Регистрация Вход
Город
Город
Город

Некоторые особенности коллективной динамики

Нет недостатка в объяснениях того, почему рухнул СССР. Одни винят во всем Запад, другие видят причину в неэффективной экономике. Никто почему-то не берет в расчет мысли людей, населявших эту страну. Будто и не было этих миллионов, будто от них ничего и не зависело в этой жизни, будто они были и остались простыми винтиками.

Одно из наших исследований было посвящено анализу динамики изменения умонастроений нашего общества в 20 веке. Нас интересовал ответ на вопрос, в чем была причина того, что СССР исчез с политической карты мира?

За ответом на поставленный вопрос мы обратились к поэзии. Поэты - это личности, наделенные драгоценным даром остро чувствовать состояние окружающего мира и передавать свои чувства в рифмованных строчках стихотворений.

В качестве метода исследования был выбран контент-анализ. 

Одним из определений контент-анализа является следующее: "Контент-анализ - это методика выявления частоты появления в тексте определенных интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата." [ 1 ]

Для анализа мы взяли более 1000 стихотворений 200 российских поэтов 20 века. Не официоз, не редакционные статьи, а именно стихотворения, которые пишутся при наличии вдохновения, пишутся для себя, лучше всего отражают доминирующие в обществе умонастроения. Стихотворения были распределены с 1900 по 2000 гг. Затем они были объединены по пятилетним отрезкам времени. Лишь первый отрезок с 1900 по 1905 год оказался шестилетним, а последний - с 1991 по 2000 год - десятилетним. Мы не будем вдаваться в подробности того, как составлялась выборка, сколько чего включалось в конкретный год. Скажем лишь, что мы действительно позаботились о том, чтобы выборка была составлена правильно.

В контент-анализе самыми фундаментальными являются простые оценки частот тех или иных слов. Отдельные слова, как элементы содержания, являются частным случаем того, что в контент-анализе называется категорией. Категория - это множество слов, объединенных вместе по тому или иному признаку. Для каждой категории подсчитывалась ее частота во всей совокупности текстов.

В данном исследовании нас интересовала категория слов, относящихся к мотивации.

При всех разнообразных подходах к ответу на вопрос "Что обозначает слово "мотивация"?" за последнее столетие сформировалось некоторое общее согласие по поводу того, о чем же именно спрашивают. Под словом "мотивация" понимают совокупность "целей, причин и форм деятельности" человека. [ 2 ]

В настоящее время наиболее исследованными являются т.н. мотив Власти, мотив Достижения и мотив Аффилиации. [ 3 ]

Из всех перечисленных обратимся к мотиву аффилиации:

"Под аффиляцией (контактом,общением) мы подразумеваем определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается вобщении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми и малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Степень, в которой это достигается, зависит не только от стремящегося к аффиляции, но также и от его партнера.

...гораздо точнее определить цель мотива аффиляции как взаимную и доверительную связь,где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему.

...цель мотива аффиляции выступает перед нами как некоторая положительная ценность. Результаты, действия, ведущие к ее достижению,будут обладать положительной привлекательностью. Индивидуальные различия в ее величине представляют собой один из детерминантов мотива аффиляции. Ей противостоит, в качестве второго детерминанта, отрицательная привлекательность неудачной аффиляции, которой также свойственны индивидуальные различия. В зависимости отсоотношения обобщенных положительной и отрицательной привлекательности мотив аффиляции индивида может быть охарактеризован как преимущественно связанный либо с надеждой на аффиляцию, либо со страхом отвержения.

Каждый из альтернативных результатов действия заранее ожидается с некоторой определенной вероятностью. Таким образом, каждый человек на основе своего прошлого опыта в сфере общения обладает обобщенными ожиданиями относительно того, удастся ли ему установить отношения аффиляции с незнакомым человеком или нет, т.е. обобщенными ожиданиями аффиляции и отвержения
." [ 2 ]

Исходя из этого, к мотиву аффилиации относится категория слов, которые описывают поиск дружеских связей, общения с другими, социальную кооперацию, присоединение и взимодействие в группе:  любовь, дружба, обида, игнорирование, гость, общение, знакомиться, общаться, вместе, сотрудничество, беседа и т.д. [ 4 ]

В качестве инструмента контент-анализа послужила психолингвистическая экспертная система ВААЛ-2000 [ 5 ].




