; чем был вызван поворот в религиозной политике князя Владимира?; какую часть населения удалось крестить? и другие.
В конечном счёте все версии, представленные в историографии, оказываются так или иначе обоснованными. А это означает то, что раннее христианство не было однозначным.

Ответить

Возразить нечего. Ну кроме как школьный реферат.
Может быть и зря упрощал все. Так и портал не только для специалистов по истории. И то, что история наука не статична только радует.
Есть что конкретно дополнить или опровергнуть. Милости прошу.

Ответить

ANKA

Я позже размещу пост о христианизации. Вдохновили.

Ответить

Только прошу в виде реферата для школьников :) всем же интересно. А вообще взялся за эту тему после того как в коментах прочитал, что многие не знают то, что в статье. :(

Ответить

ANKA

Всё будет вдумчиво и ясно :)

Ответить

Читаю Кузьмина Падение перуна. Задорнов нервно курит.
Дошел до чалдонов (а я то считал чалдонами всех нас-кроеных сибиряков) и решил отложить. Наверное я ужасно консервативен :)

Ответить

ANKA

http://torrents.vtomske.ru/forum/viewtopic.php?t=271190
Рыбаков Б. А.
---------
http://torrents.vtomske.ru/forum/viewtopic.php?p=1890552#1890552
Это вапще кладезь!!

Ответить

Сабжер

С Рыбаковым аккуратнее. Современная наука часть его выкладок считает ошибочными, вернее надуманными.

Ответить

Фу. Одолел Кузнецова. Ну и дрянь доложу я Вам. Я не знаю какой он там профффессор но то что он умудряется на протяжении 50 страниц объединить библию йогу тору язычество астрологию и хрен знает что еще это талант. Нет. ТАЛАНТ.
Неужели по этому учат нынешних студентов?
Рыбакова прочту. Наверное гуамо примерно такое же. Но прочту.

Ответить

Сабжер

Нет, Рыбаков вполне адекватный и серьезный ученый. Только ему свойственно было увлекаться ;) Поэтому из одних и тех же узоров он мог навыводить массу разных образов и т.д.

Ответить

Дольше других славянских племен родную веру сохраняли Вятичи, оказывавшие сопротивление христианским миссионерам вплоть до XIII века.

Ответить

Даже в 18 веке языческий культ существовал. Это признает и церковь.

Ответить

Сабжер

Что является ещё одним подтверждением отсутствия религиозного насилия при распространении христианства.
И уж для точности - не все вятичи. Постепенная христианизация вятичей длилась с 12 по 15 век.

Ответить

Сейчас тоже восстанавливается.Знаю через кого можно в Томске в этом принять участие,но считаю это действо сродни фэнтезийной реконструкции

Ответить

О. Это уже диагноз. Или развод. Или игра.

Ответить


Посмотрел. Диагноз,развод или игра.

Ответить

Камдив

Язычество не догматично и многообразно. Кто-то делает фантазийную реконструкцию, а для кого-то это путь, кратно расширяющий мировоззрение, даже без внешних ритуалов и игрищ...

Ответить

Расскажите еще о велесовой книге, истории написанной немцами и попами и о язычестве как возвращении к истокам.

Ответить

Камдив

На мой взгляд, современное "язычество" (условно назовём так мировоззрение древних русов) должно не только возвращать к истокам, но и двигать вперед, к новым знаниям, развиваться. Языческие религии - это динамичные, а не догматичные религии, застывшие во временах древнесемитских скотоводов.

Ответить

Грубо говоря "язычество" - это как"гавно в проруби". Пока что оно оно бьется об стенки этой проруби, но настанут "золотые времена", гавно всетаки пробьет себе полынью, и раскинется по всей полноводной реке. Все водоемы превратятся в смердящиие, зловонные помои. Красота!!! ГОЙ (как у вас - язычников произносится возглас оргазмирующей праститутки).

Ответить

То о чём ты говоришь - этим голова твоя набита. Вот тебе и язычество, да.

Ответить

EwGеnius

>Грубо говоря "язычество" - это как"гавно в проруби".
Грубо говоря любая религия - это как"гавно в проруби".

