Мы в тройке самых популярных ресурсов региона! Жми… 
Регистрация Вход
Город
Город
Город
CANNES LIONS

CANNES LIONS

Каннские львы 2014! 13 ноября в Томске!
Подробнее
Школа по грудному вскармливанию

Школа по грудному вскармливанию

Стань профессиональной мамой! Твой малыш оценит.
Подробнее

designstudio.ag

designstudio.AG Веб-дизайн и разработка по-серьёзному.
Подробнее

Экспедиции на острова Шумшу и Матуа

10 экспедиций камчатских энтузиастов на острова Шумшу и Матуа Курильской гряды, выдержки из экспедиционных дневников.

2.  ДОТ



3. Японский танк (что осталось).



4. Засыпанные переходы между сооружениями.



5. Аэродром о-ва Матуа, авиационное топливо союзников.



6. о. Матуа



7. Даже вентшахты сохранились.


8. Походный туалет. Только кто его таскал для японцев?



9. Противотанковые рвы.



10. Сразу и не заметишь....



11. о. Шумшу.



12. о. Матуа, остатки уже советского укрепрайона.



13. Танк с о-ва Шумшу.



  У японского гарнизона на острове Матуа, после объявления капитуляции Японии было предостаточно времени, чтобы решить все вопросы либо с уничтожением всего имеющегося там военного имущества, либо очень профессионально спрятать его на всякий случай. А как вы думаете, что мог здесь делать практически неделю после капитуляции гарнизон в количестве 3811 человек во главе с командующим — полковником Узга на острове размерами 6 на 12 км, считавшимся самым неприступным из островов Курильской гряды (для специалистов: остров Шумшу уступает возможностям острова Матуа). Единственное, что могли сделать японцы, это утопить технику и секретное оборудование в море, либо спрятать под землей, взорвав пути подходов к подземным складам. Исследуя остров, члены экспедиции нашли много вещей и предметов, принадлежащих японским солдатам, узлы и агрегаты военной техники.   Остров был своеобразной перевалочной, тыловой базой между островами Курильской гряды и Японией. На острове располагались резервные запасы топлива, продуктов питания, техники. Немаловажно и то, что там существовал промежуточный аэродром, взлетные полосы которого достигали длины более 1 км, причем обогревались они с помощью подземной энергии земли. Аэродром расположен таким образом, что ветра, которые господствуют на Матуа (восточный, либо юго-западный) не могли помешать ни взлету, ни посадке самолетов. Уникальное географическое положение и сама структура острова с учетом грамотно обустроенной обороны японцев делали его практически неприступным и лишь капитуляция Японии во Второй мировой войне позволила избежать гибели тысяч солдат с обеих сторон.

