Регистрация Вход
Город
Город
Город

Учительский институт Ф.Ф. Гута (1903 – 1906 гг.)

Гуляя по тихим улочкам нашего города то и дело попадаешь в затаенные от больших шумных дорог очаровательные места. Порой в небольших закоулках спрятаны настоящие сокровища.

 

Так, прохожим по улицам Герцена или Киевской вдруг открывается красивейший памятник архитектуры – здание Педагогического университета, построенное в самом начале ХХ века в популярном тогда в Европе стиле модерн. Проект принадлежит известному сибирскому архитектору Фортунату Фердинандовичу Гуту, который уже успел построить в Томске корпуса Императорского университета и Технологического института. Здесь же он впервые применил новые формы так называемого иррационального модерна. Использование «модерновых» форм и деталей было и увлечением новыми веяниями в архитектуре, но также это было и огромным риском.  Стоит сказать, что то, что мы сейчас воспринимаем с огромным интересом и восхищением, еще полвека назад зачастую встречалось в штыки.  Новая архитектура модерна не воспринималась, как настоящее полноправное течение в искусстве. Так, по мнению архитектора Э.Дрейзина, составителя альбома «Деревянная архитектура Томска» (1963), «Стиль модерн – упадочное направление в буржуазном искусстве и архитектуре конца XIX - начала ХХ вв., выдвинувшее ряд нарочито манерных, вычурных художественных приемов». Многие ли сейчас согласятся с этим суждением? Время разрешило конфликт мнений, и сейчас модерн занимает достойное место в истории архитектуры, как мировой, так и томской.

 

Несмотря на то, что некоторые объекты нового стиля совершенно неповторимы, у модерна всё же выделяют характерные признаки, которые нас так привлекают. Главным образом, это использование  природных образов – цветов, экзотических растений, морских раковин, форм насекомых, животных, женских форм. Чем дальше развивается модерн, тем сильнее происходит отказ от прямых и геометрических форм в пользу плавных, извилистых линий. Это касается не только внешней архитектуры, но и интерьера, его элементов. Единство внешнего и внутреннего, воплощение архитектурных идей в мельчайших деталях, вплоть до мебели, тканей, столовых приборов и даже одежды является интересной особенностью модерна. Пожалуй, увлечение иррациональными формами, безграничным разнообразием элементов достигло своего максимума в творчестве архитектора Антонио Гауди, творившего свои шедевры на рубеже 19-20 веков в Испании.

 

Ну, а в Томске в это время создавал свои шедевры русский архитектор Ф.Ф.Гут. Несмотря на провинциальное положение нашего города, благодаря альбомам, каталогам и мобильности архитекторов мировые тенденции влились в облик Томска своевременно. Не испортив, а только украсив его.

 

Глядя на здание Педуниверситета, сразу теряешься. Оно насыщено цветом, деталями.  Выступающие вперед части фасада – ризалиты, а также лепнина добавляют ему объема. Разглядите внимательно и фальшивый балкончик, и самую верхнюю часть фасада, башенки.  А вот, видите? Один из самых узнаваемых образов модерна – женские лица, в обрамлении копны густых волос. Они без эмоций, как бы случайно оказались здесь. Смотрят чуть снисходительно, грациозно и немного по-разному. Еще один яркий образ – тройное овальное окно, придает очарование этому зданию. А на фасаде, обращенном на улицу Киевскую – тройное окно яйцевидной формы, которое так сразу и не заметишь. Окна здесь вообще самых различных форм – от круглых и закругленных, до прямоугольных, но смягченных плавными линиями расстекловки. Такое разнообразие на небольшой поверхности ничуть не кажется чрезмерным, а воспринимается очень органично.

 












Необычность, фантастичность архитектуры продолжается и в интерьере здания. На первом этаже – колонны, соединенные арочными сводами. Выше, под лестницей - круглый проем, который будто пропускает нас в покои Бильбо Беггинса. Внутри также обратите внимание на двери и перила с растительным орнаментом. На мой взгляд, плавные, извилистые линии в архитектуре здания, максимально естественные, сглаживают, смягчают прямые углы соседних современных строений.

 

Думаю, символично, что здесь расположился именно Учительский институт. Педагогу очень важно иметь «незашоренное» восприятие, быть открытым к новому, неожиданному. Для того, чтобы развиваться самим и постоянно будить любознательность у своих учеников. Можно надеяться, что обучение в столь интересном здании повлияло и на творчество будущего известного писателя А.М. Волкова. Примечательно также и то, что здание, изначально спроектированное для Учительского института, и по сей день не поменяло своего предназначения. За вот уже 110-летнюю историю оно лишь в течение коротких периодов использовалось не по назначению. Сейчас здесь располагается Томский государственный педагогический университет.

 

Хочется верить, что и дальше здание будет служить своему предназначению, а нас - горожан и гостей города радовать своей яркой архитектурой. Когда ты вдруг спотыкаешься на ровном месте и открываешь город с нового ракурса, вместе с ним позволяешь немного измениться и себе.

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Томская область

 

Комментарии:

Обожаю это здание, не перестаю им любоваться, особенно окнами в форме крыла бабочки с имитацией прожилок на стекле. А рядом уютный, зеленый скверик, в котором приятно отдохнуть в тени старых деревьев. В Томске наверное самые высокие деревья, в других городах России они не такие, и самое в них замечательное, что до поздней осени они стоят зеленые, не так как в южных городах, к августу все желтые и высохшие.

Ответить

Здание учебки шприцов то же красивое офигенно. А чё там сейчас, кто знает, стояло заброшенное.

Ответить

Интересно, а здание театра Скоморох и Вирион на Ленина тоже Гут создал?

Ответить

Интересно, а здание театра Скоморох и Вирион на Ленина тоже Гут создал?

Ответить

Скоромоха построил Якши, а Вирион построил Бенэ.

Ответить

Ну тогда таким уж ли революционером был Гут? Он не одинок был..

Ответить

это нам сегодня так кажется ,что ничего особенного... а если вспомнить, что в то время существовали высочайшеутвержденные образцы типовой застройки губернских городов, где господствовал классицизм, и строительство казенных учреждений почти поголовно согласовывалось с такими образцами, то любой архитектор, посмевший выйти за эти рамки вековых традиций, уже был революционером))

Ответить

Убейте, не могу вспомнить этот дом в 70-х и 80-х.
Хотя наверняка где-то там рядом я был.
Если можно - наведите.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.