Регистрация Вход
Город
Город
Город

Промыслы русского севера-Мезенская роспись по дереву.

“Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.





Мезенской
эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.




Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.




Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”?

 


В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.




А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое “окно”, с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.




 

А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: “Кого люблю – тому дарю”. Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.

Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.




Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный.
Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. 
Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.




Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.



Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц. 




 Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).




Огонь. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.



Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.



Узоры в прямой клетке



Простые эелементы




Узоры в косой клетке




Ленточный орнамент



Деревья, птицы, олени и  кони.






Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.




К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.




Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.



 Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в “уточке” и коне – знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представлении устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце), конь-огонь. Фигурки как коня, так и “уточки” (поместному “курицы”) украшали крыши изб, даже и теперь бытует на Мезени поговорка:

“Курицы и конь на крыше – в доме тише” (понимай: спокойнее, охраняют). Равно с ними украшали крыши и оленьими рогами. По преданию славян, олень связывался с дождем







Панно "Плодородие" условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц . По сторонам четким строем вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли.

После войны ремесло практически исчезло. Так комментирует жительница деревни Аксенова Елизавета Ивановна:
"– Здесь много было проезжих вверх по реке – на Печору, в Коми. Они и покупали прялки, лукошки и всякое прочее. В войну перестали ездить, так и исчез промысел. Правда, после, в 60-х, в деревне этим делом занимался еще Федор Михайлович Федотов, его дом стоит на самой околице. Но рисовал уже так, не ради приработка, а для себя – сам короба и корзинки плел, сам понемногу расписывал…"


В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле.



Роспись хороша, но характер ее уже несколько иной, уходит графичность. Такая строгая раньше, сейчас она приобретает смягченные черты. Это связано с тем, что четкий перьевой контур все больше заменяется мягким кистевым.  




Во многих случаях “капелька” сменила штрих,  фигуры коней рисуются мягкими широкими движениями кисточки. И наверное, имеет значение, что из “мужской” росписи охотников, рыболовов и оленеводов она становится все больше женским искусством.







Уходит и смысл, вкладываемый  мастерами  в рисунки, Сейчас лишь эксплуатируются  образы , и они все реже рассказывают  истории жизни земли северной.


































 

















 

http://mnenie.zhulebertsyi.ru/post/21/   http://mezen.penza.ru/galery.html   http://www.liveinternet.ru/users/ar56/post113645682/   http://www.rusvera.mrezha.ru/525/7.htm   http://www.gnozis.info/?q=node/6171 http://www.rusvera.mrezha.ru/525/7.htm   http://www.liveinternet.ru/users/gla-mur/post116168068/  мастер класс по росписи
Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Очень здорово! Люблю орнаменты, это моя слабость

Ответить

Бабуся

Вроде, простая, на первый взгляд, тарелочка, а сколько зашифровано, целую историю рассказать можно. А наш век будут по смайликам распознавать:))))

Ответить

Меня тоже поразило, что наши предки таким образом рассказывали целые истории)
можно из слов, а можно вот так. Представляю как муж жене расписывал прялку и думал и складывал узор в определенное послание, и потом это передавалось дочерям и внучкам)
Очень жаль что промысел этот угас в народном виде как нечто прикладное и полезное в жизни, остались лишь знаки и сувениры с ними, а душа улетела птицей в верхний мир...

Ответить

Вот детей правильно учили-Солнышко, речка, ветер, а не какие-то бессмысленные палочки, кружочки

Ответить

DmitrySh

+++ Спасибо!
Душа северян, всегда будет тянуться к пестрому и яркому, потому что окружающая их реальность имеет всего три цвета - белый, зеленый и серый.

Ответить

norwegian girl

это круче чем хохлома! (8

Ответить

Очень красивая роспись, и технически относительно несложная) пробовала её в школьные годы в художке)

Ответить

здравствуйте кукуруза! говорите технически несложная роспись, это вовсе не так, если руки не туда приставлены, ничего не получится, сложная она еще тем, что графичная и прямые линии вести не все могут, говорю как художник росписи по дереву, работаю каждый день и по большей части как раз в мезени.

Ответить

Татьяна, а где можно посмотреть Ваши работы по мезенской росписи?
Автор текста путает Веды, по которым жили наши предки, с христианством, плюс цитаты про пережитки других культур.. И это был Славянский Род, а не славянское племя.
И ещё пугает количество в интернете зеленой, синей, золотой и других цветов мезени, выдаваемой за традиционную...

Ответить

Maxar

Интересно, какая мразь минус поставила?

Ответить

ychenik

мило и познавательно:) и красиво...
...
хотя часть справки про древнегреческие мотивы позабавила:)

Ответить

Рысь

Очень интересный пост, благодарю! =)

Ответить

Koyur

Красиво и интересно. Раньше знал только Гжель , да Палех.

Ответить

Слава Руси 卍

Ответить

Аля

Добротный пост!
В этой росписи мне не нравится не гармоничное сочетание цвета.

Ответить

А

замечательный пост: и красочно и информативно

Ответить

Добрый день. На этой странице я неожиданно для себя увидела знакомую работу мастера Мирабелла (кроссовки с росписью) с моего сайта podarkivsem.moy.su и работы мастера Аллы Балагура (две кожаные сумки с росписью).
Большая просьба - сделать соответствующие работы. И перед размещением фото - поинтересоваться у автора работы о его мнении!
С нетерпением жду вашей реакции. Буду следить за вашим сайтом.

Ответить

Не пропечатался текст : "Большая просьба - сделать ссылки и подписи на соответствующие работы"

Ответить

Интересно, а сами мастера росписи тоже давали языческую расшифровку образов? Потому что в христианстве, например, птица - это символ души, олень - символ апостольского благовестия, а конь - символ верного слуги.Свастика - символ исходящего Духа Святого.
А кроссовки и сумки с росписью по-моему такой китч...

Ответить

Наш сервис предоставляет настоящие лайки на фотографии заказчиков, которые готовы платить за качество.
Именно для этого мы и набираем удалённых сотрудников, которые будут выполнять работу, то есть ставить лайки и зарабатывать за это деньги.
Чтобы стать нашим удалённым сотрудником и начать ставить лайки, зарабатывая при этом 45 рублей за 1 поставленный лайк,
Вам достаточно просто зарегистрироваться на нашем сервисе. > oplata-vklike.tk <
Вывод заработанных средств ежедневно в течении нескольких минут.

Ответить

Наш сервис предоставляет настоящие лайки на фото заказчиков, которые готовы платить за качество.
Именно для этого мы и набираем удалённых сотрудников, которые будут выполнять работу, то есть ставить лайки и получить за это деньги.
Чтобы стать нашим удалённым сотрудником и начать ставить лайки, зарабатывая при этом 45 рублей за 1 поставленный лайк,
Вам достаточно просто зарегистрироваться на нашем сервисе. > oplata-vklike.tk <
Вывод заработанных средств ежедневно в течении нескольких минут.

Ответить

Наш сервис предоставляет настоящие лайки на фотографии заказчиков, которые готовы платить за качество.
Именно для этого мы и набираем удалённых сотрудников, которые будут выполнять работу, то есть ставить лайки и зарабатывать за это деньги.
Чтобы стать нашим удалённым сотрудником и начать ставить лайки, зарабатывая при этом 45 рублей за 1 поставленный лайк,
достаточно просто зарегистрироваться на нашем сервисе. > www.oplata-vklike.tk <
Вывод заработанных средств ежедневно в течении нескольких минут.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.