Регистрация Вход
Город
Город
Город

Интересные и необычные факты из жизни Чехова и его близких.

Биография Чехова удивительно насыщенна! 

Детство Антона Павловича было двояким. В нем были удивительно приятные моменты, была в нем и горечь…

1. Неблагополучная семья и пение по принуждению в церковном хоре.
Семья его была, как сейчас принято говорить, «неблагополучной».

Чеховы жили в "мазанке", на улице Гнутова, Таганрог. Отец семейства, Павел Егорович, сын крестьянина, бывшего крепостным, но выкупившего себя и свою семью, был купцом 3-й гильдии, имел бакалейную лавку, но был ужасно неудачлив на этом поприще.

 

Павел Егорович Чехов.



И еще он был "истовым христианином" и все, связанное с церковью, религией, обрядами – было для него неприкосновенным и априори единственно правильным.
В детстве он заставлял своих сыновей петь трёхчасовые псалмы, стоя на коленях на каменном полу таганрогской церкви.
Там же он организовал церковный хор. Казалось бы, хорошая инициатива, если бы не одно НО. Его мало волновали интересы детей.

Поэтому, в хор он отправил, что называется "железной рукой", своих сыновей Александра, Николая, Павла, Ивана, Михаила и Антона.

 

Антон Павлович вспоминал, что "в церковном хоре чувствовал себя маленьким каторжанином".

Кстати, была у мальчишек и сестренка, но ее, видимо, в хор не записывали.

Чеховы.  




Мать Чехова, Евгения Яковлевна, урожденная Морозова, из деревни, грамоте обучалась дома и недолго. Сам Антон Павлович шутил над ее ошибками в письмах.
Кстати, мать Чехова полагала, что литературный труд Антона являл собой презренный и недостойный упоминания источник дохода. А после его смерти волновалась, что «дети ее обжулят». Александр, брат Антона писал: «Маменькой, взамен отравленного Тузика, приобретены две новых, ничего не стоящих дворняжки. Очень боится, и серьезно боится, как бы дети ее не замошенничали наследство и не пустили ее по миру. В благородность детей не верит».

 

Сам Чехов писал, что «в детстве у него детства не было» – отец бил и мать и детей, постоянно поучал их, то разорялся, то просил денег, включая ещё 13-летнего Антона, дававшего частные уроки, морализировал совершенно по Фоме Опискину, вешал на дверь расписание, кому во сколько вставать и что делать, верил в скорое богатство.

2. Дважды оставался на второй год. 

Чехов провел в школьных стенах 11 лет, что для того времени было нетипично. Дело в том, что  мальчик дважды оставался на второй год: в 3-м и 5-м классе.

 

Если верить Яндекс.Картинкам, так выглядел Чехов-гимназист: 



3. Обожал театр.

"Когда мы шли в театр, мы не знали, что там будут играть, мы не имели понятия о том, что такое драма, опера или оперетка, – нам все было одинаково интересно"

– вспоминает Иван.

Братья Чеховы с огромным удовольствием ходили в театр. Хотя это было совсем не дешевое развлечение, а семья была далеко не богатой!

Чтобы найти деньги на билет, братья зарабатывали (как могли). Например, ловили и продавали птиц .


4. Ходил со шрамом на лбу.

К счастью, не в форме молнии и не после встречи с Тем-Кого-Нельзя-Называть. История шрама Чехова куда позитивнее.
Летние каникулы братья проводили на пляже. Купались, ловили бычков, искали "болбирки" (куски коры, из которых можно было сделать поплавки).

Однажды будущий писатель нырнул и рассек камнем голову. Так у него осталось вечное напоминание о веселых летних деньках.


5. Один дома.

В 16 лет Чехов на три года остается в доме один из всей своей семьи. 

Павел Егорович растил сыновей, так сказать, в полном послушании. И, видимо, вырастил. 

Когда отец разорился и задолжал кредиторам деньги, было принято очень странное решение: мать и отец уезжают в Москву. При этом Антон, будучи учеником 6 класса, остается не просто в подвешенном состоянии, без средств к существованию, без родителей и с младшим братом на руках, но и вынужден стать главным добытчиком. Он начинает подрабатывать репетиторством – учит племянника нового хозяина дома.
А его родители теперь без перерыва только и раздают указания Антону в письмах: "вышли нам денег!", "высылай больше, в прошлом месяце ты выслал на несколько рублей меньше, так мать после этого горько рыдала!", "продай кастрюли и корыто", "продай сундук и блюдо" и т.д.

