Регистрация Вход
Город
Город
Город

Фотографы дореволюционного Томска: Петр Пеньков

Начало биографии Петра Пенькова весьма типично для последних десятилетий XIX века - учеба и работа одновременно, «мальчиком» у мастеровых. Перепробовав разные ремесла, он остановился, наконец, на фотографии. Учителем по этой части был для него В. Е. Коркин - фотограф, имевший ателье в Омске, у почты, и отделение в Томске, в переулке Подгорном, 4 (ныне улица Беленца). По тем обрывочным сведениям, что сохранились до нас, дела учителя шли неплохо, и он через некоторое время перебрался в столицу, а томскую фотографию дал возможность выкупить уже «вставшему на ноги» ученику.




Здесь же следует сказать, что ученицей Коркина была и невеста, а потом жена Петра Никитича - Любовь Петровна. Вот и стали в скромной фотомастерской жить-поживать два симпатичных человека, связанных помимо родственных уз еще и работой, да к тому же творческой. Но было бы заблуждением считать, что все в жизни Петра Никитича шло ровно и гладко.

Начать с того, что, казалось бы, вполне сформировавшийся фотомастер, работающий ничуть не хуже своих коллег, продолжает учиться. На адрес Пенькова приходят журналы по фотографии, изобразительному искусству, причем, не только отечественные, но и зарубежные. Он общается с художниками, у В. Мизерова и С. Голубина - мастеров, известных тогда уже не только в Сибири, но и в России - берет уроки рисунка и живописи. И, естественно, все это находит отражение в работах фотографа. Ощущается поиск, желание уйти от стандарта, сделать каждый снимок таким же индивидуальным, как работа художника.










Но хождение по новым путям чаще приносит неприятности, нежели радости. Ощутил это на себе и Петр Никитич. Коллеги перестали его понимать. Для них идеалом были аккуратненькие, тщательно отретушированные снимки, прорисованные до мельчайших деталей. А Пеньков отказывается от деталей, подчеркивает только то, что считает нужным для эмоционального воздействия на зрителя. Его новшества, как это обычно и бывает, встречают сопротивление со стороны поклонников рутины, ведут к разладу с собратьями по профессии. Не исключение и Любовь Петровна, верный спутник жизни Петра Никитича. Она на стороне большинства и считает, что муж попусту тратит время.

Но как учит нас история (и история искусства тоже), новое рано или поздно пробивает себе путь. Лучше, когда рано. Петр Никитич дождался признания. Оно пришло к нему издалека - с выставок в различных городах, куда он посылал свои работы.




Во-первых, триумф на выставке в Нижнем Новгороде, в 1913 году - золотая медаль за художественную работу «Под впечатлением прочитанного». Затем диплом и золотая медаль за целую серию снимков, среди которых, кстати, был портрет художника М. Щеглова (художник известный, а вот упомянутый фотопортрет пока обнаружить не удаётся).

Красивый диплом и опять же высшая награда - золотая медаль - получены на выставке в городе Вольмаре, Лифляндской губернии.




Но самой высокой, самой почетной наградой для томского фотографа были диплом и все высшие призы - «Гран-При» и золотая медаль, - присужденные ему на международной выставке современного искусства и промышленности в Лондоне в 1914 году. Знак «Гран-при» предназначен для ношения на груди и представляет собой очень красивую вещь с бронзовыми грифонами, с цветной эмалью, и все это на муаровой ленте. Золотая медаль с портретом короля Великобритании Георга V тоже впечатляет, но экземпляр, врученный Петру Никитичу, только условно можно назвать золотым.

Дело в том, что по существовавшим правилам нужно было оплатить стоимость золота, пошедшего на изготовление медали, (а она довольно увесистая), и так как Петр Никитич таких денег не имел, то вполне был удовлетворен бронзовой копией медали.




Он никогда не был богатым человеком. Однако, после революции соответствующие инстанции у него, как у предпринимателя, конфисковали фотоателье. Но заставить уйти из фотографии не смогли.

Творческая натура Пенькова не давала ему покоя. В 20-е годы, в пору борьбы с беспризорностью, в Томске, как и в других городах, работала специальная Детская комиссия, создавались детские дома с производственными мастерскими, где вчерашние беспризорники могли обучаться какому-либо ремеслу. Позже эта организация стала называться Общество «Друзья детей». Вот сюда и обратился Пеньков с предложением услуг по обучению ребят основам профессии фотографа.




Маленькая фотография, до революции принадлежавшая Г. И. Козлову (рядом с Дворцом бракосочетания), была передана Петру Никитичу для организации фотомастерской общества «Друзья детей». Вскоре там был наведен образцовый порядок и организована первая группа ребят, пожелавших обучаться ремеслу фотографа.

Один из учеников Пенькова, Федор Поликарпович Бурый, так вспоминает время учебы: «Мы изучали рисование, химию, историю искусств и собственно фотодело: аппаратуру, оптику, негативные и позитивные процессы, композицию. Был еще один предмет, знание которого Пеньков считал для нас совершенно необходимым – это основы хозяйствования и управления. Мы изучали бухгалтерию, хозрасчет и так далее. Учили нас преподаватели из университета, педагогического института, музыкального училища и другие. Фотодело вел сам Пеньков. Кроме изучения ремесла, Пеньков требовал от нас повышения общего образования. Мы все занимались в вечерней школе. Однако права входа в съемочный павильон мы удостоились лишь на третьем году обучения».

Если учесть, что столь интенсивное обучение продолжалось пять лет, как-то невольно проникаешься уважением к полузабытому слову «ремесло», да и истоки мастерства наших предков становятся более понятными.

Среди учеников П. Н. Пенькова следует еще назвать хотя бы Федю Фирсова - Федора Васильевича, известного в мире кинооператора. Окончив ВГИК, он еще до войны снимал прелестные мультфильмы, затем пришла очередь игрового кино: «Зигмунд Колосовский», «Первая перчатка», «Морской охотник»... Продолжая дело учителя, Фирсов сам имел немало учеников, в том числе в Китае, Польше, Румынии.

А Петр Никитич Пеньков умер в 1956 году и похоронен на Южном кладбище города Томска.

Э. К. Майданюк



Источник: http://elib.tomsk.ru/purl/1-629/

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

aс

с удовольствием прочел, интересно, спасибо:)))

Ответить

Спасибо за пост! Автор - известный томский краевед, и все его публикации всегда сделаны профессионально и интересно.

Ответить

То ли дело сейчас! Купил зеркалку - профессиональный фотограф...

Ответить

Доброго времени суток!
...
Спасибо автору за пост.
...
Отдельно спасибо за ЭБ Пушкинки
...
Отдельно спасибо за краеведческий портал Пушкинки
...
С уважением, soft2010

Ответить

Есть у меня фото родни работы Коркина и Пенькова. Это не "мыльница"!А фотоателье помню. М.б. можно было оставить как памятник? Дом Пеньковых жив, но запущен. Ученик Пенькова Бурый - легенда /был в плету, потом в движении Сопротивления на Нормандских островах! Единственная территория Британии захваченная немцами/.

Ответить

Ну если это то самое помещение возле ЗАГСа справа, то на этом месте сейчас Академия фотографии. Место намоленное)))

Ответить

Спасибо за пост! Сам коренной томич , а многого не знаю.Очень познавательно.

Ответить

Интересно. Спасибо. +.

Ответить

        Владимир Фёдоров

Мой прадед и прабабушка фотографировались у Коркина. Есть ли у вас фотография самого Коркина, здания фотографии или еще какие нибудь фото на эту тему?

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.