Регистрация Вход
Город
Город
Город

Тягости и радости кисейных барышень: как жили воспитанницы института благородных девиц.

В царской России, как и во всем мире, образование женщин долгое время считалось вещью излишней. Девушек воспитывали, чтобы они становились примерными женами, заботливыми матерями и хозяйками. Но в 1764-м указом Екатерины Великой в России было открыто первое образовательное и воспитательное учреждение для женщин.

 

1. Воспитанницы Смольного института благородных девиц. 



Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими.


2. Здание Смольного института. 



3. Главный фасад здания Смольного института. 



Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц. Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное – просвещение, просвещение и ещё раз просвещение!     

 

4. Преподаватели Смольного института. 



5. Преподаватели Смольного института. 



6. В учительской. 



Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести.

7. Преподаватели Смольного института в учительской комнате.  



8. Урок пения. Фото 1889 г.  



9. Урок игры на арфе. Выпускной альбом института 1889 года.  



10. Урок рисования. Выпускной альбом института 1889 года.  



Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам... дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся. 

 

11. Экзамен по музыке. 



12. Смольный институт. Воспитанницы на уроке.  



Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали. 


13.  Урок рукоделия.  



14. На уроке.  



Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» (parfaite франц. - «совершенный»). Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике. 

15. В швейной мастерской. Выпускной альбом института 1889 года.  



16. Начальница Смольного института Е.А. Ливен в кабинете за письменным столом.   



17. Фрейлина ее императорского величества, начальница Смольного института княгиня Е.А.Ливен в кресле с вязанием в руках.  



За порванный чулок, за неаккуратности или за проделки, девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.


18. Спальня воспитанниц. 



19. Помывочная. Фото 1889 года.  



Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы. 

20. Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года. 



21. Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года.   



22. Смольный институт. Чаепитие с гостями. 



23. Смолянки в столовой. Выпускной альбом института 1889 года.  



Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так: 

- Утренний чай с булкой.
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
- Вечерний чай с булкой.

24. На катке. Фото 1889 года.  



25.  Смольный институт. Катание с горки. Фото 1889 г.  



Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.


26. Смольный институт. Приём – экзамен  на знание хороших манер. 



27. Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 г.  



На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдика, архитектура и физика. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводством, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей. 


28. Жилой флигель Смольного института. 



29. Церковь Смольного института.  



Самое важное и волнительное событие в Смольном – публичный  экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. За день до экзамена девушке вручали билет, по которому она должна была хорошо подготовиться. 

Шесть лучших учениц по окончании института получали золотой шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали.
После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы.

30. Последний выпуск воспитанниц Смольного института. 1917 год.  



Цель заведения была подготовить девиц к дальнейшей жизни, но сложно оценить, насколько в действительности подготовленными они покидали его стены. Зачастую девушки оставляли Смольный, будучи крайне наивными и робкими. Они не умели общаться с мужчинами, не знали многих элементарных вещей, которые могли пригодиться им в быту.

Тем не менее, среди выпускниц Смольного института можно встретить немало имен, которые вошли в историю России: террористка Мария Захарченко-Шульц, двойной агент Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг, воздухоплавательница Прасковья Гагарина, революционерка Мария Добролюбова и другие.



Источник: https://kulturologia.ru, https://homsk.com.

Поделитесь с друзьями:

   
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.