 

При этом родители не спрашивали, как живет их мальчик, не голодает ли, только требовали денег, давили на жалость, пускали в ход чувство вины. Как в этой ситуации Чехов сумел выжить, непонятно. Он продолжал учиться, репетиторствовал, продавал имущество, выпускал рукописную газету, писал юмористические рассказы, успевал ухаживать за девушками и даже посещать театр, в который влюбился по-настоящему. 
В Таганроге он заканчивает школу и переезжает в Москву, чтобы учиться на врача. Его родители просят его поступить именно на медицинский, надеясь на постоянную материальную помощь. 

6. Кстати, если говорить о любвеобильности, то нужно упомянуть, что Чехов В Таганроге жил недалеко от борделя, там он и обрел свой первый опыт в 13 лет.

 
7. Биография «взрослого» Чехова тоже содержит много интересных фактов.

Чехов был очень видным парнем: высокий, статный, кареглазый. Можно сказать, что дамы за ним ухлёстывали, иногда даже не давали прохода. Но была у писателя одна серьезная привязанность. Лика Мизинова - одна из самых верных его поклонниц, к которой Антон относился как будто несерьезно. 

 

Лика Мизинова. 



Их отношения были похожи на какую-то игру, они то приближались друг к другу, то отдалялись. В итоге, не добившись определенности от Чехова, Лика уехала в Париж с писателем Игнатием Потапенко, где забеременела, а потом т вовсе была оставлена своим кавалером. Лика просила помощи Антона Павловича, но он не откликнулся... Потом, незадолго до смерти Чехов напишет Лике: "Похоже, я Вас проглядел..."


8. Человек, у которого было 40 имен.

Когда молодой провинциал оказывается в столице, его не сбивают с пути никакие искушения. В отличие от братьев, Антон Палвович активно постигает медицину и не менее активно пишет (500 произведений было создано в первые годы его жизни в столице), поддерживает всю семью.
Более 40 псевдонимов насчитывают биографы у Антона Павловича!

 

9. Автор документалистики.

Мало кто знает, кто Чехов – автор не только рассказов и пьес. Есть в числе его произведений и документальный труд о Сахалине. О надзирателях, о телесных наказаниях, об убийцах и красоте острова.
Чехов готовился к поездке на Сахалин год. В дороге провел 8 месяцев! На острове провел 3 месяца.

Результатом поездки стала документальная проза "Остров Сахалин", труд, над которым он работал 5 лет после возвращения.




10. Чехов останавливался в Томске, оставил о нем нелицеприятный отзыв... и через 114 лет "получил ответку".))

«Томск гроша медного не стоит... Скучнейший город... и люди здесь прескучнейшие... Город нетрезвый... Грязь невылазная... на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла её о зад... Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь – писал он после посещения города.
Томичи не забыли своего ироничного «критика» и великого писателя: 21 августа 2004 г. на набережной  Томи ,  рядом с рестораном « Славянский Базар , где обедал писатель, ему установили бронзовый памятник. (Автор – скульптор Леонтий Усов, литейщик – Максим Петров. Памятник построен на народные средства).

 

Станислав Садальский со спутницей у памятника А.П. Чехову в Томске.



Писатель изображён в гротескном и карикатурном виде: в пальто, нелепой шляпе, перекошенных очках, босиком с непропорционально большими ногами. За спиной у писателя зонт.  По легенде, не только отсутствие красивых женщин испортило классику настроение. В придачу ко всему, Чехов потерял в томской грязи калошу, поэтому Л. Усов рискнул изобразить его без обуви. 

 

Надпись на постаменте гласит: "Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку»". 
К иронии к Чехову примешана изрядная доля самоиронии томичей: таким писателя действительно мог увидеть только пьяный мужик из канавы.

11. Если я проживу еще семьсот лет, то и тогда не отдам на театр ни одной пьесы!

Премьера "Чайки" состоялась в Александринском театре, в Петербурге. Провал был... полнейший.

Чехов вспоминал, что все вокруг него "дышало злобой". Те, кто недавно казались друзьями, стали настоящими злопыхателями, упивающимися провалом Чеховской пьесы.

 

12. В больнице Чехова навещал Лев Толстой.

Вскоре Чехов оказался в больнице. У него шла горлом кровь. Он не терял жизнелюбия и чувства юмора. Постоянно шутил. Только в перерывах между шутками схаркивал кровь в стакан.

