Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7 (499) 350-07-30 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Тяжёлые ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула»

Тяжёлые ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО Typhoon) — самые большие в мире атомные стратегические подводные лодки. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.

История

     Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо», размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами Трайдент-I, которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы, и имела 10 блоков против 8 у Трайдента. Однако при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Главным конструктором был С. Н. Ковалёв.

     Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спущена на воду 27 сентября 1979 года, вступила в строй в 12 декабря 1981 года.

     Только на Севмаше 1219 человек, участвовавщих в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

     Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив, что американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-1». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас. Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по Холодной войне в заблуждение.

     В 1986 году для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16000 т. На борт он принимал до 16 МБР.

     27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на одной из АПЛ в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета, взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

АПЛ серии: ТК-208 «Дмитрий Донской», ТК-202, ТК-12 «Симбирск», ТК-13, ТК-17 «Архангельск», ТК-20 «Северсталь», ТК-210


АПЛ класса "Акула", пос. Рыбачий, 1984г.

Конструкция

     Энергетическая установка выполнена двумя независимыми эшелонами, находящимися в разных прочных корпусах. В движение корабль приводят два семилопастных малошумных винта. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов.

     Для постройки этих кораблей был специально построен новый цех — самый большой крытый эллинг в мире. Лодки обладают большим запасом плавучести — 31,3 %, в погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду. За это они получили неофицальное название «водовоз». Среди причин — требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз, а также — наложенное на длину лодки ограничение, позволившее строить на одной стапельной «ветке» два корабля. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2.5 метров, при условии, что зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьируется от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м. это  впервые позволило вести боевое дежурство в любых широтах.

Корпус

     Особенностью конструкции лодки является наличие в лёгком корпусе пяти прочных корпусов,в том числе двух прочных корпусов диаметром 7,2 м, расположенных параллельно друг другу по принципу катамарана. В передней части корабля между главными прочными корпусами расположен ракетный отсек с ракетным комплексом Д-19. Кроме того имеются два отдельных герметичных отсека — торпедный, и модуль управления, в котором находятся центральный пост и отсек радиотехнического вооружения. Оба главных прочных корпуса и прочные отсеки-капсулы содинены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, расчитанные на весь экипаж были размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

     Прочные корпуса изготовлены из титановых сплавов, лёгкий — стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием. По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки.

     Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещенными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Силовая установка

      Ядерная главная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2х50000 л.с., две паротурбинные установки, расположенных по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Была применена блочная компоновка, что позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и тем самым снизить шумность лодки.

     В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага, для уменьшения уровня шума установленные в кольцевых насадках.

     На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с гребными винтами, размещённых в носовой и кормовой частях корабля с электродвигателями по 750 кВт.

Размещение экипажа

     Условия размещения экипажа повышенной комфортности. Имеются салон для отдыха, спортзал, плавательный бассейн, солярий, сауна, «живой уголок». Матросы размещены в маломестных кубриках, офицеры в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Моряки называют «Акулу» «плавучим „Хилтоном“».


ТК-208 «Дмитрий Донской»

Вооружение

     Основное вооружение — 20 трёхступенчатых твёрдотопливных баллистических ракет Р-39. Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой и длиной из принятых на вооружение БРПЛ. Из-за большой длины Р-39, лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Дальность — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 блоков по 100кт. Старт всего боекомплекта ракет осуществляется двумя залпами. Их пуск возможен с глубины 55 метров. Благодяря системе АРСС пуск осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления. Что позволяет уменьшить интервал между запусками. Одна из особенностей ракетного комплекса — с помощью АРСС ракеты подвешены у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова их число было ограниченно 20.

    Кроме стратегического вооружения на лодке установлены торпедные аппараты, предназначенные для стрельбы торпедами, ракето-торпедами и для постановки минных заграждений.

      Оборона от нападения с воздуха обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

На ракетоносцах «Акула» установлено новейшее радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
Цифровой гидроакустический комплекс «Скат-3» — одновременное слежение за 10-12 целями (на выведеных из боевого состава флота и утилизируемых ТК-202, ТК-12 и ТК-13 был установлен аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС»);
Гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
Эхоледомер МГ-518 «Север»;
Радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
Навигационный комплекс «Симфония»;
Комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
Телевизионный комплекс МТК-100 и т. д.

Сравнительная оценка

     У ВМС США находится на вооружении только одна серия стратегических лодок — «Огайо», отнсящиеся к второму поколению (построено 18, из них 4 впоследствии переоборудованы под КР Томагавк). Первые АПЛ этой серии вступали в строй одновременно с «Акулами». За счёт заложенной в них возможности последовательной модернизации (в том числе и шахтами с запасом места и со сменными стаканами) на них используется один тип баллистических ракет — Trident II D-5 вместо исходных Trident I D-4. По количеству ракет, их дальности и числу РГЧ «Огайо» превосходят советские «Акулы» и российские «Борей». Ракеты Trident II превосходят по точности проектные возможности «Булавы», приняты на вооружение в 1990, в то время как «Булава» проходит этап испытаний. До 2023—2026 годов США не планируют менять существующий флот лодок типа «Огайо».

     Следует отметить, что «Огайо», в отличие от российских субмарин, предназначены для боевых дежурств в открытом океане в сравнительно тёплых широтах, тогда как российские субмарины часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок.

