Регистрация Вход
Город
Город
Город

Ритуальная игра в мяч





На дворе 1185 год, мы с вами на севере полуострова Юкатан (ныне территория современной Мексики) в древнем индейском городе Чичен Ица. Гуляем по центральной площади, со всех сторон окруженной величественными пирамидальными храмами, посвященными разным богам религии индейцев майя. Но куда все кругом спешат? Видимо сейчас будет происходить нечто очень интересное, и точно – в одно мгновение привычный гам города поглощается ритмичным (и весьма громким) стуком барабанов торжественной игрой труб, флейт, и еще каких-то странных инструментов. И ничего удивительного, ведь уже через мгновение начнется самый настоящий мезоамериканский футбол! Хотя не совсем футбол (ну как мы его себе привыкли представлять), а ритуальная игра в мяч, пойдем скорее, займем места, согласно купленных билетов.

Футбол – одна из древнейших (и любимых) спортивных игр в мире, в которую так любят играть ребята (и даже некоторые девочки) практически во всех уголках нашей планеты. Сейчас к футбольной тематики приковано внимание огромного количества людей, еще бы, когда недавно начался Евро 2012. Вот и я тоже решил не оставаться в стороне и написать что-то интересное о футболе, а поскольку наш сайт далек от спорта, зато весьма близок к различным «высоким материям» таким как культура, искусство, религия. А думаете, футбол не имеет ничего общего с религией, а просто интересная спортивная игра? Ничего подобного, еще в глубокой древности у некоторых народов, в частности индейцев майя, появление футбола было неразрывно связано со священным религиозным эпосом и носило настоящий ритуальный характер. А древнеиндейский футбол, который так любили индейцы майя был самой настоящей религиозной мистерией, которая воспроизводила события священного эпоса Пополь-Вух. Поэтому добро пожаловать на футбол-мистерию, ритуальную игру в мяч.

И мы с вами снова переносимся на майянский стадион, вот так он выглядит в наше время.





Как видите, все вокруг заросло травой и пришло в запустение, однако по бокам еще сохранились вот такие каменные кольца.



Они выполняли функцию ворот, в них нужно было попасть тяжелым огромным каучуковым мячом. Сделать это было не просто, ведь мяч был большой и тяжелый, (говорят, мог с легкостью нанести фатальных травм какому-то не слишком расторопному игроку, ну а синяки от ударов, для древнеиндейских футболистов вообще были обычным делом) кольцо же было маленьким, всего на несколько сантиметров больше размеров самого мяча. Игра шла до одного гола, команда, которая первой забивала, сразу побеждала. Мяч нельзя было брать руками, бить по нему разрешалось только коленом, локтями или специальной битой. Это все технические моменты, но давайте представим, как оно могло быть.

Включаем машину времени и отмотает девять веков назад, мы на том самом стадионе, вокруг которого кипит жизнь, с его двух сторон и яблоку негде упасть, все забито любопытными зрителями-болельщиками. Торжественно бьют барабаны и играют трубы, на стадион выходят две команды, великолепно натренированные, безгранично храбрые и мужественные игроки-воины одеты в специальные щитки, кожаные налокотники и наколенники, сегодня они будут играть, хотя какое там играть – бороться, не на жизнь, а на смерть. Ведь команда, которая проиграет ритуальную игру в мяч, согласно древним, жестоким обычаям майя, в полном составе будет принесена в жертву богам, их положат на алтарь и еще живым вырвут сердца. Зато команда, которая победит, будет покрыта огромным славной и почестями, они знают, на что идут.



Одна из древних майянских фресок на которой изображено жертвоприношения игрока в мяч.

Вот игроки уже вышли на поле и заняли свои позиции, дежурный жрец (он же по совместительству выступает судьей) дает условный знак, барабаны и трубы смолкают, наконец, начинается игра! Сотни зрителей заворожено наблюдают за полетом тяжелого каучукового мяча, игроки отчаянно пытаются забить в заветное кольцо. Но все напрасно, мяч, то и дело, отскакивает от кольца. Кстати, за неудачные удары, когда мяч просто ударяется об кольцо, начисляют штрафные очки. Все действия игроков находятся под пристальным вниманием зрителей, удачные мастерские удары, высокие прыжки публика сопровождает громкими овациями и аплодисментами. Бывали даже случаи, когда кто-то из зрителей слишком увлеченный игрой падал с трибуны, что часто для такого бедолаги имело роковые последствия (падать было высоко).



