Регистрация Вход
Город
Город
Город

Миллион алых роз — реальная история, ставшая сюжетом песни

Николай Асланович Пиросманишвили (Пиросманашвили), или Нико Пиросмани родился в Кахетии в городе Мирзаани. На вопросы о возрасте Нико отвечал с робкой улыбкой: «Откуда мне знать?» Время для него шло по-своему и совершенно не соотносилось со скучными цифрами в календаре.
Отец Николая был садоводом, семья жила бедно, Нико пас овец, помогал родителям, у него был брат и две сестры. Деревенская жизнь часто возникает на его картинах.
Маленькому Нико было всего 8 лет, когда он осиротел. Один за другим умерли его родители, старший брат и сестра. Он и сестра Пепуца остались одни на всем белом свете. Девочку взяли в деревню дальние родственники, а Николай попал в богатую и дружную семью помещиков Калантаровых. Много лет он прожил на странном положении полуслуги-полуродственника. Калантаровы полюбили «безответного» Нико, они с гордостью показывали гостям его рисунки, выучили мальчика грузинской и русской грамоте и честно пытались пристроить к какому-нибудь ремеслу, но «безответный» Нико никак не хотел взрослеть…
В начале 1890-х Нико понял, что ему пора покидать гостеприимный дом и становиться взрослым. Ему удалось получить настоящую должность на железной дороге. Он стал тормозным кондуктором. Только служба была ему не в радость. Стоять на подножке, ругаться с безбилетными пассажирами, отвлекаться от созерцания и нажимать на тормоз, не спать и внимательно прислушиваться к сигналам – не самое подходящее дело для художника. Только никто не знал, что Нико – художник. Пользуясь каждым удобным случаем, Нико не выходит на работу. В это время Пиросмани открывает и опасную прелесть забвения, которую дарит вино… Через три года небезукоризненной службы Пироманишвили увольняется с железной дороги.
И Нико делает еще одну попытку стать добропорядочным гражданином. Он открывает молочную лавку. На вывеске красуется симпатичная корова, молоко всегда свежее, сметана неразбавленная – дела идут весьма неплохо. Пиросманишвили строит в родном Мирзаани дом для сестры и даже покрывает его железной крышей. Вряд ли он мог предположить, что в этом доме будет когда-нибудь его музей. Торговля – совершенно неподходящее занятие для художника... В основном делами лавки занимался Димитра, компаньон Пиросманишвили. 
 
