Регистрация Вход
Город

Ачандарские водопады

В конце сентября-начале октября прошедшего года мы с супругой решили немного продлить себе лето и отправились в путешествие по маршруту Омск-Краснодар-Гагра-Аланья-Омск.

Немного погостив в Краснодаре,мы отправились на поезде в Абхазию. В этом году мы уже были в Апсны (именно так ласково называют свою страну абхазы,в переводе-Страна Души) в июле,тогда мы посетили поселок Эшера,теперь же мы поехали в самый популярный курорт этой страны. Гагра встретила нас теплой погодой и ласковым солнышком. Сезон заканчивался и это ощущалось. Многие магазины и кафе уже не работали,отдыхающих было немного,в городе царило спокойствие и тишина. Поселились мы в центральной части города на улице им. Генерала Дбар,это бывшая улица Ленина,вторая линия от моря. Абхазы не воюют с историей,на табличках с адресами по прежнему красуется имя вождя мирового пролеториата параллельно с новым названием.Небольшая частная гостиница имела огромную террасу с видом на море,на которой охватывало чувство безмятежности.

Море было 21 градус-для нас это прохладно,разок искупались и больше не стали,впереди нас ждала Аланья с еще теплым морем. Хотя люди на пляже были,загорали и купались. Мы же не спеша прогуливались по опустевшим улицам Старой Гагры,наслаждаясь красотами города и тишиной. Не смотря на конец сезона, экскурсионные бюро работали и предлагали традиционные абхазские экскурсии-Рица,Новый Афон и т.д. Остановившись возле одного бюро,мы попросили предложить нам что-нибудь новенькое,девушка на секунду задумалась и спросила,были ли мы в селе Ачандара и его окресностях. Это название нам ни о чем не говорило и мы,конечно,согласились поехать. Девушка дала нам указания по форме одежды,записала наш адрес и попросила быть готовым пораньше утром. Утром за нами заехал микроавтобус и мы поехали в Новую Гагру,которая,в отличии от старой части города,оказалась вполне оживленной. Там группа была полностью сформирована и мы выдвинулись по Черноморскому шоссе в сторону Сухума. Наш гид лично познакомился со всеми участниками группы и заявил,что нас ждет увлекательное алкогольно-познавательное путешествие,чем вызвал некое напряжение среди женской половины группы и сдержанный оптимизм у мужской. Не доезжая Нового Афона мы свернули с шоссе в сторону гор. Село Ачандара находится в предгорье у подножия Бзыбского хребта,здесь дорога,пригодная для обычного транспорта, заканчивается. Тут нас ждал первый сюрприз-накрытый стол. Наш гид заметил,что на пустой желудок ехать в горы не стоит,и предложил перекусить. На столе обнаружились традиционные абхазкие соленья,домашний сыр и вино. Детям-газировка,а она в Абхазии вкусная,как сейчас принято говорить, "как в СССР". После перекуса нас рассадили по УАЗикам и мы поехали в горы.

Изрядно наскакавшись по узеньким горным дорогам мы приехали на первую большую остановку-пещеру Хабю.

К самой пещере подьехать невозможно,машины остаются где-то в километре от нее. От стоянки до пещеры ведет узенькая извилистая тропинка. Окружающий нас лес и горная небольшая речка выглядели фантастически красиво,а покрытый мхом самшит придавал лесу совсем сказочный вид. Встреться нам на пути избушка на курьих ножках,мы бы,наверное,не удивились.

Однако,избушку мы не встретили,зато встретили смотрителя пещеры,который,сердечно нас поприветствовав,тут же предложил...выпить чачи! Наш гид зловещим шепотом пробормотал нам что-то в духе товарища Саахова:"Отказываться нельзя. Кровная обида",да мы и не против были.

Пещера Хабю относительно небольшая,спелеологами исследованны ее ходы примерно на 10 километров,разделена на залы. Туристам доступны лишь два первых зала. Из пещеры вытекает одноименная речка. Для слабенького освещения пещеры у смотрителя имеется генератор. Фото внутри пещеры у меня не получились,поэтому публикую фото из интернета,они полностью соответствуют увиденному мной.

Налюбовашись пещерой и ее окрестностями мы двинулись дальше,к водопадам. Самый высокий водопад называется Аапста,по имени реки,на которой он находится. В интернете можно найти другое название-водопад Курочкина. Геолог Курочкин нашел здесь то ли золото,то ли никель и умер при загадочных обстоятельствах (есть мнение,что его отравили). . Памятник Курочкину абхазы берегут,но название "водопад Курочкина" не признают.

Что бы подойти к водопаду вплотную надо перебраться через речку. Речка на вид мелкая,но это обманчиво,и надо переходить очень осторожно,чтоб не быть опрокинутым в самом бурливом месте. Мне это удалось)

Следующий водопад-Бычья Голова. Если смотреть под определенным углом на нагромождение валунов,то можно увидеть огромный белый камень в форме головы быка,который перекрывает поток и вода падает вниз как будто из его рогов. К сожалению,близко подобраться к этому водопаду невозможно.

Около смотровой площадки росла дикая вишня,наш гид нарвал ее листосков,сказав,что они нам пригодятся на пикнике. Пикник и рыбалка были следующим этапом нашей экскурсии. Свернув с горной дороги,мы поехали прямо по лесу и вскоре оказались на берегу реки. Там уже нас ждал большой стол,на столе сыры,копченое мясо,соленья,вино,лимонад.Судя по запаху,где-то рядом явно жарили шашлык. Гид погнал нас к реке умыться,ибо "в горы водопровод пока не провели",затем нас пригласили к столу. Вскоре откуда-то появились два абхаза с большущими шампурами готового шашлыка в руках. Оказалось,шашлык готовился из расчета по шампуру на нос. Абхазы уселись тоже за стол,стали говорить тосты и выпивать вместе с нами. Пикник явно удавался. Гид предложил желающим пойти порыбачить,снасти лежали прямо на берегу. Рыбачить и вообще покидать стол не хотелось,тем более гид тонко намекнул,что поймать вряд ли что-то удастся. К тому же оказалось,что количество вина и закуски неограниченно. Развязались языки,участники группы оказались из разных мест,были из Москвы,Питера,Новосибирска,Норильска,два человека с Украины. Абхазы рассказывали о жизни в горах и предгорьях вдали от курортной Абхазии. Наконец,гид попросил нас закругляться. Пора было возвращаться обратно.На последок нам принесли чай из той самой дикой вишни. Распрощавшись с гостеприимными абхазами, мы поехали обратно а Ачандару. Заключительная часть нашей экскурсии-осмотр 800-летних платанов и катанае на лошадях.

Вернулись в Гагру затемно.Немного посидели на террасе,рассказали соседям об увиденном. Впереди у нас  был еще один день в этой чудесной стране,потом короткий перелет в другую,не менее чудесную страну,теплое Средиземное море и пляж Клеопатры. Но это ,как говорит один наш замечательный артист,уже совсем другая история.