Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7 (499) 350-07-30 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Вопросы протоиерея Виктора Иванова о язычестве и мои ответы на них

Попались мне однажды рассуждения уфимского протоиерея Виктора Иванова (https://vk.com/id244842109?w=wall244842109_3968/all) (дело тут, конечно, не в его личности, а в том, что данные рассуждения весьма показательны; я ставил целью развеять распространённые заблуждения, а не отвечать кому-либо лично):


Наши современные «славяне-неоязычники» налево и направо голосят о величии язычества, говоря, что именно языческие воины были самые-самые (ну, там сильные, ловкие, непобедимые и прочее), а в доказательство приводят рисунки современных художников на тему «богатырского фэнтези» (в основном варягов, викингов, никак не связанных со славянами).


Возникает вопрос, а нельзя ли привести в пример исторические личности славян-язычников, которые укрепили или прославили Русь? Только просьба, не трогать Евпатия Коловрата и его дружину, которые согласно имеющейся литературе, были православными христианами (и об этом уже много было сказано).
А потом, если таковые найдутся, сравним с сонмом православных воинов, послуживших созиданию Святой Руси. И уже посмотрим какая вера дала России больше воинов и кто её укреплял, а не разрушал.


Протоиерей Виктор Иванов


Спрашивали? — отвечаем (знаю, что "много буков", но краткость только лишь сестра, а не сам талант, да и стремился я к тщательному обоснованию своих суждений и предоставлению читателю "информации к размышлению"):


1. "Возникает вопрос, а нельзя ли привести в пример исторические личности славян-язычников, которые укрепили или прославили Русь?"


К тому, у кого возник такой вопрос, у меня возникает вопрос: а сам-то он учился в школе, нет? Знакомы ли ему имена Рюрика, Вещего Олега, Игоря Старого, Святослава Храброго? Знает ли он, что все эти великие правители и воители были язычниками? Известно ли ему, что именно они создали Русское государство и сделали его одним из мощнейших государств?


На тот случай, если неизвестно, разъясняю.


Рюрик (?—879 г.), приглашённый северо-восточными славянами на княжение, собрал под своей рукой все северорусские земли: Новгород, Белоозеро, Изборск, Полоцк, Ростов, Муром. И тем заложил основу создания Русского государства. Был ли он славянином? — Да, был: "Повесть временных лет" (ПВЛ) прямо указывает, что Рюрик и его соплеменники не были ни шведами, ни норманнами, ни англами, ни готландцами (6370-й или 862-й год). Так кем же были эти варяги, если не славянами? И почему это родич Рюрика Вещий Олег (ПВЛ, 6387 или 879) "с мужами его" (очевидно, теми же боярами, что пришли с Рюриком), заключая договор с греками, клялись Перуном и Волосом, славянскими богами (а не скандинавскими, не германскими, не кельтскими и не какими-либо ещё)? (ПВЛ, 907 г.) Тут, кстати, и ответ на вопрос о том, были ли они язычниками. Нет, теоретически можно предположить, что сам Рюрик принял христианство, да только источники не дают ни малейших оснований так думать, при том что христианские летописцы, конечно, не преминули бы это отметить. Итак, первая "историческая личность славянина-язычника, который укрепил и прославил Русь" у нас имеется. Идём дальше.



Изображение Рюрика на памятнике тысячелетию Руси в Новгороде


Вещий Олег (?—912 г.) — родственник Рюрика, объединивший Северную и Южную Русь и назначивший Киев столицей единого государства: "Да будет это мать городам русским". Предпринял морской поход на Царьград. Когда войска Олега подступили к столице Византии (а ведь это было мощнейшее государство своего времени), греки, испугавшись, что их город будет уничтожен, заплатили русичам огромную дань и заключили чрезвычайно выгодный для Руси договор: так, греки обязывались 6 месяцев кормить за свой счёт всякого приезжающего к ним русского купца, устраивать ему баню, когда он захочет, предоставить возможность торговать, не уплачивая никаких сборов (!), да ещё и на обратную дорогу обеспечить его едой, якорями, канатами, парусами и всем, что ему нужно! (ПВЛ, 907) Этот договор, и ещё другой, заключённый Олегом в 912 году, поистине поражают своим содержанием: от уголовных статей и правил выдачи преступников до сведений от том, что жившие в Византии русичи на случай смерти составляли завещания. Кто же был этот великий полководец и дипломат, клявшийся Перуном и Волосом? Очевидно, мы имеем второй пример "исторической личности славянина-язычника, который укрепил и прославил Русь".

