Регистрация Вход
Город
Город
Город

Ретушь старых фото

Многие из нас перебирают семейные архивы, находят фотографии своих предков и жалеют о плохом качестве сохранившихся снимков.

Давайте попробуем восстановить память о наших дедах и прадедах, используя возможности современной техники. Итак, начнем.

Первое что нам потребуется это сканер, но если мы положим отпечаток на стекло и отсканируем его, то увидим достаточно безрадостную картину:

1.

Как видим, фотография раньше была сложена пополам, в один из ремонтов забрызгана известкой, да еще и прилегает к стеклу сканера не ровно, из-за чего получаются блики. Согласитесь, что ретушь здесь весьма трудоемка, да еще грешит против фактов, т.к. части изображения придется просто дорисовать. Обработать один снимок не вопрос, а если хочется сделать подарок ветерану и собрать небольшой альбом? Работы здесь на год хватит!

Попробуем ускорить и упростить процесс. Для этого вернемся к технологии мокрой печати фотоснимков. Конечно не в полном объеме, но кое-какие знания потребуются.

Прежде всего, необходимо вспомнить, что фотобумага для мокрой печати состоит из собственно бумаги и светочувствительной эмульсии. Восстановлению подлежат только те фрагменты фотографии, где эмульсия сохранилась, все остальное придется дорисовывать. В зависимости от типа эмульсии фотографии могли быть глянцевыми, матовыми и тиснеными. Данный снимок сделан на глянцевой бумаге.

Бумага может быть разной толщины и называется она соответственно тонкая, полукартон и картон. Проще всего восстанавливать фотографии на тонкой бумаге, на ней меньше амплитуда заломов, она легче размачивается и лучше прилегает к стеклу. Приведенный снимок сделан как раз на такой бумаге.

Кроме знаний нам потребуется плоская посудина, 3-5% раствор соды и сама фотография:

2.

Раствор соды получить достаточно просто, столовая ложка соды на литр воды комнатной температуры. Апологеты чистоты могут использовать дистиллированную воду, я обошелся кипяченой. В качестве плоской посудины может использоваться тарелка, форма для запекания или просто картонная коробка, выстеленная полиэтиленовым пакетом без дырок. Закладываем нашу фотографию в посудину и заливаем раствором комнатной температуры:

3.

Про температуру важно! В горячей воде наша эмульсия облезет, и снимок будет утрачен навсегда.

Через 5-7 минут фотография расправится, размокнет и можно приступать к чистке. Помните, что размоченная эмульсия достаточно нежная и снимок нельзя скоблить твердыми предметами, к которым относятся и ногти. Протирать можно только подушечками пальцев, а еще лучше замшей или салфеткой для оптики. Мягкая эмульсия позволит пригладить остатки вокруг трещины, также аккуратно снимаем известковые пятна и другой мусор, который прилип к снимку за несколько десятилетий висения на стене. Все манипуляции можно выполнять только когда снимок полностью погружен в раствор! После того как все готово, вынимаем снимок за уголок и даем стечь раствору:

4.

Даже на фотографии видно, что его качество улучшилось. Кладем на мягкую ткань лицом вверх для просушки и удаления избыточной влаги. Не следует ждать, когда фотография высохнет полностью, как только начнут подворачиваться уголки эмульсии вокруг трещины, берем снимок и кладем его на сканер. Он будет влажным настолько, что эмульсия еще сохраняет свою пластичность, но уже не отваливается от бумажной подложки. Тщательно выгоняем пузырьки воздуха за пределы изображения, для этого можно пользоваться резиновым валиком из строительного магазина, тряпкой или руками, и запускаем сканер. Получится вот так:

5.

Очевидно, что второй вариант требует гораздо меньшей работы по ретушированию, кроме того, тональные переходы более мягкие, что благоприятно скажется на конечной детализации изображения.

Используя кадрирование, клонирующий штамп, лечащую кисть и настройки яркости/контраста получаем вот такое изображение:

6.

Этот снимок уже можно вставить в свой проект или напечатать в обычной лаборатории цифровой печати.

Второй снимок, о котором хочется рассказать, сделан на тисненом картоне. Если взглянуть на фрагмент снимка при хорошем разрешении, то мы увидим, что ретушь практически невозможна: все изображение покрыто мелкими бликами. Блики вызваны тем, что тисненая эмульсия отражает свет под разными углами в каждой ямке, один из углов отражения и дает нам засветку. Попробуем от них избавиться.

