Регистрация Вход
Город
Город
Город

Чехов о Томске. Хорошо!

 


 

В каждом селе — церковь, а иногда и две; есть и школы, тоже, кажется, во всех селах. Избы деревянные, часто двухэтажные, крыши тесовые. Около каждой избы на заборе или на березке стоит скворечня, и так низко, что до нее можно рукой достать. Скворцы здесь пользуются общею любовью, и их даже кошки не трогают. Садов нет.


Часов в пять утра, после морозной ночи и утомительной езды, я сижу в избе вольного ямщика, в горнице, и пью чай. Горница — это светлая, просторная комната, с обстановкой, о какой нашему курскому или московскому мужику можно только мечтать. Чистота удивительная: ни соринки, ни пятнышка. Стены белые, полы непременно деревянные, крашеные или покрытые цветными холщовыми постилками; два стола, диван, стулья, шкаф с посудой, на окнах горшки с цветами. В углу стоит кровать, на ней целая гора из пуховиков и подушек в красных наволочках; чтобы взобраться на эту гору, надо подставлять стул, а ляжешь — утонешь. Сибиряки любят мягко спать.

 

От образа в углу тянутся по обе стороны лубочные картины; тут портрет государя, непременно в нескольких экземплярах, Георгий Победоносец, «Европейские государи», среди которых очутился почему-то и шах персидский, затем изображения святых с латинскими и немецкими подписями, поясной портрет Баттенберга, Скобелева, опять святые... На украшение стен идут и конфектные бумажки, и водочные ярлыки, и этикеты из-под папирос, и эта бедность совсем не вяжется с солидной постелью и крашеными полами. Но что делать? Спрос на художество здесь большой, но бог не дает художников. Посмотрите на дверь, на которой нарисовано дерево с синими и красными цветами и с какими-то птицами, похожими больше на рыб, чем на птиц; дерево это растет из вазы, и по этой вазе видно, что рисовал его европеец, то есть ссыльный; ссыльный же малевал и круг на потолке и узоры на печке.

 

Немудрая живопись, но здешнему крестьянину и она не под силу. Девять месяцев не снимает он рукавиц и не распрямляет пальцев; то мороз в сорок градусов, то луга на двадцать верст затопило, а придет короткое лето — спина болит от работы и тянутся жилы. Когда уж тут рисовать? Оттого, что круглый год ведет он жестокую борьбу с природой, он не живописец, не музыкант, не певец. По деревне вы редко услышите гармонику и не ждите, чтоб ямщик затянул песню.

 

Дверь отворена, и сквозь сени видна другая комната, светлая и с деревянными полами. Там кипит работа. Хозяйка, женщина лет 25-ти, высокая, худощавая, с добрым, кротким лицом, месит на столе тесто; утреннее солнце бьет ей в глаза, в грудь, в руки, и кажется, она замешивает тесто с солнечным светом; хозяйская сестра-девушка печет блины, стряпка обваривает кипятком только что зарезанного поросенка, хозяин катает из шерсти валенки. Ничего не делают только старики. Бабушка сидит на печке, свесив ноги, стонет и охает; дедушка лежит на полатях и кашляет, но, заметив меня, сползает вниз и идет через сени в горницу. Ему хочется поговорить... Начинает он с того, что весна теперь холодная, какой давно не было. Помилуйте, завтра Николин день, послезавтра Вознесенье, а ночью шел снег, и по дороге к селу замерзла какая-то женщина; скот тощает от бескормицы, у телят от морозов понос... Потом он спрашивает меня, откуда я, куда бегу и зачем, женат ли я, и правду ли говорят бабы, что скоро будет война.

 

Слышится детский плач. Теперь только я замечаю, что между кроватью и печью висит маленькая люлька. Хозяйка бросает тесто и бежит в горницу.

 

— Однако какой у нас случай, купец! — говорит она мне, качая люльку и кротко улыбаясь. — Месяца два назад приехала к нам из Омска мещанка с ребеночком... Барыней одета, однако... Ребеночка она родила в Тюкалинске, там и крестила; после родов-то в дороге разнемоглась и стала жить у нас вот в этой горнице. Говорит, что замужняя, а кто ее знает? На лице не написано, а паспорта при ней нет. Может, ребеночек незаконный...

— Не наше дело судить, — бормочет дедушка.

— Прожила она у нас неделю, — продолжает хозяйка, — потом и говорит: «Я поеду в Омск к мужу, а мой Саша пусть у вас останется; я за ним через неделю приеду. Теперь боюсь, как бы не замерз дорогой...» Я ей и говорю: «Послушай, сударыня, бог посылает людям детей, кому десять, кому и двенадцать, а меня с хозяином наказал, ни одного не дал; оставь нам своего Сашу, мы его себе в сыночки возьмем». Она подумала и говорит: «Однако погодите, я мужа своего спрошу и через неделю вам письмо пришлю. Без мужа не смею». Оставила нам Сашу и уехала. И вот уж два месяца прошло, а она ни сама не едет, ни письма не шлет. Наказание господне. Полюбили мы Сашу, как родного, а сами теперь не знаем, наш он или чужой.

