Регистрация Вход
Город
Город
Город

Экскурсия на БелАЗ и самый большой самосвал планеты.

Самый большой грузовик планеты… Флагман мировой карьерной флотилии… Нет равных по грузоподъемности… Настоящая война автожурналистов, где в качестве оружия можно использовать прилагательные в превосходной степени, но только на русском. В вашей статье он самый большой, а в нашей – наисамейший!
Вот что такое большой? А самый большой в мире – это какой? Человек всегда сравнивает с чем-то привычным, с какими-то известными ему ориентирами. Джимник в стоке – маленький. Патрол на 4 колесах – огромный. А этот БелАЗ… Он поначалу даже и не воспринимается, как грузовик. То, что нужны привычные маркеры, я еще по восприятию высоты понял, когда залезал на заброшенную вышку под Электросталью. Пока лезешь на высоте девятиэтажки, то страшно от высоты – жуть. А на высоте 200 метров уже вроде и ничего так. GoogleMaps только виден внизу, но он же не страшный. Хотя кого я обманываю? Страшно, конечно, но по-другому. Ладно, давайте добавим в качестве привычного ориентира человека, с трудом достающего даже до центра ступицы. Теперь можно хоть приблизительно оценить размеры этой штуки.


1.  



Высота БелАЗа – 8,1 м (с 3-этажный дом), ширина – 9,8 м, длина – 20,5 м. Вот уж действительно «ничего себе»!

 

Для фотографов возможен другой ориентир – эта махина с трудом влезает в объектив 10мм:


На экскурсию на БелАЗ может попасть любой желающий. Нужно только предварительно написать письмо на адрес tur@belaz.minsk.by и согласовать время.

2. 



И никаких мутных турфирм-посредников! Приезжаете любым удобным способом в центр белазостроения Жодино, что в 60 километрах от Минска, оплачиваете экскурсию на проходной, получаете оранжевую жилетку и добро пожаловать. В музей… Слушать лекцию по технике безопасности… И расписываться в журнале о прохождении инструктажа, куда же без этого… :)

3. 



Музей достаточно интересный, на самом деле. С самой большой стены на посетителей смотрит своим фирменным прищуром Александр Лукашенко. Да и пациенты должны окончательно дозреть до посещения экспозиционной площадки, куда всех везут на автобусе, потому что территория завода сопоставима со спальными районами Жодино.

 

4. 



Все грузовики собирают по предварительному заказу, под конкретного покупателя. Цены тоже формируются с учетом конкретного заказчика и зависят от множества факторов. Тут не конвейерное производство, завод вынужден подстраиваться и вполне может устанавливать на технику, к примеру, разные двигатели.

К примеру, в месяц на заводе собирают по три БелАЗа-75710, и каждый из них, в зависимости от комплектации, стоит от 8 до 9 миллионов долларов.

 

5. 



Все грузовики сначала собираются на заводе, проходят обкатку на полигоне для выявления и устранения всех детских болячек. А потом разбираются. БелАзы не могут передвигаться по дорогам общего пользования, поэтому до конкретного клиента машины отправляются в разобранном виде, в основном по железной дороге. Но могут лететь и грузовыми самолетами, тут все зависит от географии заказчика.
Понятно, что условия доставки прямо влияют на конечную цену. На месте машины собирают дилеры, для которых проводится отдельное обучение:

 

6. 



Мимо проносится груженый 90-тонник, выезжающий с полигона. Очень большой, но стоящему на заднем фоне 450-тоннику 75710 дышит фактически в пупок. Любые характеристики этого самосвала переходят из разряда «дофига» в какие-то космические величины, которые среднестатистическим человеком воспринимаются несколько отстраненно.

 

7.



Двигатель у БелАЗа-75710 гибридный – 4 электромотора Siemens, запитанные от двух дизель-генераторов российского производства по 2 300 лошадиных сил каждый. Пустому самосвалу достаточно и одного дизеля, а вот загруженному нужна уже каждая из имеющихся «лошадок». 16-цилиндровые моторы весят по 60 000 килограмм, их длина составляет 9,5 м, ширина равна 2,8 м, высота – 3,9 м.
Два бензобака нового БелАЗа рассчитаны на 5 600 литров. Полный бензобак на обычной заправке обошелся бы дороже 200 000 рублей! А ведь нужен ещё и охладитель (под 900 литров), и моторное масло (538 литров). Расход топлива тоже, что называет, «соответствует» – на 100 километров требуется 1 300 литров.

8. Это колесо 450-тонника. 4 метра в высоту и 5.5 тонны весом. 



Таких у него восемь штук. И это самое слабое звено.
Именно от несущей способности колес отталкивались разработчики, то есть фактически грузовик был построен вокруг этих колес. Самых больших в мире, конечно же. Делают такие колеса Bridgestone или Michelin, но на мелочь до 220 тонн устанавливают белорусские шины. 

Из интересного – очень многое привязывается к таким факторам, которые на первый взгляд не являются блокирующими. Например, на 450-тонник завод поставил бы и еще большие колеса, но есть затык – они не помещаются на железнодорожную платформу:

Ширина технологических дорог в карьерах, по которым придется кататься БелАЗу-75710, имеют габаритные ограничения, поэтому требования к этим параметрам машины были достаточно жесткими, как и к радиусу поворота. Тут нет привычных поворачивающихся передних колес, используется схема с поворотными мостами. Это такой «экскаватор вверх ногами». В экскаваторе шасси неподвижно, а корпус вращается, в БелАЗе-75710 же неподвижным остается корпус, а поворачиваются расположенные под рамой мосты. На картинке 90-тонник возвращается на полигон. Несмотря на то, что многотонная машина экономически более выгодна, есть ограничения, которые блокируют возможность их использования. Это размеры карьеров. Поэтому «малыши» продолжают активно использоваться.

 

9. Это сборочный цех. Тут, как видно, нет никакого конвейера и самосвалы собираются на одном месте:


Когда-то очень давно у меня была возможность посмотреть на этих гигантов в естественной среде обитания. И поверьте, там они не выглядят очень большими. Приношу свои извинения за качество фото, тогда все поголовно снимали на тапки: 

 

10. 



11. 



В общем, будете в Беларуси – заезжайте на БелАЗ. Тут интересно, а в конце еще и печеньками угощают. 



Источник: https://fishki.net/auto/2672829, https://yablyk.com/039713.

Поделитесь с друзьями:

   
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.