Ответить


Сабжер

Как ты про свой родной атеизм жестоко ))
Но религиоведчески ты прав в таком объединении язычества и атеизма - язычество ведет к атеизму (см. ранний буддизм), а атеизм всегда ведет к язычеству (см. поздний буддизм и постсоветское увлечение оккультикой, неоязычествои и пр.). Замкнутый круг ;)

Ответить

EwGеnius

Я предлагал вам обратиться к доктору, почему вы меня не слушаете? Вам бы пилюльки попить, успокоиться, а то вы своим воинствующим христианством тут всех атеистами сделаете.

Ответить

Сабжер

Ну хамство, это родовая черта воинствующего атеизма. Так сказать расплата. Ну и надрывные галлюцинации ...

Ответить

EwGеnius

Хамство, это традиция христиан, если исходить из ваших комментариев.

Ответить

Мутно. Но цука красиво.

Ответить

Сабжер

Хорошо, когда мало известно о религиях славян. Сочиняй че хочешь )) неси любую пургу, хоть про колдунства великие, хоть про полеты на Марс )) И вот уже язычество славян становится оказывается не примитивным и разрозненным, а прям светочем ))

Ответить

"Хорошо, когда мало известно о религиях славян. Сочиняй че хочешь )) неси любую пургу, хоть про колдунства великие, хоть про полеты на Марс )) И вот уже язычество славян становится оказывается не примитивным и разрозненным, а прям светочем ))"
.
Хорошо, когда мало известно о религии христиан. Сочиняй че хочешь )) неси любую пургу, хоть про мертвецов ходячих, хоть про превращение воды в вино )) И вот уже христианство евреев становится оказывается не примитивным и разрозненным, а прям светом в конце туннеля ))

Ответить

Сабжер

Кстати, язычество, как и любая религия, включая атеизм всегда строится на догмах ) Это же азы, это же очевидность ) И какая же динамика у славянского язычества? Ах да... тут же такой простор для сочинений ) и лозунгов.

Ответить

EwGеnius

>как и любая религия, включая атеизм всегда строится на догмах
Атеизм не религия, не надо врать.

Ответить

Сабжер

Ох и ах ... не вру, воинствующий атеизм - религия, да ещё какая. Очень тоталитарная, очень враждебная научному мировоззрению и штампует откровенных фанатиков. Беда, на самом деле.
Правда поговаривают, что очень часто под маской воинствующего атеизму скрывается обыкновенный сатанизм, и кто-то тут недавно на этом спалился ;)

Ответить

"воинствующий атеизм - религия, да ещё какая. Очень тоталитарная, очень враждебная научному мировоззрению и штампует откровенных фанатиков."
.
См. определение религии, определение атеизма. Определение и методология науки. Принципиальная опровержимость любых теорий не строго математических. Верификация. Процедура верификации. Думаем. А вообще, пора уже как-то выходить из ясельного возраста и тупых передёргиваний.

Ответить

Сабжер

Мы говорим о истовой, фанатичной вере воинствующих атеистов в отсутствие Бога и наивной, фанатичной веры вопреки всему и вся в наличие доказательств его отсутствия. причем при данном замечании адепты находящиеся в ясельном, как вы сказали возрасте - кидаются доказывать )) А это выглядело бы очень забавно, если они не перемежали свои "доказательства от сохи" руганью.
Первый пункт их веры противоречит научному мировоззрению, что агноститично в принипе и тем более не занимается вопросос существования Бога, и да и создано христианским миром и учеными-христианами.. Второй догмат противоречит самой реальности, но возведено в самый главный догмат.
атеизм уникален тем, что единственная религия не имеющая ни каких под собой оснований кроме субъективных.

Ответить

"Мы говорим о истовой, фанатичной вере воинствующих атеистов в отсутствие Бога"
.
Никто и не верит просто, а не "истово верит в отстутствие". Не можешь предьявить своего бога? Значит нет его. С какой стати я должен верить проходимцам праздно околачивающимся в интернете? Одним словом - в сад, ясельную группу.

Ответить

EwGеnius

>Мы говорим о истовой, фанатичной вере воинствующих атеистов в отсутствие Бога и наивной, фанатичной веры вопреки всему и вся в наличие доказательств его отсутствия.
В наличие доказательств его отсутствия, у вас с причинно-следственными связями все в порядке? Фанатичная вера в наличие доказательств его отсутствия. А вы верите в наличие доказательств отсутствия Деда Мороза, Эльфов, Летающих Макаронных Монстров, Домового, Кикиморы?
Сабжер - лично вы, воинствующий православный, меня безудержно забавляете ахинеей, которую вы несете.

