Регистрация Вход
Город
Город
Город

Кто уничтожил ВМФ СССР? Попытка ответить... (3 часть)

В течение 1990-х годов второй в мире по величине Военно-Морской Флот СССР фактически был сокращен в несколько раз. На примере крупнейших кораблей ВМФ СССР - авианесущих крейсеров - мы рассмотрим этот процесс. Без интерпретаций. Только факты. В первой части нашего "разбора полетов" мы говорили о наследстве ВМФ СССР. Во второй части рассказ о судьбе этого наследства. Итак, подведем итоги...




ТАКР "Тбилиси" пр.11435 и БПК "Азов" на испытаниях в Черном море (фото из архива Доктора, http://forums.airbase.ru).

У нас осталась нерассмотренной постсоветская судьба единственного боевого почти авианосца ВМФ СССР и России - ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". При рождении корабль сменил несколько имен - был он и "Ригой" и "Леонидом Брежневым" и "Тбилиси". В строй корабль вошел в 1990 г. уже как "Адмирал Кузнецов" и сразу же неформально стал флагманом ВМФ СССР...  История строительства крупнейшего боевого корабля ВМФ СССР - это тема отдельного драматического повествования. Тяжело шел корабль. Ибо был первым почти настоящим авианосцем! Нас же интересует что было с флагманом перед, во время и после распада СССР.

Начну с того, что до начала каких-либо разногласий между Россией и Украиной корабль успели увести с Черного моря на Север. На самом деле за достройку этого корабля в том числе и пострадали и "Варяг" и "Ульяновск" - количества сделанных авансом работ и задела Николаевского судостроительного завода (ставшего теперь украинским) были огромными. Итак, 20 января 1992 г. "Адмирал Кузнецов" вошел в состав Северного флота ВМФ России, порт приписки - Североморск. В 1993 г. в авиакрыло, базирующееся на борту авианосца (будем уже так называть этот корабль), начали поступать серийные палубные истребители Су-33. Собственно, строительство серии самолетов начато еще при СССР, но основная масса производственных работ и сборка самолетов производились уже в России. И в 1993-1994 г.г. авиакрыло было сформировано! Вы помните эти годы? Так вот тогда мы могли получить за два года эскадрилью современных палубных самолетов... И получили! Вспоминаем про ситуацию в стране, цену нефти на мировых рынках и т.д. и т.п.




ТАКР "Тбилиси" пр.11435 на государственных испытаниях в Черном море (фото из архива Петрович-2, http://forums.airbase.ru).

В сентябре 1994 г. авианосец "Адмирал Кузнецов" вышел на учения с полетами палубной авиации. В ходе учений вышла из строя двигательная установка. Не то чтобы брак - скорее родовая генетическая травма - мина замедленного действия, заложенная руководством ВМФ СССР в середине 1970-х годов - когда формировалась компромисс-компромиссная концепция недоавианосцев-перекрейсеров без атомной силовой установки. 1994-1995 г.г. тяжелый ремонт главных котлов корабля.  С 23 декабря 1995 г.  по 22 марта 1996 г. - первый длительный поход ТАКР в составе авианосной ударной группы (Атлантика и Средиземное море). В ходе похода было проведено учение по отражению налета 4 Ту-22М3, самолеты были перехвачены палубными Су-33 на расстоянии 450 км от центра ордера. Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с другими корабельными системами.




Взлет пары Су-33 с ТАКР "Адмирал Кузнецов" (http://militaryphotos.net, не позже 2008 г.)

Отвлечемся. А вы знаете сколько лет простоял в ремонте в первые 5 лет нахождения на вооружении первый атомный ракетный крейсер пр.1144 "Киров"??? Военная прокуратура в 1988 году требовала посадки руководителей заводов-производителей, конструкторов и принимающих от ВМФ... Горбачев спас адмиралов и заслуженных деятелей науки, закрыв волевым решением следствие по крейсеру... Фактически это типичный для нашей страны случай. Увы и ах... Так что не пугайтесь... Это еще не всё.

С 1996 по 1998 годы корабль находится в ремонте. С 1998 г. по 2000 г. корабль не очень активно несет службу на Северном флоте и где-то в этот период в результате неверных действий экипажа залиты топливом помещения ракетного комплекса "Гранит". Комплекс выведен из строя и по неподтвержденным официально данным более не восстанавливался - впрочем, в учебных пусках после 2000 г. корабль не замечен. Возможно, ракет там больше и правда нет. В 2001 г. авиагруппа с корабля снята и он вновь поставлен в ремонт в Ура-губе. На этот раз ремонт продолжается по 2004 год - позже появляются сведения, что это плановый средний ремонт корабля.  23 октября 2003 г. - в ходе 4-х дневных ходовых послеремонтных испытаний возникли серьезные проблемы с состоянием корабля. Вышли из строя часть котлов высокого давления ГЭУ, корабль находился под угрозой затопления. Один из флотских начальников - бывший командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков в мае 2004 года не выдерживает и разражается в СМИ гневными тирадами в адрес промышленности и Правительства о том, что наших моряков заставляют плавать на переворачивающихся авианосцах недоремонтированных из-за отсутствия финансирования... Пресса в недоумении и от отсутствия информации и от отсутствия способности её осмыслить.




ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 в Североморске, 1 марта 2004 г. (фото Art Navsegda,http://en.wikipedia.org).

Тем не менее еще в феврале 2004 г. корабль вышел из ремонта и принял участие в учениях ВМФ совместно с атомным ракетным крейсером "Петр Великий" и снова встал в ремонт до осени. Осенью 2004 г. снова маневры и уже в Северной Атлантике со штатным авиакрылом. Прошел почти год в неспешных маневрах и учениях и вот 5 сентября 2005 г. за один день две аварии с самолетами Су-33 - два случая обрыва троса аэрофинишера - один самолет в результате упал с палубы и утонул (пилот катапультировался), второй самолет уцелел. Полеты Су-33 приостановлены, а корабль опять в ремонте в Росляково под Мурманском. Зима 2007-2008 г.г. - поход в Средиземное море. Май - декабрь 2008 г. - ремонт энергетической установки в Северодвинске. Начало 2009 г. - поход в Атлантику и Средиземное море в ходе корого в турецком порту Акзас-Карагач в одном из носовых помещений произошел пожар. В результате отравления угарными газами погиб один матрос. И снова ремонты. Зимой 2011 г. появилась неподтвержденная пока информация о том, что вот-вот корабль пойдет на модернизацию на ПО "Севмаш" в Северодвинск. Но во-первых ПО "Севмаш" просрочило уже все сроки по готовности индийского заказа - авианосца Vikramaditya... а во-вторых, 22 апреля появилась информация о еще одном пожаре на борту ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Вот такая драматическая история у нашего авианосца. Пробежитесь еще раз по ней чтобы прочувствовать как оно.




Лето 2010 г. ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435 в плавдоке ПД-50 СРЗ №82.

И чего же в итоге-то?
- судьба кораблей проекта 1123 ("Москва" и "Ленинград") была решена еще в СССР...
- пр.1143 - "Киев" - выведен из боевого состава в СССР...
- пр.1143 - "Минск" - к моменту распада СССР фактически в небоеспособном состоянии... все корабли такого типа уже точно вот-вот останутся без авиации - Яком-38-ым флот был недоволен давно и серьезно. Флот СССР.
- пр.1143 - "Новороссийск" - выведен в отстой решением Главкома ВМФ СССР!
- пр.11434 - "Адмирал флота Советского Союза Горшков" - добит уже в ВМФ России в период с 1995 по 1999 годы, в СССР положено лишь начало...
- пр.11435 - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - худо-бедно, но дожил до наших дней гигантского роста расходов на оборону и повышения "заботы партии" о родном Отечестве. Может быть даже переживет этот "замечательный" период, если ему повезет.
- пр.11436 - "Варяг" - на мой непредвзятый взгляд мог быть российским, но из-за отсутствия на то политической воли не стал им. С учетом тяжелой судьбы предыдущего корабля - может быть и слава Богу (для корабля). Но "минус 1" ИМХО.
- пр.11437 - "Ульяновск" - ИМХО опять же не считается... Достройку такого корабля в тех условиях считаю уже ненаучной фантастикой.

Итого - крейсера-вертолетоносцы не считаем, а из остальных кораблей - 4 корабля на совести матери-истории и ВМФ СССР и лишь 2 корабля с оговорками можно повесить на ВМФ России. Так всё же в итоге Ельцин уничтожил наследие ВМФ СССР? Очень всё не просто, дорогие товарищи... Очень... И придется писать и 4-ю часть - "О людях, которые ЭТО делали"... Я поясню почему и зачем... Представьте, Вы - Президент... Вы сами будете отправлять в утиль корабли или доверите это дело профессионалам - военным морякам? Вы сами будете закрывать программу создания ракетного оружия ("Барк") или доверитесь высокой авторитетнейшей комиссии из военных, конструкторов, академиков и прочих ученых (это о старте разработки "Булавы")? Вы сами будете принимать решение о прекращении развития совершенного танка Т-80 в обмен на выпуск недорогого Т-72Б под названием Т-90 или поверите на слово отцам-создателям танкового оружия и военным из бронетанкового управления Вашей Армии?... В общем, не просто...

Ну и осталось поговорить о персоналиях... Ждем-с...