Нулевая отметка - это среднее значение выраженности мотива аффиляции для всего XX века. Прямая линия - это линейная аппроксимация, которая  показывает динамику мотива аффилиации в обществе.

Иными словами, исходя их данного графика можно сделать вывод о том, что в течении выбранного периода люди стали более разобщены, более одиноки, стали встречать меньше понимания со стороны окружающих, меньше любить друг-друга.

В качестве понимания того, о чём идёт речь, проиллюстрируем данное исследование одним интересным наблюдением, которым поделился один из российских эммигрантов:

======================================
В клуб приходят играть в теннис несколько русских и русскоязычных, из последних один вообще отказывается говорить по-русски. С ним все понятно, а вот русские дали мне в руки интересный материал.

Поскольку игроки встают играть друг с другом по желанию, можно отследить предпочтения: кто с кем больше играет. В клуб ходят люди совершенно разных культур, и все они предпочитают играть друг с другом. Пакистанцы с пакистанцами, индусы с индусами, китайцы с китайцаи и т.д. Эти предпочтения не абсолютны и не означают, конечное, что люди не играют с другими, они означают лишь то, что люди чаще играют с людьми своей культуры. Делать упражнения и учиться люди еще сильнее предпочитают внутри своей общины. Старшие учат младших, более опытные и классные игроки учат тех, кто пока играет слабее. Я видел этот процесс передачи опыта у нескольких культур - он совершается естественно и не вызывает никаких конфликтов.

Другое дело у русских. Сразу оговорюсь, что не у всех, но примерно у 2/3 видно явное предпочтение играть с кем угодно, только не с русскими. Я несколько раз предлагал играть со мной и всякий раз получал либо очень прохладное согласие, которого хватало на 15 минут или вообще отказ. Я стал разбираться: как работает эта реакция отталкивания.

Оказалось, часть из них не видит достоинства других русских игроков и видит только недостатки. Например, был такой случай. Я видел, как один из них играл с пакистанцем и предложил через некоторое время продолжить со мной. Человек согласился вроде бы, но продолжил играть с пакистанцем. На мой вопрос, почему он так поступил, он ответил, что пакистанец играет лучше и ему с ним интереснее. Я сообщил, что обыгрываю пакистанца практически в нули, чем поставил собеседника в тупик.

Другой русский на мой вопрос, почему он не играет со мной сказал нечто, чего я не слышал вообще ни от кого и никогда в клубе. Он сообщил, что "ему со мной играть нет интереса, т.к. он ничему не учится в игре со мной". Характерно, что даже люди из глубокого третьего мира находят более мягкие слова и проявляют куда больше уважения к собеседнику. Тут речь шла не столько о технике, как было понятно из его тона и поведения до этого, а о каком-то отталкивании от русских вообще. Он, впрочем, дружит с другим игроком с Украины и с ним играет. Я как-то попытался его поддержать в игре, и после этого встретил непонимание. Думаю, что имеет место обида.

Это вообще очень характерно в отношениях между русскими. Практически любой поступок может вызвать обиду, вне зависимости от намерений, зачастую прямо противоположных. В частности попытка поддержать может задеть по-детски ранимое самолюбие и вызвать обиду и обратную реакцию - это бывает часто.

Другое наблюдение: русские не умеют поддерживать отношения на равных. Если проявлять инициативу в общении, они воспринимают это как слабость. Например, мои предложения играть часть из них восприняло, видимо, так что "мне это нужно, а им нет, раз я предлагаю". Это же касается и общения: мелкие услуги, приветливость никогда не возвращается. Приветствия, вежливые вопросы о том, как прошло время с последней встречи не используются и воспринимаются как шумовой фон. Это все считается необязательным, что сильно отличает русских от всех других культур, в которых обмен внимание и любезностями носит обязательный характер.

Особенно интересно, что русские игроки считают, что научиться можно только у иностранцев. Это особенно комично, потому что российская школа тенниса десятилетиями удерживает места в 20-ке лучших команд на свете, а американской школы пока не существует и с тренерами здесь серьезная проблема. Это все за исключением китайцев самоучки, которые не владеют техникой и методами обучения. Тем не менее, русские игроки платят деньги этим тренерам и отказываются от бесплатных тренировочных сессий со своими игроками, которые могли бы быть продуктивнее.

