Регистрация Вход
Город
Город
Город

Кто уничтожил ВМФ СССР? Попытка ответить...(2 часть)

В течение 1990-х годов второй в мире по величине Военно-Морской Флот СССР фактически был сокращен в несколько раз по количеству и тоннажу кораблей. На примере крупнейших кораблей ВМФ СССР - авианесущих крейсеров - мы подтвердим или опровергнем вину руководства Новой России в развале ВМФ СССР. Без интерпретаций. Только факты. В первой части нашего "разбора полетов" мы говорили о том наследстве, которое осталось от ВМФ СССР на момент развала Союза. Теперь поговорим о том, что было дальше...

Напомню, что в остатке по авианесущем на момент распада Союза мы имели 4 боевых корабля, 2 корабля в строительстве на Николаевском судостроительном заводе и 2 корабля в ожидании серьезного ремонта. Плюс вертолетоносец "Ленинград" уже списанный из состава ВМФ. Для начала предлагаю посмотреть что стало со строящимися тяжелым авианесущим крейсером "Варяг" и первым отечественным настоящим авианосцем - атомным "Ульяновском". К слову, на "Ульяновске" планировалась установка первых паровых катапульт в отечественном ВМФ. Еще из нюансов - на "Ульяновске" оставался боекомплект противокорабельных "Гранитов" (не путать с "Гранатами") - такой же как на "Адмирале Кузнецове" и "Варяге". Итак... 1 ноября 1991 г. строительство авианосца остановлено. В течение ноября стало ясно, что ВМФ России не планирует вести платежи Черноморскому судостроительному заводу в г.Николаев. Без оплаты вести необходимые для строительства ТАКР "Варяг" (готовность 65-75% по разным оценкам) и АТАКР "Ульяновск" (готовность 18-20% по разным оценкам, освоено 29000 тонн корпусной стали) стало невозможно. Заводу нужно было жить и недостроенный АТАКР пр.11437 "Ульяновск" по решению Совмина Украины №69-р утилизирован заводом начиная с 4 февраля 1992 г. (демонтаж корпуса завершен до конца 1992 г.). Могла ли Россия спасти первый отечественный атомный авианосец? Сложный вопрос. Я думаю нет. Это фантастика. Почему? Последние несколько лет нефть стоит в несколько раз дороже, чем тогда. Сколько современная Россия строит крупных кораблей в год? Ответ - ни одного... В несколько раз нефть дороже.. Ни одного... Давайте будем реалистами...




Недостроенный корпус АТАКР пр.11437 "Ульяновск", 6 декабря 1990 г., ССЗ в г.Николаев, стапель "0" (фото - Владимир Пучков).

Идем дальше. "Варяг". Готовность 68-75%. Еще немного и корабль можно было бы выводить на швартовые, а следом и на ходовые испытания и выводить с Черного моря на Север. Так же в ноябре 1991 г. прекращено строительство корабля из-за неплатежей ВМФ России. Достройка корабля и передача отечественному ВМФ была вполне возможна - с украинской стороны неразрешимых препятствий тому не было. Только финансовые проблемы. В 1995 г. "Варяг" исключен из состава ВМФ России и передан заводу-строителю в счет долгов министерства обороны России. После длительных переговоров корабль продан в Макао. Случилось это в апреле 1998 г., покупатель - компания из Макао Chong Lot Travel Agency Ltd, цена $20 млн. Цель покупки - парк аттракционов. Корабль в итоге оказался в Китае, где достраивается как первый китайский авианосец начиная с 2002 г.  Летом этого 2011 г. китайский авианосец Shi Lang должен приступить к испытаниям. Могли ли мы спасти "Варяг"? Я считаю, что да, могли. Что для этого было нужно?
- во-первых, понимание необходимости такого корабля для ВМФ России - было оно или нет - мы не знаем - возможно, что было понимание ненужности - это так же нельзя не учитывать, и это вопрос прежде всего к руководству ВМФ страны.
-а во-вторых, финансовые возможности - и они были! В конце концов был газ и была нефть... в которых кровно заинтересована Украина и через зачеты по которым чуть позже мы получили оттуда несколько стратегических бомбардировщиков из наследства СССР.




Авианосец «Shi Lang» ВМС Китая в достройке, 6 апреля 2011 г. (фото - Polar lean camel, http://www.fyjs.cn).

