Регистрация Вход
Город
Город
Город

Убийцы железных дорог

2

 

В начале 30-х годов прошлого века в США развернулось масштабное строительство сети автомобильных дорог-"интерстейтов". Это была государственная программа, инспирированная правительством в разгар Великой Депрессии: убивались сразу несколько зайцев - на строительстве было задействовано огромное количество безработных, которым не давали помереть с голоду или начать массово грабить - ибо "под присмотром" (к тому же им можно было платить самый минимум миниморум!), а страну на глазах опутала разветвлённая сеть автомагистралей. Это стимулировало и автопроизводителей, и грузоперевозчиков, и развитие придорожной инфраструктуры, но заодно и ударило по "рэйлвеям" - сети американских железных дорог. Грузо- и пассажиропоток на них резко снизился и железнодорожная сеть начала неуклонно хиреть. Зато пышным цветом расцвели автобусные перевозки. Название крупнейшей транспортной компании Greyhound даже стало нарицательным.  Так что ограничусь картинками и короткими комментариями.
Много лет Greyhound Lines тесно сотрудничала с General Motors, на чьих заводах специально для неё и строились знаменитые серые автобусы. Вот их и покажу. И не только их.

 

Yellow Coach Z-250 '1934-36

3

 

Фирма Yellow Coach была автобусным подразделением концерна General Motors. Эта модель - на 33 посадочных места.


4

 

Идейный прообраз лайнера, о котором чуть ниже: Kenworth Aluminum Bus '1935–36


5

 

"Серебробокий" - GM "Silversides" образца 1939 года стал настоящим бестселлером компании. После дебюта на Нью-Йоркской всемирной ярмарке "Silversides" был запущен в серию. Он был оснащен двухтактной дизельной "шестеркой" и (революционное решение для того времени) кондиционером GM Frigidaire (так и тянет меня, драгуна, ляпнуть с присущей мне тактичностью что-нибудь про "фригидность"!).
Модель получилась удачной и выпускалась до начала пятидесятых годов, а дизайнерские решения, заложенные в "Silversides", остаются неизменными и по сей день: кузов с гофрированными бортами, отсутствие фальшрадиаторной решетки, характерное фронтальное офформление. Можно сказать, что "Серебробокий" на долгие годы определил дальнейшее направление в развитии американских междугородных автобусов.
GM "Silversides" PD 3751 '1939


6



7

 

Stage Stop at Lovelock, Nevada, 1940's
8

 

Grant's Cafe, Elko, Nevada 1940's А за "Серебробоким" стоит Lincoln Zephyr Coupe '1937 - один из самых красивых "Линкольнов", на мой взгляд
9

 

Big Meadow Hotel, Lovelock, Nevada '1949
10

 

Конечно, "Грейхаунд" с GM не были монополистами: были и другие перевозчики, и производители-конкуренты, выпускавшие междугородные лайнеры, которые в Штатах именуют "coach". Например Flxible выпускала модель Flxible Clipper '1944–50 , ставшую не менее легендарной, чем "грейхаундовский" "Сценикруизер"
11


12



13



14

 

Конкуренты тоже покупали продукцию GM: GM PDA 3703 '1947 . Впрочем, местные перевозчики с рейсами из Гадюкино в Подлякино - какие они, нахрен, конкуренты гигантскому бегемоту "Грейхаунда", подмявшего под себя все дальние и среднемагистральные маршруты?
15



16

 

1947 год. Этот опытный летающий вагон GM GX-1 Prototype '1947 явно был навеян чумовым GM Futurliner '1940 (на фото выше) и его собратьями по шапито передвижной выставке Parade of Progress.
17



18

 

В 1949 году появился прототип самого, пожалуй, знаменитого "Грейхаунда", GM GX-2 Prototype . К дизайну автобуса приложил руку знаменитый Реймонд Лоуи. А руки у месье Раймона росли откуда надо! Талант - чего уж тут. Хоть и заносило порой, как и любого гения...
19

 

Такая "полуторапалубная" конструкция тогда смущала умы многих конструкторов по обе стороны океана:
1950 ACF Brill X-001 Prototype
20


21

 

Западногерманский Krupp Sudwerke SWO 480 '1951
22



У немцев "полуторапалубники" стали весьма популярны. Об этом есть пара постов моего камрада
В июле 1954 года заводской двор предприятия в Мичигане покинул первый серийный образец нового автобуса, ставшего эпохальным - GM PD-4501 Scenicruiser ; вслед за ним, до июня 56-го, будет построена еще тысяча экземпляров. Поскольку все они выпускались в одной версии, то, следовательно, поимели и один фирменный индекс - PD-4501 (междугородний, дизельный, 45-местный – это с учетом водительского и запасного кресел).