Ответить

Сабжер

Ну на потренируй причинно-следственные связи ):
Наука не может доказать существования Бога и не может доказать Его не существование и следуя доктрине научного мировоззрения не утверждает ни одного ни обратного. если науке идти путем воинствующего атеизма, она должна были изначально отрицать возможность познания т.е. быть языческой, т.к. в своем начале она не имела ни методического, ни технического аппарата для проведения исследований и строилась исключительно на первичной гипотетике, даже если по ряду утверждений существовал феноменологический пример. Если бы она была построена по принципу атеизма, то ни когда даже не пыталась бы узнать, что не очевидно и наглядно из окружающей действительности.
Но т.к. науку создали христиане, возникновение научного мышления все же произошло.
вот теперь можешь по выкручиваться )

Ответить

> Наука не может доказать существования Бога и не может доказать Его не существование и следуя доктрине научного мировоззрения не утверждает ни одного ни обратного.
.
> и следуя доктрине научного мировоззрения
.
> научного мировоззрения
.
Бред сивой кобылы, так ей и передай.
См. Бритва Оккама.

Ответить

Сабжер

Вот как раз бритва Окама и отсекает все атеистические потуги привязать к науке то, чего в это йнауке отродясь не было и чем она отрадасяь не занималась и заниматься ни когда не будет. Атеизм паразитирует на авторитете христианской науке и христианского научного мышления.
Вот так;) Так что ребята, с причинно-следственными связями у вас плохо, очень)

Ответить

"Вот так;)"
.
Рано радуешься, всё что ты сейчас сказал - демагогия.
А по рабоче-крестянски - чушь собачья, переливание из пустого в порожнее.

Ответить

EwGеnius

>Вот как раз бритва Окама и отсекает все атеистические потуги привязать к науке то, чего в это йнауке отродясь не было и чем она отрадасяь не занималась и заниматься ни когда не будет.
Еще раз спрошу, вы здоровы ли? Или Бритва Оккама с точки зрения религиозного человека (православного христианина) отсекает другое?

Ответить

EwGеnius

>Но т.к. науку создали христиане
Опа как.
То что у нас цифры "арабские" воинствующего христианина не смущает? Пифагор был христианином?А Авиценна, а Аристотель?

Ответить

Сабжер

Я же и говорю, ты необразован и скучен. Полузнайство худшая из бед. Какой тебе рассуждать о науке, если ты даже не знаешь, что такое европейская наука, что такое греческая наука и кто изобрел цифры, которые ты считаешь арабскими ))
Женя, ты троечник. Скучный и воинствующий троечник.
Иди за парту, мне надоело ;)

Ответить

Камдив

Интересно, а чтобы создать процессор уровня "Пентиума" - для этого надо опираться на Библию, где прямо рассказывается, как надо срать древнему иудею? Я не метафизирую, именно про это, в том числе, в Библии и пишется - инструкция для древнего иудейского скотовода, как ему правильно посрать и убрать за собой в своём "кибуце".
Если бы все ученые и изобретатели руководствовались бы этим учением для древнееврейских скотоводов - так и сидели мы все в каменном веке, зато правильно, по законам яхве, вытирали бы попу:-)

Ответить

Ну если Вы Библию уподобляете руководству по сборке компа то ой.
Что то в это мире смешалось. :) Ну совсем как у Кузнецова :)

Ответить

EwGеnius

А вы Библию читали?

Ответить

Камдив

Это не я её смешиваю, это христианские фанаты утверждают, что христианство - это светоч и двигатель науки:-)

Ответить

EwGеnius

>Я же и говорю, ты необразован и скучен. Полузнайство худшая из бед.
Пифагор, Аристотель и Авиценна (Ибн Синна) были христианами? Почему цифры - арабские? Вы на простые вопросы ответить не можете?

Ответить

> Но т.к. науку создали христиане, возникновение научного мышления все же произошло.
.
А и ещё историю подучи.
(Ср. древние римляне vs средневековый мрак,
средневековый мрак vs эпоха просвещения
)

Ответить

Про "путь, кратно расширяющий мировоззрение" это Вы хорошо сказали.Только в моде и на слуху всё больше доброславы,по ним и меряют

Ответить

xxxxx

Недавно смотрел хороший фильм про христиан и язычников "Черная смерть", советую всем глянуть.