 

— Надо вам этой мещанке письмо написать, — советую я.

 

— Стало быть, надо! — говорит из сеней хозяин.

Он входит в горницу и молча смотрит на меня: не дам ли я еще какого-нибудь совета?

— Да как ты ей напишешь? — говорит хозяйка. — Фамилии своей она нам не сказывала. Марья Петровна — вот и всё. А Омск, тоже сказать, город большой, не найдешь ее там. Ищи ветра в поле!

— Стало быть, не найдешь! — соглашается хозяин и смотрит на меня так, как будто хочет сказать: «Помоги же, бога ради!»

— Привыкли мы к Саше, — говорит хозяйка, давая ребенку соску. — Закричит днем или ночью, и на сердце иначе станет, словно и изба у нас другая. А вот, не ровен час, вернется та и возьмет от нас...

Глаза хозяйки краснеют, наливаются слезами, и она быстро выходит из горницы. Хозяин кивает ей вслед, усмехается и говорит:

— Привыкла... Известно, жалко!

Он и сам привык, ему тоже жалко, но он мужчина, и сознаться ему в этом неловко.

 

Какие хорошие люди! Пока я пью чай и слушаю про Сашу, мои вещи лежат на дворе, в возке. На вопрос, не украдут ли их, мне отвечают с улыбкой:

— Кому же тут красть? У нас и ночью не крадут.

 

И в самом деле, по всему тракту не слышно, чтоб у проезжего что-нибудь украли. Нравы здесь в этом отношении чудесные, традиции добрые. Я глубоко убежден, что если бы я обронил в возке деньги, то нашедший их вольный ямщик возвратил бы мне их, не заглянув даже в бумажник. На почтовых я ездил мало и про почтовых ямщиков могу сказать только одно: в жалобных книгах, которые я читал от скуки на станциях, мне попалась на глаза только одна жалоба на покражу: у проезжего пропал мешочек с сапогами, но и эта жалоба, что видно из резолюции почтового начальства, оставлена без последствий, так как мешочек был скоро найден и возвращен проезжему. О грабежах на дороге здесь не принято даже говорить. Не слышно про них. А встречные бродяги, которыми меня так пугали, когда я ехал сюда, здесь так же страшны для проезжего, как зайцы и утки.

 

К чаю мне подают блинов из пшеничной муки, пирогов с творогом и яйцами, оладий, сдобных калачей. Блины тонкие, жирные, а калачи вкусом и видом напоминают те желтые, ноздреватые бублики, которые в Таганроге и в Ростове-на-Дону хохлы продают на базарах.

 

Хлеб везде по сибирскому тракту пекут вкуснейший; пекут его ежедневно и в большом количестве. Пшеничная мука здесь дешевая: 30—40 коп. за пуд.

На одном хлебе сыт не будешь. Если в полдень попросишь чего-нибудь вареного, то везде предлагают одной только «утячьей похлебки» и больше ничего. А эту похлебку есть нельзя: мутная жидкость, в которой плавают кусочки дикой утки и потроха, не совсем очищенные от содержимого. Невкусно, и смотреть тошно. В каждой избе — дичина. В Сибири никаких охотничьих законов не знают и стреляют птиц в продолжение всего года. Но едва ли здесь скоро истребят дичь. На расстоянии 1500 верст от Тюмени до Томска дичи много, но не найдется ни одного порядочного ружья, и из ста охотников только один умеет стрелять влёт. Обыкновенно охотник ползет к уткам на животе, по кочкам и мокрой траве, и стреляет только из-за куста, в 20—30 шагах в сидячую, причем его поганое ружье раз пять дает осечку, а выстрелив, сильно отдает в плечо и в щеку; если удается попасть в цель, то тоже не малое горе: снимай сапоги и шаровары и полезай в холодную воду. Охотничьих собак здесь нет.



Источник: http://www.etoretro.ru, http://chehov.niv.ru

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

чехов томск история

 

Комментарии:

Читая эту статью,я вспоминал свою старую думу:почему было бы не начать экономическую реформу России с обЪявления Сибири свободной экономической зоной или хотя бы отдельных ее областей?Как бы это было лучше для всех(и равноправней)!

Ответить

А почему, собственно, только Сибирь? Лучше всю страну. А ещё лучше - весь мир! От этого же всем только лучше будет?

