Регистрация Вход
Город
Город
Город

Абхазские негры.

В продолжение и развитие поста «Казаки. Подборка ретрофотографий». Автор: Jack Daniels, 25 августа 2009 г. http://jack.gorod.tomsk.ru/index-1251182405.php?


Еще до того момента, как Грузия вошла в состав Российской империи, территория нынешней Абхазии была лакомым куском в международной политике. Так, уже с конца XV века Абхазия подвергалась нападениям турок, а во второй половине XVI века ее зависимость (а также Западной Грузии) от Османской империи стала очевидной.

1. Всадники Абхазской сотни Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. Дело происходит в 1914 году. Один из воинов-абхазов (других в Абхазской сотне и быть не могло) выглядит как типичный негр. И это никого не смущает. 



Как известно, работорговля для Турции в то время была делом привычным. На ее территорию ввозились красивые девушки-наложницы со всего света (и тут уместно вспомнить украинскую дочь священника, ставшую любимой женой султана – Роксолану). Также на невольничьих рынках продавались рабы для выполнения тяжелого физического труда, а также для увеселения или развлечения местной знати.

Именно из Турции, в 18 веке, африканские негры были ввезены в Абхазию грузинскими князьями Шеваршидзе. Они предназначались для работы на цитрусовых плантациях. Таким образом, как и на другом конце земного шара – в Америке, чернокожие мужчины должны были на долгое время стать источником благосостояния местной знати.
Однако, история абхазских негров оказалась гораздо гуманнее и человечней. После того, как африканские невольники и их потомки осели на территории Абхазии, они переняли веру, а также язык и, что самое главное – национальную идентичность самих абхазов!

2. 



Исторические документы XIX века гласят, что все негры говорили лишь по-абхазски и идентифицировали себя абхазами! Местные жители не игнорировали своих новых соседей, и даже заводили совместные семьи. Знать нанимала негров в качестве охранников, либо селила в своем доме в качестве прислуги.

Но внятного ответа на вопрос «Откуда в Абхазии чернокожие?» нет. Есть археологические артефакты, подтверждающие, что негры жили на Кавказе в очень давние времена. Есть абхазский эпос, в котором действуют «чернолицые джигиты, пришедшие на Кавказ из южных земель». Есть легенда о нартах, ходивших на Африканский Рог и вернувшихся оттуда с сотней негров, которые остались жить в Абхазии.

В V веке до н. э. о «темнокожих, с курчавыми волосами» обитателях этих мест писал Геродот, отметивший сходство «черных кавказцев» с египтянами и эфиопами. Через тысячу лет, в V веке н. э. сосланный на Кавказ Иоанн Златоуст тоже упомянул об «эфиопах», обосновавшихся в окрестностях Питиунте (Пицунда). В 1884 году про абхазских негров писал известный винодел В. Тьебо: «Тип лица у них абиссинский». В 1913 году этнограф Марков описывает «курчавых негритят» и «черных людей в белых одеждах» и отмечает, что «негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру».

Есть документальные свидетельства о том, что в начале ХХ века наместник Кавказа Воронцов-Дашков имел в своем личном конвое негров из Адзюбжи, а основатель курорта в Гаграх, принц Ольденбургский держал при своем дворе абхазских негров. Есть куча местных легенд о крушении у берегов Абхазии османского корабля с черными невольниками, которые спаслись и основали первое негритянское поселение, о попытке князей Шервашидзе использовать чернокожих рабов на своих мандариновых плантациях, о Петре I, который привез в Россию так много арапов, что раздавал их своим подданным, абхазским князьям.

 

3. Росим Абабико – негр из Степановки (пригород Батума). 1913 г. 



Сегодня принято считать, что негры появились в Абхазии в XVII веке, а их предками, скорее всего, были эфиопы или египтяне. Но чаще говорят об «эфиопском следе», базирующемся не только на внешнем сходстве, но и на совпадении географических названий: Багада – Багада, Табакур – Дабакур и пр. В 1927 году эту эфиопскую версию поддержали Максим Горький и абхазский писатель Самсон Чанба, бывший тогда одним из руководителей Абхазской Республики. Они специально поехали в места компактного проживания абхазских негров и вынесли вердикт: скорее всего, эфиопы.

Еще одно подтверждение эфиопской версии – контакты между Россией и Эфиопией, начавшиеся еще во времена Алексея Михайловича и продолжившиеся при Петре I, Екатерине II, Николае I и Николае II, который во время кругосветного путешествия встречался с эфиопским императором Мениликом II.

Сегодня негры продолжают жить в Абхазии. Они говорят на абхазском языке, выращивают мандарины и виноград, делают вино, работают на фабриках и в портах и считают себя абхазами, что с присущим ему юмором засвидетельствовал Фазиль Искандер в книге «Сандро из Чегема»:

«– Ну а как живется неграм в Советском Союзе?

– Каким неграм? – заинтересовался хозяин.

– Как каким? – удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. – Вам!

– Мы – не негры, – сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, – мы – абхазцы».

 

Светлана Аллилуева, дочь Иосифа Сталина, в своих воспоминаниях писала о них как о замечательной особенности родины её отца.

В настоящее время абхазские негры проживают в некоторых селах в Кодорском ущелье, некоторых представителей вы сможете отыскать и в столице Абхазии – в Сухуме. Но большая часть их просто исчезла, потому как просто растворилась в этническом большинстве абхазов.


4. 



Памятью об этой удивительной истории служат лишь фотографии XIX столетия, на которых представлены суровые чернокожие мужчины в папахах, в руках которых – кинжалы. Самой известной фотографией является, пожалуй, снимок карабахского негра, сделанный Джорджем Кеннаном в 1870 году, который хранится в Библиотеке Конгресса США.



Источник: https://fishki.net/2256599, http://www.hrono.ru.

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:


 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.