Ответить

Мавка

Если же говорить о достоверных упоминаниях русов, то самым ранним автором на эту тему является Ибн Хордадбех (820-912 гг.) – автором тем более ценным, что основную часть своей жизни провел в области Джибал, около южного побережья Каспия на границе с нынешним Азербайджаном. То есть был ближе всех к тем народам, о которых писал.
Считается, что о русах он писал самое позднее в 840-х годах. И именно у него содержится наиболее «чистое» свидетельство, что «ар-Рус – одна из разновидностей славян». Кроме того, он говорит, что переводчиками для русов служат славяне-евнухи, и что русы называют себя христианами.
Однако в этой «чистоте» и таятся основные вопросы.
Начнем с самого простого – «христианства» купцов-русов. Были ли они ими на самом деле – неизвестно, поскольку им ничего не оставалось, как ими называться. Ибо Коран повелевает убивать (если не обращать в истинную веру) всех язычников, зато достаточно веротерпим к «верам Книги» - христианству и иудейству. Даже если русы и не были христианами, у них не было иного выхода, как «стать» ими (поскольку не было соответствующих отметин на теле).
"""""
Дорогой автор поста. Большенство присутствующих здесь людей в определенный период жизни получали или продолжают получать образование как школьное так и высшее. Если для вас данный текст явился "откровением" и чтение учебников истории доставляет исттинное удовольствие могу только порадоваться за вас. Но это не то что банально... это просто лишнее ибо это и так знают все. А вот что крестили огнем и мечом - об этом ни слова. И что Русь действительно имела тесные связи с мусульманским миром и многие традиции язычников очень схожи с исламскими... В общем, не надо копировать учебник, прошу вас. А то там ооочень много тем - можно весь город "забить".

Ответить

Сабжер

А вы где образование продолжаете получать? Наука, к примеру, не знает о крещении Руси огнем и мечем ... И о исламских традициях язычников славян ну тоже пока не знает )) Вот знает правда, что ислам унаследовал массу примитивных верований Аравии... но и тут как бы нет ни какой связи с верованиями славян и пр.... Что у славян общего с исламом? Кааба или техники питья из стакана? А может правила о том, как следует бить своих жен? ;)

Ответить

Что у славян общего с исламом?
-----
Многожёнство… у того же Владимира было 4 жёны а наложниц несчитано и оставил он после себя 13 сыновей, 10 дочерей

Ответить

Сабжер

Эх, но нмогоженство существовало задолго до ислама и даже задолго до славян ;)

Ответить

Это их и объединяет…

Ответить

Сабжер

Хех, есть такое понятие гомологичность ... То, что что-то встречается в разных местах, совсем не обязательно имеет один и тот же источник. А если учесть, что многоженство было и до ислама, то каким образом можно утверждать, что славяне заимствовали многоженство от ислама, когда у них это было до оного? )))

Ответить

Сабеж, о какой гемологичности Вы говорите человеку, считающему, что между культурой восточных славян и исламом имеется какая-то связь?

Ответить

А кто говорит, что славяне заимствовали многоженство от ислама?
Каждый шёл к этой общности своим путём

Ответить

Сабжер

Так в чем же схожесть славянских традиций с исламскими? ;)
Особенно подчеркиваю - традиций ...

Ответить

Сабжер

Так в чем же схожесть славянских традиций с исламскими? ;)
Особенно подчеркиваю - традиций ...

Ответить

Я говорю о многожёнстве и только
у Авраама было три жены, у Иакова -две,а так же наложницы.

Ответить

Сабжер

И что?
Мавка провела смелую связь между исламом и славянами в сходстве традиций. На поверку мы имеем, что славяне возникли раньше ислама, а ислам возник не у славян ) Соответственно какие у нас тут связи? ) Соответственно ни каких.

Ответить

Вы не понимаете… многожёнство у славян и у ислама развивалось не зависимо друг от друга, но многожёнство одинаково существовало как у славян, так и у мусульман.
Только славянам навязали культуру моногамии, а мусульмане сохранили свои традиции

Ответить

Сабжер

Чего же я не понимаю?)
Мавка утверждает, что из-за влияния ислама у славян были схожие традиции со славянами ) Я говорю, что это не так и таких влияния нет. Вы мне пытаетесь доказать что? Что у славян было свое многоженство, а у мусульман свое? Так я вам это уже сказал в начале беседы;)
Интересно, у славян рядовых многоженство известно? ;)
А у будущих арабов? ;)

Ответить

Мявка может и утверждает, но я не вижу никакого влияния ислама на славян, многожёнство это отдельная тема

Ответить

Сабжер

Хех, а тогда о чем разговор? )

Ответить

Мавка

Разговор о том, что вы бредите как впрочем и всегда.

