Регистрация Вход
Город
Город
Город

«Нас считали фантазерами...». Как начинался Усть-Луга. Что уже есть и что еще строится.

Надобность в балтийском порте возникла еще в незапамятные времена.
Новгородские купцы владели приличной частью побережья Финского залива. Но вынуждены были торговать через порты Ливонии. А что делать? Своего-то порта нет ...

 

Иван Грозный решил покончить с этим "безобразием". И в 1557 всего за три месяца (ничего себе!) был построен порт в устье Нарвы. Но аппетит разгулялся и царь решил прихватить и ливонские порты. Началась война с плачевным результатом. Россия потеряла южное побережье залива вместе с портом. Увы ...


1. Усть-Лужская губа в 90-м году. 



Сталин в 30-е годы развернул большую стройку. Но помешала война. При отступлении все было взорвано.

В послевоенные годы никто о порте под Ленинградом не помышлял. Зачем? Есть же Прибалтика. Огромные средства вложили в эту малышню. Кто ж знал, что СССР не вечен? И случилось то, что случилось...

 

И вот в 1992 была создана компания ОАО "Усть-Луга". С правом привлечения инвестиций. Заказчиком выступил Росморречфлот. И в апреле 1993 был дан старт строительству. Вперед! ...

Времена были смутные. Никто не верил, что голодная, обескровленная Россия потянет такую стройку. Считали это затратной показухой.
Европа вежливо улыбалась, прибалты открыто хохотали.

Напугать нас решили! Ну-ну ...

 

А стройка шла потихоньку. Неторопливо, с кучей проблем, но шла. Противодействие было колоссальное. 4 года провели в судах по экологии. Уникальные лягушки погибнут! Водский народ исчезнет! Чего только не изобретали ... не помогло.

Начиналось все с маленького причала в 1,7 млн. т оборота. Да и он почти пустовал. Не было логистики, инфраструктуры ... ничего не было! Одна грязь и ... пресловутые лягушки.

Виктория Федорова, нач. участка, начинавшая буквально с первого дня, вспоминает:

"Нас называли городскими сумасшедшими.  Никто не верил ..."

 

2. Рост грузооборота порта Усть-Луга. 



И вот в 2002 открылся первый угольный терминал. Это была победа! Пусть и маленькая, но такая важная. А затем терминалы стали расти один за другим.

Была найдена "гениальная" схема. В строительство инвестировал сам бизнес! А конкретно – заинтересованные компании.

– Вам это надо? Давайте деньги  ...


Разумеется, инвесторы стали владельцами "своих" терминалов.

 

3. Порт с высоты птичьего полета.



Ныне в Усть-Луге действуют следующие терминалы: угольный, лесной, рыбный, контейнерный, авто-ж/д-паром, два многопрофильных перегрузочных комплекса, перегрузка технической серы, два терминала по обслуживанию судов, а также для наливных и накатных грузов. Накатные грузы – это автомобили. Их стоимость уменьшилась на 400-500 евро.

 

Терминалы порта Усть-Луга:

 

4.



5. 



6. 



7. 



8. 



9. 




10. 



В планах к 2024 году поднять грузооборот до 180 млн.т. И это будет "остаточно прощевай" ливонскому транзиту. Если раньше прибалты до 20% ВВП имели за счет нашего транзита, то уже сейчас грузооборот их портов упал в целом на 30-40%. И это только начало ...

 

ГК «Новотранс» начала строительство проекта  Lugaport  стоимостью под 45 млрд. руб. Годовой грузооборот 24-28 млн.т. Проект состоит из зернового и пищевого терминалов, а также терминала для навалочных грузов. Будет иметь пять причалов общей длиной 1,5 км. Ввод – 2024 г.

Завершается реконструкция внешних ж/д подходов и строительство станционного комплекса «Лужская». Очень скоро Усть-Лужский ж/д узел станет самым крупным и современным в Европе с оборотом до 100 млн.т.

Для тех, кто работает в порту и в Усть-Лужском индустриальном парке, строится  город портовиков  Усть-Луга . Он рассчитан на 40-50 тыс. человек. В самой высокой точке будущего города построен  Свято-Троицкий Морской собор.

 

11. Свято-Троицкий Морской собор в Усть-Луге. 



В общем, процесс идет полным ходом. Несмотря на стенания соседей.

К 2025 Усть-Луга войдет в десятку крупнейших портов мира. Главное преимущество в том, что конкуренты обычно встроены в городскую черту и ограничены в размерах. Им некуда расти. В Усть-Луге такой проблемы нет. Да хоть до горизонта! Вперед ...

 

В дополнение: комментарий к посту Дмитрия Богатырева:

Спасибо за статью!

От себя добавлю пять копеек. Работал на двух проектах в 2016 и 2017 годах на территории терминала Портэнерго компании СИБУР. Суммарно – около года. Сначала строили холодильник, потом резервуар. Охранял труд у своих разбойников.

Само Усть-Лужское поселение – это три поселка: Рыбкомбинат (Остров), Краколье и Лужицы. Раньше был еще поселок Пески, теперь это остановка автобуса «Поворот» по дороге от Рыбкомбината на Лужицы. Администрация располагается в поселке Рыбкомбинат, как в более современной части. Там же строятся новые высотные дома для работников. Но местных работать на терминалы берут мало, все компании возят работников на вахту со всей России. Строителей тоже. Зато не нужно развивать бытовую инфраструктуру с детсадми и школами, и придумывать работу для жен-мужей.

Храм – старинный, сейчас его восстанавливают. Территориально находится в поселке Краколье, там же старая школа, ныне закрытая и перенесенная в Рыбкомбинат.

Строиться порт терминалами будет на север и в болота. Вся прибрежная зона уже занята погрузочными фронтами. В итоге – уперлись в деревню Лужицы.
А она – зона компактного проживания народности Водь. Прибалты и суоми взвыли, пытаясь препятствовать развитию порта, а народности Водь – всего 69 человек в мире(!) по состоянию на лето 2016 года. Был в частном музее народности в Лужицах, приобрел книжку, изданную АН России. Но не в народности дело, а в том, что территория от газового до лесного терминалов, как и все поселение, занята дачами кингисеппцев и питерцев, есть выход в Финский залив Балтики.

Река Луга – не судоходна, только в устье входят на лесной терминал суда, да пока рыбкомбинат работал (в 2017 стоял точно!), к нему транспорты с уловом приходили. В районе моста – есть старый судоремонтный завод, но как рыбку перестали ловить-перерабатывать, так и он загибаться начал.



Источник: https://zen.yandex.ru, https://sdelanounas.ru/blogs/9294/.

Поделитесь с друзьями:

   
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.