Все это, видимо, имеет самое прямое отношение к гетерономии, т.е. к отношению этноса к себе самому, как к чужому. Этот вывих настолько глубок, что не регистрируется сознанием и мотивирует поступки и суждения, напоминающие некое коллективное безумие.

Дмитрий Крылов

======================================
1. Федотова Л.Н. "Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации". - М.: "Институт социологии РАН", 2001
2. Хекхаузен Х. "Мотивация и деятельность". Т. 1. - М.:"Педагогика", 1986
3. Макклелланд Д. "Мотивация человека". - СПб: "Питер", 2002
4. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д. "Ревалидизация теста тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации". "Вопросы психологии", 1982
5.
http://www.vaal.ru/


Источник: http://www.vaal.ru, http://dm-krylov.livejournal.com/

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

общество Общество Отношения отношения стихи Стихи СТИХИ

 

Комментарии:

MirexMultispeed

Штрих к портрету.
Многие россияне стараются отдыхать там, где будет поменьше соотечественников.
Турция. Мекка российских туристов. Какой-нибудь отель «Тризвезды-все-включено». Обед в 14:00.
В половине второго в ресторан начинают стекаться туристы. Почему? Потому что знают: приди они в половине третьего – еды им не достанется.
К раздаче встает приличная очередь. Люди стоят по 20-30 минут, ждут начала кормежки.
Первые минуты обеда похожи на разграбление осажденного города. Люди накладывают себе все – не глядя. От «шведского стола» они отваливают с полутора килограммами еды. В тарелке громоздятся друг на друге креветки и салаты, ветчина, макароны, соленая рыба, шашлык, яичница.
Из всего этого съедается, как правило, чуть меньше трети. Сытые и довольные, люди оставляют на столах по килограмму объедков в каждой тарелке. Не понравилось. В то время, как одни, отдуваясь, покидают столы, другим сообщают: рыба кончилась, сыр кончился, салатов осталась только половина, а из трех супов есть лишь один.
Публика негодует.
Голодные идут на пляж следом за обожравшимися. Всеобщая ненависть. Завтра последние станут первыми, и, придя на полчаса раньше, возьмут реванш у вчерашних, оставив на столах все те же горы объедков.
И так изо дня в день.
--
Специально для «патриотов», уже готовящихся отстучать мне «вы просто ненавидите все русское», сообщаю, что так ведут себя и осетины, и мордва, и татары, и якуты, и практически все, кого когда-то осенила своим светлым крылом Советская власть.
Данный навык борьбы за выживание не есть генетический дефект какого-то народа, но есть приобретенный рефлекс, странным образом проявляющийся только у граждан, поживших в мудром и справедливом Советском союзе.

Ответить

когда что-то мягко говоря исследуется поверхностно и не учитываются другие, аспекты такие результаты, точнее нужные результаты, будут выдаваться всегда - главное задать правильный вектор. Здесь вектор явный: именно в СССР родились эти "монстры" и продолжают теперь рождаться в России. Но все равно это СССР во всём виноват. Больше всего удивил что теперь к русским причисли и всех остальных и даже из бывших республик. Только есть одно но... А кто ездит за границу в основном? Ну ладно у нас жизнь ещё боле-менее, а взять Узбекистан или Туркменистан или ещё какую среднеазиатскую республику? Ну и какой вывод напрашивается? Люди которые хапают по жизни они и на отдыхе будут хапать, это образ жизни а не национальная особенность - похерили культурные ценности, заменили их материальными, вот и получайте.

Ответить

putnik-ost

Другое наблюдение: русские не умеют поддерживать отношения на равных. Если проявлять инициативу в общении, они воспринимают это как слабость. - Точно также ведут себя кавказцы, узбеки, таджики, киргизы и прочие народы и народцы нашей страны.
. Совершенно нормальное проявление средневекового феодального менталитета. Его заботливо пестовали русские цари, затем революционеры-реформаторы построили государственный феодализм. Да и теперь 80% населения уверены что авторитарный кнут - великое благо для нашего народа.
. Разве не благо, ведь большинство из вас мечтает о возрождении сталинских времён. Но к сожалению власть пока не удовлетворяет ваших мечт.