Противолодочный крейсер-вертолетоносец "Москва" - он же тогдашний флагман Черноморского флота России - старейший отечественный авианесущий корабль. 18 ноября 1972 г. летчик испытатель Дексбах именно на авианесущий крейсер "Москва" совершил первую в СССР посадку самолета на палубу корабля - это был вертикально взлетающий Як-36М - прототип "штурмовика" Як-38. В 1975 г. корабль серьезно горел, потом больше года стоял в ремонте. В ноябре 1993 г. крейсер "Москва", основным авиационным вооружением которого были противолодочные вертолеты Ка-25, совершил последний выход в море. В 1995 г. по возрасту (28 лет) корабль выведен в резерв и переклассифицирован в плавказарму ПКЗ-108. 7 ноября 1998 г. бывший крейсер выведен из состава ВМФ России и в 1997 г. продан на лом в Индию (как и крейсер "Ленинград" в 1995 г.). Тут вот вопрос неоднозначный - боевая ценность корабля и ранее вызывала сомнения - например, основное противолодочное вооружение корабля - ракетный комплекс "Вихрь" мог стрелять ракетами только с ядерными боевыми частями. Были и другие особенности. Без серьезной модернизации, скорее всего, корабль был не нужен в современном  ВМФ СССР и России. К тому же решение о судьбе крейсеров этого типа принималось до 1991 г.




Крейсер "Ленинград" пр.1123 в ожидании разделки на корабельном кладбище в г.Аланг, Индия, конец 1990-х годов.

Вот мы и приблизились к самым скандальным авианесущим - трем крейсерам проекта 1143 и крейсеру проекта 11434 "Адмирал Горшков" (бывший "Баку" и он же будущий Vikramaditya). давайте начнем с последнего. Корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР в конце 1987 г. и являлся последним кораблем проекта 1143 с сохранением элементов первоначальной "неавианосной" компоновки. Т.е. это был последний именно "авианесущий ракетный крейсер". На корабле предполагалось базирование самолетов вертикального взлета и посадки Як-141. Як-38 не устраивали ВМФ СССР и самолеты этого типа планировалось в ближайшее время списать в утиль (выполнено в 1992 г.), заменив новыми сверхзвуковыми Як-141. Но один Як-141 разбился осенью 1991 г. как раз на ТАКР "Адмирал Горшков". Продолжение испытаний Як-141 руководство ВМФ посчитало разорительно-расточительным и свернуло программу. Бог им судья. К слову, часть технологий Як-141 много позже использована при создании новейшего F-35... ну это скорее о метаморфозах отечественного ВПК, чем о ВМФ... А наш "Адмирал..." продолжал службу на Северном флоте. В 1993 г. корабль поставили в ремонт в поселке Роста под Мурманском. Там 2 февраля 1994 г. на корабле случился пожар, который полностью вывел из строя одно из двух машинных отделений. Но несмотря ни на что корабль был отремонтирован! В те годы в том хаосе! И в июле 1995 г. участвовал в параде в Североморске и даже совершал некие учебные эволюции. Но чудес не бывает - в том же году в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен и корабль поставлен в пос.Роста на долговременное хранение. А в июле 1999 г. ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 в легкий авианосец для ВМС Индии - Vikramaditya. Кто виноват и можно и нужно ли было? Руководство ВМФ или руководство страны? Были ли деньги на серьезный ремонт и модернизацию? Вот тут можно спорить долго - и до недавнего времени курсировали слухи о том, что Инлия будет "кинута" и "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пополнит ряды ВМФ России. Правды ради отмечу, что это лишь слухи инспирированные для решения финансовых вопросов с всё-таки кинутой (но только на деньги и сроки) Индией.




Бывший ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11434 - будущий авианосец INS Vikramaditya ВМС Индии на ПО "Севмаш" в Северодвинске, фото осени 2009 - март-апрель 2010 г. (http://chhindits.blogspot.com).

"Киев", "Минск" и "Новороссийск"... криминальное трио. Все три корабля в 1994-1996 годах проданы на металл и по цене металолома южнокорейским и китайским компаниям. При каких обстоятельствах и как и почему? В августе 1991 г. была решена судьба "Киева" - корабль был выведен из боевого состава флота в резерв. Сколько у нас случаев возврата из резерва в боевой состав в период расцвета могущества ВМФ СССР в 1970-1980-е годы? По кораблям такого класса ни одного. Т.е. списали фактически. К тому же помним, что основное вооружение ТАКР такого типа - "штурмовики" Як-38 в 1992 г. сняты с вооружения и по износу и по плохим ТТХ. И не было никаких планов в могучем еще ВМФ СССР на модернизацию ТАКР пр.1143 типа "Киев". Один готов в общем... фактически при СССР. Хронология дальнейших событий:
- 26 октября 1992 г. на ТАКР "Киев" поднят Андреевский флаг ВМФ России;
- 28 августа 1993 г. - флаг ВМФ России спущен - корабль разоружен и передан для продажи или разделки отделу фондового имущества ВМФ.
- 28 августа 1994 г. - ТАКР "Киев" продан китайской частной фирме и 20.05.2000 г. уведён буксиром «Дэу» в Шанхай, где прошёл переоборудование под плавучий туристический развлекательный центр, коим до сих пор и является на радость китайской детворе и туристам. Китайский монумент НАШЕМУ ФЛОТУ!!!




