Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее
Школы фитнеса Варвары Медведевой  -  Instructor Training School

Школы фитнеса Варвары Медведевой - Instructor Training School

Внимание,Томск! Набор на базовые курсы: *Инструктор групповых программ. *Инструктор тренажерного зала.
Подробнее

13 марта родился легендарный советский педагог Антон Семенович Макаренко

Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.

Макаренко Антон Семенович






Родился 13 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем учительские курсы. В 1905–1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, затем был демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.


В то время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, или же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко считал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека.


Когда он заведовал различными учреждениями для малолетних правонарушителей, то добивался там беспрецедентных успехов. В основе его успехов лежало то, что Макаренко использовал огромную воспитательную силу работы в коллективе. Школьное обучение сочеталось с производительным трудом в команде, где объединялись требовательность, доверие и дух игры.


Заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Там Макаренко добился феноменальных успехов – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с очень хорошими результатами. Колония давала прибыль государству и окупала сама себя.


Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Но после того, как его система воспитания была объявлена «несоветской», он подал заявление об уходе с работы.


Макаренко написал «Педагогическую поэму»– уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. Он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе. Этот труд принес ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.


В 1935 году Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины. В сентябре 1936 году на него из коммуны им. Ф.Э.Дзержинского поступил политический донос – причиной его были консерватизм и зависть менее удачливых коллег. В этом доносе Макаренко обвиняли в критике И.В.Сталина. После этого писателю пришлось переехать в Москву. В 1937 году он завершил работу над «Книгой для родителей».

 

В начале 1939 году Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.


Активная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.

 

Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.


Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

 

К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко - мог. Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание - легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.

 

При всех своих педагогических успехах А.С. Макаренко официальной  педагогикой того времени не признавался , одним из ярых его противников была Н.К. Крупская. Несмотря на то, что с беспризорностью так и не могли справиться, в 1928 году метод Макаренко был запрещен к использованию. Резолюция звучала как приговор: "Предложенная система воспитательного процесса есть система несоветская". Колонию отстояли с помощью Максима Горького, который приехал на встречу с воспитанниками колонии им. М.Горького. Отзыв Горького о колонии и Макаренко: "Он суровый по внешности, малословный, с большим носом, с умными и зоркими глазами. Похож на военного. Всюду поспевает, все видит, знает каждого из колонистов, которые производят странное впечатление благовоспитанных". Именно Максим Горький, используя свое влияние среди руководства ОГПУ, спас Макаренко, сделав его штатным сотрудником ГПУ и дав его в новую колонию, теперь уже им. Дзержинского. Новая коммуна не получила за время своего существования практически ничего от государства. Коммуне помогали чекисты, отдавая часть своего жалования, но этого хватало только на половину потребностей. В первые годы коммуна переживала очень большую нужду. Были моменты, когда в течение дня ели один хлеб. Но уже через 3 года коммуна отказалась от помощи чекистов, и на свои собственные деньги начала строить завод электроинструментов, первый в стране.

 

Как всего этого добивался А.С.Макаренко? Излагая свое кредо, Антон Семенович настаивал на разработке технологий воспитывающего воздействия. Он писал:

 "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.

 

Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для Всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим партачам: "У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебок и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья". - Почему у нас нет никакой науки о сырье, и никто толком не знает, что из этого материала следует делать — коробку спичек или аэроплан?"

 

Кроме технологичности, к важнейшим пунктам педагогической системы Макаренко мы бы отнесли четыре пункта:  дело, ядро коллектива, самоуправление, формат.

 

Дело.  Колонисты имели реальное дело, которое их и кормило, и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка». Фотоаппарат «Лейка» - это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно: коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн. руб. в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия. А главный смысл в том, что дело формировало личность: в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.

 

Ядро коллектива.  Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива - выполняли роль "закваски", которая пропитывала вновь прибывших колонистов, оказывались той мясорубкой, которая средствами, доходчивыми для подростков, перемалывала новеньких и делала их частью системы. Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке, Макаренко лишь сдерживал их, чтобы они оставались в цивилизованных рамках. Разновозрастные отряды - тот же ход, когда маленькие получали защиту от старших "корешей", а кореши вставляли им новые понятия по жизни.

 

Самоуправление.  Если нет дела и нет здорового ядра коллектива, самоуправление невозможно и вредно. Если основа коллектива здоровая, самоуправление его укрепляет и оттачивает, оказываясь школой лидерства и руководства.