Ответить

Милая патриархальная картинка.
Спасибо за пост. +

Ответить

Помню поездку к отцу на Родину ,в глухую деревеньку в Новосибирской области,на реке Тара,в конце 60-тых.Литые умывальники конца 19 века,щелок вместо мыла ,вкуснейший хлеб,выпеченный в русской печи. Даже электричества в тот период не было(столбы поставленные до войны сгнили,а новые не успели поставить)Кино-от дизельной установки.И многое другое,о чем уже забыл.Где эта деревенька сейчас?Нет ее.Сгинула.А до войны большая деревня была. Раскулачивали,раскулаченных оставляли тут же,т.к. куда дальше то гнать и так север и болота!Просто все забирали и добро пожаловать в колхоз(правда дед мой погиб при этом)

Ответить

    1   крылолет буеров

везде есть плюсы:если б деревня не разбежалась, вы бы сейчас не на компе в инете,а на уборочной в полях на тракторе себе под нос чего-нибудь комментили

Ответить

Что за мода:чуть что,сразу пугать.Во вторых, быть хорошим инженером не плохо и в хорошем селе.В третьих ,может быть и вы были бы счастливей за штурвалом комбайна,чем дрочить перед экраном.

Ответить

        крылолет буеров

и тебя здесь никто не пугал,тем более не спрашивал рецептов счастья...и кстати,на тебя,хороший инженер,деревень что ли не хватило, что здесь о "россиикоторуюмыпотеряли" разнылся

Ответить

Во первых, мы не Россию потеряли,а СССР,а во вторых,что я каждую детю должен спрашивать,где мне быть инженером,а в третьих,ты мне не тыч,я тебе не Иван кузьмич.

Ответить

Может нет ничего плохого в том, что сгинула деревня, созданная насильным разграблением наиболее трудолюбивой части крестьянства?

Ответить

Интересные моменты:
«Стены белые, полы НЕПРЕМЕННО ДЕРЕВЯННЫЕ, крашеные или покрытые цветными холщовыми постилками»
То есть где-то были "не деревянные" полы(какие - каменные, земляные?)
«На украшение стен идут и КОНФЕКТНЫЕ БУМАЖКИ, И ВОДОЧНЫЕ ЯРЛЫКИ, И ЭТИКЕТЫ ИЗ-ПОД ПАПИРОС, и эта бедность совсем не вяжется с солидной постелью и крашеными полами. Но что делать? Спрос на художество здесь большой, но бог не дает художников.» Это похоже на сегодняшние магнитики на холодильниках :)
«...Там кипит работа. Хозяйка, женщина лет 25-ти..» Сейчас в 25 все - девушки :) Интересно, сколько лет было "бабушке"(«сидит на печке, свесив ноги, стонет и охает»).
« Потом он спрашивает меня, откуда я, КУДА БЕГУ и зачем, женат ли я, и правду ли говорят бабы, что скоро будет война.» Вышеприведенный отрывок - от 9-ГО МАЯ (см. «А Чехов - Из
Сибири, 1890» http://www.my-chekhov.ru/public/001b.shtml). По новому стилю получается +13 дней = 22 мая.
Предыдущий в записках отрывок(от 8-го мая):
«Из большого села Абатского (375 верст от Тюмени), в ночь под 6-е мая, везет меня старик лет 60...
Кое-как шагом доплетаемся до деревни. Останавливаемся около двухэтажной избы.
- Илья Иваныч, кони дома? - кричит старик.
- Дома! - отвечает кто-то глухо за окном.
В избе встречает меня высокий человек в красной рубахе и босой, сонный и чему-то спросонок улыбающийся.
- Клопы одолели, приятель! - говорит он, почесываясь и улыбаясь еще шире. - Нарочно горницу не топим. Когда холодно, они не ходят. Здесь клопы и тараканы не ползают, а ходят; ПУТЕШЕСТВЕННИКИ НЕ ЕДУТ, А БЕГУТ. Спрашивают: "КУДА, ваше благородие, БЕЖИШЬ?" Это значит: "КУДА ЕДЕШЬ?"
Пока на дворе подмазывают возок и позвякивают колокольчиками, пока одевается Илья Иваныч, который сейчас повезет меня, я отыскиваю в углу удобное местечко, склоняю голову на мешок с чем-то, кажется, с зерном, и тотчас же мною овладевает крепкий сон; уж снятся мне моя постель, моя комната, снится, что я сижу у себя дома за столом и рассказываю своим, как моя пара столкнулась с почтовой тройкой, но проходят две-три минуты, и я слышу, как Илья Иваныч дергает меня за рукав и говорит: - Вставай, приятель, лошади готовы.
Какое издевательство над ленью, над отвращением к холоду, который змейкой пробегает по спине и вдоль и поперек! Опять еду... Уже светло, и золотится перед восходом небо. Дорога, трава в поле и жалкие, молодые березки покрыты изморозью, точно засахарились. Где-то токуют тетерева...
8-го мая.» (http://www.my-chekhov.ru/public/001a.shtml)

Ответить

Загугли про полы в избах: Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым.

Ответить

А где в представленных материалах заметки собственно о Томске? Или наш город в XIX веке был подобен цыганскому табору и разбросался по тракту?
;)

Ответить

Тенма

Вы правы. Неточность. Надо было назвать "Чехов в Томской губернии", или что-то вроде. Спасибо.

Ответить

Антон Палыч ,слышал я не сильно то жаловал Томск. Не даром карикатурный памятник на набережной. А тут позитивный рассказ.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.