Ответить

Да и теперь 80% населения уверены что авторитарный кнут - великое благо для нашего народа.
-----------------
.
Ну, во-первых, откуда у Вас такие уж точные сведения? Во-вторых, я не считаю авторитаризм абсолютным злом. Равно как и либерализм, кстати. Авторитарная или либеральная политика - это лишь вопрос большей или меньшей целесообразности для текущего момента. Точно также как левая или правая политика.
.
-----------------
Разве не благо, ведь большинство из вас мечтает о возрождении сталинских времён. Но к сожалению власть пока не удовлетворяет ваших мечт.
-----------------
.
Я так понял, Вы здесь общаетесь с некими воображаемыми собеседниками (условным большинством), к которым Вы симпатии не испытываете. Что-ж, не буду Вам мешать, однако поднятый Вами вопрос лучше обсудить здесь:
http://gorod.tomsk.ru/index-1308965805.php

Ответить

putnik-ost

Я почти полностью разделяю идеи ГН Потанина изложенные им в поздних своих статьях периода 1915-1919гг. Только гражданская активность, широкое и ответственное самоуправление может обеспечить действительный прогресс российского народа. Слишком велика Россия для эффективного авторитарного правления. И слишком велики соблазны превратить государственные механизмы в машину для ограбления народа.

Ответить

За границей очень сильно чувствуется "имперский комплекс" наших. Более чванливых, высокомерных хамов, чем наши я не видел. Да есть чванливость немцев, но они не опускаются до хамства. Да есть высокомерность американцев, но они не считают тебя мразью, им просто тебя жалко, что ты не американец. Наши же глубоко уверены в своей "великости", а самое главное - это ненависть ко всем иностранцам.

Ответить

Вы прямо сейчас демонстрируете ровно то, о чём написано в посте. Т.е. перечисляете реальные или вымышленные недостатки своих соотечественников. "Почему наши хуже чем не наши". В этом смысле, пост о том, что в голове именно у Вас ;))

Ответить

Не знаю, как другие, но я, если уж собираюсь за границу, то предпочитаю общаться с аборигенами по одной простой причине - я же еду не только за красотами, но и за практикой разговорной. Соответственно, есть смысл побольше общаться с носителями языка. Опять же, если ты переезжаешь с целью ассимилироваться, вариться в своей общине не айс, вот турки и прочие жители Франции и Германии это ясно доказали.
Хотя вообще мотив - "подальше от русских" присутствует тоже, в основном потому, что пью я немного, а русский на отдыхе это в 99% случаев пьянь жуткая, бухать начинают в дьюти-фри, и на курорт приползают буквально. Я не могу пить с ними на равных (и не сожалею об этом), да и общаться с пьяными людьми особого удовольствия нет.

Ответить

русский на отдыхе это в 99% случаев пьянь жуткая
------------
.
Всё познаётся в сравнении. По Вашим раскладкам, если русские - пьянь на 99%, то те же британцы на все 200%. К тому-же они гораздо агрессивнее:
.
http://gorod.tomsk.ru/index-1287382817.php
.
Так что русские по сравнению с ними - это зайчики пушистые.

Ответить

Вот хз. Я видела и немцев на отдыхе, и англичан, и все они во всяком случае держались в рамках приличия. Наши же в большинстве случаев представляют из себя помесь всех персонажей Нашей Рашы. Нцу а уж ваши высеры относительно Англии просто смешны - посмотрите, как живут англичане, и как живут русские. У них такая грязь только на окраинах каких-нибудь, а у нас бывает что и в центре города. Имхо, показательно.

Ответить

У них такая грязь только на окраинах каких-нибудь, а у нас бывает что и в центре города. Имхо, показательно.
--------------
.
Ну это опять-таки к вопросу о том, "почему наши хуже чем не наши". Т.е. в посте как-раз описано это Ваше "ИМХО":
.
--------------
Этот вывих настолько глубок, что не регистрируется сознанием и мотивирует поступки и суждения, напоминающие некое коллективное безумие.

Ответить

putnik-ost, Malets и Hikikomory наглядно продемонстировали три стереотипа о русских(условно: совки, "имперский комплекс", пьянь)... ТО что описано в статье я ощущал ещё ребёнком(полагаю как и многие), но не мог внятно обозначить(дать определение) тому что происходит(ведь я был ребёнком).
Иногда читая комментарии на городе вижу всё ту же "грязь"(стереотипы что мешают жить) в умах...