В марте 1909 на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость! Театр «Бель Вю». Только 7 гастролей красавицы Маргариты де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!»
Француженка сразила Николая наповал. «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!» – воскликнул он. В Тифлисе любили рассказывать историю несчастной любви Нико, и каждый излагал ее по-своему.
«Нико пировал с друзьями и не пошел в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала», – говорили пьяницы. «Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала!» – утверждали поэты. «Любил он одну актрису, но жили они отдельно», – пожимали плечами реалисты. «Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши», – разбивают в прах легенду скептики. С легкой руки Аллы Пугачевой весь Советский Союз распевал песню про «миллион алых роз», в которые превратил свою жизнь художник ради любимой женщины.
Романтическая история такова:
Это летнее утро поначалу ничем не отличалось от других. Все так же неумолимо, испламеняя все вокруг, подымалось из Кахетии солнце, так же рыдали ишаки, привязанные к телеграфным столбам. Утро еще дремало в одном из переулков в Сололаках, тень лежала на серых от времени деревянных невысоких домах. В одном из таких домов были распахнуты на втором этаже маленькие окна, и за ними спала Маргарита, прикрыв глаза рыжеватыми ресницами. В общем, утро было бы действительно самым обыкновенным, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг. Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов - освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных - наполнили воздух. Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю?
В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег! Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита - еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, - обняла Пиросмани за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей.
Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Любовь Нико не покорила Маргариту. Так, по крайней мере, считали все. Но все же нельзя было понять, действительно ли это так? Сам Нико не мог сказать этого. Вскоре Маргарита нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса.
Портрет актрисы Маргариты – свидетель прекрасной любви. Белое лицо, белое платье, трогательно раскинутые руки, букет белых цветов – и положенные к ногам актрисы белые слова… «Белым я прощаю», – говорил Пиросмани.
Николай окончательно порвал с лавкой и стал бродячим живописцем. Его фамилию все чаще произносили коротко – Пиросмани. Димитра назначил своему компаньону пенсион – рубль в день, но не всегда Нико приходил за деньгами. Не раз ему предлагали кров, постоянную работу, но Нико всегда отказывался. Наконец, Пиросмани придумал удачный, как ему казалось, выход. Он начал писать яркие вывески для духанов за несколько обедов с вином и несколько ужинов. Часть заработка он брал деньгами, чтобы покупать краски и платить за ночлег. Работал он необыкновенно быстро – несколько часов уходило у Нико на обычные картины и два-три дня на большие работы. Это сейчас его картины стоят миллионы, а при жизни художник получал за свой труд смехотворно мало.
Чаще с ним расплачивались вином и хлебом. «Жизнь коротка, как ослиный хвост», – любил повторять художник и работал, работал, работал… Он написал около 2000 картин, из которых уцелело не более 300. Что-то неблагодарные владельцы выбросили, что-то сгорело в пожаре революции, какие-то картины просто закрасили.
Пиросмани брался за любую работу. «Если мы не будем работать над низшим, то как сумеем сделать высшее? – с достоинством говорил он о своем ремесле, и одинаково вдохновенно рисовал вывески и портреты, афиши и натюрморты, терпеливо выполняя волю заказчиков. «Мне говорят – нарисуй зайца. Я думаю, зачем тут заяц, но из уважения рисую».
Никогда не жалел Пиросмани денег на краски – покупал только лучшие, английские, правда использовал в своих картинах не более четырех цветов. Рисовал Пиросмани и на холсте, и на картоне, и на жести, но всему предпочитал черную клеенку. Писал он на ней не от бедности, как принято считать, а потому что очень нравился этот материал художнику своей фактурой и неожиданными возможностями, которые открывал перед ним черный цвет. «Черный фон черной жизни» покрывал он своей кистью – и словно живые вставали мужчины, женщины, дети и животные. Пронзительно смотрит на нас жираф.
Величественный лев, перерисованный со спичечной коробки, с огненным взглядом.
Нежно и беззащитно глядят поверх зрителей косули и олени.
В Тифлисе существовало общество грузинских художников, были ценители искусств, но для них Пиросмани не существовал. Он жил в параллельном мире духанов, питейных заведений и увеселительных садов, и, возможно, мир о нем ничего бы не узнал, если бы не счастливая случайность.
Случилось это в 1912 году. Пиросмани было уже 50 лет Французский художник Мишель де Лантю и братья Зданевичи – поэт Кирилл и художник Илья – приехали в Тифлис в поисках новых впечатлений. Они были молоды и ждали чуда. Тифлис покорил и ошеломил молодых людей. Однажды они увидели вывеску трактирного заведения «Варяг»: гордый крейсер рассекал морские волны. Друзья зашли вовнутрь и замерли, ошеломленные. Потрясенные, студенты стали искать автора шедевров. Несколько дней Зданевичи и де Лантю шли по следу Пиросмани. «Был, да ушел, а куда – кто его знает», – говорили им. И вот наконец – долгожданная встреча. Пиросмани стоял на улице старательно выводил надпись «Молочная». Сдержанно поклонился он незнакомцам и продолжил работу. Только закончив заказ, Нико принял приглашение столичных гостей отобедать в ближайшей харчевне.
Зданевичи увезли в Петербург 13 картин Пиросмани, организовали выставку, о нем постепенно стали говорить и в Москве, и в Петербурге, и даже в Париже. Признание пришло и «в своем отечестве»: Нико пригласили на собрание общества художников, дали немного денег и сводили сфотографироваться. Очень гордился художник своей славой, повсюду носил с собой газетный листок и с простодушной радостью показывал его друзьям и знакомым.
Но слава повернулась к Нико темной стороной… В той же газете появилась злая карикатура на Пиросмани. Он был изображен в рубашке, с голыми ногами, ему предлагали поучиться и лет через 20 принять участие в выставке начинающих художников. Вряд ли автор карикатуры предполагал, какой эффект произведет она на бедного художника. Нико был страшно оскорблен, стал еще более замкнутым, чуждался общества людей, в каждом слове и жесте видел насмешку – и все больше пил. «Этот мир с тобой не дружен, в этом мире ты не нужен», – сочинил художник горькие стихи.
Пиросмани медленно покидали силы, в Грузии началась революционная смута, духанщики разорялись и заказов становилось все меньше и меньше… Общество грузинских художников пыталось помочь Пиросмани, для него были собраны деньги, но адресата разыскать не удалось… В апреле 1918 года Нико заболел так сильно, что не смог подняться на ноги. Три дня пролежал он в полном одиночестве, в холодном темном подвале, потом его увезли в больницу, где он и умер. От Пиросмани не осталось ничего – ни чемоданчика с красками, ни одежды, ни даже могилы. Остались только картины.
Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

живопись искусство картины любовь художники

 

Комментарии:

Белк

Забавно, плюсы посту ставят и ставят, а комментариев пока нет :) Аграфена, спасибо за него! Пиросмани мало кто понимает и любит.

Ответить

"На перроне разлук - желтизна,
Пахнет осенью и пирожками.
Я на лавке сижу допоздна,
Как жираф на холсте Пиросмани..."
Так вот ты какой, се... жираф Пиросмани...

