Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Ненастоящий архитектор. Или тайны здания Обруб 4

Часть 1. Человек о здании

 

«А этот арочный вход», — косил я глаза, почти отлипая от её губ. 

 


«Что же там за воротами?» — думал я

 

Из-за того, что я чаще думал о здании, чем о девушке — мы и расстались. С девушкой. А со зданием встретились. Вот она — настоящая любовь. Поэтому сегодня пойдём за ворота вместе с вами. 

 

Чтобы туда попасть — нужно просочиться сквозь металл. Это легко, сейчас научу. Подходим ближе и придавливаемся всем телом к воротам. Металл холодный, чувствуете сквозь одежду? Нужна максимальная площадь сопрокосновения. Поэтому давим со всей силы — пока по телу не побегут мурашки холода, а в глазах не потемнеет. Это изменённое состояние сознания. В этот момент формируем в голове образ — как тело просачивается сквозь металл. 

 

Тело и одежда распадаются на клетки и впитываются в металл. Впитались? Хорошо. Впереди широкая стена из кубиков. Внутри кубиков ничего нет, они будто из спичек. Это кристаллическая решётка металла. Мимо «спичек» летают шарики — это свободные электроны металла. Вместе с ними своими клетками пролетаем решётку. Далее выдавливаемся наружу, как пена для мыться посуды из губки, уже с другой стороны ворот. Всё, просочились. Я ж говорил это легко. 

 

Собираемся обратно. И одежду не забудьте собрать, а то насмешите духов здания своим непотребным видом. Красивых девушек это не касается, лишь бы не замёрзли. Нам вперёд, к свету. 

 


Вертикальный прямоугольный проём слева — вход в здание


 

Если громко топать  — эхо убежит к свету раньше вас. Потолок сводчатый, полукругом. Он выложен из кирпича и заштукатурен. Так делали арки в зданиях 19 века. А железобетонные перекрытия я не встречал ни в одном таком здании Томска.

 


Кирпичи фиксируют друг-друга клином. Чем сильнее давишь на потолок сверху, тем он крепче. Так работает кирпичная арка

 

Заходим во внутренний двор и смотрим налево вверх.

 




На голубом небе белые облака. А на морковном кирпиче облака тёмного мха 

 

Питерский двор в центре Томска. Я не был в Питере, но про его дворы слышал и представляю их такими. Только поцелее. 

 

В этом дворе невозможно спрятаться. Посетители здания увидят тебя из любого окна. Но это было, когда здание жило. А сейчас оно умерло, и в нём обитают трупные черви. А их продукт жизнедеятельности — мусор. 

 




Итальянцы в новый год выкидывают из окон старые вещи. Трупные черви — новый год у них всегда — выкидывают они всё подряд. Арка справа вверху 

 

Заходим в здание через дверь в стене арочного входа. Впереди длинный коридор вдоль здания. Справа — тёмная лестница наверх. 

 




В пролётах — арочные окна 

 

У меня в школе так стены оформляли — верхнюю половину белили, а нижнюю красили. А уборщицы ругали, если мы чиркали стены подошвой ботинок — оставались чёрные полосы. Как не чиркать, если на перемену бежит толпа мальчишек? У детей простые ценности, а у старых работяг тягостные обязательства. 

 

Идём по коридору вдоль здания. Налево — светлые комнаты с окнами. 

 




Здесь был технарь, поэтому такая надпись на доске. Обучали электриков. От батареи осталась тень. Она похожа на решётку радиатора автомобиля марки Jeep

 

Выходим из комнаты налево и идём до конца коридора. Там поворачиваем направо и смотрим через окно во двор.

 


В правом нижнем углу входа — арка. Мы там только что были 

 

Впереди лестница. Я назвал её — светлая, потому что она светлая. По ней можно наверх и в цоколь. Цоколь под землёй, поэтому он подвал. Там страшно. Значит сначала туда, и только потом — наверх. Как в детстве: сначала съесть всё невкусное, чтобы потом насладиться вкусным.

 




Спускаемся. Чувак там уже стоял

 

Белые стены и паутина чёрные от грязи. Видите арочную кладку? Длина арочного свода — 2 метра. На свод опирается рельса, а на рельсу — лестничный пролёт. Этот пролёт рухнет только вместе с домом, понимаете?

 

Спустились. Заглянем налево под лестницу?

 




Тоже арка

 

Туда не полез — ртутные лампы не люблю. 

 

В подвале темно, включаем фонари. Дышите глубже — это запах сырой затхлости. Если кучу грязных носков неделю подержать в сырой ванной комнате — будет такой же запах. Поэтому стирайте снарягу сразу после соревнований.