Ответить

        Геннадий

Любопытно было бы взглянуть на подобные исследования безотносительно к национальной принадлежности обследуемых, так сказать в общемировом масштабе. Думается, что причиной снижения уровня аффиляции является не национальность подопытных, а технический прогресс, например, изобретение телевидения и т.п. Также хотелось бы отметить, что российские эмигранты весьма специфическая группа, взаимоотношения в которой нельзя проецировать на весь этнос.

Ответить

Думается, что причиной снижения уровня аффиляции является не национальность подопытных
------------------
.
Здесь не утверждается, что причина снижения уровня аффилиации у русских - это их национальность. Вы о чём вообще? Причина здесь не указывается - просто констатируется факт. Вы выдвигаете свою версию:
.
-----------------
технический прогресс, например, изобретение телевидения и т.п.
-----------------
.
Однако не совсем понятно почему технический прогресс обязательно должен снижать мотив аффилиации в обществе.
.
----------------
хотелось бы отметить, что российские эмигранты весьма специфическая группа
----------------
.
Вполне допускаю. Однако здесь, что называется, лыко в строку.

Ответить

 2      Геннадий

Может быть я чего-то не понял, но на мой взгляд содержание статьи можно выразить следующим тезисом: СССР развалился, потому что у российских граждан снизилась мотивация к общению (вывод делается на основании частоты появления слов индикаторов в сочинениях российских поэтов), что вообще характерно для россиян (вывод делается на основе анализа поведения эмигрантов). Так вот мне кажется, что снижение мотивации к аффилиации это общемировая тенденция, одной из причин которой является технический прогресс. Поскольку блага приносимые оным снижают потребность человека в общении с другими людьми, подменяя собой объект общения, а кроме того отнимают время необходимое для этого общения.

Ответить

Поскольку блага приносимые оным снижают потребность человека в общении с другими людьми, подменяя собой объект общения, а кроме того отнимают время необходимое для этого общения.
----------------
.
Ваше предположение весьма любопытно, однако опровергается как-раз самим фактом нашего с Вами общения посредством сети Интернет. Вы не находите?

Ответить

        Геннадий

Согласен в некоторой мере, но понятие технический прогресс не сводиться только к интернету, а кроме того исследование проведено до широкого распространения оного.

Ответить

Исследование проведено во время широкого распространения оного, во-первых. Во-вторых, Ваше предположение о снижении аффилиации в силу технического прогресса - это всего-лишь предположение. Впрочем, предположением также является и то, что СССР рухнул в т.ч. из-за снижения мотива аффилиации в обществе. Что, в общем-то, не отменяет самого факта относительного снижения аффилиации в течении ХХ-го века.

Ответить

        Геннадий

Пардон неточно выразился, временной период, рассмотренный в исследовании приходиться на время предшествующее широкому распространению интернета и сотовой связи, по крайней мере, в России. А следовательно использовать эти безусловно огромные коммуникативные достижения для опровержения выводов сделанных на основе исследований приведенных в статье недопустимо. А период падения мотива аффилиации, совпадает по времени с широким распространением таких достижений технического прогресса как радио и телевидение, которые как раз и способствуют снижению стремления человека к общению.

Ответить

...период падения мотива аффилиации, совпадает по времени с широким распространением таких достижений технического прогресса как радио и телевидение
-------------
.
Он также совпадает с широким распространением такого средства коммуникации как телефон, и что? Означает ли это, что телефон способствует снижению потребности в общении? Ну да. Как поговоришь - так сразу потребность и снизится, верно ;)
.
Кроме того, количество связей и контактов между людьми в течении века росло вне всякого сомнения ;))

Ответить

        Геннадий

Нет, телефон, телеграф, голубиная почта и вообще все ништяки технического прогресса расширяющие коммуникативные возможности человека не снижают потребности человека в общении. Влияние расширения коммуникативных возможностей на уровень аффелиации вопрос, требующий дополнительного изучения, поскольку понятие аффелиации не ограничивается только потребностью человека в общении.

Ответить

maldalik

Это точно не про меня. Хотя я не пример, я не чисто русский.

Ответить

Bacillus anthracis

В качестве понимания того, о чём идёт речь, проиллюстрируем данное исследование одним интересным наблюдением, которым поделился один из российских эммигрантов:
_________________
Эммигрант - человек выдавленный родным социумом вовне. Изгой.
Выродок. За Родом.
И на основании поведения выродков делаются далеко идущие выводы о всём Роде?
Нуууу не знааааюююю......
Ну это как вкусовым тестированием кала Анны Ахматовой пытливо познавать её творчество.