Источник: Текст автора, фотоматериалы из архива автора и с сайта автора - http://militaryrussia.ru

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

putnik-ost

Долгие годы было совершенно не понятно, существует ли в РФ внятная оборонительная доктрина. В недавние годы всё же стало очевидно доктрина существует, но к обороне она никакого отношения не имеет. Скорее с точностью до наоборот. Достаточно сравнить динамику роста благосостояния олигархов и разрушения государственных и промышленных структур России. И именно ТАКРы наиболее ярко иллюстрируют процесс деградации вооружённых сил и ВПК России.

Ответить

DIMMI

Есть такой мемуар - Морин А.Б. Смерть на взлёте - авианосцы ССCР: ТАВКР пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и "Варяг"...
А.Б.Морин - директор Николаевского завода.
Там о создании много написано... О том, как рождались корабли эти - в каких муках... О роли Устинова... Очень интересно для тех, кому интересно.

Ответить

Огромное спасибо за материалы... очень и очень печальные... Вот где не хватает ревтребуналов.

Ответить

Самое главное, что было уничтожено при Ельцине - промышленность и ВПК. Это произошло не сразу, не в один момент.
После этого создавать и поддерживать флот стало крайне непросто.

Ответить

DIMMI

Да, конечно. И особенно сложно поддерживать флот не имея вдумчивой концепции его развития. Собственно, с советских еще времен. Так что опять вопрос... Ну, при СССР была промышленность... был ВПК... и что? С каждым новым авианесущим крейсером сроки его сдачи во Флот начинали сдвигаться в геометрической прогрессии... "Ульяновск" скорее всего сдали бы Флоту году к 2000-му в лучшем случае... Но это отдельный разговор. Пардон.

Ответить

George

но вот после "реформ" всю махину придется практически с нуля опднимать... Кстати, в посте упоминается и горби, который прикрыл дело, так этот факт абсолютно ничего не менят, потому как лично я ставлю этих двух "деятелей" в один ряд... Первый начал, второй доломал...)

Ответить

DIMMI

Я поясню с чем я собственно был изначально не согласен - с огульным обвинением во всех грехах Бориса Николаевича...
Почему? Да потому что это самое простое - вот он простой ответ! "Ельцин во всем виноват!"... а мы все... и все остальные и вся страна белые и пушистые... и Парламент, который был на 80% коммунистическим не виноват... и министры... и Газпром... и олигархи... и питерская мафия... и генералы с адмиралами не виноваты... легко - "Ельцин сцуко!"... и точка... И в итоге мы по тем же самым граблям сейчас идем в 95-й раз... коррупция от и до... кумовщина во всех громких проектах до единого... засовывание под сукно действительно эффективных проектов (МиГ-31БМ например)... попил и распил... открытое вымогательство со стороны промышленности (да, и такое то же есть)... петрики-шметрики...
ИМХО конечно

Ответить

Весьма разумно.

Ответить

George

Но это обычная постановка вопроса... Просто для удобства, что бы не перечислять всю араву тех кто виновен... И конечно же лично ельцин не виноват во всех смертных грехах... Но он является символом, таким же как анпрмер Сталин... Не берутся вообще во внимание перегибы на местах, личные амбиции или месть, а просто заявляется безапеляциооно что лично тов. Сталин сожрал энное колличество младенцев...
___
Что же касается последнего вывода: "4 корабля на совести матери-истории и ВМФ СССР и лишь 2 корабля с оговорками можно повесить на ВМФ России", то тут полагаю надо учитывать и тот момент что при СССР проекты закрывались в силу каких то политических" дрязг, а вот при ельцине просто по причине полнейшего развала промышленности и экономики, я тут вчера выложил постец "русский фотон", там человек рассказывает, и нет ни малейших оснований ему не доверять, тем более свидетелями подобного явления были мы все, как в институтах и на производстве директора уничтожали работающее оборудование, увольняли кадры только чтобы сдавать помещения в аренду...

Ответить

George

а, ну вот, Альтер тут выше уже озвучил мою мысль более кратко...)

Ответить

DIMMI

какие могли быть политические дрязги в СССР?
проекту (в данном случае) закрывались по большей части по причине их никчемности... т.е. создавались они ради создания... ну все проекты 1143 являлись плодом борьбы амбиций промышленности и ВМФ с Устиновым и его "партией" в руководстве ЦК и МО СССР. Ну и как плод некой борьбы, а никак не научнообоснованный продукт они были мертворожденными.
Не стало Устинова... потеряли свои позиции лидеры его "партии"... и уже при СССР начало что-то меняться... начали выводить проекты 1143... и просуществуй СССР еще немного и была бы цена на нефть (т.е. просто существования СССР мало для развития флота) и возможно к 2000 г. все равно не осталось бы ТАКРов пр.1143 (не считая "Кузнецова" и свежее).

Ответить

George

под политическими я имел в виду не именно политику, а например личные предпочтения, подковерные вазюканья... Кто то считает предпочтительней делать дальние бомбардировщики а кто то предпочитает развивать балистические ракеты... При хрущеве ракетная идея победила, но уверен что и у бомбардировочной концепции были почитатели, просто "тяму" у них не хватило отстоять... Тоже самое могло быть и в случае авионосцев...