Северные Курилы укреплялись японцами давно и основательно. Особый упор был сделан японцами и на строительство аэродромов, в ходе поисковых работ на одном из них участниками экспедиции обнаружили остатки японских ангаров, а так же разбросанные остатки самолетов американского производства. При осмотре юго-западного побережья острова Шумшу были обнаружены остатки 7-ми японских танков. Два из которых плавающие типа Ка-Ми. Это достаточно редкие танки, во время войны было выпущено 98 штук. Так же были обнаружены вдоль прибрежных скал дороги, которые сделаны были видно для повышения мобильности японских войск. Как мы теперь уже знаем, бомбардировки Парамушира и Шумшу начались с лета 1943 года. Совершались эти налеты с американских авиабаз на острове Атту, что на Алеутах. В августе 1945 году наши войска были готовы к началу штурма острова Шумшу, и 18 августа на остров высадился Курильский десант, началось освобождение островов от японских войск. По данным военных документов, японцы даже не догадывались о начале военных действий со стороны Советского Союза, военачальники ждали «неминуемое вторжение американских войск». В ходе проведения поисковых работ впервые был обследован ране не изученный японский командный пункт, расположенный на глубине сорок метров, со сложной системой галерей. Найдено много личных вещей, принадлежащих японским солдатам. Особый интерес вызвали настенные надписи, оставленные возможно последними защитниками этого сооружения, надписи представляют собой рисунки и иероглифы, которые в данный момент обрабатываются. Да, там тоже находились мощные японские укрепления, но из многих зол было выбрано наименьшее. Наши корабли "Дзержинский" и "Охотск" блокировали своей артиллерией мощные доты мыса Кокутан, сторожевик "Киров" обстреливал мыс Котомари и орудия японцев, установленные на затопленном танкере "Мариуполь", а тем временем десант подходил к берегу. Надо сказать, что огонь корабельных орудий практически не причинил вреда японским батареям на указанных выше мысах, так как они были укрыты в глубоких капонирах, закрытых сверху толстым бетоном. Только беспримерное мужество наших десантников, их самопожертвование во имя победы принесли успех операции. Глядя с моря на укрепленные скалистые берега Шумшу, оставалось только обнажить головы перед подвигом наших солдат и матросов, наших славных нынешних стариков, которым в молодости пришлось брать этот остров-крепость. Японский аэродром на Матуа - и сегодня шедевр инженерной мысли. Он состоит из трех взлетных полос, нескольких ангаров и рулежных дорожек. Две параллельные полосы длиной по 1570 метров и шириной по 35 метров - бетонированы. Причем качество бетона и сегодня впечатляет: на нем практически нет трещин. Эти две полосы ориентированы с востока на запад - как раз по направлению преобладающих ветров. Если ветер вдруг изменится - есть третья полоса, отходящая от первых под 145 градусов. Садись, пожалуйста, а затем вырулишь на главное поле и подъедешь к ангарам. Сами ангары, правда, не сохранились, от них остались лишь бетонированные площадки и рельсы, по которым, похоже, ходили огромные двери. Надо отметить одну очень интересную деталь, которая сразу бросается в глаза: взлетные поля подогревались местной термальной водой! Она подводилась по специальной забетонированной канаве (желобу) от месторождения, располагавшегося, видимо, где-то на склоне вулкана Сарычева (Фуё). Мы не искали место водозабора, но, видимо, это еще впереди. Канавка идет между двумя параллельными полосами, а под каждой из этих полос проложены трубы - по ним вода и циркулировала. И так - на всю длину, после чего ввода уходила под третью полосу, а на ее окончании разворачивалась в обратку. Таким образом, зимой у японцев голова не болела с уборкой снега на взлетных полосах - они всегда были чистыми. Это хорошо видно на одном из снимков, сделанных американским летчиком Джимом Стерлингом при бомбежке Матуа. теперь снова переходим к американцам, ибо военная история острова Матуа, как и прочих Курильских островов без американцев очень даже не полная. Бомбили Курильские острова летчики 28 группы дальних бомбардировщиков, которая располагалась на Аляске. Происходило это с 1 апреля 1944 до 13 августа 1945 года, пока СССР не объявил Японии войну. Использовались в основном самолеты Б-24 и Б-25. Главной целью бомбардировок было оттянуть часть японских сил, в том числе авиации, от основных ударов американцев. Надо сказать, что это американцам удалось: если в 1943 году Япония держала на Хоккайдо и Курилах в общей сложности 262 самолета, то летом 1944 года их было уже около 500. Правда, к весне 1945 года японцы забрали с Курильских островов практически всю авиацию, оставив лишь 18 истребителей на Парамушире и 12 морских бомбардировщиков на Шумшу. То же и с людьми. Если до 1943 года на Курилах находились в общей сложности 14-15 тысяч человек, то в конце года их стало уже 41 тысяча, а в 1945 году осталось 27 тысяч. При налетах на Курилы, в том числе остров Матуа, американцы сильно рисковали из-за большой дальности. Есть разные мнения об использовании ими баз "подскока", но я не об этом. Только над Матуа было сбито 50 американских самолетов с экипажами в несколько человек. Это говорит о том, что японцы дрались очень умело и были готовы к обороне. Это же наблюдаем и мы спустя 60 лет, обходя фортификационные сооружения Матуа. Правда, обойти их невозможно, настолько их здесь много - живого места на острове просто нет. В районе аэродрома очень много П-образных земляных редутов с высотой насыпи до нескольких метров (примерно 5-6). Внутри этих редутов стояли зенитки, которыми японцы и сбивали американские бомбардировщики. Похоже, тогда эти редуты накрывались маскировочными сетками, поэтому и насыпи такие высокие - по длине стволов. По данным руководителя нашей экспедиции Евгения Верещаги, американцы бомбили остров выборочно.
Идем и удивляемся обилию сооружений. Такое впечатление, что японцы особенно тщательно укрепляли юг острова, боясь высадки десантов именно здесь, в пологой части, хотя берега мыса и прилегающих бухт зачастую очень высокие и скалистые. И над этими бухтами всюду нависают дзоты и огромные железобетонные доты - как пулеметные, так и артиллерийские. Здесь же широкие, углубленные капониры с бетонированным основанием, на которых стояли береговые орудия большого калибра - их иногда показывают в хронике военных лет. Толщина бетонных перекрытий над артиллерийскими дотами - почти полтора метра, внутри стены аккуратно выложены огромными, сцементированными друг с другом валунами - это даже эстетично. Поражаешься объему выполненных здесь строительных работ. Это сколько же военнопленных требовалось, чтобы построить фортификации Матуа! Не солдаты же строили, в самом-то деле. Одна дорога, вымощенная камнем (один к одному!) чего стоит. И длина ее - несколько километров. А подземные сооружения! Пройдя основание мыса Юрлова и вволю подивившись на японские сооружения, мы повернули на запад к мысу Пологому. 
Стараниями японцев остров Матуа, как и многие другие Курильские острова, превратился в настоящую крепость посреди океана, взять которую было проблематично. И если бы ни капитуляция Японии, объявленная императором Хирохито 14 августа и заставившая многие японские островные гарнизоны сдаться без боя, неизвестно, сколько времени наши десанты штурмовали бы Матуа, сколько бы пролилось крови с обеих сторон, особенно - со стороны наступавших. Но русским довелось штурмовать только один остров, самый северный на Курилах - Шумшу, остальные были взяты меньшей кровью, а то и вовсе без нее. В этом ряду - и остров-крепость Матуа. Его гарнизон сложил оружие перед нашими войсками 26 августа 1945 года. Вот что по этому поводу вспоминает участник тех событий, ветеран-пограничник из Владивостока Владимир Антонович Тарулис (запись Маргариты Усовой, "Золотой Рог"): "После Шумшу мы должны были высадиться на остров Матуа. Это - маленький островок, никто о нем не знал, но в 46-м году здесь произошло извержение вулкана, благодаря которому он прославился на весь мир. Кроме этого вулкана - пика Сарычева, - на этом острове больше и нет ничего. Так вот, капитан мне говорит: "Лейтенант, бери катер и высаживайся". Я взял двадцать человек солдат, был с нами японец - майор - представитель генерального штаба. Подходим мы к острову, и тут по нам открывают огонь, да такой, что вода буквально закипела. Хорошо, мы успели укрыться за скалой. Японец наш кричит им что-то, пилоткой машет, но бесполезно - видимо, у них связи не было со своими, они не знали, что все закончилось. Я связался с кораблем, доложил обстановку, с корабля открыли по острову огонь, и японцы довольно быстро выбросили белый флаг". Хорошо то, что хорошо кончается.