… Игра уже длится два часа, игроки (и зрители тоже) порядком устали, а жрецы подумывают считать победу по очкам, но тут коренастый капитан одной из команд внезапно перехватывает мяч, подбрасывает его в верх и вовсю лупит по нему своей битой, мяч попадает прямо в кольцо, трибуны буквально взрываются аплодисментами и овациями посвященными команде победителей. А на стенах соседнего храма уже зажглись жертвенные огни, бедолаг из проигравшей команды за мгновение ждет секир бошка …

Вот такая она – ритуальная игра в мяч, жестокая кровавая мистерия не менее жестокой религии индейцев майя. Для самих индейцев игра в мяч была не простой забавой, а имела огромное обрядовое и сакральное значение, они верили, что таким образом служат богам. Зачастую ритуальная игра в мяч проводилась, когда было необходимо вызвать дождь, попросить богов о победе в войне или просто дать какую-то взятку. Но интересно ее появление, которое связано с мифическим индейским эпосом Пополь-Вух о приключениях двух божественных братьев близнецов, именно там одно из первых (и одно из древнейших) упоминаний о футболе.



Источник: http://waking-up.org

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Navij

Глядя на наш футбол, подумаешь, а не дурно бы было применить к игрокам майские правила о проигравших.

Ответить

я думаю начать нужно с себя, пол страны в офисах штуки просиживает и работают через пень колоду. Кончать нужно всех кто не эффективен. Тогда в стране будет порядок!
Правда товарищ Берия?:)

Ответить

Нашим футболистам, как плохому танцору - хозяйство мешает.
Надо или отрезать за плохую игру, или заменить мальчиков на девочек - смотреть будет гораздо интереснее.

Ответить

"Крупные игры в мяч проводились в качестве ритуальных событий, зачастую совмещаемых с человеческими жертвоприношениями. Однако, обычно в игру играли просто для развлечения, в том числе дети и иногда даже женщины".
-
То бишь то ли были жертвоприношения, то ли нет, то ли игроков, то ли кого еще, то ли была вообще игра типа волейбол или травей на хоке с отскакиванием каучукового мяча от стен, то ли сия темная история - сказка от британских ученых, не сумевших объяснить наличие "игровых" площадок. Может они там плаванием занимались ?:), это бассейны!, тем более что с естественными водоемами там вроде напряженка была.

Ответить

Campan

У Казанцева хорошо про эту игру рассказано.

Ответить

вот бы томь по шерстить по таким правилам, а то сидят рассуждают)))сразу бы забегали по полю, а то ходят как мухи полудохлые!:)

Ответить

Lupus

Хотелось бы внести ясность. Насчёт того, кого именно приносили в жертву нет однозначного мнения: одни учёные считают, что это были проигравшие, другие, что военнопленные, а третьи, что это была как раз таки команда выигравших, либо её капитан (для нас это, конечно, дико, но для самих майя это была неимоверная честь!). И способ принесения в жертву был не вырывание сердца, а отрубание головы так, чтобы кровь била фонтаном во все стороны, орошая землю и, тем самым, обеспечивая плодородие. Изображения данного ритуала можно увидеть на дошедших до наших дней артефактах.
Извиняюсь за занудство))

Ответить

Просто древние фанаты были жуть как суровы! :)
-
«Соперничество двух команд на рельефах многих стадионов и связанных с ними храмов … завершается жертвоприношением в центре поля… На рельефе стелы в Исапе на стадионе в пещере - раскрытой пасти Облачной рептилии - игрок-победитель отрезает голову проигравшему игроку; кровь бьет из головы и тела посланника струями в виде драгоценных перьев и бусин, символизирующих дождь; из верхней челюсти рептилии льются на поле струи дождя.
Этот повторяющийся мотив породил популярную идею о существовании ритуальной практики обезглавливания владык-игроков/капитанов команд (гигантские головы ольмеков принимаются многими за главный аргумент в пользу этой идеи). Однако данных о реальном бытовании подобной практики (даже в играх между разными общинами, иногда приобретавшими чрезвычайно ожесточенный характер) в источниках нет и понимать буквально эти сцены, на наш взгляд, нельзя».
http://ec-dejavu.ru/b/Ballgame.html

Ответить

На самом деле все было с точностью до наоборот - в жертву приносились игроки выигравшей команды.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.