Регистрация Вход
Город
Город
Город

Вторая экспедиция Института Африки РАН в первые старообрядческие общины Африки.

В дополнение и развитие поста «Люди из прошлого. Как живут сегодня старообрядцы, мормоны и Меннониты» от 27.04.2019 г. –  http://gorod.tomsk.ru/index-1556363130.php

 

С 16 по 27 октября 2018 года в столице  Кампала  Республики Уганда, а также населенных пунктах  Накабаале,  Кисоджо,  Капеке  работали российские социальные антропологи – сотрудники Института Африки РАН, ИМЛИ РАН и руководитель миссии  Русской Православной  старообрядческой Церкви  в Уганде  о. Никола Бобков. Проведение экспедиции было поддержано Российским фондом фундаментальных исследований (грант 17-01-00148).


1. О. Иоаким Валусимби и о. Никола Бобков в церкви Накабаале.  

В состав экспедиции входили: чл.-корр. РАН, д.и.н., проф. Д.М. Бондаренко  (руководитель), д.ф.н., проф. В.Л. Кляус, иерей  Никола Бобков (РПсЦ) и м.н.с.  А.О. Лапушкина. Полевое исследование стало вторым этапом научного проекта «Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах». В рамках проекта исследователи сфокусировались на изучении феномена угандийского православия и старообрядчества в социокультурном аспекте. Продолжительность проекта составляет три года: с 2017 по 2019 гг. (включительно).

2. Вид с крыши старообрядческой церкви в Мперерве, пригород Кампалы. 



Уганда – первая африканская страна, где сложилась обширная православная община, не считая имеющих многовековую традицию православия Египета и Эфиопии. История угандийских православных церквей и приходов насчитывает лишь несколько десятилетий. Их появление связано с Александрийской православной церковью, которая начала миссионерскую деятельность в Центральной и Экваториальной Африке еще в 1920-х гг.

 

3. Старообрядческая церковь, деревня Накабаале. 



На сегодняшний день в Уганде действуют четыре епархии (Александрийский патриархат), объединённые в митрополию. Русское старообрядчество появилось в Уганде недавно: небольшая группа угандийских православных перешла в ведение Московской митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви в 2013 году. Однако численность прихожан растет, и к 2018 году большинство старообрядцев являются выходцами из протестантских церквей (по результатам анкетирования).

 

4. Венчание Николаса и Юстины в старообрядческой церкви, пригород Кампалы. Венцы, удобные для транспортировки, были выполнены РПсЦ специально для угандийских старообрядцев. 



Второй сезон полевого исследования был посвящен изучению феномена РПЦ и старообрядчества в Африке. Первая экспедиция этого сезона в рамках гранта была проведена к.и.н. А.В. Туторским  и студентом МГУ И.А. Бурцевым 25.07-08.08.2018. Исследование было направлено на изучение народной культуры Русской Православной Церкви в Форт-Портале  (западная Уганда).

 

5. Под этим навесом старообрядцы деревни Кисоджо собираются на молитву, когда приезжает священник. 



В ходе экспедиции были проведены 26 структурированных интервью, а также собран следующий этнографический материал: видеозаписи традиционной свадьбы народа ганда и венчания этой же пары в столичной старообрядческой церкви; видеозаписи утренней воскресной службы в той же церкви, а также моления в строящейся старообрядческой часовне в Накобаале. Кроме этого фиксировалась обыденная жизнь населения в поселках, где проживают старообрядцы: приготовление пищи, шитье, глажка одежды, сбор кофе, работа на птичьей ферме и др., местный фольклор.

 

6. Юная старообрядка Стелла во дворе церкви.  



В целом проект задуман как социокультурно-антропологический. Феномен угандийского старообрядчества рассматривается с точки зрения социальных и культурных процессов, способстовавших его появлению. Эти процессы не только определили особенности угандийского старообрядчества, но и отразили глобальные тенденции социокультурного развития – когда взаимодействие культур приводит не просто к их симбиозу, но синтезу.

 

7. Информантки-старообрядки деревни Капеке. 



В России о существовании в Уганде старообрядцев практически неизвестно. Более того, новый и необычный феномен угандийского старообрядчества никогда не подвергался научному анализу в российской и мировой науке. Все вышеперечисленное определяет актуальность и новизну проекта. 



Источник: http://ruvera.ru.

Поделитесь с друзьями:

   
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.