Регистрация Вход
Город
Город
Город

Прорыв дамбы Баньцяо.

Иногда создается впечатление, что природа испытывает человека и все плоды его деятельности на прочность, и очень часто человек эту проверку не проходит. По разным причинам – из-за излишней самоуверенности, из-за халатности, а иногда просто из-за того, что стихия выходит за рамки ожиданий человека. 

 

1. 



Но чаще всего из-за всего и сразу. Именно так происходят катастрофы, подобные прорыву дамбы Баньцяо ночью 8 августа 1975 года. В этот день в 1975 году произошла катастрофа, в которой погибло 200 тысяч человек


2. 



С дамбой Баньцяо ассоциируется наиболее жуткий кошмар, связанный с плотинами, потопами и человеческими жизнями.

 

3. 



Плотину на реке Жухэ китайцы возводили при активном содействии советских консультантов. Работы начались в 1951 году и делались на совесть. И насчет «на века», – это не просто словесный оборот, а реальный расчет: прочность дамбы просчитывали с многократным запасом на случай наводнений и катаклизмов, которые случаются не чаще чем раз в тысячу лет. После постройки, однако, в конструкцию дамбы вносились дополнения и изменения, из-за которых местами она пошла трещинами. Снова пришлось звать советских инженеров, чтобы они показали, как все исправить.

 

4. 



Однако в 1975 году случилось наводнение, равного которому не помнят даже старожилы. Неудивительно, ибо оно было крупнейшим не за тысячу, а за две тысячи лет! Старожилы столько не живут, и никакие инженеры даже не закладывали подобные нагрузки в проекты. После того как в регион пришел тайфун, был зафиксирован рекорд выпадания осадков – 1631 мм за день! Надо заметить, что система дамб в Баньцяо была частью еще более крупной сети плотин, охватывающей огромную область Китая. Первой не выдержала напора воды плотина Шиманьтань, авария на ней случилась в полпервого ночи 8 августа. Через полчаса нараставший поток воды достиг сети плотин в Баньцяо, и они не смогли оказать ни малейшего сопротивления. И самая современная и массивная дамба Баньцяо не справилась с нагрузкой. Всего в эту ночь, как домино, обрушились 62 дамбы!

 

5. 



Хронология событий.

Точкой отсчета катастрофы можно считать 30 июля 1975 года, когда на Китай обрушился супертайфун Нина – он бушевал до 6 августа, но и после ослабления тайфуна на землю проливались ливневые дожди, началось наводнение.

 

6 августа.
Был зафиксирован рекорд количества осадков – за час с неба на землю выпало 160 мм осадков, а за весь день осадки достигли уровня 1631 мм. Масштабы стихии просто поражают, ведь в норме количество осадков в данном регионе не превышает 800 мм в год! Рекордные осадки заставили руководство дамбы Баньцяо задуматься о начале слива лишней воды через водоспуски – в вышестоящую инстанцию был отправлен соответствующий запрос, однако положительного решения добиться не удалось. Все дело в том, что ниже по течению уже шло подтопление, и сброс воды с Баньцяо грозил наводнением.

 

7 августа, утро.
Руководству дамбы было отправлено сообщение о разрешении открытия водоспусков, однако оно не дошло до адресата – причиной тому стало разрушение линий связи.

 

7 августа, 19:30.
В дамбе образовалась первая трещина. Руководство дамбы не знало о разрешении открыть водоспуски, поэтому такое решение принималось самостоятельно на свой страх и риск. Однако было уже поздно: водоспуски заилились, и они перестали выполнять свои функции.

 

8 августа

 

00:20.
Командир расположенной рядом военной части принял единственно верное в данной ситуации решение – нанести по дамбе авиаудар и предотвратить дальнейшее накопление воды в водохранилище. Для согласования удара был отправлен запрос в вышестоящую инстанцию.