Ответить

George

а, ну собственно вы тут же и пояснили то что я имел в виду под "политическими дрязгами"...

Ответить

Тема статьи интересная, но последняя фраза "совершенного танка Т-80 в обмен на выпуск недорогого Т-72Б под названием Т-90.." заставила усомниться в квалификации автора. Есть книга "Основной боевой танк России" (название пишу по памяти) - там очень подробно и квалифицированно рассмотрен этот вопрос. И вызывают недоумение постоянные ссылки автора на цену нефти - это же не помешало появлению у "нас" миллионеров и миллиардеров...

Ответить

DIMMI

есть много разных книг - со всеми авторами соглашаться как то не обязательно...
если Вам угодно можете заменить фразу "цена нефти" - на "уровень ВВП страны".... 8-)).. начиная с 1970-х цена нефти на мировых рынках оказывает очень большое влияние на поступления средств в бюджеты и СССР и России... в России - превалирующее...

Ответить

DIMMI

а Вы знаете, что даже в беднейших странах появляются миллионеры и миллиардеры... странно да?

Ответить

        Тополь-М

Ну что Вы... ясно же, имеется в виду прямая зависимость между МАССОВЫМ (относительно других стран) появлением сверхбогатых людей в России и общим обнищанием населения вследствие грабительской приватизации госсобственности между "своими людьми". в 1990 годах действительно был коллапс производства и экономики. многие годы ЕБН с протянутой рукой у, даааайте кредиты хотя бы на пропитание...

Ответить

По поводу невозможности политических дрязг в СССР. Были два органа ВПК (военно-промышленная комиссия) и оборонный отдел ЦК. Отношения между ними в 80-х годах были такие, что в каждом органе нельзя было упоминать о том, что в другом получено положительное решение. В этом случае любой проект рубился на корню.

Ответить

для обороны авианосцы не нужны, они нужны для нападения и контроля отсталых государств, игрушки дорогие очень и не эффективные в случае серьезного противника, России достаточно иметь 4 и больше не нужно на самом деле - чисто для политических выгод

Ответить

Да сложно сказать, нужны они или нет для обороны, завоевывать превосходство в воздухе нужно ведь не только над сушей, есть же стратегические лодки, которые надо прикрывать, есть в конце концов протяженные морские границы, есть в конце концов мировой океан, присутствие в котором также играет свою роль- в том числе и в качестве фактора сдерживания,а следовательно и в интересах обороны. Есть в конце концов и геополитика- интересы СССР ведь не только внутри своих границ локализовались. так что, имхо, не так все просто

Ответить

АСТАНА – Мечта Великой Степи, замысел Чингисхана, реплика Н.Назарбаева.
Русская Равнина – Великая Степь – Тихий Океан (ВЛАДИМИРКА – Путь России).
Требуются подвиги соответствующие Воли Всевышнего
(Прометей был прикован к одной из скал Кавказа)

Ответить

DIMMI

Окончание... с персоналиями...
http://gorod.tomsk.ru/index-1304672202.php
Поясню - судебных решений по теме нет. Потому пардон за иносказания. Я за клевету отвечать не хочу.

Ответить

        Тополь-М

Вот мне видится вполне нормальным наличие больших авианосцев у США и их отсутствие у Германии или Франции. США, почти не имеющая сухопутных границ, для военного присутствия обязана иметь флот, десантный и авианесущий. СССР же имел армады танков на западной границе, флот имел оборонительную доктрину и немногие авианосцы повисли в этой доктрине как в паутине. Задача была бороться с атакующим флотом противника, а с ней лучще справлялись ракеты с ЯЗ.
И верно указано выше комментаторами, @@ну вменяют не фактическое сокращение флота, а уничтожение промышленного потенциала. Нормально, корабли ломаются и стареют, их заменяют новыми... А чем заменяет нынешняя Россия советские наработки?
И вина его... ЕБН ВИНОВАТ ВО ВСЕМ! как директор виноват виноват в ЧП на заводе, просто потому что начальник, и несет ответственность. кроме того, ЕБН не просто занял должность и дождался ЧП (свезло), он сам организовал условия при которых завод перестал производить продукцию, и лишь только склад работает, продает налево сырье...

Ответить

        Тополь-М

@@ну = ЕБН-у ;-)

Ответить

gravity falls mabel https://privatvideosxxx.blogspot.com/2017/06/hot-teen-3some-swinger-wifes-centra l.html desi bhabhi sex scandal mms https://privatvideosxxx.blogspot.com/2017/06/fucked-deep-meet-fuck-old-teen-orgy .html nylon fingering milf
huge tits fucks old man asian butt

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.