П. С. Когда был на Парамушире, от Шумшу отделял 1-й пролив шириной с Обь. То, что на Парамушире, неплохо заселённом, по тем меркам, острове, даже до тех пор были остатки японской военной техники, не знал. Местные рассказывали про Шумшу, про подземные госпитали японцев.  Но съездить туда было невозможно, пограничники никого не пускали. Только в начале 2000-х слышал о том, что сохранившуюся японскую технику и законсервированные американские самолёты оттуда втихаря продавали американцам.


Источник: http://kurilstour.ru/

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

 2      dedok 6 апреля 2010 г. 15:53
Я служил на Шумшу 1978-1979. Жаль не осталось фотографий того времени. посмотреть действительно есть на что. Тогда ещё на острове было много военной техники, снаряды лежали горками вдоль дороги. Есть что вспомнить... Спасибо.
{Ответить}

Гого
        Гого 6 апреля 2010 г. 16:03
вступление впечатляет)
{Ответить}
 

Sir Man
        Sir Man 6 апреля 2010 г. 16:32
Да лан, минусить
За труд и все же содержание-посту+
Интересно
{Ответить}
 

        Myst 6 апреля 2010 г. 16:40
блин, даже и не знал! О_о
{Ответить}

        Myst 6 апреля 2010 г. 20:22
обязательно сподвигнусь туда...
{Ответить}

    1   Странник 6 апреля 2010 г. 21:18
зззыыы особенно умилила фраза про наших пограничиков у которых похоже основная задача запрещать и нипущать своих...
конечно про погран район понятно вот только в свете последних лет нах.надо - правительство и так все отдаст. и что уж за сверх секреты?? просто гнилая запрещательная система когда свой гражданин не достоин доверия.ИМХО
Афтар+++++++++
{Ответить}

        Странник 7 апреля 2010 г. 17:20
хм каму не понравилось товарищу майору-проверяющему?? ну да наплевать в принципе
{Ответить}

putnik-ost
        putnik-ost 6 апреля 2010 г. 22:12
+ На №5 Я так и не понял о каких союзниках идет речь? Надпись на немецком языке. Союзники - это гитлеровцы? Не ленивые были ребята, топливо в бочках в Японию возили. Странная история.
{Ответить}
 

        Alex098 6 апреля 2010 г. 22:46
ага, бочка тоже озадачила...
немецкая субмарина доставила?
{Ответить}

putnik-ost
        putnik-ost 7 апреля 2010 г. 08:00
Ага, в Кригсмарине идиоты служили? Возили топливо в бочках внутри лодки, в цистерны залить не догадались.
{Ответить}
 

        Alex098 7 апреля 2010 г. 08:45
одна бочка не есть доказательство МАССОВЫХ поставок топлива из Германии, а вот дополнительная горючка на субмарине вполне могла быть....
воздушным и надводным способом трудно представить себе доставку грузов в то время, учитывая военную обстановку...
{Ответить}

        Николай 5 апреля 2014 г. 02:27
эти бочки привезены после войны....
{Ответить}

 
 



image code

— скажите волшебное слово (или пропишитесь на Городе)