Регистрация Вход
Город
Город
Город

Как американское ноу-хау сначала укрепило дороги Кронштадта, а потом – обороноспособность СССР.

В сентябре 1941 года, в самый разгар оборонительных боев Красной Армии, в Ленинград пришла разнарядка: изготовить один миллион корпусов мин. Заказ нешуточный и никакое предприятие в короткий срок его не осилило бы. Поэтому местные власти решили задействовать всю промышленность города и прилегающих территорий. Получил свою квоту в 70 тысяч штук и Морской завод Кронштадта. 

 

1. 



В морской крепости на тот момент уже ощущался дефицит металла. Поэтому какими бы ни были запасы крупнейшего судостроительного предприятия надо было изыскивать дополнительные ресурсы. И тогда заводское начальство обратило свой взор на мостовую. Она в Кронштадте была на тот момент по-настоящему уникальной. 

 

2.  



Точнее уникальной была та её часть, которая соединяла Морской завод с Петровским адмиралтейством. Вместо привычного булыжника, или более современного асфальта, здесь было сплетено причудливое кружево из чугунных не то шестеренок, не то шашек. В народе эту мостовую так и прозвали – ажурной. 

 

3. 



Своим появлением на свет она обязана строителю Морского, а тогда Пароходного, завода инженеру Лебедеву В. П. Он видел свою задачу гораздо шире построения одних ангаров и потому во время одной из поездок в США обратил внимание на то, как вымощены улицы Бостона и Чикаго. Это и были те самые шашечки или шестерёнки. 

 

4.  



Для предприятия, которое подходило вплотную к морю очень остро стоял вопрос состояния подъездных дорог. Булыжник на них долго не задерживался, под него проникала влага, приводя в негодность всё покрытие. Проблема, видимо, волновала и инженера Лебедева. Из США он берёт в Россию несколько чугунных образцов американского производства. 

 

5. 



А уже на месте по ним отлили небольшую партию плиток, чтобы выложить заводской двор. Результаты эксперимента всем понравились и в качестве следующей опытной площадки решили использовать подъездной путь к заводу, ведущий через Пеньковый мост. Каких-то 160 метров влетели буквально в копеечку, 40 тысяч рублей серебром – деньги по тем временам огромные. Но эффект имел общегородское значение, а значит и затраты оправдались. 

 

6.   



Качество дороги оценили многие. Через год работы пришлось возобновить, чтобы выложить еще три километра пути – от Пароходного завода до Петровского адмиралтейства. Этот участок транспортной артерии города простоял без ремонта 80 лет. И только крайняя военная необходимость заставила покуситься на чугунные шашечки. 

Естественно, корпуса мин были отлиты к назначенному сроку.


А в Кронштадте остался лишь небольшой участок ажурной мостовой – в районе Пенькового моста и на Якорной площади, почти у самого подножия Кронштадтского собора.  



Источник: https://chert-poberi.ru.

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

мелкий бес сомнений

На Кунашире видели заброшенный японский аэродром, покрытый металлическими плитами с отверстиями. Широченная взлётно-посадочная полоса, через отверстия проросла невысокая трава - неплохая маскировка.

Ответить

Вы много видели своими глазами - поделитесь с горожанами))

Ответить

kotsibrock

К стати да, в Германии тоже видел газоны по которым можно ходить - металлическая решетка, через которую прорастает трава... прошел по газону, и траву не затоптал, и ботинки не запачкал, даже после дождя!

Ответить

ВПП Охотска так же состоит из металлических перфорированных щитов (тундра, очень удобно). Фото из интернета, свои не сохранились.

Ответить

мелкий бес сомнений

Мне в Корсакове деревянный пирс, оставшийся от японцев, понравился. Из чурочек (лиственницы, кажется). Стоит столько лет, и ничего ему не делается. Вроде бы чурочки торцами вверх стоят, должны влагу впитывать и растрескиваться... То ли пропитали их чем-то наши узкоглазые соседи, то ли свойства у древесины необычные.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.