 

Впереди металлические котлы. Ими обогревались в советское время. Как обогревали здание в империи — не знаю.

 


Всего их два одинаковых

 

В американском фильме ужасов в топке будут кости жертв маньяка. Но у нас российский фильм ужасов. Поэтому в топке тлен и безысходность от утраты былого величия.

 


Углём топили или дровами?

 

Если проголодались — можно съесть грибочков. 

 




Вот и тарелочка рядом 

 

После грибочков можно посмотреть телевизор.

 




Внутри большого телека — маленький. Сможете смотреть сразу несколько программ — картинка в картинке

 

То, что они оба неисправны, вас уже не остановит, ибо собственное воображение интереснее всего. Оно же первопродукт. А с исправным телеком поаккуратнее — там показывают производную от чужого воображения. А даже первая производная от пищи — что? Верно, фекалий.

 

Потом можно попить чаю и поразмышлять о любви — тематическая кружка под телеком. В общем — интересно! Приходите. Потом. А сейчас — возвращаемся к светлой лестнице. 

 




Вот она — светлая и тёплая

 

И не страшно уже вовсе после тёмного и сырого подвала.

 

Поднимаемся наверх и ходим по светлым помещениям основной части здания, которую видно снаружи. Я назвал её — имперская.

 


Альпийская горка и солнце — на третьем этаже

 

Обходим горку вдоль стены, и идём вперёд по коридору.

 


Тонкие досточки крест на крест на потолке и стенах — дранка

 

Перекрытия деревянные. Идём вдоль правой стены мимо сталкерского знака и заходим направо в открытую дверь. Там светлый зал.

 


 Дверь слева — выход на балкончик 

 

«Не ходи на балкончик!», — подсказывает сталкерский знак. Но в окно заглянуть можно.

 




Дневной свет из окна засвечивает Айфон 

 

Это напоминает компьютерную игру. Персонаж бродит по тёмным подземельям и расстреливает нежить. Интересно, но тьма надоедает — он же живой, тянется к свету. И ему разрешили взглянуть на свет через секретное окно. Он смотрит и думает, как хорошо снаружи. Какая у него там могла бы быть жизнь. Но сейчас он в тёмных разрушенных помещениях, которые хотят его убить. Ему опять возвращаться. И всё, что у него есть — это вид из окна на светлую жизнь. Чужую.

 


Осень — целая жизнь. И смерть

 

Ладно, нам обратно. Во тьму, за корой свет. 

 




Стена второй части здания

 

Выходим из помещения и идём дальше по коридору. Смотрим под ноги и обходим доски — в них гвозди, можно проткнуться. Заходим в дальнее помещение налево и смотрим в окно на стену двора.

 


В середине стены — уступ. А сверху — треугольный кирпич выложен домиком. Между кирпичей мох вместо раствора

 

Я смотрел на стену и вспомнил мысли прошлогодней давности. Тогда я видел эту стену только снаружи.

 


«Зачем этот ярус между зданиями? — Думал я. — «Наверное там плоская крыша. А зачем они так странно сделали — низкую плоскую крышу между высокими зданиями?» 

 

На ней можно сделать мансарду со стеклянной стеной в эту сторону и стеклянной же крышей. Деревянный пол. Мягкие диванчики, а рядом — большие деревянные кадки с большими цветами. Фонтанчик. И запах кофе. Сидишь на диване, читаешь или пишешь. А сверху — Бааабах! Гром. Смотришь наверх, и видишь, как сыпется дождь.

 

Но стена оказалась просто стеной, а не стеной здания. Сейчас я смотрю на неё уже изнутри и думаю: «Она разделила мою настоящую реальность и мои прошлые мечты. Стена времени».

 

С этими мыслями на выход. Но прежде — ещё раз взглянем на двор. 

 




Крутой двор

 

Спускаемся по «школьной» лестнице, что с этой стороны здания. 

 




Арки окон и лестничного пролёта 

 

Спускаясь, заглядываем в помещения по пути — прощаемся. Будто мы были в гостях у дома, а комнаты — жильцы. И мы с каждым прощаемся, уходя. 

 




В правом окне — фрагмент стены времени

 

Выходим под арочный свод направо. 

 


Вот и выход

 

Просачиваемся сквозь металл обратно — уже умеете. Оборачиваемся и смотрим на здание. 

 




Теперь вы знаете его изнутри

 

Благодарим духов здания за приём и идём пить кофе. 

