Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Главные мифы о гладиаторах

Все гладиаторы изначально были рабами.

Все гладиаторы были рабами римлян, жаждущих зрелищ. Между тем изначально упоминания gladiatr связаны с похоронным обычаем знатных этрусских вождей. Их телохранители сражались за право охранять своего господина в загробном мире. Позже римляне этот обычай трансформировали в массовое развлечение. Кстати, первый гладиаторские бои в древнем Риме прошли в 264 году до нашей эры, и участвовали в них всего три пары. Император Траян в 107 году н.э. свой триумф отпраздновал зрелищем, на котором сражались пять тысяч пар гладиаторов.

Все гладиаторы были мужчинами

Женщины тоже были гладиаторами и именовались gladiatrices – гладиаторшами в единственном числе. Имеются документы, в которых рассказывается о поединках женщин во время правления Нерона (37 - 68 н.э.). Впрочем, историки уверены, что бои между представителями прекрасного пола были и раньше. Этот обычай решительно осуждал Децим Юний Ювенал в Сатирах. Поэт считал, что таким образом патриции искали острые ощущения и удовлетворяли свои низменные чувства. Около 200 н.э., император Северус запретил женщинам участвовать в гладиаторских боях, но этот запрет часто игнорировался.

Миф о пальце вниз

Одно из главных заблуждений о гладиаторах связано с жестом римского императора, который решал исход сражения. Считается, что большим пальцем вверх правитель дарил поверженному бойцу жизнь, тогда как палец, направленный вниз – означал смерть. Этот миф прочно вошел в сознание людей с легкой руки французского художника Жана-Леона Жерома, написавшего 142 года назад картину «Pollice Verso». В реальности этот обычай регулировался совершенно другим жестом. Ряд историков утверждает, что открытая плоская ладонь говорила о пощаде, закрытая – об умерщвлении. Впрочем, есть и другое мнение, согласно которому кулак означал меч, спрятанный в ножны, следовательно - милость. Конечно, с кинематографических позиций эффектнее смотрится жестикуляция пальцем, чем ладонью. Однако с арены проще разглядеть руку императора: разжата ли она, или сжата в кулак.

Миф о бесправии побежденных

Большинство людей уверено, что гладиаторские бои обязательно заканчивались смертью. Между тем, если гладиатор наносил удары в запале борьбы по своему беспомощному противнику раньше, чем император дал «приказ на казнь», тот он предавался суду. По имеющимся правилам, только император имел право миловать или карать. Кстати, «палец вниз» всё-таки был, правда, как констатация смерти.

Миф о плохом отношении к гладиаторам

Гладиаторов тщательно подбирали в пары с учетом семи имеющихся категорий, принимая во внимание способность к нападению или к обороне. Кстати, слово gladiatr на латинском языке означает фехтовальщик. Всё это снижало вероятность легкой и жестокой победы. Несмотря на рабское положение, имеющиеся правила (прежде всего, неписанные) щадили гладиаторов, поэтому дрались они не чаще двух-трех раз в году. Причем обычаи гладиаторских школ предусматривали дарение свободы, правда, через три-пять успешных боев на арене. Интересно, что в гладиаторы шли даже свободные римляне, прежде всего, за славой и благосклонностью женщин.

Миф о жестокости на арене

Врачи Клаус Гросшмидт и Фабиан Канц исследовали 1800-летнее кладбище гладиаторов в Эфесе (Турция). Они обнаружили, что их скелеты отображают типичные рисунки травм, по которым можно определить категорию бойцов. Что характерно, раны, несовместимые с жизнью, встречались крайне редко. И в самом деле, гладиаторские бои в большей степени напоминали состязание, за которыми следили судьи. Объясняется это тем, что красивые и зрелищные бои могли показать настоящие профессиональные пары, которые стоили слишком больших денег, чтобы позволить смерть одного из бойцов.

Миф о кровожадности гладиаторов

Эти же врачи Клаус Гросшмидт и Фабиан Канц обнаружили, что во многих случаях скелеты гладиаторов, с потенциально смертельными ранениями, имели еще и одинаковые травмы черепа, по всей видимости сделанные молотком. Во всяком случае, об этом говорит характер повреждения гладиаторских шлемов. На основании этого, Гросшмидт и Канц сделали предположении о том, что в составе гладиаторских школ был человек, добивющий тяжелораненых бойцов, дабы не «наносить душевных ран победителям». Скорей всего, это свершались не на арене и только после окончательных диагнозов лекарей. Делалось это для того, чтобы избавить раненого от агонии.