 

GM PD-4501 Scenicruiser '07.1954–56

23



Оригинальный и красивый автобус был незауряден и изнутри: в корме кузова бок о бок находились сразу два дизельных двигателя DDA 4-71. Подобная схема в процессе эксплуатации оказалась неудачной, и в ходе массовой модернизации, на 979 оставшихся в строю автобусов дубль-агрегат в 1961-62 гг. был заменен одним дизелем - продольно расположенным 11-литровым двухтактным DDA 8V-71, мощностью в 285 л.с. Все работы проводила фирма Marmon-Herrington. Автобусы были оснащены тонированными стёклами, креслами по типу самолётных, кондиционерами, радиофицированы и даже оборудованы туалетом, располагавшимся на стыке низкой передней и более высокой задних секций салона.
24



25



26



На нижнем уровне, в компании с водителем сидело 10 пассажиров, остальные же 33 располагались в надстройке, которая имела даже собственное лобовое стекло. Багажные отсеки находились под полом, для ручной клади предназначались полки в самом салоне. Среди прочих достоинств машины можно было упомянуть пневматическую подвеску и автоматический кондиционер, обновлявший воздух внутри каждые 40 секунд, что было штукой просто-таки необходимой во время длительных поездок по южным штатам страны.
27



В 1970 году 500 ещё эксплуатировавшихся машин подверглись второй модернизации, затронувшей большей частью салон, а спустя еще восемь лет последний "Сценикруизер" был выведен из состава активного флота "Greyhound Lines". Часть автобусов была перепродана другим транспортным компаниям.


28



Дорогущий Scenicruiser не являлся основной машиной Greyhound Lines, основу автобусного парка составляли другие, менее притязательные и более экономичные машины. Его уделом было "быть витриной" компании (тем паче, что вся партия была построена исключительно для нее), потому-то эти автобусы эксплуатировались на самых престижных и дальних линиях.
Параллельно со "Сценикруизером" GM для "Greyhound Lines" выпускала и модели попроще - одноэтажную GM PDX 4901 '1954


29



30



и GM PD-4104 '1953–57
31



GM PD-4107 '1966–70 PD-4107 "Buffalo bus" - последний большой междугородный лайнер General Motors (1966-1970 гг.). Он получил это прозвище из-за характерного "бычьего" дизайна передка. В 1970-79 гг. в небольшом количестве была выпущена его модификация 4108. Свет увидело 1567 машин обеих версий.
32



Начиная с середины 60-х, Greyhound, да и остальные американские транспортники, стали постепенно переходить на продукцию других фирм, вроде Trailways' Eagle Manufacturing или канадской MCI (Motor Coach Industries). General Motors же, выпустив в 1980 году свой последний "coach", покинул сферу производства междугородних автобусов.
На таком жирном гамбургере пироге, как американский рынок попаслись и европейцы: немцы из Kässbohrer Setra поставили хьюстонской транспортной Continental Trailways в 1955 году двести с лишним выполненных совершенно в американском вкусе автобусов Setra Silver Eagle '1958 и Golden Eagle '1958
33

 


Setra Golden Eagle Prototype '1956
34



Серийная Setra Golden Eagle '1958
35



Также было поставлено и несколько роскошных сочлененных Setra Super Golden Eagle '1958 , с двумя барами в салоне и 275-сильным дизелем Rolls Royce, вместо обычного MAN в 210 л.с.
36



37



Впрочем, о "европейцах" у меня будет отдельный рассказ. Когда-нибудь, ггг!

 



Источник: http://mgsupgs.livejournal.com/1112548.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

автобусы США транспорт

 

Комментарии:

почему-то вспомнил очень хорошую игруху Transport Tycoon deluxe

Ответить

К сожалению, когда смотришь, чего умудрялись делать люди в США еще тогда, за родную страну становится как-то очень и очень грустно.
У нас в те годы на дорогах был ужос-ужос, впрочем как и сейчас. Хотя тогда и дорог-то не было особо. Тоже, впрочем, как и сейчас...