Ответить

Эммигрант - человек выдавленный родным социумом вовне. Изгой.
Выродок.
----------------
.
Вне всякого сомнения. Эйнштейн, Вернер фон Браун, Никола Тесла, Карл Маркс - это безусловные выродки.
.
Полагаю так, что встретившись с каким-либо из эммигрантов тет-а-тет, Вы вряд-ли бы осмелились обзывать его выродком или, например, его маму - шлюxoй. Хотя бы потому, что побоялись бы за свою голову, которую разбить достаточно просто. Человек - существо хрупкое. ;)

Ответить

Bacillus anthracis

"Маму - шлюхой", это Вы сильно! Но заметьте, не я это сказал.
Я сказал, что эммигранты к обществу, к нации своей, уже не принадлежат. Они, как это сейчас говорится "гххаждане Мира". И если и делать какие-либо выводы на основании поведения данной репрезентативной группы, то выводы эти к русским, советским людям никакого отношения не имеют.
Пы.Сы.
Энштейн, Браун, Тесла, разбивающие мне голову, это ещё сильнее! Это ж какую больную фантазию нужно иметь!
Да Вы, батенька, мизантроп.

Ответить

...выводы эти к русским, советским людям никакого отношения не имеют.
------------
.
Выше я для Геннадия уже ответил: здесь, что называется, лыко в строку.

Ответить

Bacillus anthracis

Ничего подобного.
С Геннадием Вы спорите о частностях и нюансах, а я говорю о том что исследование в корне не верно. На основании мизерной группы "эммигранты" и ещё более мизерной группы "поэты" делается вывод о всём населении Советского Союза. Сколько нас там было? 250 миллионов человек?

Ответить

Bacillus anthracis

Да. И группа "эммигранты" к Советскому Союзу уже никакого отношения не имеет.

Ответить

я говорю о том что исследование в корне не верно
---------------
.
"Я говорю"? А Вы кто, простите?

Ответить

Bacillus anthracis

Ну да......
Где уж нам ужиться в реальном Советском Союзе, если в виртуальном мире отвлечённый, академический спор заканчивается фразой "а ты кто такой, мужик?!!!"
За сим скорбно удаляюсь, а то ещё и морду бить начнут...
:(((

Ответить

Bacillus anthracis

Ещё подметил.
Как-то неловко цитату мою оборвали.
"... Выродок. За Родом"
А это уже, согласитесь, звучит по другому.

Ответить

Послушайте, Вы ведь минус свой поставили уже, так чего-ж Вы на оборванные цитаты ещё жалуетесь-то? Это уже, согласитесь, на жлобство похоже, чесслово.

Ответить

Bacillus anthracis

Что мы имеем?
В рамках Правил, поставленный мною минус данному посту.
"Передёрнутую" Вами мою цитату.
Моё указание Вам на противоправность такого поведения.
Ваше обвинение меня в жлобстве.
Что есть жлобство вообще и моё в частности?

Ответить

putnik-ost

Вообще-то подобные механизмы(аффиляция) включаются очень активно именно во времена распада традиционных обществ. Но подобные градации характерны всё же в большей степени для европеизированных обществ, для обществ арабско-магоменантских или азиатско-восточных, сохраняющих основные черты традиционных социумов аффиляция характерна в значительно меньшей степени.
. Русские в силу своих уникальных особенностей отличаются очень значительной склонностью к культурной диффузии и быстрой адаптации. На данном этапе мы наблюдаем и в российском обществе и в сообществах российских эмигрантов отказ от традиционных ценностей в пользу ценностей заимствованных.