В. М. Васнецов. Встреча Олега с кудесником


Игорь Старый (?—945 г.) — следующий великий князь, сын Рюрика. Разгромил печенегов так, что те 53 года не смели ходить на Русь, а в середине этого срока, в 944 году, Игорь "повелел печенегам воевать Болгарскую землю". Вот так: он уже не просто заставил печенегов жить в мире с Русью, но повелевает ими! Ему же платил дань византийский император, говоря: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани" (ПВЛ, 944). И опять-таки, заключая договор, Игорь и его люди клянутся Перуном (ПВЛ, 945), а, воюя с византийцами, расправляются с врагами, в частности, распиная их (ПВЛ, 941). Это лишний раз говорит о том, что христианами они не были, а были славянами-язычниками. Во вам и третий пример "исторической личности..."

К. В. Лебедев. Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году


Святослав Храбрый (?—972) — сын Игоря, наследовавший великое княжение. Разгромил Хазарию, ещё одну мощнейшую державу. А вот его отношение к христианству: "Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому" (ПВЛ, 955). Надеюсь, в том, что он был славянин, сомнений нет (да, он опять-таки клянётся Перуном и Волосом, ПВЛ, 971)? Как и в том, что он укрепил и прославил Русь? Вот вам четвёртый пример "славянина-язычника..."



П. Ильин. Святослав


Как видим, великий князь Северной Руси, чьи потомки правили нашей страной более семи веков, и первые три великих князя объединённой Руси (Ольга была правительницей при несовершеннолетнем Святославе) были именно теми самыми "историческими личностями славян-язычников, которые укрепили и прославили Русь". Именно теми самыми историческими личностями, которые "тщетно" разыскиваются протоиереем Виктором Ивановым, хотя они известны (или должны быть известны) каждому ученику старших классов.


Трудно предположить, чтобы протоиерею не были известны перечисленные мною имена. Скорее, он находится в плену норманнской теории образования Русского государства, согласно которой призванные в Новгород варяги были скандинавами. Но я также не понимаю, как можно было выдвинуть такую теорию и как можно было её принять, если в "Повести временных лет" прямо сказано, что они не были ни шведами, ни норманнами (862 г.)! Если кто-то это понимает, разъясните мне, пожалуйста.


А если взять сведения не только из школьного курса, но и покопаться в летописях, то можно найти князя-оборотня Всеслава Полоцкого, Святославовых воевод Свенельда, Асмуда, Волка, Икмора...


2. "А потом, если таковые найдутся, сравним с сонмом православных воинов, послуживших созиданию Святой Руси. И уже посмотрим какая вера дала России больше воинов..."


Что ж, православных воинов действительно можно предъявить немало. Я, правда, не понимаю, что такое "созидание Святой Руси" и отличается ли оно чем-либо от создания и укрепления Русского государства. Ну да ладно, предположим, что ничем не отличается.


"И уже посмотрим какая вера дала России больше воинов". То есть вы предлагаете посчитать воинов поштучно и померяться количеством? Посчитать тех немногих воинов-язычником, кто не забыт, несмотря на глубину веков, тех немногих, кого сочли нужным упомянуть православные летописцы? И сравнить их с количеством православных воинов гораздо более близкого к нам времени, о которых охотно писали с многочисленными подробностями их единоверцы, которые известны нам гораздо лучше просто потому, что после их смерти прошло меньше времени? Вы это хотите сравнивать?


Если да, то предлагаю вам также сравнить количество тех и других с числом воинов-коммунистов. Их-то, я полагаю, наберётся миллионов десять, если хорошо посидеть над архивами. Так что же, коммунисты "послужили созиданию Святой Руси"? Или православных воинов вы всё же больше насчитали? В таком случае "огласите весь список, пожалуйста"!