Ответить

посмотрись в зеркало и плюнь
у нас в конце 40-х было восстановление после войны,
а америкосы нехило нажились во время второй мировой

Ответить

Какое отношение дороги 30-х имеют ко второй мировой?
А автобусы?
Мы в это время строили Беломорканал, который должен был обеспечить проход военных кораблей, но так и не обеспечил, начали строить БАМ, да так и бросили, так же как и трансполярную магистраль...

Ответить

Sender

Все любят говорить о том как в 30-ых был ужос-ужос, при этом, что в царской России дорог не было, кроме железной - это достижение, а в СССР - это уже отсталость, напоминаю: СССР - территория бывшей Российской империи, и в нём не могло быть хуже, чем при царях.

Ответить

Вы читать умеете?
Я спросил какое отношение американские дороги 30-х годов имели отношение ко второй мировой войне?

Ответить

Sender

Какое отношение беломорканал имеет к американским дорогам?

Ответить

Никакого, кроме того, что строился в то же самое время, и там и там люди работали за еду.
Только результат разный.

Ответить

Sender

Как транспортная система, беломорканал был остро необходим, и понимали это даже при царизме, объём перевозок и категории грузов не сопоставимы с возможностями авто перевозок (по крайней мере во времена строительства). Как это оригинально - сморозить чушь и потом это доказывать. Да результаты строительства разные, как и цена и цель рассматриваемых транспортных путей. Вы видимо для этого и вплели беломорканал, чтобы доказать абсурдность сравнения - не так ли?

Ответить

Интересно, что еще конный извоз в Томске успешно конкурировал с транссибом. Лошадь везла груз от порога до порога, а ЖД от станции до станции, в пути возникало две дополнительных перегрузки, что сводило на нет выигрыш во времени и деньгах, кроме того, увеличивало вероятность порчи товара.
Понятно, что для переброски войск, путешествий пассажиров, Столыпинских переселенцев железная дорога была удобнее, а вот мелкие партии груза возить было не выгодно. Как, впрочем, и сейчас.

Ответить

Sender

Сейчас не выгодно возить ЖД из-за взвинченных тарифов, мелкие партии груза выгодно возить на малом плече, а не на 600-1000 км, а то и 3000.
А это Вам про "бесплезность" Беломор-канала:
В первую навигацию 1933 года было перевезено 1143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров[35]. В 1940 году объём перевозок составил около миллиона тонн, что составляло 44 % пропускной способности[36]. Пик грузоперевозок по каналу пришёлся на 1985 год. Тогда по Беломорско-Балтийскому водному пути было перевезено 7 млн. 300 тыс. тонн грузов[37]. Такие объёмы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась.
В 1990-е был спад и только в начале 2000-х гг. объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти[38], но всё равно они остаются намного ниже прежних. Например, в 2001 году по каналу было перевезено 283,4 тыс. тонн грузов, в 2002 перевезено 314,6 тыс. тонн[39]. В навигационный период 2007 года по каналу было перевезено 400 тыс. тонн, также вдоль канала до порта Сосновец путешествовали 2500 пассажиров — только на двухпалубных судах. В 2010—2013 годах за навигацию перевозилось по 0,5 млн тонн грузов[40]. С 2012 года по каналу курсирует новый круизный трёхпалубный теплоход «Русь Великая» класса «река-море», построенный в 2010—2012 специально под габариты шлюзовых камер канала, способный выходить в Белое море и швартоваться непосредственно на Соловецких островах[41].
Со стратегической точки зрения канал предоставил возможность связать Белое и Балтийское моря. Уже в 1933 году Беломорский канал позволил создать защиту северных рубежей государства. До этого времени северо-арктическое побережье практически никем не охранялось и не было защищено от возможного вторжения. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали военные корабли — одни из первых советских субмарин класса «Декабрист». Однако, вплоть до углубления канала в 1970-х гг., передвижение крупных судов с большой осадкой, в первую очередь военных, было невозможно из-за малой глубины[6]. Например, подводные лодки перевозились буксирами на баржах.
Беломорско-Балтийский канал является перспективным маршрутом туристических судов.
Гарантированные минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов на искусственных участках канала ограничена 8 км/ч. В условиях ограниченной видимости (менее одного километра) движение судов по каналу запрещается. Средняя длительность навигации на канале составляет 165 суток.
Кстати строить его собирался ещё Пётр 1, а если бы он там заморил с 10 тысяч крепостных, такого антагонизма бы не было?

