Регистрация Вход
Город
Город
Город

Как учить историю


Техника безопасности: опыт учителей. Прожект «единого учебника истории», как и другие исторические споры в России, — это реакция на конфликтность нашего настоящего, расколы в обществе, «холодную гражданскую войну». Понятно: слово «история» ведь обозначает не только науку и школьный предмет, но и национальную мифологию, которая у нас разорвана событиями  прошлого тысячелетия. Уникальна ли эта проблема для России? Как именно рассказывают о сложных периодах своей истории школьные учителя в других странах?





«Битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель» — крылатая характеристика решающей битвы Австро-прусской войны, причем в несколько иной формулировке, принадлежит малоизвестному широкой п ублике профессору географии из Лейпцига Оскару Пешелю. А приписывается вот уже полтора столетия легендарному прусскому канцлеру Отто фон Бисмарку.

 

История — не то, что было на самом деле, а то, как об этом рассказано. И рассказано прежде всего школьным учителем истории, который лучше, убедительнее, ярче объяснил прусским юнцам, через пару лет вставшим под ружье, что именно их маленькому княжеству богом и судьбой предначертано объединить Германию, а потом поведал их детям, что великий Бисмарк не только возглавил процесс объединения, но и уловил важную роль школы.

 

Со времен Просвещения история на Западе начинает заменять религию в качестве основы идентичности. Если в прежние времена риторической, пропагандистской основой сиюминутной политики служило «божественное право», то в последние два столетия на его место пришло право историческое.

 

Деяниями предков — реальными или мифическими — меряют сегодняшние права потомков.

 

Классический пример использования аргумента от истории в международной политике — создание современного Израиля. Его права на палестинские земли были обоснованы идеологами сионизма, а потом признаны международным сообществом потому, что некогда именно там проистекала древняя история части еврейского народа, зафиксированная в священных книгах и  прервавшаяся два тысячелетия назад. Представьте, далёкие потомки скольких народов могут сейчас потребовать для себя создания национальных государств по этому принципу?

 

По сути, история в современном обществе исполняет роль своеобразной политической религии. Даже историко-политические метафоры имеют явно метафизическое наполнение: «дух предков», «душа народа», «священная дата»... И «жрецы» этой просвещенческой веры даже не историки, а обычные люди.

 

Основу массового исторического сознания составляет то, что было рассказано на уроках истории в школе, приправленное в дальнейшем разного качества комментариями в СМИ, телешоу и кинофильмах.

 

Проблема в том, что в истории каждого государства есть сюжеты, вызывающие бурные споры по сей день. Как правило, они касаются гражданских конфликтов внутри страны или войн с другими странами. Причем чем менее стабильна ситуация сейчас, чем острее и непримиримее споры о настоящем и будущем, тем сильнее в оспаляются национальные травмы прошлого. Неудивительно, что Россия сегодня — страна с «горячей» исторической памятью.

 

Идея единого учебника истории, давно витавшая в воздухе, а теперь официально одобренная главой государства, отчасти была ответом именно на этот вызов — сформировать единый национальный исторический нарратив, дабы раз и навсегда прекратить по крайней мере самые болезненные споры о прошлом: Петр Великий прорубил окно в Европу или сумашедший кровавый тиран, большевики совершили переворот на иностранные деньги или великую социальную революцию, Сталин — кровавый тиран или заботливый хозяин?

 

Решим строить либеральную диктатуру по западному образцу — будем восхвалять одних деятелей, осуждать других, постепенно забывать третьих. Решим, что нам больше подходит социализм и развитие, — многие поменяются местами. Пока же вопрос о будущем повис в воздухе, мы все равно обречены на постоянные «или — или» и бесконечные «да, но». Судя по комментариям, периодически доносящимся от членов группы по созданию единого учебника, таким он и будет.

 

Германия. Детям — только о холокосте

 

— Несмотря на распространенное мнение, для школьников холокост не является старой и пыльной темой, — школьный учитель из Баварии уверяет, что преступления нацизма по сей день будоражат память юных немцев. — Многие реагируют на нее живо и заинтересованно. Учеников поражает размах ужаса. Интуитивно они понимают, что имеют дело с ужасным преступлением. Они хотят знать больше, чем знают из фильмов типа «Список Шиндлера».

 

В этой благостной картине, однако, не обходится и без темных пятен.  Многие выходцы из России жалуются на то, что их детям подробно говорят об Освенциме, но почти ничего, к примеру, о блокаде Ленинграда. Почти ничего не говорится о геноциде славян. Холокостоцентризм имеет свои отрицательные стороны.





Ленинград. Жертвы первых обстрелов города немецкой артиллерией.

 

Украина: меж двух огней

 

— Мне кажется, у россиян подход к изучению истории несколько отличается от нашего, — киевский учитель Григорий Лысенко уверен, что за двадцать лет раздельной жизни даже методология преподавания на Украине и в России успела измениться. — Если у нас стараются п ередать историю, не уходя от трагических вопросов, то в России сглаживают острые углы и «причесывают» в опросы, которые провоцируют дискуссии. Как историк я с этим не очень согласен, но такой подход мне ближе как педагогу.