Навестить писателя приходит сам Лев Николаевич. Говорили о бессмертии.

Чехов понимает, что болезнь смертельная, и уезжает в Ялту.

 

13. Активная жизнь в Ялте.

Переезд в Ялту оказывается весьма плодотворным периодом жизни Чехова, несмотря на его понимание неизбежности скорой смерти.

Сочиняются рассказы. Оказывается помощь туберкулезным больным. Чехов становится попечителем гимназии.

В этот же период происходит творческая реабилитация "Чайки". За постановку берется Станиславский и – это громкий, громкий успех!

 

14. Милая мама, благословите, женюсь.

Ольга Леонардовна Книппер играла Аркадину в "Чайке". Они познакомились на репетиции и около трех лет состояли в активной переписке.

В 1901 году, когда Чехову 41, он предлагает Книппер обвенчаться. Она отвечает согласием. Ей – 29 лет.

 

Ольга Книппер (1868-1959)



15. Как «подлый немец» Ольга Книппер отбила Чехова у сестры Маши.

Ольгу Книппер не любили. Меряли ее кухонной линейкой. То ли немка, то ли еврейка. Соблазнила невинного Антона Павловича, подобралась через сестру Машу, с которой специально подружилась. Обманом втерлась в семью писателя, завлекла его яркой сексуальностью, потом заставила венчаться. И, влюбив в себя несчастного, пообещав счастливую семейную жизнь, бросила болеть и чахнуть одного. В Ялте. (с кухаркой, горничной, матерью и двумя ручными журавлями). А сама кутила в Москве. (Каждый день играя в театре в трехчасовых постановках, репетируя днём новые пьесы). Изменяла напропалую. Имела длительный роман с Немировичем-Данченко. Забеременела в браке - дважды, от кого – неизвестно. 

 

Художник Сергей Бочаров. "Спальня Ольги Книппер". 



В этаком роде говорят злые языки, а те, что подобрее, из экскурсоводов, например, на даче в Гурзуфе, доходя до скользкой темы романа Актрисы и Драматурга, быстро оттарабанивают цитату из великого: «Дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день». И завершают тем, что больше Книппер замуж так никогда и не вышла.

 

Какой же на самом деле была Ольга?


Труженица от богемы.

Во-первых, ее письма читать легко: она пишет остро, с юмором и огромной радостью и волей к жизни даже в самые одинокие годы.

Ольга была труженицей несомненной. Она много читала, репетировала, училась вокалу (ее мать в 50 лет ещё солировала в сольных концертах, была профессором филармонии, с ней беседовала императрица), одевалась, устраивала быт и во всем сквозит ее умение наслаждаться: вкусным обедом, ярким произведением искусства, хорошей ролью, похвалой критиков, аплодисментами публики, красотой природы и обществом друзей. Наслаждение бытием во всех его мелких и крупных деталях – основная черта ее личности. Она была живой, подвижной, жизнерадостной и умной. И очень самостоятельной.

Он увидел ее на сцене в роли царицы Ирины на специально для него устроенном прогоне спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» и написал, что влюбился бы, если бы оставался в Москве. «Голос, благородство, задушевность – так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину»

 

Кем была Ольга в ту пору?
Выпускницей Московской Филармонии, примой Московского Художественного театра. Дочь певицы и инженера.
Ее младший брат был большим оперным певцом, (его репертуар включал 137 партий) и стал режиссёром Большого театра, а старший – талантливый технарь, закончил Петербургский институт инженеров путей сообщений. Он быстро поднялся по карьерной лестнице, став начальником железных дорог Южного округа путей сообщения России. Книпперы – немецкая семья тружеников, людей науки и искусства. Ольга была единственной дочерью, любила братьев, путешествовала на отдых с семьёй Константина и участвовала в воспитании племянников, одна из которых – малышка Ольга, была, по словам ее матери, как две капли воды похожа на Ольгу Книппер – будущую жену Чехова.

 

16. Кто в главной роли?

В переписке с Машей Чеховой, сестрой писателя, проявляется сдержанный нрав Ольги, всегда усматривающий в людях благородные душевные порывы и проявляющей светскую сдержанность.

Маша – натура неоднозначная. Она старше Ольги на пять лет. В Москве ей нравится: «Живу в почете – по братцу почитают. Друзей у меня много».