Ответить

механизмы(аффиляция) включаются очень активно именно во времена распада традиционных обществ.
----------------
.
Верно, кстати. Есть один нюанс - мотив аффилиации тесно связан с количеством детей в семьях. Т.е. аппроксимация в т.ч. демонстрирует и распад традиционного общества, да. Однако стоит заметить то, что минимальные значения совпадают как с распадом РИ, так и СССР.
.
----------------
Русские в силу своих уникальных особенностей отличаются очень значительной склонностью к культурной диффузии и быстрой адаптации.
----------------
.
Вы путаете русских с евреями. Русские, скорее, всё вокруг под себя адаптируют. Иначе бы о Брайтон-бич мы бы никогда не услышали.
.
----------------
На данном этапе мы наблюдаем и в российском обществе и в сообществах российских эмигрантов отказ от традиционных ценностей в пользу ценностей заимствованных.
----------------
.
Нет и не будет никакого отказа от "традиционных" ценностей в пользу "заимствованных" до тех пор, пока сохраняется русский язык и русская культура, которая даже заимствования позволяет "переваривать" в нечто традиционное и удобное именно для русского человека (см. выше)

Ответить

putnik-ost

Абыр, перечислите пожалуйста традиционные русские ценности. Внесите ясность и определимся с терминологией.
. Предупреждаю сразу - vodka, balalaika? russkaja petschka - не являются традиционными русскими ценностями, это всего лишь атрибуты везения, удачи. Но и не более.

Ответить

Перечислять не будем - смысла списки составлять нет, тем более, что ценности эти от европейских мало отличаются. Некоторые из них просто более значимы. Например такая ценность как образование.

Ответить

putnik-ost

То есть что такое традиционные ценности русского народа Вы не знаете. Чем они отличаются от традиционных ценностей европейцев Вы также не знаете. Но о предмете рассуждаете с видом знатока.
. Кстати, образование вряд ли можно отнести к традиционным русским ценностям, но дело не в этом.
. Первой и возможно определяющей являлась стремление к общинности, второй было желание поддерживать связь натуральным хозяйством, третьим был идеал крепкой, большой патриархальной семьи.
. Последним рудиментом общинности были коллективы на советском производстве, всё равно каком сельском или городском.
. Советские граждане массово занимались различными видами натурального хозяйства - держали мичуринские, выращивали картошку, держали скотину даже в городах.
. Отказ от большой патриархальной семьи начался ещё в СССР индустриальные методы производства не способствовали рождению и воспитанию большого количества(до 10 человек) детей.
. Очевидно, что и жители России и эмигранты отказываются от перечисленных ценностей. На смену приходят ценности индустриального общества - прежде всего индивидуализм в самых крайних его проявлениях.

Ответить

То есть что такое традиционные ценности русского народа Вы не знаете. Чем они отличаются от традиционных ценностей европейцев Вы также не знаете.
---------------
.
Чего я ещё не знаю?
.
---------------
Но о предмете рассуждаете с видом знатока.
---------------
.
Простите, дяденька, виноват.
.
---------------
Кстати, образование вряд ли можно отнести к традиционным русским ценностям, но дело не в этом.
--------------
.
В этом. Я исхожу из того, что всё познаётся в сравнении. В этом смысле иногда полезно читать мнение иностранцев о русских. Так вот, знания и образование для русских действительно значат гораздо больше, чем для тех же европейцев. Об этом, в частности, есть в книге "Клюква для медведей".
.
--------------
Первой и возможно определяющей являлась стремление к общинности...
--------------
.
Путник, откуда Вы эту хрень про "общинность" и "соборность" все берёте? Жить общиной, в деревне, крестьян ЗАСТАВЛЯЛИ для простоты управления и сбора налогов. А вообще, русский крестьянин предпочитал жить на хуторе и хапнуть земли больше всех. Т.е. крайний индивидуализм и крайнее собственничество русскому крестьянину были уже изначально присущи. См., например:
http://www.kulichki.com/inkwell/text/hudlit/classic/tolstoj/zemlja.htm
.
Поэтому, не могло придти то что и в традиционном обществе УЖЕ было:
.
----------------
На смену приходят ценности индустриального общества - прежде всего индивидуализм в самых крайних его проявлениях.

Ответить

putnik-ost

Что и приводит к разрыву связей с окружающими. Индивидуалист уверен что НИКТО не способен его понять и никто не способен ему помочь. Всегда и всюду индивидуалист должен рассчитывать только на свои собственные силы и свои собственные способности. В подобном случае глупо помогать окружающим, это будет всего лишь пустая, бессмысленная трата времени.
. Мнение это ошибочно, индивидуализм в суровых природных условиях губителен, тк у челвек начинает формироваться чувство собственной беспомощности, что постепенно приводит к фрустрациям и депрессиям. А депрессии приводя , в свою очередь к истерическим нервным срывам. И так по нарастающей спирали. Следствием является бытовой алкоголизм и усиление истеричности и агрессивности, в результате регулярной токсикации и абстиненции организма. Достаточно быстро формируется весьма негативный образ окружающих соотечественников. Это интересное явление конечно же требует дальнейшего изучения и углублённого исследования.