ТАКР "Киев" пр.1143, 1985 г.

"Минск" и "Новороссийск" базировались на Тихом океане. Напомню, что в 1991 г. "Минск" начали готовить к переходу на судостроительных завод в Николаев для ремонта (не работало 50% двигательной установки крейсера). 31 августа 1992 г. на "Минске" спустили флаг ВМФ и уже в октябре крейсер прибыл к месту консервации (в отстой) в бухту Постовая в Советской Гавани. 20 октября 1995 г. "Минск" уведен буксиром в Южную Корею для разделки на метал.  А в 1998 г. ТАКР "Минск"  перепродан китайской компании и после проведения комплекса работ с 27.09.2000 г. используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга). Второй китайский музей ВМФ СССР! Помните реплику одного из ведущих в "Дне радио", обращенную в коридор?




ТАКР "Минск" - развлекательно-туристический центр в Шэньчжэнь, Китай

Из песни слов не выкинешь: "Малая земля, товарищи, друзья...". ТАКР "Новороссийск":
- по 1990 г. проходил двухгодичный ремонт;
- 28 января 1991 г.  - проходил испытания после ремонта, сдела некоторые задачи, но полностью возвратить корабль в строй после ремонта не удалось...
- май 1991 г. - корабль выведен в отстой решением Главкома ВМФ СССР. Точка.
- январь 1993 г. - при нахождении в отстое на корабле в машинном отделении случился пожар.
- 30 июня 1993 г. - ТАКР "Новороссийск" разоружен и исключен из состава ВМФ России.
- январь 1996 г. - ТАКР "Новороссийск" продан южнокорейской компании на слом, уведён в порт Пусан и впоследствии разобран на металл...




ТАКР "Новороссийск" пр.11433, 1982-1983 г.г.

Прервемся... В третьей части мы расскажем как сложилась судьба единственного боевого авианесущего корабля современного ВМФ России - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и подведем итоги и по кораблям и по персоналиям, занимавшим посты и принимавшим решения... Это будет завтра.



Источник: Текст автора, фотоматериалы из архива автора и с сайта автора - http://militaryrussia.ru

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

ВМФ России ВМФ СССР пр.1123 пр.1143 пр.11435

 

Комментарии:



George

"В 1995 г. по возрасту (28 лет) корабль выведен в резерв", разве корабли так мало живут??? я думал они по 50-60 лет, ну с модернизациями и доработками ходить могут...

Ответить

DIMMI

могут
данном случае 28 лет по сравнению с 5-6 годами это много
ну и по мировым меркам это уже хоть какой-то, но срок...
хотя исключений конечно множество (по 40-50-60 и более лет)
т.е. скажем так - 28 лет уже в норме для таких кораблей хотя и в нижней её части

Ответить

DIMMI

ну и еще нюанс - мировые мерки существенно выше мерок ВМФ СССР, где под новую ракету закладывали новые серии подводных лодок вместо того, чтобы модернизировать старые десятки подводных атомоходов...

Ответить

Val De Mar

Плюс.
Точно, мощно, профессионально подано.
Спасибо за материал! )

Ответить

DIMMI

Спасибо за оценку)))))

Ответить

Гого

Какие ТАКР? Нахрена? АПЛ надо клепать. Атомный подводный флот с ЯО на борту - эт сила.

Ответить

DIMMI

Клепали. ВМФ СССР по количеству ПЛА существенно превосходил ВМФ США. Но это никак почти не могло воспрепятствовать при моделировании нанесению американцами ударов с морских направлений в глубину территории СССР. Для борьбы с американскими ПЛАРБ требовалось развернуть группировки противолодочных сил... Которые, в свою очередь, теряли устойчивость (могли быть легко уничтожены) без поддержки с воздуха... Которая с баз была возможна на пределе...
В общем, если подходить очень просто то получится не сильно хорошо.

Ответить

DIMMI

ну и еще нюанс... если вы не собираетесь геройски умереть всей планетой, а допустим просто наказать Новую Гвинею, то зачем вам ядерное оружие?

Ответить

Какой толк от одних только АПЛ с ЯО если к ним по выходу из порта на хвост сразу же падает несколько противолодочных субмарин и при малейшем подозрении на пуск будут тут же расстреляны. Смысл флота в комплексе кораблей, по одному они ничего не стоят. Хотя с другой стороны авианесущий флот необходим для выполнения долгосрочных операций далеко за пределами страны, чего мы сейчас при всем желании делать не в состоянии, да и судя по направлению "развития" страны никогда уже и не сможем...