 

Часть 2. Здание рассказывает о себе


Пока я шёл в кофейню — поймал себя на мысли: «Здания со мной говорят». Нет, я не псих. Я полгода смотрел на здания в центре Ленина: на формы окон и дверей, на рисунки фасадов и стен, на следы ремонта и разрушений. Здание показывает, что с ним делали люди и природа за годы его жизни. Вот это и есть его молчаливый разговор. Ну да, справки «здоров» у меня нет. Поэтому Обруб 4 мне так и сказало: «Тёма, (пусть будет Тёма, как молоко — прим. Автора) меня перестроили».

 

Здание называтеся Доходный дом купца Андреева. Имперские строители построили его в 19 веке — точный год я не нашёл — а советские перестроили в 60 годы.

 

Чтобы определить перестрой, есть четыре признака:

 

• Кривая кладка 

 

Сравните плотность и ровность кладок слева и справа. 

 




Имперская кладка ровная и плотная. Советская — рыхлая и кривая

 

• Некирпичное перекрытие проёма окна или двери 

 

Имперские окна — арками или прямоугольные — имперские зодчие делали из кирпича. Советские строители перекрывали проёмы металлическими или железобетонными балками, досками.  

 




Узкие прямоугольные окна — перестрой. А имперское окно теперь стена

 

Без железобетонной балки наверху проёма окна кирпичи упадут вниз. 

 

• Кривизна

 

Советские строители криво отрезали кирпич, когда делали окна. А окна вырезали не на одной линии.

 




Криво обрубленные кирпичи похожи на обломанные зубы

 

• Простые карнизы

 

Разница между имперским и советским карнизами — местерство исполнения:

 




Слева — простой кирпич и ступенчатый профиль канриза. Справа — фигурный кирпич и сложный профиль

 

Запомним: перестрой — это когда криво

 

Новые знания помогут нам посмотреть на знакомое здание по-новому. Поэтому снова заходим во двор через арку и смотрим на стену, где светлая лестница. Вся стена — новодел.

 


Железобетонные балки над окнами, кривая и рыхлая кладка, ступенчатый карниз из стандартного кирпича

 

Вот эта стена изнутри. 

 




Имперская стена слева — в ней арочное окно. Советская справа, под окнами ниши для батареи

 

Стена за батарейными нишами тоньше, чтобы батарея лучше прогревала улицу зимой. А имперские стены без ниш. Посмотрите фото с решёткой Jeep из первой части. 

 

Поворачиваем голову направо и смотрим во двор. Там полностью советская стена задворной части здания:

 




Левая стена советская, правая — имперская. Отличия уже знаете 

 

Проскользим по советской стене взглядом слева направо.

 




Она ачинается от границы кладок. Серединка с прямоугольным окном. Заканчивается у стены времени

 

А так совесткая стена выглядит изнутри:

 




На стене прямоугольные окна и ниши под батареи

 

А вот справа — имперская стена. Плотная кладка из старого кирпича в дыре от штукатурки. Арочное окно. Арочный проход впереди — за ним слева светлая лестница. 

 

В итоге я запутался — по какому принципу советское настроено на имперское. Поэтому решил подышать свежим воздухом. Просачиваемся через ворота и поворачиваем налево. Там вид на комплекс со стоянки.

 


Понастроили

 

Яснее не стало — смотрим поближе.

 




Хорошо видно границу кладок — она справа от двери

 

Идём вдоль стены и залазим на горку за угол здания.

 

 

Фигурный кирпич на уступе

 

Ага, значит стена имперская. Смотрим ближе.

 




Граница кирпичных кладок почти в середине окон

 

Прямоугольные окна — значит не вся стена имперская. Смотрим на неё целиком.

 




Граница кладок изгибается

 

Когда я ничего не понимаю, я обращаюсь к высшему разуму — лезу в Интернет. Там все ответы на все вопросы:

 




Слева внизу  — где люди по крыше лазят — и есть здание, чья оригинальная кладка сохранилась

 

Оно было двухэтажным и узким. Правая покатая часть — переход к светлой лестнице. А на него сверху настроили советское здание. Там были технчиеские помещения и каретная, ибо арочный вход во двор — въезд. Из них по лестнице можно перейти в основное здание. Что-то типа краснокирпичной многоэтажки с гаражами в подвале. Только круче.  

 

Поизучайте фото. На месте домика правее — Тоян. Каменный мост через Ушайку ещё не каменный. Позади него — цирк. 

 

А вот наше здание в старой газете:

 




Справа внизу — имперское здание Обруб 4

 

Домик левее Обруба 4 снесли, там парковка. Здания ресторана Мимино ещё нет, там красивые въездные ворота. Деревьев на берегу Ушайки нет. 