 

По собственным словам, на уроках он стремится к максимальной политкорректности. Вот, например, противостояние Украинской повстанческой армии и НКВД, когда предки нынешних его учеников сражались по обе стороны баррикады:
— Стараюсь раскрыть этот материал с точки зрения обеих сторон. У каждого тогда была своя правда, каждый отстаивал свои интересы. Стараюсь вызвать у детей сочувствие к трагичности той ситуации, а они пусть решают, на чьей стороне правда и можно ли дать этому однозначную оценку.

 

Кое-что, однако, даже в этой подчеркнуто политкорректной беседе выдает некоторые особенности современного украинского исторического бытия. К примеру, Голодомор изучается отдельно, а вот такой малоприятный для антисоветской Украины факт, как волынская резня поляков украинцами в 1943 году, особенно не упоминается.

 

США: как научили родину любить





В Америке нет единого стандарта преподавания истории, каждый штат, а в отдельных случаях и сама школа вырабатывает собственную программу преподавания истории, которые, однако, в основе своей различаются не так уж и сильно. Действует стандарт похожий на немецкий, одни исторические события всечески выпячивают и преувеличивают, про другие почти не вспоминают.

 

Как это получается, мы спросили у школьного учителя с тридцатилетним стажем Майкла Локкета. Афроамериканец, в 60-е он был активным участником борьбы за гражданские права. И по сей день Локкет убежден, что в США с куда большей охотой говорят о свободе и индивидуализме, чем о рабстве, уничтожении индейцев и бесправном положении чернокожих на протяжении более чем ста лет после окончания Гражданской войны, которая формально якобы привела к их освобождению:

 

— Американская история, как, я подозреваю, и история других великих наций, изучается, так сказать, с «героической перспективы» — как история великих людей, которые одолели и дикарей-индейцев, и британских колонизаторов, чтобы основать великую страну. С другой стороны, в какой-нибудь южной школе вы до сих пор можете услышать интерпретацию нашей Гражданской войны как агрессии Севера против Юга. Но все герои. Главное — все поголовно герои.

 

Сам учитель Локкет пытается как-то разнообразить эту поистине голливудскую историю.

 

— Главное, что я пытаюсь донести до своих учеников, — это что до прибытия на Американский континент е вропейцев он уже был полностью заселен. И пусть цивилизации, жившие здесь, не знали ни колеса, ни технологий обработки металла, они были вполне р азвиты и уж точно не заслуживали уничтожения.
Это, по сути, авторский курс. Не все американские учителя могут себе это позволить: на протяжении большей части карьеры Локкет работает в частных школах, а это всего 10% от общего числа американских образовательных учреждений. И здесь свои п роблемы:

 

— Родители моих учеников платят примерно 40 тысяч долларов в год, а в семьях, где могут себе такое позволить, как правило, не очень в курсе, что такое борьба рабочих за свои права, зачем нужны профсоюзы и что такое марксизм — ну, кроме как «вселенское зло».

 

В остальных 90% американских школ учитель, как правило, должен довольно строго следовать даже не с амой программе, а спускаемым сверху требованиям ежегодного теста, по итогам которого определяется его квалификация: грубо говоря, чем лучше его ученики написали тест, тем выше будет его зарплата в следующем году.

 

Кстати, определение «голливудская» неслучайно. Роль кинематографа в формировании исторических представлений американцев трудно переоценить.

 

По словам Локкета, что попадет в школьную программу, а что останется за ее пределами, в значительной степени зависит от политической конъюнктуры.

 

Напоследок несколько раз спрашиваю про войну во Вьетнаме. Похоже, даже самые продвинутые  американские педагоги не интересуются внешней агрессией своей страны. 

 

Какая история нам нужна

 

В каком смысле «нужна» — история же есть, то есть была? И да, и нет. Когда рассказывают истории, сюжеты, сказки, в том числе и о прошлом, то, чтобы рассказ был связным, за ним стоит обычно какая-то структура, общая мысль, «концепция» (факты могут быть одни и те же, а способы их сочетания в рассказе — самые разные). 

 

Виталий Лейбин, Дмитрий Карцев

 



Источник: rusrep.ru, http://www.proza.ru/2008/02/08/394

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

пропаганда учителя

 

Комментарии:

Перлы из сочинений ЕГЭ 2012 по истории
===========================================
«Иван Грозный — первый царь в истории, которому надоел его народ»;
*
«Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством»;
*
«Смысл жалованной грамоты дворянству заключался в том, что дворяне могли жаловаться на крестьян, а крестьяне жаловаться не могли»;
*
«Екатерина была умна, красива и стремилась к прекрасному»;
*
«Екатерина II была удостоена Александром I звания „бабушки России“»;
*
«При Екатерине II страна покрылась университетами»;
*
О ликвидации неграмотности большевиками:
«Надо было ликвидировать неграмотных»;
«Неграмотность ликвидировалась большевиками для того, чтобы просто стадо стало умным стадом»;
«Политика всеобщей грамотности преследовала цель наполнить бюджет. Грамотные люди покупали книги и газеты, это наполняло бюджет СССР не меньше, чем покупка водки»;
«Грамотной женщине легче выйти замуж, легче родить ребенка. Грамотность способствовала решению демографических задач»;
*
«До коллективизации голодали по одиночке, после коллективизации голодали все вместе»;
*
«Сталин сделал из людей роботов, привив им стадный инстинкт»;
*
«Врагов советской власти называли дивидентами. Дивидентское движение росло и ширилось»...
*
Источник: http://www.diletant.ru

Ответить

Перевести эти перлы на китйские иероглифы, а потом обратно, интересно, что тогда получится?:)

Ответить

Пересвет

История - великая сила! Поэтому давно её переписывают под каждого правителя. А русских совсем лишили древней истории.