Ответить

Сабжер

О, ещё пример вежливого общения, а главное аргументированного спора ) Да-да, господа неоязычники, это ваша стезя.

Ответить

Мавка

Нет, это вы утверждаете, что одно повлияло на другое. А я говорю о том, что мы вполне бы мирно приняли ислам поскольку были общие политические и экономические интересы с исламским миром.

Ответить

Никаких политические и экономических интересов с исламским миром у Руси не было, да и наврятли бы славяне отказались от алкоголя

Ответить

Мавка

Были. Военные походы, работорговля, славяне были расселены на территории средиземноморского побережья, торговля.

Ответить

Сабжер

Да нет, вы сказали строго вот следующее:
"И что Русь действительно имела тесные связи с мусульманским миром и многие традиции язычников очень схожи с исламскими... В общем, не надо копировать учебник, прошу вас. А то там ооочень много тем - можно весь город "забить"." - а теперь пытаетесь в сторону, да ещё хамя ) Как "мило". Вам бы как раз за учебники, а то ваше постоянно растущее образование как-то удаляет вас от реальности )

Ответить

Мавка

Мне трудно понять какие выводы для себя вы сделали, точнее ваше больное воображение. Процитировали меня и что? Дальше-то что? Не вижу отсутствия логики в своих словах, а в ваших постах вижу отсутствие понимания сказанного мной.

Ответить

Сабжер

Ну как бы тут все понятно, вы говорите одно, потом пытаетесь перечинить, потом сами же в этом не видите логики )
Ну давайте же уточним, что там с "И что Русь действительно имела тесные связи с мусульманским миром и многие традиции язычников очень схожи с исламскими... ".
Слушаю, а то так и останетесь нахамившей и запутавшейся в своей неправде.

Ответить

Мавка

Дохристианская Русь имела тесные связи с исламским миром и языческие традиции во многом схожи с исламом. Еще воспросы?
Таким образом все предпосылки были к принятию ислама в процессе исторического развития и именно поэтому процесс христианизации Руси растянулся на столь долгий период - это делалось насильно, ломали волю человека, волю народа.
Так понятнее?

Ответить

Сабжер

Вопрос все тот же - в чем заключались тесные связи с исламским миром и какие языческие традиции славян схожи с исламскими.
Мавка, я же вас и спрашиваю именно это, а вы мне ещё раз говорите то, после чего у меня и возникли вопросы )
Ну поищите примеры, пожалуйста )

Ответить

EwGеnius

Ну вы тогда не забудьте напомнить Сабжеру, что Авраам, сначала был Аврамом, Сарра - Сарой, и что Авраам выдавал свою 90 летнюю жену за сестру и сдавал в прокат фараонам, за что потом огребал ништяков.

Ответить

Уважаемая Мавка.
Если Вы внимательно читали текст то заметили что я те или иные моменты я подвергаю сомнению. Крещение Руси это настолько большая тема которая несомненно требует отдельного поста. В крещении огнем и мечом тоже очень много сомнительного. Как не странно работы Голубинского Е.Е. вызывают больше доверия т.к. приводятся в качестве примера и сторонниками насильственного крещения и противниками.
Ваше мнение, что мой пост не выходит за рамки школьной программы и тем плох не разделяю, т.к. отдельно взятые вопросы (как пример был ли вообще поход на Корсунь) не вписываются в рамки поста. Согласны? Ну и уверения что все что я выложил знают все. Увы. Коменты в других постах убедили что порой люди слыхом не слышали о языческом пантеоне Владимира.

Ответить

В общем, как всегда - ради личной власти тащили в страну из-за границы всякую гадость.

Ответить

Сабжер - типичный проплаченный образец христианской проститутки.Не знает говорит никто о крещении Руси огнем и мечом.А Кирилла и Мефодия не помнишь?Которых послали на Русь специально для насильственного охристианивания.Треть Руси ведь выкосили пока заставили еврейскому божку поклоняться.

Ответить

Про треть мне очень интересно стало. Можно ссылочку.