Ответить

Гого

Прикрыть сразу после выхода из места базирования может и авиация берегового базирования. Далее лодки скрытно выходят на позиции и дежурят.
Смысл в противолодочном соединии, если в середине Тихого или Атлантики все равно прикрыть не в состоянии ввиду превосходства натовцев в надводных кораблях.
АПЛ трудно обнаружить, они высокоавтономны, одним залпом могут устроить сотню Хиросим = лучшее средство сдерживания агрессии. Разумеется в комплексе с МБР шахтного, передвижного ( на поездах ) базирования и авиацией. Пресловутая ядерная триада, которую почти развалили.

Ответить

putnik-ost

По сути ТАВКРы - типичные белые слоны. Самое главное - для решения каких оперативно-тактических задач строились эти корабли. Прикрытие района БД ракетных атомачей. Всё та же немного переработаная концепция сверхрейдеров КригсМарине - ударное мобильное ядро рейдерской эскадры, авианосцы осуществляют разведку и господство в воздухе.
. Достаточно ознакомится с качественными и количественными показателями авиагруппы и становится понятно, что задача изначально нарезалась не посильная. Даже при укомплектовании Як-41. Да и полноценные авиакомплексы ДРЛО Як-44 вряд ли могли взлетать с Кузнецова. Су-27 с неполной нагрузкой летают, не говоря про Су-32. А у Як-44 энерготяговооружённость слабее в несколько раз.
. А что Як-44 угробили - это очевидная диверсия.

Ответить

DIMMI

с "Ульяновска" должны были штатно летать
там жеж еще нюанс - концепция применения несколько раз менялась... но каждый раз наш ВПК доблестный успевал в программу кораблестроения что-то воткнуть... в итоге принимали на вооружение уже морально устаревшие корабли (пр.1143 особенно)... ну и долго стереотипы ломали ("авианосец - орудие империалистической агрессии - нам они не нужны в принципе!").

Ответить

putnik-ost

Судя по прочтённым материалам - задачи ТАВКРам ставились самые широкие. Ну и базировали бы Як-41 на пр1174, Як-38 с него вполне летал. А Як-44 ПЛО нужно было разгонять катапультой.

Ответить

А почему наши авианесущие корабли не называются авианосцами? По простой причине - в этом случае их турки не пропустили бы через Босфор и Дарданеллы, потому что в 20-х годах, когда подписывались конвенции о режиме проливов (а Турция была союзницей Германии и проигравшей войну стороной), то авианосцы там не были поименованы из-за отсутствия оных. Турки даже американские авианосцы не пускали в Черное море. Вот и изощрялись в названиях

Ответить

ВЛАДИМИРСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК: Черное море, Желтое море, Белое море.После Екатерины Великой морские порты – опора России
Описанная окружность Владимирского Треугольника – основное пространствославян. Это Наша Точка Оплота в Космосе. МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ СВОБОДНЫЙ и СЧАСТЛИВЫЙ.

Ответить

Нормальный флот должен быть сбалансирован. Нужны и эсминцы, и фрегаты, и тральщики и т.д. В противном случае авианосец превращается в дорогую, но бесполезную игрушку типа "Мистраля". Который кстати стоит почти как авианосец.

Ответить

DIMMI

всё так... только вот незадача - ВМФ СССР был вторым в мире не из-за авианесущих крейсеров, а как раз из-за вот "этих остальных". И ВМФ России именно по количеству авианесущих кораблей много кому уступает...

Ответить

хе-хе, время динозавров ушло...

Ответить

Ты скажи это своим любимым америкосам.

Ответить

Campan

Имена "героев",пжалста?!

Ответить

DIMMI

персоналии будут в 4-й части
сегодня будет 3-я часть - история "Адмирала Кузнецова"...
и если повезет, то к вечеру или в ночь персоналии... и точка
неожиданно много получилось

Ответить

DIMMI

Третья часть - судьба "Кузнецова"
http://gorod.tomsk.ru/index-1304643099.php

Ответить

        Григорий

Как всё- таки обидно .. Один правитель шёл на всё чтоб построить флот -поднять могущество РОССИИ А другие обормоты стараються только развалить .. Развалили Союз а с этим и мощь ДЕРЖАВЫ .. И главное во всех направлениях и отраслях и сельское-хозяйство тоже .. Да что перечислять .... Почему мы не научились выявлять эту нечисть ..Терпим их и потом только начинаем обсуждать их поступки ... Оборона страны должно стоять на первом месте. А они сволочи набивают свои карманы а потом сваливают за границей . ШШАКАЛЫ..ПУТИН это второй ПЁТР!!! УМНИЦА!!

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.