Мария Чехова на балконе ялтинского дома, 1910 годы. Фотокопия с оригинала в музее А.П. Чехова в Гурзуфе. 



Маша сначала с Ольгой подружилась. Ей нравилось таким образом быть ценной для брата. Когда он влюблялся в ее подруг – она чувствовала свою власть. Пользуясь близостью, достигнутой за время голодного детства, приобретённой солидарностью под игом бесноватого отца семейства, она постоянно настаивала на исключительности своих отношений с братом. Ее письма всегда с двойным дном.

 

В письмах к Ольге ласковое обращение «дорогая Олечка» чередуется с фразами «подлый немец» и «какое поросятельство». И только однажды она не в силах сдержаться, получив телеграмму о женитьбе Антона, она выскажет все, что думает о его праве на частную жизнь: «Теперь позволь мне высказать свое мнение насчет твоей женитьбы. Для меня лично свадебная процедура ужасна! Да и для тебя эти лишние волнения ни к чему. Если тебя любят, то тебя не бросят, и жертвы тут никакой нет, эгоизма с твоей стороны тоже нет ни малейшего. Окрутиться же всегда успеешь».

 

Маша хочет замуж, даже пишет об этом, приходили в голову и мысли новые, феминистские: «Я все мечтаю когда-нибудь получить деньги и зажить по возможности самостоятельно, ни от кого не завися». В юности в неё был влюблён Левитан, даже делал предложение. Она отказала.

 

Потом у неё возникли отношения с Буниным. Тот женат. Но Машу это не смущает. Как и то, что она на семь лет старше и не дворянских кровей. С Буниным она встречается несколько лет. Он посвящает ей рассказ «Последнее свидание». И, после разговора со своим лучшим другом – ее братом, очевидно декларировав нежелание жениться, продолжает встречаться с Машей. Будущий лауреат Нобелевской премии как-то на целый месяц остаётся в Ялтинском доме, присмотреть за матерью подруги, Евгенией Яковлевной, которая воспринимает его как члена семьи, практически зятя.

 

Вопреки расхожему мнению, Мария Чехова живет не с братом в Ялте, а в Москве с подругой, а впоследствии женой брата – Ольгой Книппер, с которой они вместе снимают квартиру.


Маша преподаёт в гимназии, Ольга играет первые роли на сцене МХТ. Обе встречаются с мужчинами. Ольга – с женатым Немировичем-Данченко, Маша – с женатым Буниным. Стремление к независимости, приближение века освобождения женщин, возможность работать и жить по-своему, сближает двух женщин. И все-таки, когда Ольга выходит за Чехова, Маша в ярости:

"Ну, милая моя Олечка, тебе только одной удалось окрутить моего брата! Уж как крепился, не поддавался человек, но судьба пришла и кончено! Тебя конем трудно было объехать!»

 

17. Свободный брак. 


Молодожены. Ольга Книппер и Антон Чехов в Ялте, 1901 г. Фотокопия с оригинала в музее А.П. Чехова в Гурзуфе.



Сам Чехов так говорил об этом снимке: "На этой карточке ты выглядишь такой немочкой, доброй и ласковой женой лекаря, имеющего плохую практику".

 

«Все останется по-прежнему: в Ялте я буду жить один»  (из письма А.П. Чехова Марии Чеховой)

Чувство Ольги Книппер к Чехову сложно понять обывателю. Он был совсем нездоров, знал об отмеренном жизненном сроке. Ещё в самом начале его медицинской карьеры пациенты поражались, как точно врач Антон Чехов прогнозировал срок оставшейся жизни больного. Словно видел по ту сторону бытия.

 

Жениться Чехов скорее не собирался. Сначала он считал сексуальные потребности несовместимыми с супружескими чувствами и вообще влюблённостью. Патриархальное детство, суровое религиозное воспитание привили ему сложный, скорее отрицательный взгляд на отношения супругов. В рассказе «Жена» он передаёт всю невозможную тоску и сложность отношений, которыми может обернуться унылая семейная жизнь.

 

Даже называя медицину «женой», а литературу «любовницей», он передаёт оттенки отношения не только к двум своим профессиям, но и к семейному укладу. Маша и Евгения Яковлевна время от времени выбирают из поклонниц «антоновок», подходящих, по их мнению, невест: все хорошие честные девушки, из традиционных православных семейств. Но Антон предпочитает оставаться холостым.