     После принятия в боевой состав ВМФ СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула» США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023—2026 годов.

     Цитата из новостного выпуска ЦКБ МТ «Рубин» по случаю 25-летия вступления в строй первого тяжелого крейсера: "Вступление в строй ВМФ СССР тяжелых атомных подводных крейсеров стратегического назначения во многом предопределило завершение мирового политического противостояния и прекращение холодной войны на море."

Утилизация

     В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три корабля проекта из шести построенных, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих морских левиафанов рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска, однако этот проект реализован не был. Процесс утилизации протекает следующим образом: из двух реакторов выгружается отработанное ядерное топливо, затем — оборудование. После этого лодка переводится в сухой док, где из неё вместе со смежными вырезаются объединённые в блок реакторные отсеки и герметизируются. После чего спускаются на воду и переводятся в пункт длительного хранения в губе Сайда в Мурманской области[23]. Водоизмещение блока более 8000 тонн, для транспортировки он оборудуется буксирными и аварийными устройствами и сигнальными огнями.


Модель АПЛ проекта 941

Современный статус

     По состоянию на 2007 г. три корабля 941 проекта (ТК-202, ТК-12 «Симбирск», ТК-13) выведены из боевого состава российского флота и утилизируются. Стоимость утилизации одного крейсера составляет около $10 млн, из них $2млн выделяется из бюджета России, остальное — средства предоставленные США и Канадой.

     В связи с хроническим отсутствием финансирования в 90-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли прошли капитальный ремонт в 1999—2001 гг.

     ТК-208 «Дмитрий Донской» модернизирован по проекту 941УМ и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава».

   По сообщению отстраненного от должности командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова, 29 апреля 2004 решением главнокомандующего ВМФ была расформирована 18-я дивизия подводных лодок в которую входили все «Акулы». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра» (последнее боевое дежурство — 2002 г.) выведены в резерв, где находятся в настоящий момент в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ.

  При условии успешного завершения программы перевооружения эти корабли способны находиться в строю российского флота еще достаточно долгое время, по крайней мере до окончания постройки серии РПКСН четвёртого поколения типа «Борей».

     В августе 2007 главком ВМС адмирал флота Владимир Масорин сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

Интересные факты
На АПЛ этого проекта ракетные шахты были впервые размещены впереди рубки.
Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову за освоение уникального корабля в 1984 году было присвоено звание Героя Советского Союза.
Водоизмещение АПЛ проекта «Акула» больше, чем водоизмещение авианосца «Адмирал Горшков».
6 АПЛ проекта «Акула» занесены в Книгу Гиннеса как самые большие.
17 февраля 2004 во время стратегических командно-штабных учений на борту АПЛ «Архангельск» присутствовал Владимир Путин.

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Военно-морской флот

 

Комментарии:

Меч плечом крепок)))

Ответить

MAlu

вау! крутая тема! ))

Ответить



Нагваль

Укрепим обороноспособность страны - минимум по одной АПЛ во все реки, озера и, более того, ванны и джакузи.

Ответить

США и КАНАДА МОЛОДЦЫ ДЕНЬГИ ДЛЯ НАС ВЫДЕЛЯЮТ, А МЫ У НИХ БЕРЁМ И БЕРЁМ, стабфонда ведь не существует и страна у нас значит нищая!!(((((

Ответить

Odin

а легковые автомобили так и не научились делать :(

Ответить

yaras,куку,киса! Скока тибе лет,насекомое?

Ответить

Мдаа... хороша...
Плохо только то, что мы идем на поводу у США...

Ответить



rockett

667БРДМ тоже внушительный аппарат...

Ответить

Про 667БДРМ статья ещё в процессе написания. http://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_проекта_667БДРМ_«Дельфин»

Ответить

Даешь пушки вместо масла!!!

Ответить

Mo/loC

"было принято решение утилизировать три корабля проекта из шести построенных, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе" - суки дратые...
"$2млн выделяется из бюджета России" - не уж то это дешевле эксплуатации лодок?
" США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023—2026 годов." - угу... А наши Придурокы только рады стараться :(

Ответить

Mo/loC

Ебо цензура...
*А наши д о л б о ё б ы только рады старасться :(

Ответить

Что-то не увидил где написано о том, что данная лодка может запускать ракеты из под толщи арктического льда. Также она самая кофмортабельная из всех существующих - на ее борту есть тренажерные халы, сауны с бассейном и проч.

Ответить

makc-barmaley

В арктике изподо льда ракеты по моему вообще никто не пускает. Для этого она может ломать лёд рубкой и пускать в полынью, либо со всплытием

Ответить

Просьба к разместившему отметить в статье источник - ru.wikipedia.org

Ответить

Чем статью красть, лучше бы про К-150 "Томск", однотипную погибшему Курску написали (http://ru.wikipedia.org/wiki/Томск_(подводная_лодка) ). кому как не жителям Томска о ней писать?

Ответить

Приветствую.
Коллега немного погорячился, но нужно указать источник и что статья доступна под GFDL.
Прим. - про лёд добавлено ;)

Ответить

На первом снике "Акула" входит в губу Нерпичья. Посёлок Мурманск-150 (Западная Лица). Снимок сделан Андреем Кузнецовым для газеты СФ "На страже Заполярья". Это был первый официальный снимок ТПРКСН "Акула", опубликованный в открытой печати.
Посёлок Рыбачий и год указаны ошибочно.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.