Повторяю, воины-язычники известны нам в меньшем количестве не потому, что их в самом деле было меньше или они были хуже, а просто потому, что они дальше отстоят от нас по времени и что летописи составлялись их идеологическими противниками, которые предпочитали лишний раз не говорить об их заслугах.


3. "...кто её укреплял, а не разрушал".


Вот тут-то и начинается самое увлекательное, тут-то мы и можем сравнить не количество, а заслуги православных и язычников. Как ни странно, кое-что мы можем сказать даже на основании имеющихся скудных данных.


Вспомним Олега и Святослава. Святослав разгромил столицу Хазарии и само Хазарское государство. Олег подступил к Царьграду, и греки, испугавшись, выполнили все его требования. Только это, надо думать, спасло от разгрома столицу Византии.


Итак, за какие-то сто лет существования языческого Русского государства мы имеем две победы над мощнейшими державами современности, включающие в себя захват вражеской столицы. Едва ли у меня склероз, но за девятьсот лет существования православной Руси-России я припоминаю лишь один такой случай (поправьте меня, если я ошибаюсь): Отечественную войну 1812 года, увенчавшуюся взятием Парижа. Ни Куликовская битва, ни Стояние на Угре, ни Полтавская битва не привели к захвату вражеской столицы (говорю не в укор участникам этих битв, вечная им память и слава). И один такой случай я припоминаю для коммунистической Руси (Советского Союза): Великую Отечественную войну, завершившуюся взятием Берлина. И всё. Больше подобных случаев я не припомню ни одного.


Что же получается: заслуги православных воинов равны заслугам воинов-коммунистов и вдвое меньше заслуг воинов-язычников? Над этим вопросом я предагаю читателям задуматься самостоятельно.


И ещё. Первые князья-язычники как раз прекрасно укрепляли Русь, а вот первые православные князья в XI, XII, XIII, а нередко и в XIV веках проводили время в распрях и усобицах, разоряя земли друг друга и тем облегчая задачу нашим врагам. Так кто же "укреплял, а не разрушал" Русь? Конечно, и в те века можно найти немало воинов, положивших жизнь за Отечество, но сравните Русь X века с Русью XIII века и скажите, укреплена она была за это время или разрушена.


4. Теперь по поводу "варягов, викингов, никак не связанных со славянами".


Вот что сообщает нам "Советский энциклопедический словарь" (СЭС): "ВИКИНГИ, скандинавы — участники мор. торг.-грабит. и завоеват. походов в кон. 8 — сер. 11 вв. в страны Европы".


Кто же такие ВАРЯГИ? Обратимся вновь к "Повести временных лет" (заметьте, других источников, повествующих о Древней Руси, я не использую, только общеизвестная ПВЛ): "Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, —- вот так и эти" (862 г.). Думаю, в перевод на современный русский язык вкралась маленькая неточность, судите сами: "Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си". То есть: "Те варяги назывались русью, как другие варяги зовутся шведами, норманнами, англами, готами...". Итак, русь, шведы, норманны, англы (коренные земли последних находятся в нынешней Дании), готы — всё это разновидности варягов. Таким образом, можно утверждать, что варягами назывались все жители побережья Варяжского (Балтийского) моря. А кто же там живёт, кроме шведов и датчан? Если не считать не имевшие даже подобия государственности народы вроде финнов и эстов, то остаются только славяне. Итак, варяги-русь — это славяне.


Имеют ли варяги отношение к славянам? Очевидно, имеют. Тождественны ли варяги викингам? Очевидно, нет. Вот и ответ протоиерею, который судит о Древней Руси, не потрудившись заглянуть даже в "Повесть временных лет". (Справедливости ради стоит сказать, что "Советский энциклопедический словарь" пишет о викингах: "На Руси их наз. варягами", но это, как мы видим, противоречит "Повести временных лет". Почему в СЭС вскралась столь досадная оплошность, я не знаю).