 

Формат.  Макаренко интенсивно вводил и внимательно следил за правилами и ритуалами, которые поведенчески, через тело встраивали в колонистов новые нормы жизни. Встать вовремя, умыться, натереть пол, тем более не плевать на пол - естественно и обязательно. А вот "Не стоять, подпирая стенку - стоять ровно" и "Не толкаться" - вещь уже не очевидная, но именно такие мелочи вырабатывают внутренний стержень личности. Колонисты быстро приучались к военным порядкам, флагам, горнам и ходьбе строем. Когда все идут строем, строится шаг (а это важно), и в коллективе каждый настраивается на каждого.

 

Макаренко никогда не был  гуманистом , он готов был  работать жестко, по мужски , ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки. При виде его детских отрядов, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у педагогов в глазах возникал ужас. Методика работала потрясающе эффективно, но педагоги утверждали: "Методы не те!"

 

Из воспоминаний Г. К. Калабалиной: "Вечером дежурный рапортует: день прошёл благополучно. Проверяющий Калабалину этим рапортом в нос тычет: это отдаёт мистикой! Б-л-а-г-о-о! И находит в этом «преступление». Или отдаёт директор указание воспитаннику, тот ему в ответ: «Есть!». Проверяющий аж весь передёргивается: какое-то военизированное сообщество!" По итогам этих многочисленных проверок выносится вердикт высшей власти: «Калабалина от занимаемой должности директора детского дома освободить и впредь запретить ему занимать должности, связанные с работой с детьми!" 

 

После смерти  Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, макаренковские коммуны в России исчезли. В том или ином виде  система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России, так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства. Первое: система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться, а в настоящее время детский труд запрещен. Второе: система Макаренко - допускает жесткие, мужские средства влияния, которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.

 

Тем не менее, подход Макаренко в наши дни реализуется, как ни странно, в бизнесе, а именно в самых передовых компаниях. Увязка доходов сотрудников с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников и приобщение их к корпоративной культуре через ядро коллектива, самоуправление в творческих командах и контроль формата - это золотой фонд современного бизнеса.


Своей практикой А.С. Макаренко подтвердил свои слова: «Я исповедую бесконечную … уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы… Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».


Макаренко - гениальный педагог. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер,  Мария Монтессори  и Антон Макаренко.

 



Источник: http://vp-ch.ru/makarenko, http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogicheskaya_sistema_a.s.m…

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

беспризорность дети детство педагогика

 

Комментарии:

Anatomik

Уже где-то читал, что Макаренко был педофилом, любил мальчиков, и потому ему многое удавалось! Что только не напишут - лишь бы полить грязью великое прошлое!
+

Ответить

Anatomik - сейчас в педофилии задним числом можно много чего наскрести на разных людей, но девочек Макаренко однозначно не любил, считал их массе как минимум трудновоспитуемыми или вообще не поддающимися воспитанию, правда надо не забывать о том, что он работал с детьми, попавшими к нему с улицы, настоящих беспризорников и малолетних уголовников.

Ответить

Anatomik

Ну да, Сам (Путин) - какого-то там мальчика новорожденного публично в пупок поцеловал - возможно и педофил, а Петр-I новорожденного вообще в свое время поцеловал в попку (исторический факт)... тут уж нет сомнений - педофил...

Ответить

Интеллигентка

Позволю себе Вас немного поправить. По части трудности перевоспитания девочек у Макаренко была следующая мысль: он отмечал, что девочки, рано познавшие всю полноту отношений с мужчинами, уже не могли вернуться в детство, забыть о прошлом и начать жить новой жизнью. Он признавал, что восстановить их нравственное здоровье ему зачастую не удавалось. В то же время мальчишки, прошедшие все круги беспризорной жизни, легко о ней забывали, оказавшись в других условиях.
Во всех прочих аспектах Макаренко своих воспитанниц не выделял и писал о них в "Педагогической поэме" с гордостью и любовью (там, например, есть сюжет о том, как они всей коммуной выдавали замуж воспитанницу, собрав ей такое приданое, что семья жениха тут же проглотила все свои претензии насчет невесты-голодранки).

Ответить

это они исходя из собственного опыта наверное так пишут. Других примеров в их жизни просто не было.

Ответить

"Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?
А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. "(с) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Задуматься бы над этим некоторым админам.
Макаренко был гением!

Ответить

Agent Smith

Будущий Северск начинался с одной из таких коммун по образцу А.С.Макаренко.