Источник: С.Скэрроу Гладиатор по крови

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

история Древний мир

 

Комментарии:

atlakatl

Последний император Римской империи Феодосий I Великий потому и последний, что сыграл роль Горбачёва. Фактически он сам развалил доставшуюся ему империю. Активно стал вводить христианство, убрал субсидии на зрелища. Гладиаторство при нём пришло в упадок. Стало модным бить поклоны в церкви, а не биться на арене и в сражениях. А дальше раздел и гибель мелких осколков прежней империи.

Ответить

блондинка

Небольшая поправка - он был последним императором единой Римской империи, а последний Ромул Августул, а во всём остальном всё так. Все империи рано или поздно разваливаются, это только вопрос времени.

Ответить

Иприт

Развенчание мифов состоит из придумывания других мифов.

Ответить

Sender

С языка сняли, одни мифы подменяют в статье другими мифами. И уж голливуд за основу брать - ну вы меня простите, давайте ещё комиксы марвел развенчаем.

Ответить

блондинка

Вы по диагонали читаете? Опровергая голливудские мифы, а не основываясь на них.

Ответить

uncomprehending

Доказательства "меньшей смертельности" гладиаторов, мягко говоря, притянуты за уши.
Во-первых, да, не все гладиаторские бои должны были заканчиваться смертью (или тяжелым ранением, когда раненый уже не мог продолжать бой): гладиаторские представления делились на утренние и вечерние (дневные). На утренних боях публика "разогревалась" - и там участвовали молодые или малоумелые гладиаторы. Как только гладиатор набирал достаточно профессионализма - он переходил в "вечерние" бои - и вот там уже было все всерьез.
Во-вторых, пример "кладбища гладиаторов в Эфесе (Турция)" - это не аргумент. Дело в том, что это кладбище находилось в греческой колонии, попавшей под власть Римской Империи и перенявшей некоторые её забавы. Но культура колонии оставалась в целом греческой - с греческим культом спорта, гармонии тела и духа и т.п. Поэтому и гладиаторские бои проходили в греческих традициях: ценилось мастерство, а не кровавый экшен.
А вот в Риме гладиаторские бои выросли из этрусского ритуального человеческого жертвоприношения богам подземного мира, мира мертвых. Основной смысл: чем больше крови, тем довольней боги. И даже когда у римлян гладиаторские бои превратились в просто популярное зрелище - смысл остался.
В-третьих, да, много известных гладиаторов в итоге получили свободу и богатство. Вот только это были считанные единицы из общей массы гладиаторов, абсолютное большинство которых либо погибало, на арене либо получало тяжелые увечья. Для большинства гладиаторов итог жизни был ясен и беспросветен - скорая смерть. Именно по этому гладиаторские восстания случались регулярно. И потому же в гладиаторских школах гладиаторов содержали на тюремных условиях, а боевое оружие, как правило, хранили в ином месте. При восстании Спартака, например, гладиаторы для сражения с охраной вооружились кухонной утварью.
В-четвертых, да, в гладиаторы нанимались и свободные римляне - ради жажды славы или ради заработка. Это вовсе не означает, что гладиаторская стезя не сулила смерти. Просто тогда жизнь вообще была гораздо суровей. Точно также даже богатые римляне шли служить в римскую армию с очень высокой вероятностью рискуя погибнуть или умереть от множества неизбежных в походных условиях болезней. Что касается отношения к профессии гладиатора, то оно было примерно таким же, как, например, в 19 веке к профессии артиста - с одной стороны позорно, с другой стороны известные артисты имели громкую славу и финансовый достаток.
Ну, и, в-пятых, говоря о жестокостях на арене, не надо забывать, что гладиаторские бои соседствовали на аренах с травлей животных. Причем люди сражались с минимальным вооружением - чтоб "уровнять шансы". И было обычным делом, когда побеждало животное, а не человек. И, естественно, если животное побеждало, остановить его, когда оно растерзывало сражавшихся против него людей было практически невозможно. Так что кровавость представлений, как основное требование римской публики, очевидно.

Ответить

В довесок вспомним кулачные бои на олимпийских играх в Греции или про борьбу (по сути бои без правил), где борцы выдавливали глаза друг другу, кусались за гениталии и ломали пальцы, а бой продолжался до тех пор, пока кто-то не попросит пощады. Как известно, спартанцы никогда не просили пощады, и поэтому бои с их участием частенько заканчивались агонией (кстати, слово агония, как раз и означает конец кровавой ожесточенной схватки). Описывается такой кулачный бой, как-то раз встретились настолько искусные кулачные бойцы, что никто не мог победить, утомленные зрелищем зрители решили, что бойцы должны нанести друг по другу по удару без зашиты, кто выстоит, тот и победит. Один из этих бойцов ударил пальцами и вырвал у соперника сердце, соперник конечно же умер. Но судьи засчитали ничью, поскольку удар не был нанесён кулаком. - Вот это нравы! А вы про гладиаторов каких-то.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.