Ответить

Сабжер

ооо, это страшная тайна, поведанная ведическим сознанием родовой памяти "ванек не помнящих родства" и презирающих своих реальных предков, их историю, культуру и религию ... вот.

Ответить

EwGеnius

И вы мне про хамство пишите, я вас умоляю.

Ответить

Сабжер

Женя, ты за мной бегаешь, по темам, как личный фанат-репортер ) Тебе не хватает общения? Ну так стань вежливей, корректней и образованней и общение получиться;)

Ответить

EwGеnius

>и образованней и общение получиться;)
Не получитЬся у меня диалога с мракобесом Сабжером.

Ответить

Сабжер

Понятно, т.е. комплексы над тобой давлеют и ты отчаялся их побороть )
Извини, я ни чего особенного против тебя не имею, но, но ты весьма скучен.

Ответить

EwGеnius

>Понятно, т.е. комплексы над тобой давлеют и ты отчаялся их побороть )
Извини, я ни чего особенного против тебя не имею, но, но ты в
есьма скучен.
Вы перед тем, как мне советовать получать образование язык бы выучили, русский,для начала.

Ответить

EwGеnius

Кстати, раз уж вы меня по имени, может сами представитесь?

Ответить

ANKA

Неоднократно в трудах историков ставился вопрос о христианско-миссионерской деятельности монаха Константина Философа и его старшего брата Мефодия на Руси. В «Повести временных лет» под 6406 (898) г. даётся вольный пересказ части текста Паннонского жития св. Константина, где сообщается об обстоятельствах создания славянской азбуки и о христианском просвещении братьями моравов и дунайских болгар. Создатели летописи не написали ни слова о какой-либо причастности Константина и Мефодия к христианизации Руси. Таким образом, создатели «Повести временных лет» не признавали братьев в качестве проповедников христианства у славянского населения. Мы можем сделать вывод, на сегодняшний день не известны документы, в которых бы говорилось о посещении Киевского государство и о распространении христианства Константином и Мефодием.

Ответить

EwGеnius

Отнюдь, я хочу в одной теме расставить все точки над Ё 8)

Ответить

В трудах западных учёных в настоящее время можно встретить утверждение, что Русь первоначально приняла христианство не от Византии, а от Рима по католическому образцу.
-------------
Когда крестили Киевского князя церковь была едина, она раскололась позже.
К примеру, сын Владимира был Святополк был женат на дочери Польского князя, а Польша была крещена в 966 году. А Киевскую Русь крестили на 20 лет позже в 988 году. Вернее крестили Владимира, когда он женился на Анне Византийской
И известно, что вместе с польской принцессой в Киев приехал епископ Рейнберн, так что в те времена раскола ещё не было

Ответить

Как бы датой начала раскола Церкви, приведшей в дальнейшем к Великому расколу 1054 года, принято считать захват Рима вождем вестготов Аларихом 1, а было это в 410 году. С этого время пошли разгногласия и в догматике, и в обрядах. К моменту крещения Руси там столько было проблем, что главам Церквей легче стало предать друг друга анафеме, чем разрешить эти проблемы. Ну ты загнул, не было раскола!

Ответить

На момент крещения Владимира не было раскола, хотя бы, потому что в первой церкви на Руси построенный Владимиром лежали мощи святого Климента - папы римского.

Ответить

Думаю что Климент Римский почитался как главный "заступник" всей Русской земли и русского народа (об этом сообщает "Слово на обновление Десятинной церкви"). Даже в XII в. к святому Клименту обращались в тех случаях, когда необходимо было подчеркнуть независимость Русской Церкви от Константинополя. В 1147 г. мощами Климента ("честной главой") предлагалось венчать в митрополиты Климента Смолятича без утверждения в Константинополе. Этакий символ независимости от Византии. ИМХО

Ответить

Так речь не о том, ведь и первый папа Петр почитается, почему бы не почитать папу Климента 1, умершего примерно в 100 году, тем более апостола от семидесяти.

Ответить

Сабжер

Тут скорее спекуляция на том, что Византия и не горела желанием крестить славян, как таковых. Такая вот имперская спесь, что поделаешь. Равноапостольные Кирилл и Мефодий пришли на Русь по благословению Папы римского, а не византийского Патриарха, что бы вообще этим предприятием недоволен.

Ответить

 
Комментарии 1—100   из   193 следующие
Комментарии: 1 | 2
 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.