Я всё это написал не к тому, что "рисунки современных художников на тему «богатырского фэнтези»" могут служить доказательством каких-либо утверждений о древности, но лишь для того, чтобы показать читателям уровень познаний Виктора Иванова (или, скорее, желания их применять).


5. Понимаю просьбу "не трогать Евпатия Коловрата", но всё же скажу несколько слов, которые, вероятно, будут неприятны представителям обеих противоборствующих сторон.


Евпатий — имя греческое. Это означает, что рязанский боярин был крещён в православие. К тому же, он служил православному князю, поэтому, несомненно, соблюдал, хотя бы внешне, православные обряды и ходил в церковь. С другой стороны, языческим мировоззрением, языческими обрядами и привычками была проникнута вся жизнь Древней Руси. Что говорить, если ещё существовали целые города, не принявшие христианства ни в какой мере, а отдельно взятый человек, как бы он ни хотел, не мог разом отринуть всё языческое. Да что там Древняя Русь, если мы до сих пор празднуем Масленицу и Купалу! (О долгой борьбе христианства и язычества на Руси можно прочесть в труде Л. Р. Прозорова "Язычники крещёной Руси"). Итак, можно с уверенностью утверждать, что Евпатий Коловрат, как и большинство знатных русичей того времени, был двоеверцем. А уж соблюдал ли он христианские обряды для одного вида, оставаясь в душе язычником, или, напротив, был сознательным христианином, который пытался изжить в себе всё языческое, или как-то ещё — этого мы не знаем и, вероятно, никогда не узнаем.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани


Прочитав это, иной читатель может спросить меня: "Так ты за кого? За язычников? За христиан? За двоеверцев? Или, может быть, за коммунистов?". Отвечаю: "Я — за истину". Никита Сергеевич Михалков сообщает, что Фёдор Михайлович Достоевский однажды сказал: "Если я доподлинно узнаю, что истина вне Христа, я предпочитаю остаться с Христом, нежели с истиной". Я же, в противность этому, останусь с истиной, где бы она ни лежала и как бы ни выглядела.


И я решительно против того, чтобы возводить хулу на наших пращуров, к какой бы религии или идеологии они ни принадлежали. Святослав был язычником, Коловрат двоеверцем, Суворов христианином, а мой дед Николай Васильевич — коммунистом. Так что же, я кого-то из них должен возненавидеть и проклясть?! Или даже "всех, кроме, быть может, одного", того, с которым я вполне согласен по всем вопросам?! — Нет, всё это наши сородичи, сражавшиеся за русский народ, за то, чтобы мы с вами могли родиться. И все они достойны светлой памяти и немеркнущей славы, даже те из них, кто неизвестен нам по имени.


Илья Васильевич Кирнос,
кандидат физико-математических наук,
лейтенант запаса войск связи,
руководитель военно-патриотического клуба "Евпатий Коловрат"

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Странно, почему уфимского протоиерея волнует Велес, а не Тэнгри?

Ответить

Меня и те и другие поражают.
Неославяне ничего вразумительного, кроме выдумок псевдоисториков привести не могут, ну не сохранилось нормально документов с того времени. Языческий период Руси это примерно как мифы Древней Греции, одинаково достоверны - можно только верить.
Но и церковь радует. У протоиерея "сонм" - это в штуках действительно, сколько? Или все что больше 3-х - уже толпа? Пусть огласит весь список, действительно, заодно со списком заслуг, посмотрим чем ребята отметились. А то может оказаться, что и подвиги в целом так себе и во славу "Святой Руси" их позже оптом записали, а сами совершающие как бы не сном не духом были... Того же Адмирала Ушакова попы себе в копилку заносят, как я понимаю, чисто потому что Россия на тот момент типо православная была?
Ладно бы просто гордились историческими личностями...

Ответить

AlexZ

Воистину воскрес?

Ответить

Черный понедельник или ничего страшного?

Ответить

shrrr

Значимых героев дохристианской Руси мы уже не узнаем благодаря деяниям конкурирующих жрецов. Есть, правда, тайная надежда, что ещё не все древние свитки уничтожены, а и многие в зарубежье заныканы. Всем хороша христианизация Руси - создала великое государство, но выкрошила память о предыдущем.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.