 

В вольные годы жизни в Москве, в гостях в Петербурге, где Чехов знакомится с кругом аристократии и артистической богемы, взгляды писателя на отношения полов меняются.

 

И причиной тому, несомненно, стала любовь к Ольге Книппер и роман, а впоследствии брак с ней. То, что Ольга жила на свой счёт тоже нравилось Чехову, который содержал всю свою семью. Он хвалил ее за финансовую независимость. «В год она зарабатывала более трех тысяч рублей и лишь однажды попросила у него денег, чтобы покрыть какой-то таинственный долг. Не заводил он разговоров и о том, что возражает против ее контракта». «Напрасно ты плачешься, – писал он ей, – ведь в Москве ты живешь не по своей воле, а потому что мы оба этого хотим».

Два человека, ценящих свободу в жизни и творчестве, встретились и полюбили друг друга.

 

Антон Павлович – человек другого круга.

Чехов – наше все, талантливый писатель и умелый врач. Поэтому все факты, которые не вписываются в идеальную биографию, тут же отметаются, хотя «идеальная биография» не сможет ни рассказать о человеке, ни помочь проследить его жизненный путь и развитие личности.

Он – человек образованный в первом поколении и усвоивший приемы человека из общества уже взрослым. И не будем забывать о «неблагополучной семье» писателя.

 

18. Любовь жила три года.

Известно, что свою первую пьесу начинающий драматург Антон Чехов отдал прославленной актрисе Ермоловой – та ее отвергла. Насколько же высока была ценность участия прирожденной актрисы Ольги в создании его последних пьес: «Три сестры» и «Вишнёвый сад». Ольга скажет, что роль Маши помогла ей понять себя как актрису. "С каким наслаждением я играю Машу!.. Я как-то поняла, какая я актриса, уяснила себя самой себе. Спасибо тебе, Чехов!"

 

Но не так же ли высоко оценил бы Чехов влияние характера и приемов Ольги на создание двух своих лучших пьес? В письмах муж и жена, словно кодами, обмениваются фамилиями драматургов, режиссеров и критиков, делятся их мнениями, выражают опасения за постановки и игру актеров.

 

Она не бросила театр, выйдя замуж, да, но Чехов никогда и не просил об этом. «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Напротив, запрещал. Именно театр в ней и ее страсть к сцене, и успех были тем, что привлекало его в Ольге.

 

Он простил ей измену: «Это ничего, что ты влюблена в другого и уже изменила мне, я прошу тебя, только приезжай, пожалуйста. Слышишь, собака? Я ведь тебя люблю, знай это, жить без тебя мне уже трудно».
Вынужденно узнал о том, что беременность, которая закончилась тяжелейшей операцией была не от него. Но ребёнка хотели оба. Пусть не от него, но с ним. Это так понятно. Даже императрицы прибегали к этому способу. Во-первых, Чехов имел наследственное смертельное заболевание. Во-вторых, он, скорее всего, уже был неспособен к деторождению. И точно обрадовался бы малышу. В письмах мечтал о «полунемчике».

 

К сожалению, Ольга пострадала, и долго болела после операции. Маша «поддерживала». Из Москвы она шутливо бранила Ольгу: «Жир-то, знать, с тебя не весь сошел, что ты бесишься, невестка-лежебока! Вставай скорей да зарабатывай деньги для мужа и его сестры калеки».

Кстати, Чехов не любил ухаживать за больной женой и когда она под запретом врачей соблюдала строгий постельный режим, уехал сначала в путешествие, потом в Ялту. Ольга злилась, чувствовала себя несчастной. Но время жизни писателя отбивало последние месяцы и ему хотелось использовать его для творчества, не для ухода за женой.

 

Сложные отношения. Но, несомненно, любовные.
"Я ведь знал, что женюсь на актрисе, то есть когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве. Ни на одну миллионную я не считаю себя обиженным или обойденным, напротив, мне кажется, что все идет хорошо, или так, как нужно, и потому, дусик, не смущай меня своими угрызениями" (20 января 1903 г.).

Обаяние Антона действовало на мужчин и женщин, тихий, ироничный, весёлый, он не тонул в иллюзиях, славился здравостью суждений и трезвым взглядом на жизнь. И он выбрал Ольгу. «Люблю ещё больше», – писал он после нескольких лет супружества: «Дуся моя, ангел, собака моя, голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще. Что бы ни случилось, хотя бы ты вдруг превратилась в старуху, я все-таки любил бы тебя – за твою душу, за нрав».