Я вот свою любимую стену времени разгялдел — она оригинальная. Я рад. 

 




Слева внизу. Раньше металл защищл верх стены от осадков. Сейчас остался только фигурный кирпич 

 

Схематично содружество имперского и советского выглядит так:

 




Старался, ага

 

А вот так в плане:

 




Фото 1 и Фото 2 с плана — ниже

 




Теперь понятно, где импероке, а где советское. Непонятно только зачем достроили и почему так убого?

 

Ну и немного атмосферы:

 


Открытка целиком

 

Сайт pastvu.com крутой. Там много фото имперского Томска, изучайте. 

 


Вид с улицы Обруб



Деревянное здание на месте современной парковки. Слева видно стену имперского здания Обруб 4, а справа вверху — фронтон советского здания.

 


Слева — стена Обруб 4 

 

Редкая цветная иллюстрация, как её сделали — я не знаю.

 

Вот вам домашнее задание для закрепления материала:

 


Студгородок 5а. Пристрой? Дострой? Отстой!

 

Вместо заключения

 

Вокруг одни и те же здания. Они словно пятна. На остановке одни и те же люди. Они словно образы. На работу и домой по одним и тем же маршрутам. Они словно шрамы. В пробке одни и те же машины. Они словно могилы на кладбище. На совещаниях одна и та же пустая болтовня. Она словно радиопомехи. Это — цикличность.  

 

Подскажу как её разорвать. Смотрите внимательно на одни и те же вещи вокруг. Подмечайте детали. Они расскажут вам истории. Увидите старое знакомое новым и незнакомым. Награда — каждый день будете ходить по старому новому маршруту, жить в старом новом городе… Так и разорвёте. Это лучше, чем старый новый год каждый год из года в год.

 

Верю, мой опыт поможет вам по-новому посмотреть на старое вокруг вас. Хотя бы на старые здания.

 

Ну и главное: 


Мне и Интернету можно не верить. Ибо Интернет виртуален, а я — Ненастоящий архитектор.

 

Запись посвящаяю суккубу

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Архитектура архитектура город Город дизайн Дизайн дореволюционный Томск кирпичные дома старые дома старые здания Старый томск старый Томск

 

Комментарии:

Оксинья

очень интересно. Продолжайте исследования, будем ждать.

Ответить

Чёрная птичка

Вторая часть будет про фасад. Ждите, вожделейте :)

Ответить

Иприт

В ымперском варианте не предусмотрено ЦО, вот и нет ниш под батареи.

Ответить

- Пост интересный, но автор несколько погорячился когда писал, что "Вместе с ними своими клетками пролетаем решётку.". Это у него живая клетка меньше шага кристаллической решётки?! :-) Ладно, не будем цепляться к мелочам...
- Насколько я помню, это то самое здание, где в годы советской власти был кулинарный техникум. А если через ворота и арку пройти во внутренний дворик, то там была столовка "для своих". Кормили там очень вкусно (по сравнению с другими тошниловками) и не дорого. Об этой столовке знали только немногие люди, которые и ходили туда обедать. На двери у них висело объявление, что мол сотрудники едят тогда-то, а после этого могут заходить и простые смертные. Вот мы и пользовались :-)

Ответить

мелкий бес сомнений

А дальше (скорее всего, Обруб,8) был гастроном. Когда по дороге туда и обратно мимо Обруб,4, проходил, изумительный запах свежей выпечки постоянно стоял. Только у меня ощущение, что там кондитерский цех находился.

Ответить

> А дальше (скорее всего, Обруб,8) был гастроном.
- Совершенно верно. И в годы борьбы за трезвость, этот гастроном был одним из трёх магазинов в Томске, где с 18:00 до 20:00 продавали алкоголь. Очереди там были - смотреть страшно. И раз в месяц, нас от конторы (мужиков покрепче) отправляли на подмогу ментам - наводит порядок в очереди. Так как сами менты не хотели этим заниматься категорически :-) Но за эти два часа давки, ругани и толчков, после закрытия продажи мы могли зайти спокойно в магазин и купить по паре водочки :-)

Ответить

sdwolf

Да как будто снова прошёл по класса Коммунально строительного техникума. В середине семидесятых учился в нём. Где теперь все?

Ответить

Пересвет

Простенький, но достойный сюжет. От меня большой плюс вам в подарок.

Ответить

Всё хорошо, мы падаем! Если мы не можем себе позволить собственной страны со своим правительством, то всё правильно, придут другие, более честные. И может они будут жить счастливо на самой богатой и большай территории земляного шара.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.