Ответить

Ильич

Пиросмани - супер)))
Рисовал себе в Тифлисе, побирался нищий, винишка море выпил, а его возьми да и объяви одним из столпов и основоположников примитивизма))) Настоящий был индеец)))
Своими картинами создал целую культуру.
По его картинам целые спектакли ставили и в Тбилиси и в Ленинграде. У театральных художников в учебниках целый раздел ему посвящен)))
Но мне он дорог тем, что всю жизнь был свободен.
Даже и в мыслях у него никогда небыло, чтобы за счёт картин своих состояние сколотить, а потому можно смело утверждать, что картины его искренни. И не источают вонь коньюктуры.
Вечная память)

Ответить

Ильич

Аграфене несомненный плюс)))
Продолжай в том же формате)))
Очень только жаль, что репродукции в инете очень и очень дерьмовые... По себе знаю, что приличные практически невозможно отыскать...

Ответить

Annet

Из этого поста много интересного для себя вынесла, во-первых, вообще впервые услышала о таком художники как Пиросмани. Во-вторых, картины его мне понравились, в-третьих, конечно миллион алых роз поразил, слушаю. А. Пугачеву незнала, что вся история происходила на самом деле. Миллион роз, потрясающе..., мне пока что дарили только 15 роз, но было ОЧЕНЬ приятно, лучше любого подарка.

Ответить

kovales

какие Ваши годы, чем дальше в лес тем больше роз ))

Ответить

Алёнка

Класс! Я, как настоящее быдло, только помню Пиросмани по репродукции в энциклопедии по искусству, где тетька в красном платье с большой грудью))) (так и не помню, как оан называется).
А у него, оказывается, столько картин, да еще и прототип героя песни!
Аграфена, а почему ты мне об этом никогда не рассказывала?))))

Ответить

Алёнка, это я удобного случая ждала ;) Вот, представился)

Ответить

kovales

про творчество умолчу, ибо история жизни очень тронула... со всеми вытекающими )

Ответить

Была у меня женщина, она уезжала, я хотел, чтобы она осталась, подарил ей розы. Не миллион, конечно. Но потом расплачивался за долги очень долго. Думаю, до сих пор мои одногрупники обо мне не сильно хорошего мнения. И что... Пустое.

Ответить

HaN

А пост то - пустой!!! Верните картинки на место!!! Не надо ничего из файл-браузера удалять!!!

Ответить

Най

Даже без картинок вспомнила почти все :) Мне на 6тилетие подружка подарила книгу о Пиросмани "Лекарь на ослике едет к вам". Там, конечно, не было всяких грустностей - книжка была для детей.
А художник он потрясающий. Слов нет насколько.
Кстати, давеча была в Питере, там есть ресторан Пиросмани и кафе при нем. Не знаю, как там в ресторане, а в кафе на стены прямо перерисованы Дворник и еще несколько картин, только не яркими красками, как у автора, а пастельными, в тон с отделкой стен. Они как будто тени смотрят - очень странное чувство... а кормят оч.вкусно. Кто осилит целый тамошний хачапури - просто супергерой! :)

Ответить

Да блин верните картинки

Ответить

Sharlotta

Классый художник, мы его недавно проходили на уроке История Изо!!!! даже не верится, что такой человек был и всю свою жизнь превратил в Цветы!!!

Ответить

Тамара Гвердцители - Украденное сердце Нико Пиросмани

Ответить

Тамара Гвердцители - Украденное сердце Нико Пиросмани

Ответить

Удивительно, но мало кто знает, что это единственный портрет
Нико Пиросмани сделал фотограф Эдуард Клар.

Ответить

просто и красиво,но простота щемящая сердце...значит шедевр..
я историю любви читала в другом виде..Что он пригласил к себе актрису домой ,и решил приукрасить своё бедное жильё и нарвал полевых цветы и травы и всё застлал этими охапками " сена", где и была единственная ночь любви, а потом Маргарита уехала с богатым купцом.... а народная фантазия превратила сено в розы... Но всё равно красиво...

Ответить

Pirosmani super xudojnik ! i emu net ravnix!mixvasrxar genacvale

Ответить

        Анатолий

Если посмотрел одон раз и хочется посмотреть ещё - значит это чего-то стоит. Таков Пиросмани. Светлый человек писал эти картины.

Ответить

        вПитере

Пиросмани это легенда ! а то что в России его ценят и любят это говорит о многом ... ведь Грузия и Россия православная и почти 250 лет мы вместе делили общие радости и трудности. Спасибо Вам за теплоту! мы должны всегда помнить нашу общую историю

Ответить

Нико может понять только тот, кто в своей жизни совершал столь же шедевриально прекрасные глупости!!!
Любовь вечна!!!
Любовь правит миром!!!

Ответить

Хотите расскажу страшную тайну? Миллион алых роз - это автобиографичная песня. Кстати, в этой статье есть ошибка - актриса Маргарита была рыжей бестией! Никого не напоминает? Так вот в своё время Раймонд Паулс подарил Пугачёвой очень много цветов, конечно не миллион и даже не роз - там были разные цветы. Она от них отказалась, а потом, спустя много лет, Паулс попросил своего друга - Андрея Вознесенского - написать песню "якобы про грузинского художника". Естественно Алла отказалась это петь, потому что у неё песня ассоциировалась с самим Раймондом. Но потом Пугачёва перестала выпендриваться и спела её. Так и нчалась их любовь-морковь...

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.