 

Чехов кашлял так, что его выселяли из гостиниц. Может поэтому, в его Ялтинском доме, его спальня на втором этаже, возле матери, а спальня Ольги на первом. И в письмах она вспоминает как скрипели ступени, когда она приходила к нему.

Сложная жизнь. Она знает, что ему осталось недолго. Она сама устала от сцены, отношений с его родными, и главное вечным страхом потери любимого мужа.

 

Незадолго до его смерти, она спросила, что же такое жизнь. "Ты спрашиваешь, – писал Чехов, – что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего неизвестно".

 

19. Ich sterbe.

Умер писатель в курортном городке Баденвейлер, в Германия, куда Антон Павлович с женой Ольгой приехал на лечение. Прощаясь с друзьями перед отъездом, он так и говорил, что едет умирать. 

 

Балкон комнаты, в которой умер Антон Павлович. На табличке надпись: "Здесь жил Антон Чехов в июле 1904".




По воспоминаниям Книппер, он придумал, чтобы ее рассмешить, уморительную историю о сбежавшем поваре. Затем послал за доктором. Пришел лечащий врач, доктор Швёрер. При нем врач Чехов поставил последний диагноз – себе. Именно к нему, по воспоминаниям Ольги Леонардовны, были обращены последние слова Чехова: «Ich sterbe» – «я умираю». Выпил бокал шампанского – и ушел из жизни. И вдруг выстрелила пробка из другой недопитой бутылки шампанского».


20.Тело Чехова везли в Москву в вагоне-холодильнике для перевозки устриц. Вот бы Чехов посмеялся, если бы узнал!
Писателя похоронили  22 июля  в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

21. "Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно. Антон Чехов" – именно так заканчивается письмо-завещание Чехова, адресованное сестре Марии.

 

22. После смерти Чехова, единственное, что оставила себе актриса Книппер – это маленькую дачу – рыбацкий домик в посёлке Гурзуф, где она провела с мужем самые счастливые дни.
От остального наследства: движимого и недвижимого, домов и авторских прав Ольга отказалась в пользу Марии Чеховой. 
Мечты Маши сбылись – она стала богатой и независимой женщиной. Недвижимость и банковские счета потянули на восемьдесят тысяч рублей.

 

23. Чехову суждено было вновь вернуться в Баденвайлер – бронзовым памятником.
Памятник-бюст был установлен четыре года спустя после смерти писателя, в 1908 году, стараниями друзей Чехова, прежде всего Константина Сергеевича Станиславского, и при финансовой поддержке  русского посланника  при баденском дворе Д.А.фон Эйхлера.  

Памятник простоял недолго – 10 лет. В 1918 году, как и многие другие бронзовые статуи, он был переплавлен для военных нужд. 

На старой фотографии запечатлено торжественное открытие памятника:




24. Это был не только первый памятник Чехову, но и первый памятник русскому писателю за границей.

 

25.  В 1992 году Чехов вернулся в Баденвайлер в третий раз – на этот раз в виде памятника с Сахалина.
Бронзовый памятник-бюст был отлит на Сахалине по инициативе Георгия Мироманова, тогдашнего председателя Сахалинского общества им. А.П. Чехова и директора Музея "книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»". Автором памятника стал сахалинский скульптор Владимир Чеботарев.
Двухтонный памятник  везли в дар Баденвайлеру на каком-то допотопном грузовике через всю Россию, через всю Европу. Проделав путь в 13 000 километров, невиданный советский грузовик военного образца с четырьмя заросшими щетиной мужчинами на борту произвел на улицах курорта настоящий фурор.
Памятник установили  на прежнем постаменте и на прежнем месте. 





И снова Чехов, почему-то в пальто с поднятым воротником, смотрит на солнечную рейнскую долину. Скульптор Владимир Чеботарев поясняет свой замысел так: 

«Я читал записки Книппер-Чеховой о последних днях Чехова. Она пишет, что Антон Павлович зяб. Ну, я его так и изобразил: поднятый воротник – хотя Баденвейлер – мы в ноябре там были – там тепло. Но он был больной уже в то время».

 

Вид, открывающийся  от памятника Чехову. 





Источник: https://zen.yandex.ru; https://sadalskij.livejournal.com; http://blog.kob.tomsk.ru; https://marinagra.livejournal.com;

Поделитесь с друзьями:

   
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.