7.

Для этого нам потребуется:

Две рамки для фото со стеклом, размер которых должен быть чуть больше размера наших снимков, но меньше размера стекла сканера, стеклоочиститель, салфетка, раствор соды, плоская посудина, глицерин и сама фотография

8.

Замачиваем снимок как обычно в растворе соды, чистим от прилипшей грязи, моем стекла.

После чего наливаем на стекло глицерин. Для снимка 13Х18 мне хватило 25 мл глицерина.

9.

И распределяем его ровным слоем:

10.

После чего кладем снимок на глицерин изображением вниз и накрываем вторым стеклом. Выгоняем пузырьки воздуха и избыток глицерина. Получится вот такой сэндвич:

11.

Можно его по периметру оклеить скотчем, но в принципе атмосферное давление удерживает бутерброд надежно, его можно протереть сверху от остатков глицерина и положить на сканер.

12.

Как видите, осталась структура тиснения, но не стало бликов, которые делали невозможным процесс ретуши.

После работы со штампом, резкостью и яркостью/контрастом, получился вот такой снимок:

13.

Что произошло, куда делись блики? Дело в том, что стекло и глицерин имеют одинаковый коэффициент преломления света, поэтому заполнив тиснение глицерином и накрыв стеклом, мы выровняли поверхность снимка насколько это возможно, углы отражения пришли в норму и мы получили пригодный для ретуши снимок.

После сканирования глицерин смывается обычной водой или раствором соды, снимок просушивается как обычно до полного высыхания.

Работа над коллажем из 6 фотографий заняла около 6 часов, что совсем неплохо, учитывая состояние снимков, которым более полувека.

 



Источник: Свое

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

восстановление снимков ретушь Фотография фотошкола

 

Комментарии:

не боитесь повредить оригинал?
лично я в подобных случаях предпочитаю технологию "сканер+фотошоп".

Ответить

Раствором соды повредить оригинал невозможно, в нем снимки отмачивали перед глянцеванием.
Отмывание грязи в растворе опять же есть щадящий процесс по отношению к снимку в сравнении с отколупыванием, отскабливанием и т.п.
Сканер+фотошоп вещь хорошая, но весьма трудоемкая, особенно для случая тисненой бумаги.

Ответить





о как здорово! надо взять на заметку)

Ответить

способ с глицерином интересный, никогда о таком не слышала

Ответить

В старых советских журналах была рубрика маленьких хитростей, в одном из них предлагалось глицерином заполнять царапины на пленке при печати негативов.

Ответить

Не знаю. Фото-препаратами пользоваться не умею. Но хорошо ретушировал семейные фото и дореволюционных времен, и советских. Учитывая мой опыт работы в Фотошопе, получалось отлично.

Ответить

Я тоже пробовал сложную ретушь разных фото, для мамы жены фото на памятник из двух сводил, но здесь было много работы по очистке снимков от грязи, решил действовать радикально.

Ответить

Спасибо за пост!, возьму на вооружение. Возможно Вы знаете и подскажете как можно удалить с фото канцелярский клей?

Ответить

Боюсь что никак. При полимеризации силикатный клей включает молекулы вещества в свою структуру. Можно попробовать его растворить свежим клеем, но все равно на снимке останется след, поэтому просто фотошоп.

Ответить


этот посто перепечатка, где то уже читал.. по ретуши сканер + фотошоп пока лучше способов не видел... про тиснение и фактуру бумаги, просто делается несклько сканов под разными углами.. остальное ручками

Ответить

Вы это могли читать на нескольких ресурсах, я это размещал полтора или 2 года назад. На фотоконцепте было точно.

Ответить

супер! просто и эффективно. Спасибо...мучался с тисненными.

Ответить


Елеонора

Как здорово!! Спасибо за идею! :)

Ответить

А я блики от тиснения убираю так: Сканирую с разрешением, чтоб фота весила около 50мб, а потом либо размываю Гаусом, либо Шум-пыль,царапины в зависимости от того, что даст лучший результат.Все!

Ответить

А у меня, старая старая фотография, как только я ее в раствор соды опустил, сразу же свернулась трубочкой и никакими методами ее развернуть не получается. Она и 5 минут там была и 7 и 10 и даже минут 20. :-( Сейчас мне похоже домашние оторвут голову за эту единсвтенную фотку из далеких десятилетий. Эх, что делать...

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.