Ответить

C сарказмом хочется отметить, что перевоспитание уголовников прошло настолько успешно, что северчан до сих пор недолюбливают в Томске :)

Ответить

Молодец был мужик. И пендюлей не дурак был ввалить особо отличившимся, и в бараний рог малолетних уркаганов гнул, и сявками их называл. Сейчас бы его, как минимум, посадили за какую-нибудь негуманность. А ведь люди-то не изменились, воспитанники остались точно такими же, как 100 лет назад, а вот педагогика последние зубы растеряла.

Ответить

Интеллигентка

Может, Вы, конечно, знаете о деятельности Макаренко из иных источников. Но в "Педагогической поэме" он признал лишь один факт непосредственного физического воздействия на воспитанника: он Задорова по шее треснул. Сам Макаренко в тексте "Поэмы" называет этот свой поступок неправильным.
И, на мой взгляд, эффект его метода заключался не в том, что он кого-то в рог гнул, а в том, что он вместе с детьми переживал все трудности их быта, был неравнодушен к их судьбе и, опять же, вместе с ними создавал свою систему воспитания.

Ответить

Эх...где моя книжка "Флаги на башнях"))? Одна из любимых с детства, автор - Макаренко. Старенькая была, зачитанная...

Ответить

Крупный Еж

А у меня - "Педагогическая поэма")))

Ответить

А я уже второй год жду, что мне "Флаги..." все-таки вернут))

Ответить

Интеллигентка

А я считаю, что "Флаги..." - это уже текст творчески неживого педагога. Он творил, пока создавал колонию им. Горького. Это пример потрясающего педагогического творчества, когда педагог создает воспитательное пространство вместе с воспитанниками. Не сам-по-себе что-то придумывает и выдает детям, а делает их своими соавторами. Пока существует тако

Ответить

Интеллигентка

... такой режим сосуществования, будет и результат. Куряж и, тем более, коммуна им. Дзержинского - это уже не сотворчество, а нахлобучивание готового шаблона на воспитанников. Это тоже, безусловно, давало результат, но кратно меньший. Недаром продолжатель дела Макаренко - Калабалин (в "Поэме" он Карабанов) из числа первых воспитанников Антона Семеновича, тех, что получили опыт творческой педагогической деятельности.
(пардон за разрыв комментария)

Ответить

флаги читал,по сути неплохо,единственно,стиль изложения витиеватый немного...мира,книгу можно скачать в интернете,я уже давно не покупаю бумажных...

Ответить

Нееет...там - память, мамина еще книжица была.
А еще - никак не могу себя заставить читать книги с экрана.
И брать в библиотеках не люблю.
Нужно прийти в книжный, выбрать новую, чтобы типографией пахла, первой ее прочитать..а потом, если не попала в разряд любимых - подарить без сожаления.

Ответить

Крупный Еж

Нееее... я тоже так рассуждал... пока электронная книга не появилась:) Оооочень рекомендую. Только обязательно, с функцией "электронные чернила"

Ответить

Сотрудник НКВД, ГПУ из командного состава. Если еврэй, так сразу "гениальный". Сколько таких "гениальных" палачей, "воспитателей" - строителей коммунизма было во главе с Троцким...

Ответить

Сейчас ювенальшики бы Макаренку казнили с пристрастием. Странно, что ещё не занесли "поэму" в список экстремистской литературы.

Ответить

забавное чтиво, повеселило.весь его руд по воспитанию равен переписки с братом как только переписку перекрыли(брат бывший белоэмигрант уехавший из росииии) и его успешная педагогик карьера закончилась:)))))))) как не пыталиись его опыт реинкарнироватьне у кого не получалось:)

Ответить

Интеллигентка

Последнее время принято относиться к педагогическому наследию Макаренко, скорее, критично. Но лично я считаю, что с ним, как минимум, следует непременно знакомиться. Я "Педагогическую поэму" трижды перечитывала. Прекрасное произведение и в литературном, и в педагогическом смысле, из которого я вынесла важный тезис, ставший основой моего педагогического подхода. "Книга для родителей" запомнилась классификацией родительского авторитета... В принципе суховатый, но вполне актуальный текст. "Флаги на башне" не люблю. После "Поэмы", как говорится, совсем иной коленкор.
Спасибо за пост! :)

Ответить

Книгу "Педагогическая поэма" читал много раз (люблю ее).
Где-то не согласен с ним (с учетом настоящего где-то считаю он был слишком мягок).
Но мы не жили в то время, все воспринимаем по воспоминаниям кого-то. И мы не знаем что стало с людьми, описанными Макаренко.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.