Регистрация Вход
Город
Город
Город

«Демон» Врубеля поселился в томском музее

Почувствуй себя Богом

 

Вместо там-тамов, бубна, барабана, кахона – кувшин, крынка, амфора, кубок, пиала…  Из привычных ударных музыкальных инструментов лишь «ветерок». Борис Еремеев специальными «барабанными» палочками ударяет по глиняным сосудам, выстукивая ритм не то блюза, не то неведомого ритуального танца. С «керамического» блюза 15 февраля начал свою работу XIV Международный Сибирский фестиваль керамики в Первом музее славянской мифологии. 

2



Музыка перетекла в танец, а затем и в битву мастеров - и пластика звука стала пластикой движений. Гончарный круг задавал ритм, руки направляли движение музыки. На глазах у публики три замечательных керамиста – Андрей Салтан (Томск), Александр Варламов (Асино), Олег Трухин (Барнаул) творили необычной формы сосуды. По правде сказать, это было сотворение музыки из глины.

 

Так рождается любовь к керамике, которая больше чем мода.

 

Увертюрой к открытию стал конкурс юных керамистов «Сила Сибири –гордость страны». Их работы вошли в экспозицию, а победители получили награды спонсоров фестиваля на открытии.

3



Детская часть фестиваля из разных регионов страны всегда привлекает внимание своей чистотой и особым мировосприятием. На этот раз задание было крайне сложным: предлагалось изготовить объёмные фигуры, сюжет которых связан с коренными жителями Сибири, Дальнего Востока и их жизнедеятельностью, а также барельефы, сюжет которых демонстрирует промышленное освоение Сибири, работу в трудных условиях сибирского климата и ландшафта. На удивление дети справились с этой сложной задачей: на выставке есть и рыбаки, и охотники, и обитатели тайги. Никогда не забыть трогательного лося, который заблудился в лесу и обдумывает, куда держать путь дальше! Восторг вызывают и сцены дружбы людей и животных.

 

5



- И вы так сможете! – уверяет Ольга Павлова, директор Первого музея славянской мифологии и приглашает всех на мастер-классы, которые проведут ведущие керамисты Сибири и Томска. – Участвовать в них может любой, без ограничения в возрасте и даже не имея навыков работы с глиной. До 15 апреля у нас пройдет семнадцать мастер-классов! На них мы слепим «блюдце счастье» и японскую пиалу, вазочку-сову и кота - подставку под карандаши, поработаем за гончарным кругом и узнаем, что такое сграффито..  Для тех, кто придёт на выставку в выходные и праздничные дни в 13.00, получит от музея бонус: экскурсию в подарок.

6



Первый мастер-класс «Приемы декорирования в керамике» провел один из кураторов фестиваля, профессор кафедры художественной керамики Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского в Красноярске Иван Кротов. По его уверению, каждый, кто берет в руки глину, чувствует себя немного Богом.

 

- Божественное начало заложено уже в самом материале – в глине, но оно идет и от художника, - считает Иван Николаевич Кротов. – Когда все соединяется, то и получается результат. Хотя и он может быть непредсказуемым. Потому что в процессе участвует не один художник. У него есть два помощника: во-первых, гончарный круг (если ты гончар), во-вторых, печь. Без печи никуда! А с печью отношения совершенно уникальные: как ты с ней тесно и близко ни общаешься, ни доверяешь, а в самый ответственный момент получаешь совсем не то, что хотел. Или наоборот, ничего хорошего не ждешь, и вдруг…


8



Четвёртый год подряд он проектирует вместе с командой музея выставку Сибирского фестиваля в Томске, и с каждым годом интерес со стороны зрителей, а не только художников растет. Кротов говорит даже не о моде, а о керамическом буме, который охватил Россию.

 

Томский мастер Андрей Салтан солидарен с куратором: «Одно время фестивалей керамики просто не было вообще. Сегодня ситуация лучше. Есть фестиваль на Алтае, есть на Урале. В Омске хорошая образовательная программа. Но наша история – особенная. Все, кто приезжают в Томск издалека, отмечают особый колорит фестиваля, уровень его организации, его программу, и, конечно, все отмечают высокий художественный уровень работ».

 9



Открытие выставки собрало несколько сот зрителей. Многие готовы подписаться под слоганом: керамика – это не просто модно, это любовь на всю жизнь!

 

Сибирский фестиваль на этот раз представил в Томске 500 работ более ста мастеров из Турции, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Казахстана и разных регионов России. Есть мастера, которые уже запомнились и полюбились томичам по предыдущим фестивалям, как Елена Краснова из Красноярска, Светлана Мухина из Омска, Алена Романцова из Тайги, а есть новые имена, ставшие открытием Томска – совершенно ни на кого не похожие Валерий Колтыгина из Белоруссии, Сергей Сухарев из Санкт-Петербурга, их работы – работы грандов. По мнению директора фестиваля Юрия Неупокоева, присутствие мастеров такого уровня – большой стимул для тех, кто начинает свой путь на поприще декоративно-прикладного искусства.

10



- Очень убедительная география.  Много интересных работ представил Новосибирск. Есть удивительные национальные вещи мастеров из Узбекистана, Казахстана, Белоруссии. Отрадно, что томичи не потерялись на общем фоне. Но затмевает всех Красноярск: их много и за ними известная школа, - делится своими впечатлениями искусствовед Татьяна Микуцкая.

 11



Изюминкой четырнадцатого фестиваля стали композиции или изделия, выполненные «по мотивам» картин известных художников XIX – XX веков – Матисса, Шагала, Ван Гога, Пикассо, Малевича, Врубеля и других. Перед художниками была поставлена задача – перевести плоское полотно в объем. Но и перед зрителями задача оказалась не менее простой – найти среди полутысячи экспонатов Царевну-Лебедь М. Врубеля, золотых рыбок А. Матисса, влюбленных М. Шагала, черный квадрат К. Малевича и другие «шедевры». Знатоки заполняют специальные анкеты: по окончанию фестиваля среди правильно ответивших будет разыгран специальный приз от музея. 

Некоторые мастера выбрали в качестве образца художников не столько широко известных. Например, Александра Вартапетова (Республика Алтай) создала Богиню Умай-Эне по мотивам работ удивительного, но, к сожалению, мало известного художника Николая Чепокова (Таракая), которой восторгаются все посетители.

12



13

 

 14

 

15

 

16



Поклонники керамики присматривают работы для личной коллекции: на фестивале возможно не только прикоснуться к божественному материалу, но и купить изделия художников.

 

(Расписание работы музея на сайте: http://slav-museum.ru/keram_tomsk_fest/

Татьяна ВЕСНИНА.



Источник: Татьяна Веснина

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

выставки культура музеи томска Музей славянской мифологи фестиваль

 

Комментарии:


Круто, молодцы что привлекают к искусству детей!

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.