Ответить

Без комментариев. Я так полагаю, Путник, что Вы обчитались Ерофеевских "Москва-Петушки". Так вот, истеричный, пьющий, беспомощный и депрессивный Веничка - это Веничка. Не стоит его образ переносить на каждого русского. по этому поводу Розанов хорошо сказал:
.
--------------
Евреи измыслили себе русского мужичка и носятся с ним как с писаной торбой. А русский мужичок другой. Он грубее и страшнее.

Ответить

putnik-ost

Абыр, а Вы с селянами или работягами давно общались? Какой веничка, какие интеллигентские петушки? Вы видели работягу в двухнедельном запое?
.

Ответить

putnik-ost

Абыр, в отличии от Вас я в столярке шесть лет отработал, моими коллегами оказались бывшие уголовники рецидивисты. Потом у меня была своя столярка - работниками были 30 летние бытовые алкоголики. Так что тема мне известна не из книжек и не от Ваших мифических евреев.

Ответить

putnik-ost

Т.е. крайний индивидуализм и крайнее собственничество русскому крестьянину были уже изначально присущи. - почему вы постоянно зацикливаетесь именно на крестьянах, рабочие воссоздавали в городах и на заводах всё те же элементы соседской общины общины, даже содержали огороды и совместные выгоны скота. Да и крестьяне даже в Сибири селились соседской общиной.
. И кстати, что за чушь насчёт соборности? Я ни разу не употреблял этот термин.
. А собственничество присуще вообще всем людям, но жизнь - это баланс компромиссов и если крестьянам для вывоза продукции нужно было строить гати, мосты и дороги, то хуторское хозяйство оказывалось не рентабельным. Очень сложно и долго собираться для общих работ. Ещё существовал такой великолепный социальный механизм как пОмощи. Это позволяло очень быстро строить личные дома, деревни росли в течении нескольких лет.

Ответить

почему вы постоянно зацикливаетесь именно на крестьянах, рабочие воссоздавали в городах и на заводах всё те же элементы соседской общины
----------------
.
Потому что крестьяне - это и есть основа традиционного общества. А рабочие - это уже общество индустриальное. Это город, а не деревня, со всеми вытекающими. Выше я уже с Вами согласился, что график аппроксимации может показывать в т.ч. разложение традиционного общества, поскольку мотив аффилиации связан с уровнем рождаемости. Однако указал что минимальные значения мотива аффилиации всё-таки совпадают как с распадом РИ, так и СССР. Это во-первых.
.
Во-вторых, у рабочих, в отличии от крестьян, также существует такой великолепный социальный механизм как профсоюзы. И если говорить о том, где социальные связи были сильнее - у крестьян или у рабочих той поры, то ответ будет вполне очевиден. Именно поэтому господа революционеры предпочитали опираться, в первую очередь, именно на рабочих, а не на крестьян.
.
В связи с этим, однозначно утверждать то, что распад традиционного и построение индустриального общества должно обязательно сопровождаться падением мотива аффилиации невозможно. О чём здесь можно говорить, когда на период индустриализации как-раз приходится пик на графике?

Ответить

putnik-ost

Абыр, в СССР индустриализация совсем не означала разрушение традиционного уклада и отказа от традиционных ценностей. Большевики способствовали изменению, трансформации феодального уклада - всё общество превращалось в огромную патриархальную семью - государство заботилось о своих гражданах, учило, карало, поощряло. Государство само превратилось в патриарха.
. Традиционные ценности в СССР сохранялись, трансформировался жизненный уклад. Отказ от ценностей и окончательная ломка традиционного общества происходит на наших глазах. Все симптомы наличествуют, кроме гражданской войны, но это совершенно не обязательно, самых пассионарных ликвидировали ещё в первой половине ХХ века.
. Россия действительно парадоксальная страна, когда я это утверждаю Горожане радостно начинают плюсить камент. Когда начинаю пояснять свою мысль - отчаянно минусят. Но Россия действительно парадоксальная страна и я полагаю что она будет всегда. Эта "земля"(в самом традиционном понимании термина) создаёт совершенно необыкновенных людей и создаёт совершенно не обыкновенные отношения между ними.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.