Ответить

Еще раз. Цель строительства канала была - переброска военного флота из Балтийского моря в Белое. Цель достигнута не была.
С большим трудом удалось провести одну подводную лодку и два тральщика, и то для этого потребовалось снять с кораблей все.
Понятно, что раз уж построили, то не стоять же без работы.
Кстати, Петр перетаскивал тем же путем корабли во время войны со шведами.

Ответить

Sender

Вы читать умеете? С 1933 по 1941 год по нему провели 13 крупных военных кораблей и 26 подлодок - "... Забегая вперёд, скажу, что в период с 1933 по 1941 год по Беломорканалу было переведено на Север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. А 3 корабля — эсминцы «Сталин» и «Войков», подводная лодка Щ-404 по Северному морскому пути перешли на Дальний Восток и вошли в состав Тихоокеанского флота: переброска кораблей этого класса другим путём для СССР в 30-е годы была невозможна..."

Ответить

Фигли, великая депрессия, созданая исскуственно- американский гулаг сотворило сиё чудо. И, да, одно дело по американским прериям дороги тянуть, другое- по Васюганским болотам. Ну и в жарком климате дороги наверное немного дольше сохраняются, нежели в нашем. Вон у немцев тоже автобаны трескаться начали от сильных холодов, толи прошлой зимой, толи два года назад. При -10-15С. А пост интересный. Прям завидно. Кто до Красноярска ездил на автобусе, поймет.

Ответить

hi_

Американцы строили дороги в 30х и в 70х-80х. Первый раз из-за депрессии. Второй раз - что СССР боялись очень. Ловко у них получалось проблему конвертировать в решение. Чего бы нам не начать строить дороги в таком же объёме? На рынке недвижимости - спад, чего бы всех высвободившихся после этого и Олимпиады не загнать на стойку дорог? И ещё укреплять кадрами из числа "эффективных менеджеров" и чиновничества проворовавшихся. Что б не в 13 комнатных квартирах срок мотали, а занялись нужным стране делом. Или может там же на удобрение пошли...

Ответить

Есть подозрение, нам нужны не дороги между городами, а дороги по области между деревнями, в районе города и пригорода. Хотя на данный момент нехватает, например до Стрежевого, Кедрового. На Дальнем Востоке дороги напоминают танковые полигоны.

Ответить

Немножечко не в тему, но касается ЖД, но не американских, а наших! Точнее цен:
24.12.2013 поезд Томск-Москва, время в пути - 56часов, цена плацкарта - 6928р, купе - 11696р;
24.12.2013 самолет Томск-Москва, а/к Трансаэро, время в пути - 4ч 35мин, цена эконом-класса - 4786р.
Вот кто поедет этими железными дорогами?!
http://pass.rzd.ru/timetable/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5354&refererLay erId=4819#dir=0|tfl=3|checkSeats=1|st0=%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%A1%D0%9A|code0=2028 156|dt0=23.12.2013|st1=%D0%9C%D0%9E%D0%A1%D0%9A%D0%92%D0%90|code1=2000000|dt1=10 .12.2013
====
http://bilet.airlines-inform.ru/searches/3a30b7ff-bcb8-47fa-89d1-214987d6a38b?ut f8=%E2%9C%93&locale=ru&origin_iata=TOF&origin=%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA&des tination_iata=MOW&destination=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0&depart_date=2 4%2B%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F%2B2013&oneway=1&adults=1&children =0&infants=0&trip_class=0&marker=11182.ai-poisk&show_hotels=true&with_request=tr ue&resolution=1366x768&commit=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8

Ответить

Sender

Это к указу ВВП о прекращении роста тарифов естественных монополий, и правильно. куда уже больше то?

Ответить

yosch

цена плацкарта - 6928р, купе - 11696р;
______________________________________
Да они в конец уже оху... охудели мля

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.