Регистрация Вход
Город
Город
Город

Два Чернобыля на пятьдесят лет: КрАЗы с озера Карачай.

Это берег озера Карачай, которое использовалось небезызвестным комбинатом "Маяк" для слива радиоактивных отходов. Комбинат начал сбрасывать активность в озеро еще в 1951 году, и к концу 80-х десяти минут на берегу Карачая хватало для получения лучевой болезни (экспозиционная доза набегала около 100 рентген), а для летальной дозы облучения с запасом хватало часовой прогулки. Про "купаться" – сами понимаете.
Очень оригинальное было бы самоубийство....

 

1.



Оно и неудивительно: суммарная активность накопленных в относительно небольшом водоеме веществ была равна 120 миллионам Кюри, что в два раза превышает активность радионуклидов, выброшенных в окружающую среду после аварии на Чернобыльской АЭС (в основном, в озеро сбрасывались Цезий-137 и Стронций-90). Представляете? "Два Чернобыля" в пределах небольшого озера!

 

2.



В общем, к середине 80-х этот кошмар решили прекращать. Сброс прекратили, а с начала 2000-х (когда активность немного снизилась), стали озеро «хоронить», причем по довольно хитрой технологии: дно озера стали заполнять полыми бетонными кубами-ловушками, в которые должен был постепенно затекать и там оставаться радиоактивный ил, а потом поверху всё это закрывалось слоем скального грунта, который поглощал излучение и предотвращал разнос активности всякими погодными явлениями.

 

3.



Ну, а фигурант сегодняшнего поста – самосвалы КрАЗ-256Б (впоследствии было еще несколько КрАЗ-6510), которые возили сначала железобетонные "кубики", а потом и щебенку для засыпания водоема. Причем, работа была постоянной, многолетней и непрерывной, что ставило определенные требования к безопасности. В смысле, персонал-то постоянный, а не на пару недель пригнанный на "выжигание", и который, набрав допустимую дозу, уедет домой.

 

4.



Ну, и как видите, КрАЗы эти получили очень серьезную биозащиту: кабины были закрыты толстыми листами свинца, а за кабиной разместилась фильтро-вентиляционная установка. Что интересно: в отличие от чернобыльских КрАЗов аналогичного назначения – кабины были оснащены специальными поддерживающими опорами, которые передавали вес свинцовой оболочки прямо на раму. Иначе бы долго техника не проработала, деформировалось бы все.

 

Группа КрАЗов с немного разными кабинами.


5.



Озеро, несмотря на то, что небольшое (около 45 гектаров площадью зеркала в нормальном режиме) – засыпали очень долго. Окончательно работы по захоронению Карачая были завершены только в конце 2015 года, когда закончили отсыпку двухметрового гидроизолирующего слоя поверх слоя скальных пород – и только тогда Карачайские КрАЗы вышли, наконец-то, на пенсию, в смысле, тоже в могильник.

 

6.



Источник: https://fishki.net/auto/3316102.

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

А ещё никто не отменял правило сообщающихся сосудов, где убыло туда прибыло. Озеро никуда не делось, просто его зеркало начало передвигаться в сторону п. Новогорный, Аргаяш, Увильды и т.д. Из-за этого стали закрываться артезианские скважины, которые обеспечивали чистой питьевой водой населённые пункты.
P.S. Просто я жил больше 10 лет рядышком и эти цеха, трубы и технику на озере, имел "счастье" наблюдать. Реально фото №6 не соответствует, в кабине 1 человек и он в ОЗК или Л-1. А это просто фото, видимо на память

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.