Ответить

Да-а! Причем лишили истории всю Сибирь.
Такое чувство, что за Уралом, до самого Владивостока, была безлюдная пустыня.

Ответить

Древняя история???? А вы уверены, что она была???%D

Ответить

Пересвет

КАРТЫ ТАРТАРИИ - XIV - XVII ВЕКА
http://gorod.tomsk.ru/index-1276605151.php
ПОТЕРЯННЫЙ КИТАЙ
http://gorod.tomsk.ru/index-1276434989.php
РАДИЦИОННЫЕ ИСТОРИКИ И ХРОНОЛОГИСТЫ
http://gorod.tomsk.ru/index-1276257781.php
ТОМСКУ — 400, А СКОЛЬКО ЛЕТ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ?
http://gorod.tomsk.ru/index-1273891443.php
ВЕЛЕСОВА КНИГА
http://gorod.tomsk.ru/index-1273803170.php
ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ – ПРАЗДНИК ИЛИ ПРОКЛЯТЬЕ?
http://gorod.tomsk.ru/index-1280419351.php
Миф о русской лени
http://gorod.tomsk.ru/blog/?page_num=4&author=4607&blog_only=1
КОНЕЦ МОНГОЛЬСКО-ТАТАРСКОГО ИГА И «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» НА РУСИ
http://gorod.tomsk.ru/index-1319823829.php
ГРУСТИНА (ГРАСИОНА) - ГОРОД ПОД ТОМСКОМ
http://gorod.tomsk.ru/index-1227169675.php
ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ О СИБИРСКИХ ГОРОДАХ
http://gorod.tomsk.ru/index-1227333830.php
М.В. ЛОМОНОСОВ ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ
http://gorod.tomsk.ru/index-1227090562.php
Встреча с «принцессой»
http://gorod.tomsk.ru/blog/?page_num=28&author=4607
...

Ответить

Феерический бред.

Ответить

Феерический бред.

Ответить

Очень важная и очень сложная тема. Учусь на истфаке ТГУ. Полгруппы - учителя истории, остальные тоже неравнодушны к теме. Без дебатов на тему "как преподавать историю" не обходится ни один учебный день.

Ответить

atlakatl

Нам в школе/ВУЗе учителя веско говорили: «История – наука фактическая». Подразумевая, что зная факт «22.06.41 началось вторжение Германии в СССР», мы однозначно додумаем и остальное. На деле интерпретации, нюансы, иные факты могут изменить оценку события до противоположного. Получается, что история почти столь же субъективна, как, например, философия или литература.
Но ЕГЭ-то единый! – На всю Россию. Зачем тогда десятка вариантов учебников?
Хорошо, 20 авторов написали каждый свой вариант. Однозначно выбрать лучший из них даже специалисты не могут, только спорят до хрипоты. – Так почему учитель, выбирая ОДИН из учебников, автоматически считается самым компетентным? – Или мы признаём, что в разных регионах историю надо преподавать по-разному, если, например, речь идёт о событиях, происходившим в данной местности, с этим народом? – Так эти нюансы, местного значения, учитель может и без учебника осветить.
Не стоит вариативностью учебников превращать школу в поле для дискуссий. Подрастут дети, сами дополнят своё понимание истории, из других источников.

Ответить

Пересвет

Согласен история в школе - это прежде всего пропаганда, вопрос только чего и с какой целью! Для пропаганды естественно нужна одна правильная версия, я с этим согласен! Но кроме пропаганды нужно, пусть и вскользь упоминать о событиях, и версиях за её пределами, чтобы пробудить у некоторых жажду к знаниям, к поиску истины.

Ответить

Любая пропаганда всегда имеет одну единственную цель - убеждение плебса в правоте действий власти.

Ответить

сколь истории не учи, да ещё и при таком количестве учебников, знать её доподлинно не возможно, ибо политический заказ рулит, всегда и везде. Простой пример: находят через тысячу лет предвыборную программу ЕР или стенограмму съезда какой другой политпартии и говорят - а ведь молодцы ребята! Какое хорошое дело делали! А потом находят уголовные дела всяких членов этих же партии и говорят - какие сволочи....

Ответить

Tal24

Финансово-политической элите любого государства не выгодно учить детей думать, сомневаться и задаваться вопросами. Манипулировать сознанием к своей выгоде, вот их задача. Для этого и нынешний формат ЕГЭ и единая интерпретация исторических персонажей и сюжетов.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.