 

00:30.
Не выдержав напора, разрушилась расположенная выше по течению дамба Шиманьтань, вода хлынула вниз по течению. Интересно, что эта дамба была рассчитана на наводнения, которые происходят не чаще раза в 500 лет, однако ее конструкция оказалась довольно прочной, и выдержала более чем двукратное превышение уровня воды.

 

1:00.
Волна от дамбы Шиманьтань достигла дамбы Баньцяо, перелилась через ее гребень, и через несколько секунд разрушила ее. В результате прорыва плотины образовалась волна высотой до 7 метров, которая двинулась вниз по течению со скоростью 50 – 55 км/ч. За дамбой Баньцяо расположена равнинная местность, поэтому волна разлилась на ширину до 10, а в некоторых местах и до 15 км. Примерно за час волна, сокрушающая на своем пути дома, дороги и коммуникации, убивающая людей и скот, прошла путь почти в 55 км, полностью затопив равнину, и разрушив по пути еще множество дамб, которые должны были защитить от наводнений. Те, кто выжил этой ночью, утром увидели разоренный край, покрытый слоем ила и грязи, с появившимися ниоткуда озерами, и развалинами домов…

 

Последствия.


6. 



В результате прорыва дамбы была полностью затоплена территория на расстоянии до 55 км от дамбы и шириной до 15 км. Вода двигалась вниз по течению реки Жухэ, по пути разрушив еще 60 дамб, и в итоге всего за несколько часов было прорвано 62 плотины (Баньцяо была самой крупной из них). Волна разрушила множество населенных пунктов, многие деревни были буквально стерты с лица Земли вместе со всеми жителями. Колоссальный ущерб был нанесен коммуникациям и путям сообщений – это вызвало дезорганизацию и создало серьезные трудности для оказания помощи пострадавшим районом. Отсутствие дорог затрудняло подвоз продовольствия, и во многих затопленных регионах еще через полторы-две недели после катастрофы помощь оказывалась только с самолетов и вертолетов. Крупнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали этого региона бездействовали две-три недели после наводнения, а небольшие дороги оставались нерасчищенными на протяжении месяцев. 

 

7. 



Из-за наводнения, отсутствия квалифицированной помощи и разрушений складов продовольствия начался голод, а за ним пришли и эпидемии – именно они стали главной причиной гибели людей в последующий после наводнения период. В течение первого часа после прорыва дамбы вода унесла жизни 26 000 человек – такое количество жертв обусловлено временем катастрофы (в час-два ночи люди мирно спали в своих домах) и тем, что жители из-за обрыва коммуникаций просто не были предупреждены о возможной опасности. Интересно, что многие люди были буквально вымыты из своих деревень и поселков, но остались живы, и в течение последующих дней и недель вернулись в свои дома. Волна смыла порядка 300 000 голов скота, а также затопила огромные территории сельскохозяйственных земель. Это нанесло колоссальный ущерб экономике региона.


Восстановление.


8. 



Долгое время после катастрофы Баньцяо и другие разрушенные дамбы на реке Жухэ напоминали о себе возвышавшимися на берегах гребнями. Восстановительные работы начались не скоро. Восстановление разрушений оказалось задачей почти непосильной даже для коммунистического Китая. Лишь в 1993 году все плотины были отремонтированы, включая пресловутую крупнейшую дамбу Баньцяо, от которой и берет название вся эта история. 



Источник: https://fishki.net/3052821

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Malvado

На фото 6 удивили европейского вида усатые дядьки в котелках. Это в 1975 году, во времена Pink Floyd и Deep Purple, космической программы Аполлон-Союз и сверхзвуковых пассажирских лайнеров Конкорд! Поиск в гугле по картинке подтвердил подлог. Фото сделано в 1911 году после разрушения плотины в городе Остин, штат Пенсильвания. Собственно, ещё одно подтверждение известного тезиса, что Интернет - большая помойка. Не верьте на слово ничему, что там опубликовано.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.